Настройка фортепьяно

  • Автор темы Автор темы MAME
  • Дата начала Дата начала

MAME

Well-Known Member
5 Ноя 2018
3.273
1.651
113
Здравствуйте!
Имею замечательное фортепьяно "Волга". Очень захотелось поиграть, да и записать чего нибудь последнее время погружаюсь в музыку больше

Проблема в том что сильно поплыл строй(уже давно) , а как говорит моя мама человек который приезжал его настраивать лет 15 назад , сбил строй.
А так как наша семья часто устраивала посиделки за инструментом было решено фортепьяно настроить под аккордеон- что собственно настройщик и сделал.

Знакомых настройщиков у меня нет, да и объявлений не очень то и много по городу где я живу
Вопрос- можно ли настроить фортепьяно самому по тюнеру?
У меня есть микрофон измерительный и софт- попаду ли я в 440 по приборам?
Спасибо!
IMG_1559.JPG
 
@MAME, есть программные тюнеры. Платные и бесплатные. ХЗ что получится, но кое-какой инструмент в любом случае нужен - заглушка, что б пачка вся не звучала, и ключ, как минимум.

Например:

 
  • Like
Реакции: MAME
Да, попадешь. Если сейчас на пол тона ниже или больше, ставь 445-448 для первой настройки. И будь готов настраивать раза 3. Можешь скачать с 4pda DAtuner, он неплохо с ф-но работает и в нем есть режим расширения stretch, можно ставить максимальный.

Для заглушки можно использовать пластиковую трубку диаметром 7-10 мм. вырезать только надо ножницами, чтобы вставлять между струнами.
 
  • Like
Реакции: PianoIst и MAME
@MAME, во, кстати, руководство по самостоятельным мучениям:

 
  • Like
Реакции: MAME
Там кроме программ и ключа какой-то всё же навык нужен. Ключом работать надо уметь, и слуховой контроль необходим.. вообщем, если результат нужен, лучше настройщика поискать. Ещё поди и с механикой повозиться придется.
 
  • Like
Реакции: MAME
Сейчас почитаю, сделаю общий вывод
Крутить ключом умею, слух вроде как то есть, как то и нет)))
Тюнеры которые рекомендовали-на андройд (надо искать на IOS) или доставать из старых запасов андройд...(хотя я хотел проделывать всю работу с помощью PC)..
Попробовать по крайней мере стоит-но без фанатизма
Если будет получатся -продолжу, нет то тогда буду искать мастера
 
Мне приходилось самостоятельно настроить пианино без какого-либо опыта раньше. Пианино досталось на халяву, оно было изрядно расстроено, и вдобавок предыдущий настройщик вероятно настраивал его на полтона ниже скорее всего по той причине, что строй держался плохо. Люди, умеющие настраивать профессионально, вам возможно еще ответят, а пока я напишу свой небольшой опыт:
1)Вам однозначно понадобится нормальный настроечный ключ. Желательно не квадратный, а 8-гранный, и с длинным рычагом. Еще нужны резиновые клинья для заглушки струн. Проще всего купить готовый набор в музыкальном магазине.
2)Важно, чтобы вирбельбанк (доска, куда вставляются колки-вирбеля), был не пересушенным и держал строй. Сейчас только что было лето, отопительный сезон не начался, и есть надежда, что влажный летний воздух привел вирбельбанк в рабочеее состояние. Но может и все печально быть.
3)Нормальные настройщики обычно работают на слух без приборов. И это правильно, поскольку настройка фортепиано - путь многочисленных компромиссов. Но мне софт все-таки помог. Рекомендую Pianolab. Специально сделанная программа, которая показывает не только частоту основного тона, но и частоты обертонов.
4)Возможно вы удивитесь, но у струн ф-но есть существенная негармоничность, т.е. частоты гармоник-обертонов не совсем кратны основной частоте. А настройка делается по биениям. Например, отсутствие биений между Ля первой октавы и ля второй октавы означает, что вторая гармоника Ля1 совпадает с основным тоном Ля2, и в реальности основной тон Ля2 будет равен не 880Гц, а немного выше. И наоборот, в более низких октавах настроенные ноты будут звучать с частотой немного ниже математически расчитанной. И чем ближе к краям, тем сильнее отклонения. Кривая этих отклонений называется кривой Рейлсбека.
5)Поэтому если просто по прибору натянуть все струны по математически вычисленной частоте, пианино будет звучать, как плохо настроенное.
6)Я в итоге так делал: по программе выстроил только первую октаву, а дальше влево и вправо только на слух по биениям октава за октавой. Причем надо проверять, как звучат не только одинаковые ноты в соседних октавах, но и через одну, две или три октавы. Также надо проверять все кварты и квинты. Все должно быть либо без биений, либо хотя бы с совсем медленными биениями (0.5Гц).
7)Большая часть нот еще ведь и не по одной струне содержит, а по две или три., т.е. хор. Поэтому сначала настраиваем одну струну ( я обычно среднюю), а потом левую и правую. Лишнюю струну надо как раз глушить резиновым клином.
8)Самым сложным для меня было настроить верхние октавы. Там струны короткие, почти палки, звучат шумно, и довольно тяжело их состраивать. Басы настраивать тоже непросто, но приноровиться легче.
9)Если вам надо сильно тянуть строй, как, например, пришлось мне (на полтона), то готовьтесь к тому, что некоторые струны могут порваться: советские струны из очень высоуглеродистой стали, и вдобавок, дает себя знать усталось металла со временем. Мне пришлось перетягивать аж 4 струны, что само по себе отдельное "удовольствие". Новые струны были импортные, и надо сказать, они были из более мягкой стали.


Инструмент в итоге у меня стал вполне играбельным, но прошел год, и уже явно надо подстраивать снова.
Вывод мой в итоге такой: самостоятельная настройка без опыта - занятие любопытное, но для любителей некоторого творческого мазохизма. Если хочется быстро и хорошо, то проще заплатить нормальному профессиональному настройщику. Помимо собственно настройки он постарается еще и обеспечить ее стабильность. Возможно, подобьет вирбеля, что-то заменит, сделает интонировку молоточков, и просто проведет экспертизу.
 
Последнее редактирование:
Крутить ключом умею,
Точно умеете? Ну, на всякий случай: нужно прикладывать _только_ вращательное движение и в нулевой степени на изгиб/излом колка. И всё время искать положение руки, при котором прикладывать такое усилие будет естественно. Если первый урок настройки проходить под присмотром мастера, то через полчаса будет настроено всего пять-шесть клавиш, а рука начнёт отваливаться с непривычки. Если же за этим не следить, то строя не будет никогда — колок будет медленно возвращаться в центральное положение и опускать струну.

Немецкие пустотелые (лёгкие) ключи не зря производят, они тыщ по тридцать стоят. Хотя казалось бы...
 
@MAME, у меня сильное ощущение, что самому не получится. И будет столько гемора, что намного проще будет пригласить настройщика. Я бы сам точно не взялся бы, только в безысходной ситуации, так как видел как настройщики работают, это не для любителей занятие.

Вспоминается бессмертное:
- Вы умеете играть на скрипке?
- Не знаю, еще не пробовал.
 
  • Like
Реакции: dromax, Long и MAME
Мне приходилось самостоятельно настроить пианино без какого либа опыта раньше. Пианино досталось на халяву, оно было изрядно расстроено, и вдобавок предыдущий настройщик вероятно настраивал его на полтона ниже скорее всего по той причине, что строй держался плохо. Люди, умеющие настраивать профессионально, вам возможно еще ответят, а пока я напиушу свой небольшой опыт:
1)Вам однозначно понадобится нормальный настроечный ключ. Желательно не квадратный, а 8-гранный, и с длинным рычагом. Еще нужны резиновые клинья для заглушки струн. Проще всего купить готовый набор в музыкальном магазине.
2)Важно, чтобы вирбельбанк (доска, куда вставляются колки-вирбеля, была не пересушенная и держала строй. Сейчас тольоко что было лето, отопительный сезон не начался, и есть надежда, что влажный летний воздух привел вирбельбанк в рабочеее состояние. Но может и все печально быть.
3)Нормальные настройщики обычно работают на слух без приборов. И это правильно, поскольку настройка фортепиано - путь многочисленных компромиссов. Но мне софт все-таки помог. Рекомендую Pianolab. Специально сделанная программа, которая показывает не только частоту основного тона, но и частоты обертонов.
4)Возможно вы удивитесь, но у струн ф-но есть существенная негармоничность, т.е. частоты гармоник-обертонов не совсем кратны основной частоте. А настройка делается по биениям. Например, отсуствие биений между Ля первой октавы и ля втрой октавы означеет, что втроая гармоника Ля1 совпадает с основным тоном Ля2, и в реальности основной тон Ля2 будет равен не 880Гц, а немного выше. И наоборот в более низких октавах настроенные ноты будут звучасть с чатотой немного ниже математически расчитанной. И чем ближе к краям, тем сильнее отклонения. Кривая этих отклоненений называется кривой Рейлсбека.
5)Поэтому если просто по прибору натянуть все струны по математически вычисленной частоте, пианино будет звучать как плохо настроенное.
6)Я в итоге так делал: по программе выстроил только первую октаву, а дальше влево и вправо только на слух по биениям октава за октавой. Причем надо проверять, как звучат не только одинаковые ноты в соседних октавах, но и через одну, две или три октавы. Также надо проверять все кварты и квинты. Все должно быть либо без биений, либо хотя бы с совсем медленными биениями (0.5Гц).
7)Большая часть нот еще ведь и не по одной струне содержит, а по две или три., т.е. хор. Поэтому сначала настраиваем одну струну ( я обычно среднюю), а потом левую и правую. Лишнюю струну надо как раз глушить резиновым клином.
8)Самым сложным для меня было настроить верхние октавы. Там струны короткие, почти палки, звучат шумно, и довольно тяжело их состраивать. Басы настраивать тоже непросто, но приноровиться легче.
9)Если вам надо сильно тянуть строй, как, например, пришлось мне (на полтона), то готовьтесь к тому, что некоторые струны могут порваться: советские струны из очень высоуглеродистой стали, и вдобавок, дает себя знать усталось металла со временем. Мне пришлось перетягивать аж 4 струны, что само по себе отдельное "удовольствие". Новые струны были импортные, и надо сказать, они были из более мягкой стали.


Инструмент в итоге у меня стал вполне играбельным, но прошел год, и уже явно надо подстраивать снова.
Вывод мой в итоге такой: самостоятельная настройка без опыта - занятие любопытное, но для любителей некоторого творческого мазохизма. Если хочется быстро и хорошо, то проще заплатить нормальному профессиональному настройщику. Помимо собственно настройки он постарается еще и обеспечить ее стабильность. Возможно, подобьет вирбеля, что-то заменит, сделает интонировку молоточков, и просто проведет экспертизу.
Спасибо за развёрнутый ответ! Много полезного
 
Точно умеете? Ну, на всякий случай: нужно прикладывать _только_ вращательное движение и в нулевой степени на изгиб/излом колка. И всё время искать положение руки, при котором прикладывать такое усилие будет естественно. Если первый урок настройки проходить под присмотром мастера, то через полчаса будет настроено всего пять-шесть клавиш, а рука начнёт отваливаться с непривычки. Если же за этим не следить, то строя не будет никогда — колок будет медленно возвращаться в центральное положение и опускать струну.

Немецкие пустотелые (лёгкие) ключи не зря производят, они тыщ по тридцать стоят. Хотя казалось бы...
Я недавно видел (на известной всем барахолке) ключ за 30over тысяч рублей..Не стал читать описание, но был удивлён ценником (думал с историей моежет)
Казалось бы обычный четырёхгранник на сужение..
Я как то пытался подтянуть струну обычной (автомобильной) трещёткой с головкой на 7 или 8-в итоге получилось неплохо...
 
Сейчас не строят по 1-2 струны в хоре (на 2 +- 1 ноты в октаве) ...
Попробую их вытянуть в унисон потом буду измерять ЛЯ на какой частоте..Сразу сбивать всё не буду

С механикой мне кажется проблемы есть так как видел какие то доработки в прошлый раз подстройки пары струн...
Скину фотографии как начну процесс

Самое страшное для меня -получить струной по лицу при настройке...(если порвётся)
 
Казалось бы обычный четырёхгранник на сужение..
Восьмигранник. Четырёхгранные самоделки от соседа-слесаря, надеюсь, навсегда канули в лету — при нынешней-то доступной цене на китайцев.
Самое страшное для меня -получить струной по лицу при настройке...(если порвётся)
Нулевые шансы, если у вас не близорукость -9 и вы буквально не суёте нос в механику. И даже при таком раскладе...
 
  • Like
Реакции: MAME
прикладывать _только_ вращательное движение
На себя тянуть очень даже можно, и даже полезно. Нужно понимать физику струн, когда тянешь на себя система стабилизируется, т.к. струна тянет вниз, а колок стремится вернуться в центральное положение. Конечно, это все микродвижения для чистовой подстройки.

Струны рвутся редко. Либо когда ошибаешься и тянешь не ту струну (с новичками бывает), либо когда струны хрупкие, уставшие. Если попалось такое пианино, надо очень плавно работать, что не гарантирует... Если порвется струна в верхнем регистре, не беда, стальная проволока с рынка близкого диаметра отлично подойдёт. А если басы, это сложнее. Самому можно изготовить но несколько часов уйдет, плюс поиск материалов.
 
  • Like
Реакции: MAME
Оставлю тут на будущее

Если вы еще почитаете-посмотрите, то обнаружите, что между настройщиками происходят реальные непримиримые споры, например, на тему: как укрепить строй. Кто-то вставляет прокладки, кто-то канифоль, а кто-то ругает таких последними словами. В частности, товарища из данного видео часто подвергают критике.
 
  • Like
Реакции: MAME
товарища из данного видео

Товарищ из видео чайник, зря он стал видео делать, переоценивает себя.

Но наждак рабочий метод. Для мелкого ремонта применимо. А если у тебя хороший инструмент, в котором все колки перестали держать (это брак, ошибка фабрики, такое бывает редко), то ремонтировать его наждаком было бы неправильно, а правильно ставить колки большего размера.
 
  • Like
Реакции: MAME
Товарищ из видео чайник
Товарищ из видео не чайник, а просто живёт в безнадёжной провинции — в городе Уральске в Западном Казахстане. (Есличо, я в курсе почти всех настройщицких срачей.) Замена колков по кругу в Москве (запчасти + работа) — 20-25 тыр, лоху могут и больше объявить. Для многих музыкантов из провинции это неподъёмные деньги. А тут человек хоть как-то пытается помочь...
 
Последнее редактирование:
Честно говоря, мне всегда удивляла ата конструкция в ф-но, где колки просто на трении вставлены в доску. Что-то типа червячного механизма как у гитар было бы удобнее, строй бы держался лучше, и не было бы столь сильной зависимости от влажности воздуха. Хотя, конечно понимаю, что по механизму на каждую из двухсот с лишним струн было бы и сложно и дорого.
 
  • Like
Реакции: MAME
Честно говоря, меня всегда удивляла
Меня удивляет, почему до сих пор не придумали штуку, которая сама настраивает. Представляю, входят два амбала-настройщика (они же — фортепианные грузчики), тащат с собой агрегат килограмм под восемьдесят, надевают пневмовертушки на каждый из колков, вводят, по желанию хозяина, частоту A4 и способ темперации, нажимают кнопку и идут курить минут на двадцать ;) Встроенный компьютер сам анализирует не-гармонизмы, правит шкалу, проверяет большие терции... ;)

На самом деле, многослойная разнонаправленная древесина вирбельбанка, если из правильных пород сделана, хорошо высушена и склеена — достаточно надёжный и проверенный временем способ держать строй. Вот только на глаз отличить правильный вирбельбанк от неправильного практически невозможно, да и усилиями зелёных все заготовки «дерева» переместились в Индонезию и прочий индокитай — поди их проконтролируй.
 
  • Like
Реакции: user811, MAME и Antonio
-- Как-то все дружно забыли, что настраивается не только основной тон, но и благозвучность гармоник.
А "настройка" по тюнеру - это, вообще-то, цвиковка. От которой до настройки ещё, мягко говоря, далековато...
 
  • Like
Реакции: MAME
@user811, Конструкция фортепиано развивалась сотни лет и давно достигла совершенства. Может и на скрипке червячный механизм надо? )

@Long, качество настройки это во многом дело вкуса. В 99% случаев у клиента этого вкуса просто нет, он не знает, что ему надо и что ему нравится, он думает что бывает только "хорошо" и "не хорошо".

Поэтому я всем советую установить pianoteq и поиграться с модулем настройки, чтобы хоть примерно представлять, как бывает...
 
  • Like
Реакции: CUBANOID, Alx_g и MAME
Как-то все дружно забыли, что настраивается не только основной тон, но и благозвучность гармоник.
Да вроде как я как рас про это и написал в длинном тексте. Мы когда ищем минимум биений между нотами из двух октав, то как раз находим совпадения частот второй гармоники нижней ноты и основного тона верхней. А может, и более высокие гармоники в процессе участвуют: это ведь на слух делается. Воообще, если спектр фортепианной струны посмотреть, то в большинстве нот амплитуда второй гармоники даже выше амплитуды основного тона. А в самых нижних басах так и вообще основной тон в спектре фактически отсутствует (в струне он есть, конечно, но дека уже акустически не воспроизводит).
 
Последнее редактирование:
Меня удивляет, почему до сих пор не придумали штуку, которая сама настраивает.
Для гитары такие девайсы есть, и даже настраивают вполне терпимо. Только настройка гитары - все-таки на несколько порядков более простой процесс. А автонастройщик для ф-но наверно стоил бы дороже самого ф-но. Чего только стоили бы 200 с лишним моторов с редукторами.
 
  • Like
Реакции: Aleksandr2 и dr-music
  • Like
Реакции: user811 и MAME
А вот такой вопрос интересовал: как люди с абсолютным слухом терпят звук фоно с его частотным разбеганием по краям? И как учитывается этот факт для произведений фортепиано с оркестром? Партии ф-но и остального разделяют по времени? Скрипачи подстраиваются под рояль? Или все эти отклонения столь незначительны, что не так и важно?
 
@user811, Фортепиано настроено в равномерно-темперированном строе, что само по себе уже есть фальшь, просто равномерно размазанная по диапазону, иначе бы можно было играть только в одной тональности. "Разбегание по краям" (кривые Рейлсбека) это еще дополнительно к РТС, но это уже психоакустика, так что беспорядка не добавляет.

И оркестр действительно фальшивит из-за разного строя инструментов, но в допустимых размерах. Струнные, вокалисты и некоторые духовые подстраиваются, интонируют. Есть люди с особо острым слухом, не обязательно абсолютным, кстати, которым трудно слушать оркестровую музыку.

Давно уже пытаются как-то преодолеть этот недостаток (напр. проект Hermode tuning), но похоже оно просто того не стоит. Для массового слушателя оно не принципиально. Есть специальные грифы для гитар, с кривыми ладами, которые компенсируют фальшь, но также, особо широкого распространения не получили.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Aleksandr2, Long и Antonio
piano tuner — самая передовая штука.
Правда, я осознал, что кварта-квинтовая настройка с поддержкой терциями для первых 3-4 настроек работает лучше и быстрее, т.к. всё равно в процессе пианино сползает заметно.

Порекомендовал бы книгу Наше Пианино Хохрякова: отличное пособие «для отца семьи с ребёнком-пианистом», рассказывает, как с бюджетом 1000₽ привести в порядок инструмент.

 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают