Касаемо Византийской традиции
[отуреченные греки]
не всё просто, но совсем уж не для этой темы.
Конечно, не просто. И не только не для этой темы, не для этого форума. Начнём сравнивать духовную музыку времён И. Грозного и более позднюю «окатоличенную», чьи-нибудь религиозные чувства будут задеты, и понесётся... душа в рай, а тело в бан.
Европейцы сохранили только диатонические лады от греков, а сами греки, вместе с жителями Малой Азии, сохранили и развивали и хроматические, и энгармонические лады. У
Ю.Н.Холопова есть об этом. У кого нет наслушанности музыки в этих ладах, у того и «там нет нот, не надо нам такого».
Я сам в греческую и киприотскую музыку (в светскую, но не в попсу) капитально вляпался в середине 90-х. Как многие помнят, в России всё довольно «весело» было в то время. А греки-киприоты обнаружили, внезапно, что русские домры и балалайки это вроде как те же родные базуки, только их — у, бляя! — семьдесят человек! Несколько раз они вывозили к себе совсем подешевевший оркестр им. Осипова (ещё во времена Н.Н.Калинина), и там у себя на стадионах проводили многочасовые концерты со этими их бесконечными медленными (на наш слух) песнями. Кстати, стадион подпевал очень часто, для них, аборигенов, ничего сложного в этой музыке нет.
Как слухач, я снял за сотню диктантов их песен (для нескольких оркестровщиков), и с десяток партитур сам расписал. С тех пор, по нескромности своей, считаю, что я в теме.