Пишу здесь, хотя пока ещё и не новость. Обращаюсь к тем, кто хорошо знает Контакт (я — плохо) и владеет народными инструментами Ефимова. Надеюсь, пост не пропустят те, кто может потратить сколько-то времени на нижеописанную проблему.
Пока ещё не новость: в нотном редакторе Дорико в ближайшей версии будет редактор инструментов. Мне в бета-версии удалось добиться того, чтобы октавно-транспонирующие инструменты (балалайка альт, альтовая домра, балалайка контрабас) «участвовали в транспонировании». Например, балалайка альт в Concert Pitch рисуется в малой октаве, а Transposed Pitch— в первой. Это удобно, когда пишешь для соответствующей группы инструментов. При этом, вбивая ноты, я играю в правильной октаве по звучанию, а при копировании материала из другого инструмента октавы не путаются, малая октава всегда остаётся малой и по игре, и по звучанию. Хотя записывается в Concert/Transposed Pitch по-разному, в соответствии с правилами.
Так вот, проблема. В октавно-транспонирующих инструментах Ефимова транспорт уже заложен: например, чтобы звучала малая октава (например, у альтовой домры), я должен играть в первой. И это становится логистическим кошмаром: мало того, что Concert Pitch и Transposed Pitch в партитуре внешне не отличимы, не знаешь где находишься (транспонирование октавное, и потому такого индикатора, как смена ключевых знаков, например, у трубы, нет), так ещё и неким отдельными инструментами (ефимовскими октавно-транспонирующими) приходится играть не в той октаве, а при копировании с другого инструмента – сразу транспонировать.
В DAW (Кубейсе) я бы просто поставил на трек транспозицию на октаву. Однако в нотном редакторе такой опции нет и, вполне справедливо, не будет. Замечу, что наличие такой транспозиции не было бы достойным решением проблемы. Сегодня я хочу озвучивать Ефимовым, а завтра расхотел. И те же самые уже набранные ноты из-за установленной транспозиции (если бы она была) стали бы неправильно проигрываться при помощи Нот Перформера или Халион Соника. При обмене проектами между пользователями, у одного из которых Ефимова нет, но есть потребность озвучить партитуру хоть чем-то, проблема встанет в полный рост.
Так вот. Возможно ли домашними средствами отредактировать и сохранить отдельно ефимовские патчи так, чтобы все звуки переехали в правильную октаву (правильную по звучанию), а кей-свитчи сдвинулись на свободное место? Или нужно писать автору библиотек и умолять добавить партитурные патчи? (Не проверял, но, возможно, у балалайки-контрабас кейсвитчи просто на октаву не сдвинешь, придётся их переносить наверх.) Все ручки Transpose я уже покрутил — не, так просто не получается. (Я плохой знаток внутренностей Контакта, мог и не найти правильную крутилку). Игровой диапазон находит на кей-свитчи и всё это перестаёт работать.
P.S. Не хотелось бы обсуждать эту проблему в теме новостей. Кому есть что сказать, давайте перейдём в ветки про Дорико, Контакт или Ефимова. Без разницы, куда.