Существует же мнение что математическая грамотность в искусстве несколько приземляет, ставит в рамки
Существует мнение, что чем уже русло реки, тем мощнее поток. А ещё есть мнение, что без математической грамотности можно только шалаш или мазанку построить, а небоскрёб, концертный зал или собор — не-а.
У кошечек и собачек С романами, симфониями и монументальными полотнами (с любой более-менее крупной формой) примерно так же. Вдохновение, если вообще существует, слишком коротко, его только на то и может хватить, что куплетик песенки сочинить. Все остальное требует грамотности, умения считать и хотя бы минимальной осведомлённости о том, как умели считать предшественники.
Супер таланту даже в гнесинке делать нечего. Им там скучно. Гнесинка ничему его не научит. Его слова.
Вы умышленно или неумышленно (сиё мне неведомо) подгоняете слова Валерия Степанова из недавнего интервью под своё мировоззрение. Валерий максимально деликатно (и не один раз) сказал в беседе с этим довольном тупым гитарным существом о том, что путь в Гнесинку был
не его путь, что каким-то другим музыкантам он наверняка подошёл бы, да и подходит, но
лично для него этот выбор оказался ошибочным. Ни разу он не сказал том, что предлагаемый курс обучения не нужен вообще (и, в частности, что не нужен «суперталантам»).
Кстати, совсем не факт, что спустя время у Валерия не произойдёт переоценка. Жизнь — штука нелинейная. Он же совсем не дурак, да и семья дала ему возможность понять что-то о музыкантской жизни раньше, чем до этого дойдут (если дойдут) его одноклассники. Валерий несомненно одарённый музыкант, и не в последнюю очередь он одарён нейро-физиологически — у него очень быстрая связь мозга с пальцами, что даёт ему возможность легко осваивать новые инструменты. Освоить новый тип моторики для него вообще не проблема. Однако то, что он нынче делает, больше похоже на фокусы: я и так могу, и вот так, и как этот, и как тот парень, и как позавчера играли, и как вчера, и еще на укулеле, басовой домре и сякухати. А где сам Валерий? А его самого пока что и нет. Возможно, пройди он консерваторский композиторский курс с правильной установкой на обучение, то композиторско-технический кругозор у него был бы и пошире — кругозор до сих пор мало кому мешал. Просто это могло бы помочь быстрее найти себя. [В этом смысле чем-то схож наш Архиповский-балалаечник: потрясающий виртуоз, отличный парень, скромняга-трудяга, во времена учёбы прогулявший, кажется, все лекции по всем теоретическим предметам. Ну, вот ему уже заметно за 50, а из рамок лиричного клоуна, который не стесняется в седые годы класть балалайку себе на загривок, продолжая при этом умопомрачительно тэпить флажолетами, он так и не вышел.]
Правильная же установка примерно такая (упрощённо, разумеется). В консерватории учат писать фуги не для того, чтобы человек именно их потом всю жизнь и писал — это путь тупых. Учат затем, чтобы уметь в очень строгих рамках выразить себя. Да, учат на примере композиторских школ прошлого. И именно потому прошлого, что те эпохи ушли, они отстоялись и откристаллизовались, потому что найденные в те времена музыкальные законы нашли свою завершённую форму (после обретения завершённой формы — она же совершенная форма — эпоха просто обязана смениться). Пока эти школы были в процессе становления, там были и неудачи, и неверные заходы, и споры, и соревнования, и ревность, и выскочки-временщики — всё было.
В науках об искусствах, т.е. об искусственных мирах всё точно так же, как в биологии — науке о мире естественном: всё, найденное учёными, не имеет почти никакой предсказательной силы, а только объясняет уже состоявшееся. Куда завтра повернёт эволюция, ни один биолог-не шарлатан не скажет. Точно так же в любом искусствоведении — никто не скажет, какие -исты и -измы, какие техники композиции и подходы к музыкальному времени будут завтра интересны и востребованы. И ждать от академического образования, что там научат актуальному... А вот просто глупо. Какое же оно актуальное, если уже вошло в ВУЗовскую программу? Думать — помогут научиться, и если талант ученика соразмерен таланту учителя, взять можно очень много.
Учат фугам, как у Баха, учат полифонии строгого письма, как у Палестрины, учат расширенной тональности, как у Рахманинова, учат всем «авангардным» техникам — чтобы у музыкального новобранца был шанс не потратить полжизни на изобретение велосипеда. Валерий отказался от этого? Ну ОК, чо. Удачи ему, попутного финансового ветра и м
оря лайков. Как универсальный сессионщик он просто не может оказаться невостребованным, а большего пока и не проглядывается.