Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
В режиме сетап сначала добавить третьего исполнителя с инструментом (это, как я понял, сделано). Там же, выделив фрагмент, где исполнитель не нужен, снять с него галочку в левой панели. В вашем случае это придется сделать со всеми фрагментами (можно их выделить вместе), кроме того единственного, где три исполнителя.
Я немного другое имел ввиду. Есть в дорико возможность указать фиксировнное количество вмещаемых систем на странице по вертикали. Так как весь сборник состоит из двух нотоносцев на систему, то я указал оптимальное количество этих систем - 5. Если я добавляю фрагмент с тремя нотоносцами на систему, то она выглядит очень ужасно сжатой по вертикали, всё налезает друг на друга. Тому есть необходимость указывать количество вмещаемых по вертикали систем произвольное для каждого фрагмента а не для всех фрагментов одинаковое значение.
 
1) Engrave. Справа идут раскрываемые секции — Page, Master Pages, Flow Headings. Нам нужна последняя секция, раскрываем ее, дабл-кликаем по рисунку. Перед нами шаблон для всего документа Дорико.
2) Слева выбираем инструмент Frames, рисуем в нужном месте текстовый фрейм ('abc' который, зеленый), выравниваем относительно названия фрагмента и края страницы. В текстовый фрейм вставляем токен {@flowComposer@} (для композитора фрагмента). Если нужно, добавляем сюда еще токены (для Lyricist, Arranger, etc.) или создаем для них отдельные фреймы.
3) Apply, Close.
Если так сделать, то по вертикали заголовки будут располагаться автоматически сразу после окончания предыдущего фрагмента, не зависимо от того, это ближе к верху, к низу или к середине по вертикали?
Есть где список всех токенов с русским описанием?
 
Есть в дорико возможность указать фиксированное количество вмещаемых систем на странице по вертикали. (...) для каждого фрагмента а не для всех фрагментов одинаковое значение.
Насколько я понимаю, нет, эта опция не привязана к Flow. Она может быть отдельной для каждой Раскладки, но только на весь Документ. Но что вам мешает использовать Insert Frame Break (Shift-F) и Make into Frame там, где это требуется?
Я ни разу еще не использовал «фиксированное количество систем на странице» только потому, что у меня 99% времени оркестр, там лишь изредка две системы помещаются на странице.

Если так сделать, то по вертикали заголовки будут располагаться автоматически сразу после окончания предыдущего фрагмента, не зависимо от того, это ближе к верху, к низу или к середине по вертикали?
Есть где список всех токенов с русским описанием?
Заголовок отрывка (Flow Heading) будет располагаться перед началом нового отрывка, где бы отрывок ни начинался. Он так у вас уже и делает, просто в нем не был настроен показ композитора.
Токены названы так, чтобы никакого описания на русском и не требовалось. Основные есть в файле Горячие клавиши для Дорико 1.2 (см. пост #35 в этой ветке). Но, поскольку Дорико 3 уже почти объявлен, то мне уже почти можно сказать: в D3.0 все токены можно будет вставлять, не думая о синтаксисе. Что, конечно, гораздо удобнее. Я к тому это пишу, что, если вы готовы обновляться, то учить синтаксис токенов поздновато :)

С русским языком, похоже, следует ждать плохих новостей, но об этом сообщит тот, кто намного более лучше меня в курсе.
 
Последнее редактирование:
Большие новости от Дорико: стрим на ютьюбе Thursday 5 September at 2pm BST (сегодня в 16:00 по Москве).
 
Последнее редактирование:
Заголовок отрывка (Flow Heading) будет располагаться перед началом нового отрывка, где бы отрывок ни начинался. Он так у вас уже и делает, просто в нем не был настроен показ композитора.
Не знаю почему, но у меня не показывает никакого заголовка при импорте нового фрагмента. Импортированный фрагмент располагается сразу после предыдущего, но вообще без заголовков. Может какие настройки мешают? Может фиксировнное количество систем на странице, которое не позволяет разместить заголовоки?

Но, поскольку Дорико 3 уже почти объявлен...
Можно немножко подробностей об этом?
 
Последнее редактирование:
Можно немножко подробностей об этом?
Под подпиской я. Через несколько часов все объявят в стриме (см. пост выше). Пожалуйста, не торопите ни меня, ни Вадима.
Я обещаю сделать несколько постов с кратчайшим описанием кое-чего нового, чтобы сократить дорогу изучающим. Пока все.
Импортированный фрагмент располагается сразу после предыдущего, но вообще без заголовков.
Нашел, кажется. Посмотрите здесь: Ctrl-Shift-L (свойства Раскладки) ► Page Setup ► Flows ► Show flow headings. Скорее всего, у вас выбрано 'Not for this flow'.
 
Последнее редактирование:
Пробной версии действительно не будет или это маркетинговый ход конём?
 
Эпизод с отвалившимся логотипом (смотреть от 1h 02' 55") теперь будут долго смаковать! Дэниэл же и глазом не моргнул — a true Brit.

А кто-нибудь еще заметил невероятный косяк в районе 20'46"? Или мне надо свой sniper' eye выколоть, чтобы другим жизнь не портить? Для злопыхателей — просто подарок.
Пробной версии действительно не будет или это маркетинговый ход конём?
Дык она же всегда чуть позже появляется. И вроде как обычно даже объявляют дополнительно в рассылке.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: ecosoft
А кто-нибудь еще заметил невероятный косяк в районе 20'46"?
Ну да, лаг, но на "невероятный косяк" он не тянет :) Партитура немаленькая, и функционал насыщен методами (программная концепция), ну и ноут может не тянуть.
Дэниэл же и глазом не моргнул — a true Brit.
:) Нет, англичанин тут не при чём. Обод уже падал до съёмки видео.
 
на "невероятный косяк" он не тянет
В контексте очень важной презентации — тянет. Так-то, конечно, мелочь. Да это и не ошибка алгоритма, а наборщик сам зафигачил флейте неисполнимое. Набирал-то он на одной строке пару флейт, ибо так удобнее, и только потом раскидывал на две строки, чтобы продемонстрировать конденсацию. Один такт забыл раскидать...
И все же жаль, что нельзя писать на одной строке сразу. Расширенная каретка — бомба, но место на экране она не экономит. Может, версии через три научат компьютер хоть чуть-чуть соображать. Дориканцы пробовали и такой подход, но из-за гигантского уже существующего нотного разнообразия пришли к выводу, что придумать алгоритм, учитывающий все, невозможно. Можно сказать, вовремя остановились.

Тут еще подтекст есть. Финале — мертвец, после выхода Д3.0 это можно уже констатировать смело, никто и спорить не будет. (Ну просто факт: пользователи Финале en masse переходят на Дорико.) А вот со стороны пользователей Сиба хейтеров как грязи, они раньше D4.0 белый флаг поднимать не собираются (многие даже мысли не допускают, что такое может случиться). Хейтеров и просто троллей. Ситуация-то понятна: появляется нотатор-киллер, какие-то люди уже перешли на него, освоили и освоились. А вдруг мы отстаем? Не, не может быть! Ну и вперед — троллить и хейтить.
 
Последнее редактирование:
Ну и вперед — троллить и хейтить.
Хейтить - с этим понятно, здесь нужно "такую личную неприязнь испытывать, что кушать не могу" (с). А вот с троллингом расплывчато. В настоящее время понятие критики часто заменено на троллинг. Любую, даже конструктивную критику, примут в штыки, а высказывающего ту самую критику обзовут троллем. Как вывод: всегда найдётся миллион доводов оправдать себя, значит критика бессмысленна?
 
а высказывающего ту самую критику обзовут троллем.
Сейчас мы с тобой не спеша, но верно превращаемся в моралфагов, коих и без нас на форуме пруд пруди! :))

Есть же интонация.

«Какого черта вы мне до сих пор не сделали <subj>?» — так ведь теперь не стыдно обращаться?

«А у нас в квартире газ, и эту фигню мы делаем на клац-клац, а вы — тупые, у вас нужно клац-клац-клац-клац-клац» — и пофиг на то, что короткий дабл-клац рождает уродство.

«Сделайте как в <software X>, я так уже привык, нехер изобретать велосипед!» — так ведь тоже теперь можно? Мама не поругает, что стесняться-то. Сколько было просьб от финалистов сделать раскладку длительностей нот как в Финале — хотя бы как опцию! (Дико сложно переучиваться, когда ритмические единицы сдвинуты на один шаг: цифра 5 в Финале это четверть, в Дорико — восьмая, и т.д., я до сих пор иногда ошибаюсь. А еще часто пытаюсь зумить как в Кубейсе...) Ну и где сейчас Финале? Думаю, что Дэниел с его амбициозностью еще несколько лет назад хорошо понимал (ну, или имел уверенную надежду), что Финале падет очень быстро. Программа-ветеран, как-никак, не очень много чести победить старика. Но и сохранять традиции «времен Очаковских и покоренья Крыма» — на долгой дистанции может дорого выйти.

Впрочем, на войне как на войне. Меня-то СИБилянты мало беспокоят, на случай встречи с ними я себе уже отрастил достойный деэссер... :p
 
Последнее редактирование:
Тут вот один товарищ усиленно нахваливает функционал. Но только на данный момент, насколько я понимаю, в дорико экспрешн мэпы - отдельно, а символы - отдельно, и никак не связаны друг с другом, так ведь?
 
  • Like
Реакции: Йота
У меня vi-control не открывается вообще никак и ничем.

экспрешн мэпы - отдельно, а символы - отдельно, и никак не связаны друг с другом, так ведь?
Очевидно, что не так. Но тут черт ногу сломит. Кто бы за меня разобрался и на блюдечке преподнес, а? Ну неужели справку (кстати, неплохую) читать придется? Всё самому, всё самому...

Методом наибездарнейшего долготыка произвел следующие махинации.

1) В меню Engrave ► Playing techniques...
а) создал две новые ПТ — 'Boobsly' & 'Gloopsly' (они у меня вызываются вызываются Shift-P ► 'boob' и 'gloo'),
б) назначил им от балды (тут ничего не сочинишь, только выбирать можно из списка) playback playing technique — 'motor on' для 'Boobsly' и 'motor off' для 'Gloopsly', соответственно. [Update: кажется, создавать все же можно — путаюсь в окнах.]

Вот, значится, учимся не путать 'playing technique' (ПТ) и 'playback playing technique' (ППТ).
ПТ могут быть как текстовыми, так и глифовыми (символьными) — это ничего не меняет.
166598
2) В меню Play ► Expression map — создал и сохранил карту под названием 'oohoo' (крик совы), в которой создал строки
'motor on' — СС64 =127 и
'motor off' — СС64 = 0
(т.е. педаль сустейна); ну и, чтобы два раза не вставать, взаимоисключающую группу создал из этих строк.

3) В режиме Play — загрузил в VSTi слот сэмплер EW Play (только не путайте все эти плэи), а в нем, нажав на лыбящуюся Е, загрузил 'Бехштейн мастер' из EW Pianos.

4) В режиме Play — справа же, нажав на шестеренку рядом с VSTi слотом, подгрузил карту экспрессии 'oohoo', а потом все это вместе (сэмплер с роялем и картой экспрессии к нему) сохранил как Endpoint под названием 'Play piano oohoo'.
Теперь я, кстати, этот EndPoint могу грузить в любом проекте (библа сразу с экспрешн-мэпом) и мне положительно начинает нравиться дориканский концепт Конечной Точки.

5) Набрал несколько нот, указал ПТ и в итоге получил такоэ:

166579


166580


Вторая картинка показывает, как работают Бубсли и Глупсли (playing techniques): моторчег включается и выключается (playback playing techniques исполняются). Думаю, что с готовыми картами экспрессии должно быть проще. Там можно от Кубейса карты загружать.

Строка 'playing techniques' (самая нижняя на нижней картинке) чисто информационная, мышкой на ней ничего не подвинешь.
--------
Проверил следующее обстоятельство. [update: плохо проверил, см. мой следующий коммент.] Если вдруг подгруженный VSTi в EndPoint'е не будет успевать отрабатывать смену ППТ, то подвинуть ПТ на минимальную ритмическую единицу (в моем примере можно аж на 1/16-ю) не получится. Все ПТ привязаны к нотам, а не к ритмическим позициям, и по горячей клавише 'Alt-Left arrow' ПТ перейдут на предыдущую ноту. Это значит, что либо требуется линия миди-задержки, либо Дорико своим честным словом гарантирует, что ППТ отсылаются чуть раньше нот. Хорошо бы второе, а то эта возня со сдвигом на пару тиков кейсвитчей в этом вашем старомодном Кубейсе достала уже.
--------
ППТ (playback playing techniques) можно представить как виртуальные нити, которые связывают ПТ (playing techniques) — графические по своему смыслу и назначению — с MIDI-блоком (end point = expression map + VSTi + presets loaded). Каждая нить соединяет одну ПТ с нотной стороны с одним переключателем в карте экспрессии с MIDI стороны.
Так, кажется, даже мне самому понятно стало.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: V_ad_im
Неужели всё-таки вернули сделали?
Я не знаю, в какой степени сделанное доричанами отвечает твоим ожиданиям. К паузе привязать ПТ — запросто. А как иначе — arco после pizzicato я напишу на первой же паузе, если захочу. Можно создать ноту, привязать к ней ПТ, а потом удалить ноту — ПТ останется.
Получается, я там неточно написал: привязывается к ритмической позиции, но хоткеями прыгает только по нотам.

А вот и волшебное сочетание Alt-Click проверил. При выделенном 'Pizz.' оно копируется куда угодно (куда ткнешь). При гриде 16-ми только что альт-кликнул 4 пиццикаты на одну четвертную паузу. Выстроились лестницей, красавицы!
 
Последнее редактирование:
Я не знаю, в какой степени сделанное доричанами отвечает твоим ожиданиям
Степень такая: если на партию не назначена карта экспрессии, то ноты не выравниваются строго по сетке, но если назначена карта, то ноты встают тик в тик с сеткой. Это можно наблюдать на вкладке Воспроизведение.

PS: в партии и карте, естественно, присутствуют соответствующие техники.
 
Последнее редактирование:
полез проверить)

сразу куча вопросов, ещё не доходя до экспрешн-мэпов.
1) не увидел нужного плагина VSTi в списке. Добавить удалось только вручную вписав название плагина в белый список в текстовом редакторе. Ну чё за бред? ещё бы в терминале заставили юникс-командами его добавлять..
2) Не вижу кнопку отключения мониторинга игры на миди-контроллере - она отсутствует как класс?
3) Можно ли отключить пошаговый ввод нот? На случай, если я собираюсь записывать ноты исключительно играя в рилтайме живьём, а при остановленном транспорте если нажимаю клавиши - то хочу лишь проверить, что играет нужный звук.
4) Квантизация в кейроле работает? и где она ваще? вижу только Requantize - это не то. У меня с нотами в кейроле ничего не происходит
если на партию не назначена карта экспрессии, то ноты не выравниваются строго по сетке,
похоже это как раз оно - карта экспрессии не назначена и я ноты никак не могу выровнять, кроме как вручную?


5) В кейроле ставлю курсор в нужное место, жму рекорд - а воспроизведение/запись начинается с другого места - оттуда, где в режиме "Запись" стоит каретка..
 
Последнее редактирование:
Создал пару штрихов, Legato Bow и Legato Slur (решил попробовать на первых скрипках HS, импортировал мэп из кубейса). Поставил эти штрихи к нужным нотам в режиме "Запись", вроде всё красиво стоит. Захожу в режим Play - а там штрихи стоят совсем другие.. Первый Pizz - совпал. И зазвучали пиццикаты. Это уже радует. Следом должно идти Legato Bow, а написано снова пиццикато.. Дальше проставлено стаккато, а в режиме плей стоит почему-то tight shorts.. В экспрешн мэпе дорико проверял все эти штрихи - всё есть и называется так же, как это выглядит в режиме "Запись". У меня пока полное непонимание, что происходит и почему так. Я пару часов пытаюсь три ноты сыграть разными штрихами)
 

Вложения

  • Screen Shot 2019-09-06 at 23.42.12.JPEG
    Screen Shot 2019-09-06 at 23.42.12.JPEG
    33,4 KB · Просмотры: 284
  • Screen Shot 2019-09-06 at 23.44.44.JPEG
    Screen Shot 2019-09-06 at 23.44.44.JPEG
    211 KB · Просмотры: 290
  • Screen Shot 2019-09-06 at 23.44.05.JPEG
    Screen Shot 2019-09-06 at 23.44.05.JPEG
    102,6 KB · Просмотры: 288
  • Screen Shot 2019-09-06 at 23.43.35.JPEG
    Screen Shot 2019-09-06 at 23.43.35.JPEG
    71,9 KB · Просмотры: 273
  • Screen Shot 2019-09-06 at 23.43.24.JPEG
    Screen Shot 2019-09-06 at 23.43.24.JPEG
    198,1 KB · Просмотры: 292
Я пару часов пытаюсь три ноты сыграть разными штрихами)
Я тоже не понял, что там происходит. Я же те две дебильные техники исполнения тоже часа три мурыжил, пока заиграло.
Есть ощущение, что это связано с сохранением чего-то (эндпойнта?), но — не понимаю.
В том моем примере педаль исполняется, но все, что до первой ТИ, не играется. Поставишь ТИ на самую первую ноту — звучит все, вернешь на место — опять начала не слышно. Что-то там я напутал.

Больше, увы, нет возможности (да ее и не было) экспериментировать с тем, что мне пока нафиг не нужно. Завтра к обеду партитуру с партиями сдавать, а у меня там конь валялся...
 
Следом должно идти Legato Bow, а написано снова пиццикато..
nat. ставил?

Господа, потерпите немного :) Выйдет триальная версия - я сразу же займусь тестированием функционала карт экспрессий, т.к. меня это больше всего интересует. Разберёмся.
 
Упростил мэп, оставив только несколько штрихов (подумал, вдруг глючит из-за того, что при импорте мэпа из кубейса дорико всякие Legato Bow+Marc и Legato Bow+Stac принял под одну гребёнку как Legato)
Результат похожий: штрихи в режимах Запись и Play не совпадают, кроме Pizz
 

Вложения

  • Screen Shot 2019-09-07 at 00.08.03.JPEG
    Screen Shot 2019-09-07 at 00.08.03.JPEG
    165,9 KB · Просмотры: 281
  • Screen Shot 2019-09-07 at 00.06.58.JPEG
    Screen Shot 2019-09-07 at 00.06.58.JPEG
    204,1 KB · Просмотры: 289
Результат похожий: штрихи в режимах Запись и Play не совпадают, кроме Pizz
Вадим, добавь nat. на первой ноте второго такта совместно с Legato Bow. По ходу дела от nat. разработчики пока не отказались.

По картинкам вижу, что дориканцы всё-таки сделали отвязку техник от сетки - это уже хорошо.

Играться с техниками и картами лучше всего с одной-двумя-тремя техниками, с самого простого.
 
а где этот Nat. искать? если Arco ставить, то в кейроле рисуется Sustain

Я в двух случаях ставил Bow change, и оба раза мне вместо этого поставилось в кейроле пиццикато. Во втором случае третий такт заиграл сустейном, как и видно в кейроле. (хотя должны играть стаккатные ноты). Но вот что хочу отметить. Кубейс и этого не смог. Переключать программы посредством PrCh вот так между нотами у него из экспрешн мэпов не получается (вот парадокс)) Если я мышкой выделяю ноты разных штрихов в кубейсе - переключает. А если ставлю курсор перед всеми и жму на воспроизведение - играет одним штрихом. уже не помню, но у куба были какие-то там пробемы с отсылом PrCh из мэпов. Но у меня сейчас очень сложный сетап HS. Все эти штуки надо перепроверять на простых инструментах. Однако в рипере всё переключается правильно.
 
nat. - особая служебная техника исполнения, встроенная в платформу программы, имеет самый высокий приоритет над другими техниками, предназначена для сброса установленных техник и устанавливается обычно через поповер. комбинация Shift+P (вводится nat.). Для этой служебной техники необязательно указывать технику в самой карте экспрессии, но можно это сделать, чтобы передать на MIDI-канал для устройства воспроизведения (VSTi и т.п.) исполнение по умолчанию. Эта служебная техника nat. особенная ещё тем, что она "установлена" по умолчанию на всех нотоносцах в тех местах, где не используется никакая иная техника (штрихи и пр.). В этом случае она не видна в нотной записи, но действует по умолчанию на уровне платформы программы (поэтому я написал "установлена" в кавычках). Вы можете установить nat. на нотоносце совместно с любой техникой исполнения и/или штрихом для того, чтобы сбросить действие указания предыдущей техники, а чтобы в нотной записи перед глазами не маячила эта надпись nat., просто сделайте её невидимой: на нижней панеле свойств установите параметр "Скрыто". Служебная техника nat. актуальна для техник с типом штриха "Указание".

В Dorico 2 - это было необходимым для отображения и воспроизведения смены техник исполнения. Скорее всего в Dorico 3 эта необходимость осталась. Пишу предполагая, т.к. пока нет возможности поюзать Dorico 3.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer и V_ad_im
Добавил nat. в свою карту экспрессии (там ничего не было, я же ее с нуля создавал). Заиграли первые ноты. Над нотами ничего не писал.

В справке (которая не онлайн) сказано, что несмотря на то, что кубейсовские карты экспрессии импортируются, не все поля в них пока поддерживаются. В последующих апдейтах... В онлайн-справке короче: не поддерживаются PrgCh.
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают