судя по жалобам @dr-music
К вопросу о жалобах.
Дело-то не в одной какой-то функции, и не в двух или трех, спрятанных где-то в четвертом уровне меню или требующих Джастин знает каким способом найти или, еще хуже, самому написать lua-скрипт. Дело в наличии (т.е. отсутствии) развитого, сбалансированного, удобно расположенного инструментария для работы с музыкальным временем. Работы не с конкретной мелодией или ритмическим рисунком, а с основой — с самим временем. Если мне по каким-то причинам (авангардно-поисковым или прикладным) нужно запустить несколько времен одновременно (политемповость, полиметрия) — я хочу иметь инструмент для этого, а не ковыряться с единственным и убогим мастер-треком. Все эти риперовские макросы и скрипты — как плагины в Сибелиусе — лишь костыли без гарантий, а не базовый функционал.
Так же и со звуковысотностью: если я хочу работать с нетемперированным строем — с натуральными ладами, или с высшими обертонами, или хочу построить какую-то свою новую систему гармонических (пропорциональных) отношений между тонами, я хочу иметь инструментарий для этого.
Если я хочу использовать алеаторику (когда какие-то параметры музыкальной ткани изменяются стохастически), то должен быть инструментарий и для этого: банального генератора псевдослучайных чисел в основе хватит за глаза, вопрос в интерфейсе.
Все это, кстати, не требует какой-то сложной математики, но понадобится не один год на то, чтобы это стало удобным, а пока движения-то почти и не видно.
И все это уже теоретически осмыслено (вчерашний день жрецов), описано и классифицировано, но всего этого по-прежнему нет «в компьютере», если не брать в расчет отнюдь не массовые Иркамовские (IRCAM) stand-alone софтины.
В культуре как оно происходит: сначала появляется какая-то фигня (изобретается чудаковатым изобретателем или находится случайно), и какое-то время как просто фигня эта фигня и существует. А потом фигня либо приобретет какою-то семантику, либо нет. (Ровно так же, как и в материальной культуре — от просто давно известного круглого (фигни) до колеса или гончарного круга может быть огромная временная дистанция.) «Лирическая секста» (это термин: ход от V-й ступени лада вверх к III-й — энергия скачка вверх плюс «приземление» на
единственную ступень лада, по-настоящему отличающую мажор от минора), столь любимая романтиками, а потом растиражированная в попсе в миллионах копий, не всегда была лирической секстой. Начала она просто была одним из интервалов, умеренным (несовершенным) консонансом, и только потом стала самым сильным в масс-культуре маркером «грустно — весело» или «светло — темно». Нисходящие секунды сначала были просто движением по ступеням лада, и только потом стали «интонацией вздоха», «плачем». «Золотой ход валторн» сначала был лишь одним из немногих ходов, которые на лесных рогах в принципе можно было сыграть, а только потом он стал маркером охоты или пасторали.
Дальше. Когда та самая изначальная фигня приобретает какую-то семантику и уходит в массы, когда из «магического заклятия, понятного только жрецам» фигня становится «словом в словаре племени», она становится твердой, неподвижной, умершей (как заклятие), и в этом статусе и проживает свою вторую жизнь — жизнь в массовой культуре, как раз из подобных твердых маркеров в основном и состоящей. (Обратная сторона педали: одновременно с этим фигня перестает быть сколь-нибудь интересной для умников/чудиков/профессоров/жрецов, ибо она больше
не непонятная фигня.) Через какое-то время фигня утрачивает свою семантическую силу и в массовой культуре. Писать «страшные образы» нисходящими тромбонами в октаву или целотонной гаммой было хорошо для Глинки или Чайковского, потом это открытие стало приемом (технологией) для авторов пожиже, а потом прием стал приемчиком и совсем истерся, перестал работать, никого им уже не испугаешь. Бластбиты и прочий heavy в заклепках тоже были хороши (прикольны) в свое время, а для молодых сейчас выглядят мультяшно. Эпические унисоны восьми (да хоть восьмидесяти, и такое уже есть) валторн вызывают чувство неловкости перед дремучестью тех авторов, которые эти приемом пытаются чего-то достичь.
Ну так вот. Все вышеупомянутые техники — полиритмия, полиметрия, микрохроматика, алеаторика и все остальное того же рода — для массовой культуры остаются пока мало- или вовсе не-семантизированной фигней. Затея же заключается в том, чтобы
инструментально вся эта фигня была доступна в DAW, чтобы любой Вася, Сёма или Джон мог не только луп на дорожку поставить и навесить три кило плагов на синтюк (при этом продолжая блуждать в трех соснах «лирической терции, нисходящих тромбонов и эпик-валторн», ну, или, если хотите, в трех соснах «8-степ-секвенсора, метрических четырех четвертях и транзиент-шейпера»), а мог еще и побаловаться всякими вот этими неопознанными (несемантизированными) фигнями. Чтобы мог попробовать на язык звучание этих магических непонятных штучек-заклинаний.
Нужно ли это Васе, Сёме или Джону? Большинству нет, но кому-то из них, несомненно, нужно. Пацаны в массе просто не в курсе каких-то уже предварительно проработанных умниками/чудиками штучек. Будет ли какой-то результат сразу? Сразу — нет, не будет. И не сразу может не быть. Но на дистанции вероятность совсем не нулевая. Несемантизированная фигня долгое время может порождать лишь несемантизированную фигню второго порядка, оставаясь для кого-то игрушкой для беспечного развлечения, а для кого-то серьезной игрой-поиском. А однажды талантливый Вася, Джон или даже Сёма (нет ли тут антисемитизма?) создаст с помощью этих техник образ, который выстрелит (через кино, игры или другую прикладуху — не важно), и инструментарий станет массово востребованным, совсем как восемь валторн в унисон когда-то.
Будь я настоящим магом, я бы воскресил Ю.Н. Холопова (виднейший русский музыкальный теоретик), превратил его в никогда не спящего комиссара с полномочиями Берии, открутил бы календарь на 1938-й год, влупил бы каждому из самых талантливых производителей DAW по пятнашке в шарашке без права переписки и заставил бы к 1941-му всё это MIDI- и аудио-хозяйство привести к космическому, ядерному, имперскому уровню. Потом, конечно, всех бы реабилитировал, госпремии, там, всем, воспоможествование детишкам и все такое. А достижения — бизнесу и маркетологам на тиражирование.
Правда, хорошо, что я не настоящий маг? А вот не знаю.