Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала

dr-music

Well-Known Member
8 Апр 2007
2.877
6.004
113
Moscow
Эта тема только для пользователей Dorico и присматривающихся.
Дружественная тема по выбору нотного редактора и смежным вопросам: Выбор нотного редактора. Более-менее живая тема по Avid Sibelius: Вопрос новичка по Sibelius.
Если у вас возникли вопросы, связанные с русской локализацией Dorico (меню, help-файлы и т.п.), если вы заметили ошибку, пишите сюда: Dorico - локализация на русский, обратная связь.

Программа Dorico создается той же командой, что до июля 2012 года создавала нотный редактор Sibelius. В тот месяц компания AVID приобрела Sibelius, закрыла британский офис и уволила в один день всю команду разработчиков. Уверен, что все было юридически чисто, но подчас обида до сих пор проскальзывает в словах бывших сотрудников Сиба.
«Years ago, in the big purple people eating company...» Перевожу: «Годы назад, в одной большой пурпурной людоедской компании...» – это Дэн Спрэдбори (Daniel Spreadbury, ныне главный по планированию в Дорико) о компании Авид. Ну кайф же!
Как бы то ни было, Steinberg и Yamaha забрали всю команду себе и позволили ей написать новый нотный редактор с нуля. На самом деле это уникальный шанс! Есть русская поговорка: за одного битого двух небитых дают. И у целой команды разработчиков появилась возможность исправить все ошибки, которые были заложены в Сибелиусе. Дело в том, что любой нотный редактор создает по сути базу данных. И саму структуру базы данных, закладываемую на самом раннем этапе создания программы, менять потом очень сложно, если не невозможно. (В той же программе Финале, к примеру, никогда не будет настоящей полиметрии – структура базы данных не позволяет.)

Программа существует в версии для Win и для Mac, только 64-бита. Win 7 официально не поддерживается, но при включенном Aero и аппаратном ускорении все пока работает. Программа отлично поддерживает многоядерность, и если предстоят большие проекты, то 4-6 ядер не помешают.

С версией Elements для озвучки поставляется Halion Sonic SE (такой же, как и в Кубейсе), в версии Pro добавлен Halion Symphonic Orchestra. Поддерживаются плагины формата VST2 и 3.

Мануал в английской версии пока отстает (текущая версия программы 2.2.10, справки 2.1, и даже эта справка только-только на днях была выложена). Поэтому перевода на русский актуального мануала пока нет (последняя версия 1.2, если я не ошибаюсь; переводил мануал и интерфейс, кстати, наш однополчанин @V_ad_im).

Дорико предполагает возможность очень быстрого ввода с компьютерной клавиатуры. Для «настоящих» композиторов и издателей это отличная весть, ибо ускоряет работу в разы после доведения навыка использования горячих клавиш (а их под сотню) до автоматизма. Для пользователей же DAW, привыкших по любому поводу хвататься за мышь, это может быть неприятным сюрпризом.

Dorico – молодая программа в стадии первоначального накопления функционала. Те функции, что уже сделаны, по удобству работы как правило намного превосходят Сибелиус и Финале. Но каких-то функций пока или вовсе нет (например, гитарных табов), или они в зачаточном состоянии (например, экспорт MusicXML, хотя импорт уже работает отлично). Программа развивается очень быстрыми темпами – каждый бесплатный minor update привносит больше новшеств, чем 2-3 полновесных (для кошелька) апдейтов Финале. Но подойдет ли вам программа в ее нынешнем состоянии, решить можете только вы сами. Возможно, следует подождать до версии 3.0, тем более, что малых апдейтов в линейке 2.х больше не обещают.
Тут еще такая вещь. В Дорико вкладывают умные алгоритмы, чтобы во время своей основной работы композитор или аранжировщик менее всего думали о графике и верстке. В Дорико режим Engrave это вообще отдельный режим. Все это здорово, но... Но эти умные алгоритмы не всегда учитывают все возможные ситуации, и иногда могут случиться нехилые танцы с бубном, когда у пользователя почти что и нет инструментов подправить неверною работу этих самых умных алгоритмов. И вот это «иногда» пока еще равно «достаточно часто».

КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ
Перво-наперво я бы рекомендовал сначала взять пробную лицензию Dorico Elements. (Даже если вы невероятно умны и опытны, работаете со сложнейшими авангардными партитурами, все равно начните с Elements.) Это месяц полнофункциональной работы, но без режима Engrave (верстка и прочие красоты). Месяц как раз уйдет на привыкание к горячим клавишам, к структуре и особенностям программы. Не скажу, что осваивать Дорико легко, особенно, если есть многолетний опыт работы в другом нотном редакторе.
Если этот первый пробный месяц прошел не зря, то тогда самое время взять пробную лицензию Dorico Pro – и это еще один месяц полнофункциональной работы, который можно потратить на изучение режима Engrave. Переустанавливать ничего не придется, у Дорико нет отдельных инсталляторов для Elements и Pro, программа запускается по-разному в зависимости от обнаруженной лицензии.
После этих двух месяцев и стоит принимать решение.

Есть очень толковый канал на Ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCIOwP19omIVDSUq2rTGgHKw
Если вы совсем новичок, то рекомендую смотреть ролики начиная от самых старых. В большинстве роликов медленный четкий английский и на экране высвечиваются нажимаемые клавиши.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Как пробная, так и полная версия может быть активирована как на софтовый е-licenser, так и на железный ключ (донгл). В первом случае программа может быть установлена только на один компьютер. Во втором случае Штейнберг разрешает установить Дорико на 3 компьютера и перетыкать ключ. Лицензию можно позже перенести с софтового е-licenser'a на донгл, обратной дороги нет. На РММ есть ветка о е-licenser, там точнее ответят на вопросы, связанные с активацией и переносом лицензии. Никаких особенностей в лицензировании Дорико нет, все как и у остальных продуктов Steinberg.
Если хочется много пробных лицензий, то придется создавать новые аккаунты у Штейнберга и использовать новые адреса почты.

ПО ПОВОДУ ИНТЕГРАЦИИ С КУБЕЙС
Мое мнение таково: Дорико создается не потому, что в Кубе плохой нотатор. А потому, что есть огромное количество музык, которые нельзя подогнать под слово «продакшн». И у музыкантов, не имеющих отношения к production, просто-напросто отсутствует нормальный, современный инструмент для работы. Вот неполный список того, для чего может и должна использоваться нотонаборная программа (помимо нужд production):
1) нотация музыки различных национальных школ – арабской, сирийской, турецкой, индийской, какой-угодно – со всеми их особенностями мелизматики, метрики и микрохроматики. К примеру, в Дорико уже встроена национальная (индийская) нотация для таблы, со специальным нотным станом и ключом; и я порылся в шрифтах Дорико – там сотни, если не тысячи музыкальных значков заготовлено на будущее, и добрые две трети из них я и в глаза не видел раньше!);
2) подготовка и издание европейской музыки всех веков, от ранних полифонистов до авангардистов вроде Лахенманна и Шиаррино; в том числе издание уртекстов (уртекст – это издание нот «как автор написал», со всеми особенностями авторской графики и без участия редактора);
3) подготовка учебных, научных, методических работ, музыкальных примеров в книгах, схем с использованием нот – и чтобы не нужно было все это дорабатывать в InDesign или еще каком векторном пакете.

А вот мнение Пола Уолмсли, архитектора и разработчика Дорико:
The model of music notation in Dorico is *completely* different to the data model in Cubase and the audio engine. There is a many-to-many mapping between a notated note and a played-back note, and maintaining that relationship so that you can perfect round-tripping between Dorico and Cubase is *incredibly* difficult. And it probably isn't what most users actually want. There are about 10 phases of processing in Dorico that are required to turn a note in the score into the (possibly) multiple events required to play it.
We anticipate that integration between Dorico and Cubase will improve over time, however we don't know yet exactly what form that will take.
PaulWalmsley, Architect & Developer
«Модель нотной записи в Dorico абсолютно отличается от модели хранения данных и в Кубейсе, и в звуковом движке. Отношение между написанной нотой и нотой, исполняемой звуковым движком, настолько сложное, что обеспечить свободный обмен данными между Кубейсом и Дорико невероятно трудно. [...] В Дорико порядка 10 уровней [логической] обработки на пути от ноты, записанной в партитуре, до, возможно, нескольких MIDI-событий, необходимых для ее воспроизведения.
Мы надеемся, что интеграция между Dorico и Cubase будет развиваться, однако никто из нас достоверно не знает, какую форму она в итоге примет.»

Пока всё. Всем удачи и – да здравствует Дорико!
 
Последнее редактирование:
Обновление: Дорико 2.2.1 (малый апдейт)
Auto-save. В тех редких случаях, когда программа Дорико неожиданно закрывается, при перезапуске программы вы теперь можете восстановить несохраненную работу.
Flip. Новая команда позволяет развернуть положение лиг, динамики, текстовых элементов, штилей, ребер, артикуляций простым нажатием клавиши F.
Tokens. Добавлены новые токены для использования в заголовках..
Pre-flight check for printing. Если вы случайно пытаетесь напечатать партии в режиме отключенного транспонирования (concert pitch), Дорико предупредит вас об этом и предложит автоматически исправить транспонирование.
Trills. Новая опция позволяет вам настроить по умолчанию показ или скрытие расширений трели для трелей на одиночных нотах, а также настраивать нотные головки вспомогательных нот.
Playback of playing techniques. Переключение исполнительских техник теперь работает гораздо стабильнее в режиме Воспроизведения (например, использование сурдин, флажолеты и т.п.).
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: stsss и ecosoft
Flip порадовал, особенно при работе в наборном виде. Раньше постоянно приходилось лезть в свойства и выбирать расположение знаков выше/ниже. Теперь с помощью одной клавиши "F". Очень удобно.

@dr-music Вы что-нибудь слышали о следующем мажорном обновлении? Что они собираются реализовывать?
Спасибо Вам большое за столь обширную информацию во вступлении.
Поэтому перевода на русский актуального мануала пока нет
Текущий русский мануал очень урезанный, самая главная глава о нотации в нём отсутствует. :(
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: dr-music
Что они собираются реализовывать?
Не, скрытничают. Но это последнее малое обновление в серии 2.x.
Текущий русский мануал очень урезанный,
Ну да. Его как бы и нет вовсе.
Если честно, мне пока не совсем понятна структура и английского мануала. У меня отвратительный разговорный английский, но читаю я неплохо. Однако это единственный мануал, в котором мне все по три раза перечитывать приходится, чтобы что-то понять. Картинок, горячих клавиш и прочих TIPS на полях явно не хватает. Как-то оно не для людей писано.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: stsss, V_ad_im и ecosoft
Но это последнее малое обновление в серии 2.x.
Вот за это я их считаю жуликами :) Ну доводили бы, хотя бы, до x.5, а то делают до второго релиза, а потом следующая редакция - плати 100 евро.
Как-то оно не для людей писано.
согласен. Я его перевожу помаленьку. Всё самое полезное в главе Notation reference.
 
  • Like
Реакции: dr-music
Ну доводили бы, хотя бы, до x.5
Сложный вопрос. Психологически – да, хотелось бы побольше циферок после икса с точкой. Но нам трудно оценить, какое количество программистского труда стоит за каждой новой фичей.
А еще, мы все пришли с других редакторов, а там, пусть и поганенько, пусть старомодно, но все основные функции уже были. Наверно, не очень справедливо требовать всего и сразу от новой программы. Разработчики мне совсем не кажутся жуликами. Про их же хозяев ничего не могу сказать, кроме как... капиталисты-буржуины :)
Daniel Spreadbury (я вставил смешную цитатку из него в заглавный пост), кажется, вообще не спит никогда. Еще и на форуме прочитывает почти все сообщения и часто отвечает лично.

Но мы уже в поезде. Не заплатим сотку евро – высадят посреди сибирской равнины. Что тогда делать будем? :)
 
  • Like
Реакции: stsss и ecosoft
Но мы уже в поезде. Не заплатим сотку евро – высадят посреди сибирской равнины. Что тогда делать будем?
:) Эт точно. Уж я не слезу.
Конечно, я в шутку про жуликов. Обновы можно выпускать каждый день и циферок наставить сколь угодно.
 
  • Like
Реакции: dr-music
О наборе триолей (и вообще мультиолей) в Дорико, о режиме 'Lock to duration', о цепочке Cntrl-Z (перенесено из другого топика).
А как с этим делом в Dorico?
Если мультиолей много, то следует:
1) выбрать длительность – нажать одну цифру (в Дорико сначала выбирается длительность, потом вводится звуковысотное – для финалистов это разрыв шаблона);
2) нажать «;»;
3) набрать рацио – 5:4, 19:16 и т.п. – что угодно, и нажать Enter; для обычной триоли достаточно одной цифры 3; если нужно играть четвертями в триольных восьмых (с образованием вязок) – это не проблема, после выбора рацио еще раз нажимаем цифру с желаемой длительностью; можно, кстати, и поперек такта писать мультиоли, делать мультиоли из нот с точками, создавать многоэтажные мультиоли (септоль внутри триоли) – действительно что угодно;
4) просто играть мультиоли, пока не надоест; если в мультиолях встретилась пауза, то нажимаем пробел (т.е. без мыши!);
5) для перехода от мультиолей к нормальным длительностям нажать «Shift-;».

Это все. Отдельно отмечаю, что мне ни разу не понадобилось лезть в меню и я ни разу не дотронулся до мыши.

Вот ролик о создании мультиолей:

Вот ролик о превращении уже набранных нот в мультиоли:


А еще в Дорико можно скопировать любой фрагмент со сложными мультиолями, расставленными штрихами и прочими красотами, включить режим Lock to Duration (режим включается и выключается одной клавишей – L), и в этом режиме скорострельно перебить все ноты. Все форматирование сохранится.

==========
Еще одна фича, к которой не сразу привыкаешь, но которая гениальна: в путь отмены (Ctrl-Z) включены движения каретки и выделения как отдельные действия. Да, иногда Ctrl-Z приходится нажимать большее количество раз. Но если было проведено сложное выделение разрозненных элементов на разных строках (да хоть тех же мультиолей, которым разом хочется поменять оформление), а потом сделано неверное действие (или просто мышка не попала в ноту и сбила выделение), то отмена ошибочного действия прежде всего восстановит прежнее выделение всех фрагментов. Эта фича очень экономит время.



Обновы можно выпускать каждый день
Смешно: в последней версии Finale (v.26) они наконец-то, на тридцатом году развития, сделали автоматическое выравнивание двойных артикуляций (акцент + DownBow, к примеру), которые традиционно налезали друг на друга. Молодцы, чо. Не то чтобы вышли из своей летаргии, но – пошевелились. Однако подходящая к ноте лига по-прежнему идет поперек артикуляции, несмотря на заявленное отсутствие конфликтов. Не, этот труп уже не оживить :)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: stsss
Я подключусь с вопросом - просто для массовости. Потому что логичнее было бы задавать его в другой ветке. Так что, если что не так - удалю.
Вопрос такой - существуют ли специальные приблуды, типа планшетов со стилусами, только заточенные спеиально для нотного письма? Пользуется ли этим кто-нибудь? Имеет ли это вообще смысл при современных возможностях Dorico для ввода с клавитауры?
 
И еще - в догонку.
Если в партии инструмента меняется размер, например: два такта - 4/4, затем такт - 5/4 и снова два такта - 4/4 - такое в Dorico можно?
 
Теперь о конкретном. В связи с обновлениями Дорико появились ли возможность удалить каретку (как отдельная опция), занимающую полезное место на рабочем столе и мешающую думать свободно и творчески? (В Сибелиусе никакой каретки сроду не было!
Возможности удалить каретку нет и никогда не будет. Точка.

Каретка дает возможность писать с любого места такта, для этого не нужно вручную прописывать паузы до начала фразы.
Каретка интерактивна (не всегда одинакова), она показывает метрическую структуру такта. В Дорико при задании размера можно задавать и эту структуру, для этого есть свой синтаксис (например, 7/8 могут быть и 4+3 и 3+4).
Каретка может мешать только тем, у кого мозг никогда не выходит за пределы common time (4/4). Согласен, в четырех четвертях подсказывать нечего.
Каретка не видна, как только выходишь из режима каретки, предназначенного для непосредственного ввода нот. Как это может мешать «думать свободно и творчески»? Думайте сколько хотите и как хотите, а как что-то придумаете, входите в режим каретки и набирайте текст. Не вижу проблемы.
Жаль, что авторы Дорико варятся в собственном соку и не прислушиваются к мнениям пользователей программы. Очень жаль.
А вот это уже хуже, почти совсем печалька. И я вижу два варианта: 1) либо это просто грандиозное свинство с Вашей стороны, потому что я в жизни не видел столь внимательного отношения к пользователям, какое есть на оф.сайте Dorico (что, разумеется, не означает моментального исполнения всех желаний); 2) либо вы просто в танке, себя поставили выше всех и просто не снисходите поинтересоваться, как оно на самом деле. Не знаю, которое из двух хуже.

Вот что. Давайте-ка Вы сами, добровольно, не будете писать в эту ветку, пока не скачаете программу и хотя бы пару недель не потратите на ее освоение. (Одну ветку вы вчера уже засрали на пару с @Stephan Vasylyshyn. Почистили бы, что ли, за собой). Если окажется, что эта программа не для Вас, ну так и отлично – отрицательный результат тоже результат.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer и smack
существуют ли специальные приблуды, типа планшетов со стилусами
Вот что я знаю по поводу новых технологий, так или иначе касающихся нотных людей.

1) Программа StaffPad (https://www.staffpad.net). Работает только на Microsoft Surface. Едва ли она когда-нибудь будет поддерживать все возможности Dorico. Цена вопроса велика – $600 сама программа плюс железка от Майкрософт. Но задумано красиво!
Не знаю, как у Дорико (Финале, Сибелиуса) обстоит с вводом с планшета. Думаю, что никак. Кмк, планшет или экран сёрфейса сдохнет раньше, чем наберется одна симфония или один сборник песен. Разве что для совсем небольших работ или набросков...

2) Электронный пюпитр на электронных чернилах Gvido (https://www.gvido.tokyo). Пока очень дорого, даже не представляю, сколько бы стоил такой планшет в формате «2 страницы формата A3» (а для композитора/дирижера это не много). Технология электронных чернил сама пока еще весьма далека (мягко говоря) от совершенства. Ломаются эти экраны только так, поспрашивайте владельцев e-book, как часто они их меняют.
Впрочем, уже состоялось выступление симфонического оркестра (ссылку сейчас не найду), где у всех музыкантов на пюпитрах стояли электронные девайсы. Там смешные вещи получаются: переворачивать страницы можно дистанционно, по сети – музыкант в оркестре может об этом вовсе не думать. А вот если страница перевернется не вовремя...

2б) «Wacom Co., Ltd [производитель планшетов для дизайнеров и художников] объявила о сотрудничестве с компанией Terrada Music Score [производитель Gvido], японским разработчиком решений по оцифровке нот для музыкантов, и совместном внедрении технологий в продуктах.» (https://www.classicalmusicnews.ru/news/terada-gvido-presented-2016/).

3) А вот очень интересная штучка, напрямую вроде как к нам не имеющая отношения: Стрим-Дэк (https://www.elgato.com/en/gaming/stream-deck). Это такая реализованная в миниатюре «клавиатура от Артемия Лебедева (не к ночи помянутого)», если помните такую. Все кнопки программируются, меняются картинки на них, а в прилагающейся к устройству программе есть редактор для всего этого. На форуме Дорико есть несколько веток с обсуждением StreamDeck, и, кто приобрел, счастливы, как дети, а монстры нотного набора даже приобретают второй экземпляр.
StreamDeck позволяет создать бесконечное количество горячих клавиш. Редкие (а и не редкие тоже) штрихи, форматирование страницы, вообще все, связанное с неизбежным ползанием по меню – ну не может же все быть назначено на hotkeys! – все это может вызываться одной кнопкой на StremDeck.
Цена вопроса – я видел за 10 тысяч рублей на Ebay. Номер 1 в моем wishlist'e сейчас.

Имеет ли это вообще смысл при современных возможностях Dorico для ввода с клавиатуры?
Когда-то имеет, когда-то нет. Для многих важна возможность работы на ноуте (в дороге, между концертами и преподаванием, и т.д.) с минимальным количеством дополнительных приблуд и, по возможности, без мышки.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: stsss и smack
если в партии инструмента меняется размер, например: два такта - 4/4, затем такт - 5/4 и снова два такта - 4/4 - такое в Dorico можно?
Да, разумеется, можно. Выделяете любое событие в такте или паузу такта и нажимаете Shift-M.

Дорико по возможности организации музыкального времени обходит все существующие программы на порядок! Можно делать сложные размеры, можно оформлять их по разному (к примеру, (4+5)/4 или 4/4+5/4, т.е. одна или две дроби), можно скрывать их от показа, можно делать безразмерный такт (и писать в него без тактовых черт, а размер добавить потом или вовсе не добавлять), можно моментально переписать музыку в другой размер, и т.п..
Можно задать чередование размеров: в одной из моих пьес размер 15/8 организован как 9/8 + 6/8 (3/4), и мне очень желательно было иметь пунктирную черту между подтактами. В Финале я задолбался делать скрытые и фейковые размеры, а в Дорико я это сделал почти автоматически.
Можно для каждого нотного стана задавать свой размер – на одном будет 3/4, на другом 2/4, на третьем 3/8. И все будет идеально выровнено. Если кому-то покажется (@слепой гонщик, это я не Вам), что вся эта полиметрия нужна только «авангардистам», то расслабьтесь: это делал еще Моцарт.
219648705.jpg

P.S. Самое время вернуться к сверхсодержательному разговору о MIDI-кубиках в DAW и показать мне, отсталому – да что я-то, нам с Моцартом! – насколько удобнее все это можно организовать в каком-нибудь Кубейсе. Хех.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: stsss и smack
Здорово.
Настолько, что я почти готов перейти на Win 10 - а это для меня почти как религию сменить ))
 
Последнее редактирование:
я почти готов перейти на Win 10 - а это для меня почти как религию сменить ))
Менять религию это не пол менять – процесс обратимый :)

Дык Дорико же работает в Win7, если это не Starter (или как там называется младшая версия, без Aero которая).
Другой вопрос, нужны ли Вам все эти дополнительные функции? Размер можно менять в любом нотном редакторе, и если это не очень частая потребность... Как бы призываю взвешивать свои собственные запросы. Не всегда и не всем нужен BMW от нотопечатания.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: H-ron, stsss и smack
Каретка не видна, как только выходишь из режима каретки, предназначенного для непосредственного ввода нот. Как это может мешать «думать свободно и творчески? Думайте сколько хотите и как хотите, а как что-то придумаете, входите в режим каретки и набирайте текст. Не вижу проблемы.
Каретка может мешать только тем, у кого мозг никогда не выходит за пределы common time (4/4)
Cами - то хоть понимаете, что пишете чушь? Или просто не желаете понять суть того, что вам пишут?
Объясняю подробно, коли "мозгов не хватает" (ваш сленг). Сочинение музыки\написания нот - это творческий процесс в реальном времени и делить его на какие - то фазы - глупость. Поэтому всегда есть состояние "непосредственного ввода нот" - а , значит, каретка будет постоянно видна. Со всеми своими минусами, о которых я уже писал ранее.
Что до "пределов мозга", то не вам судить о людях, с которыми вы реально не знакомы. Я, например, свободно работаю в любых размерах такта. И эти костыли ввиде каретки и прочих отметок нужнее всего для малограмотных, которые путаются в размерах.
либо это просто грандиозное свинство с Вашей стороны, потому что я в жизни не видел столь внимательного отношения к пользователям, какое есть на оф.сайте Dorico
Ну, это надо ещё разобраться, с какой стороны "грандиозное свинство". Что за "внимательное отношение" к пользователям России, Украины от оф. сайта Дорико, коли там нет перевода на русский, украинский и др. языки, понятные для нас?
либо вы просто в танке, себя поставили выше всех
А может это вы "поставили себя выше всех", безапелляционно утверждая:
Возможности удалить каретку нет и никогда не будет. Точка.
Вы не имеете никакого отношения к соавторам Дорико, поэтому говорить - что будет, чего не будет - не имеете на то морального права. Вообще, судя по вашему поведению, создалось впечатление что именно вы ставите себя выше коллектива Дорико
 
Последнее редактирование:
@Iwand, вы, пытаясь мне нахамить, даже не понимаете, что в подростковом подпитии встретили на улице Федора Емельяненко и решили подраться с ним. Хорошо, что не Александра... Так Федор вас даже не ударит, а просто уронит на асфальт одним движением кисти, и отойдет в сторону, дабы не прибить ненароком. Без какого-либо ущерба для своей репутации, разумеется. И хорошо, если милиция или дружинники (модеры) вовремя помогут разрулить неловкую ситуацию.

В ПЕРВОЙ СТРОКЕ ЭТОЙ ВЕТКИ НАПИСАНО:
Эта тема только для пользователей Dorico и присматривающихся.
Не нравится Дорико, идите в тему про свой любимый редактор («про реактор, про любимый лунный трактор...»). В чем проблема-то?
 
Последнее редактирование:
@Iwand, Постоянно в этой и соседней теме вы пытаетесь кого-то троллить. Может, уже хватит? Не нравится кубики или каретка, никто вас не заставляет работать с ними, но и делать безапеляционные заявления тоже не стоит. Всем мир)
 
Что за "внимательное отношение" к пользователям России, Украины от оф. сайта Дорико, коли там нет перевода на русский, украинский и др. языки, понятные для нас?
Рассказываю, как происходит. Я уже многих знаю по именам, английский мануал пишет Лилли Харрис (Lillie Harris). Но она не может написать его до того, как ей дадут команду это делать, и до того, как работа над (отдельными) функциями будет закончена. Апдейты 2.1 и 2.2 были очень серьезными. И для всего англоязычного мира мануал в версии 2.1 был выложен только 25 января – через пару месяцев после выхода версии Dorico 2.2. Можете проверить, в комментариях нет ничего, кроме благодарности. Пруф: https://www.steinberg.net/forums/viewtopic.php?f=246&t=153321&hilit=manual+as+PDF.
Разве лучше было бы, если бы Штейнберг не выкладывал апдейты, пока не будет готов мануал? Ну да, есть некоторые неудобства, но это – проблемы роста. Сами пройдут, когда Dorico выйдет из тинейджерского возраста.

Надо ли говорить, что перевод не может быть сделан раньше английского оригинала? Возможно, что @V_ad_im, переводчик Steinberg, не появляющийся на форуме последнее время, сейчас сидит и сутками переводит для русскоязычных.

Как можно к ним предъявлять какие-то претензии? Да еще таким тоном?
 
Последнее редактирование:
КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ
Перво-наперво я бы рекомендовал сначала взять пробную лицензию Dorico Elements.
Спасибо за инструкцию по знакомству с Dorico :) Скачал пробную Elements2, буду изучать. Есть желание уйти с Finale.
 
  • Like
Реакции: dr-music
@dr-music, Подскажите, а триал активируется через e-licencer, как Кубейс, или там другая система?
 
У меня Cubase 7.5 с USB лицензером.
Его можно будет использовать с полной версией Dorico?
 
а как вам вообще ощущение от кондиции программы?

Мне кажется, что производители изначально ошиблись с выбором среды программирования (Qt), то есть англичане решили с нуля изобрести/написать в другой среде велосипед, который уже написан немцами и вполне шустро ездит (кубейс/нуэндо). В итоге (очень хочется верить, что только на данном этапе) графика тормозит, всё еле ползает, и ощущается очень рыхлым. После пробы записи миди в рилтайме ваще ничего записывать не хочется.. Микшер появляется через несколько секунд после его вызова.. Я писал разрабам об этом - поправим, сказали, уже с год назад...). нет ощущения "инструмета" в руках, вязну в этой программе что-то.. Лично для меня пока очень неинтуитивная она (как для пользователя DAW)

сейчас сидит и сутками переводит для русскоязычных.
перевод в процессе, уже много сделали, но его не зарелизят, пока до логического конца основные куски не доделаются (а куски поступают по мере их написания разработчиками, плаааавно)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: broomstik и dr-music
@V_ad_im, @dr-music, подскажите, а возможность редактировать velocity есть? Смотрел видео про автоматизацию CC, а про это не нашел.
 
а как вам вообще ощущение от кондиции программы?
После Финале, который использует только одно ядро CPU, прорисовка происходит мгновенно (по ощущениям). Зум очень быстрый.
Долго открывается программа при старте – это чувствуется, хотя и не дольше, чем Куб. Причем неудобство в том, что на экране файл вроде как уже открылся, ты его пытаешься пролистать, а программа еще не открылась до конца. Обычные «часики» решили бы проблему.

Медленно открывается режим Play, но в него-то я и не хожу (и мне не нужно, и рано еще ввиду его сырости).
ошиблись с выбором среды программирования (Qt)
Тут не могу судить, я не программист. Но мне кажется, что они выбрали ту среду, в которой лучше всего работать с графикой, а не в реалтайме аранжировки делать. (Чушь сказал, да?)

Я уже, кажется, столкнулся с некоторыми несуразностями в организации базы данных, стоящей за генерируемым пользовательским файлом. Попробую объяснить, что я имею в виду.
Нота как единый объект – хорошая задумка. Ноту я двигаю хоткеями на любую ритмическую единицу (четверть, к примеру) вперед или назад, и Dorico сам ее делит в соответствии с метром или вяжет через тактовую черту. Все пока отлично.
Если я добавляю штрих, который имеет отношение и к взятию, и к снятию ноты, например стаккато-тенуто, то Дорико может по-модному нарисовать черточку-тенуто над первой нотой в связанной цепочке нот, а точку-стаккато – на последней. Конец ноты вроде бы отслеживается, но... Пока все отлично, «но» будет позже.

А теперь смотрим вот на такой пример. Размер 4/4, возьмем ноту длиной 9/8 на второй доле. Ставим ей значок tremolo. На экране видим половинку с точкой, связанную с четвертью с точкой в следующем такте (варианты отображения метра сейчас отбросим). И значок тремоло автоматом будет стоять на обеих нотах. Все ОК.
А теперь двигаем ноту на первую долю. Получается целая, связанная с восьмой. И – на восьмой ноте тремоло не исчезает! Поскольку выглядит это глупо, Дорико предлагает переключиться в Engrave и там тремоло на последней восьмой спрятать в свойствах. Однако это бред: эта спрятанное тремоло относится вовсе не к красоте картинки (engrave), а к семантике (write).
Предложение от юзеров с дорийского форума фейковать последнюю вязку (tie) в цепочке при помощи лиги (slur), конечно, замечательное, и сгодится для малого барабана как временное решение. А если у меня балалайки трезвучиями, да на трех строчках партитуры на «Раз» тремолировать заканчивают? По три лиги фейковать на каждом стане?
Правило-то логически простое: если последняя нота в цепочке вязок короче четверти, тремоло на ней не показывать, прятать по умолчанию. Но, судя по всему, алгоритма динамического (в каждый момент времени) отслеживания того, как графически выглядит конец «ноты как единого объекта», в Дорико нет. Мне это кажется довольно серьезным просчетом.

У этого есть и следствие. Дело в том, что режима Engrave вообще нет в Dorico Elements, и люди там будут вынуждены либо оставлять неграмотный вариант, либо будут разрывать вязку там, где по смыслу этого делать нельзя. А это уже дискриминация бедняков и студентов, я щетаю :)
 
Последнее редактирование:
Вот что. Давайте-ка Вы сами, добровольно, не будете писать в эту ветку, пока не скачаете программу и хотя бы пару недель не потратите на ее освоение. (Одну ветку вы вчера уже засрали на пару с @Stephan Vasylyshyn. Почистили бы, что ли, за собой).
Дмитрий, не втягивайте меня в обсуждение в своей теме и не ссылайтесь на меня. Какая вам польза от "вашего вентилятора "в темпе дремлющей лошади"?
Надеюсь что это мой первый и последний пост в вашей "авторской" теме. Плиз, без фанатизма и научитесь принимать точку зрения собеседника без "напряжения". :)
Вот вам мой "peace". Успехов!
 
  • Like
Реакции: Mark/Clear

Сейчас просматривают