Эта тема только для пользователей Dorico и присматривающихся.
Дружественная тема по выбору нотного редактора и смежным вопросам: Выбор нотного редактора. Более-менее живая тема по Avid Sibelius: Вопрос новичка по Sibelius.
Если у вас возникли вопросы, связанные с русской локализацией Dorico (меню, help-файлы и т.п.), если вы заметили ошибку, пишите сюда: Dorico - локализация на русский, обратная связь.
Программа Dorico создается той же командой, что до июля 2012 года создавала нотный редактор Sibelius. В тот месяц компания AVID приобрела Sibelius, закрыла британский офис и уволила в один день всю команду разработчиков. Уверен, что все было юридически чисто, но подчас обида до сих пор проскальзывает в словах бывших сотрудников Сиба.
Как бы то ни было, Steinberg и Yamaha забрали всю команду себе и позволили ей написать новый нотный редактор с нуля. На самом деле это уникальный шанс! Есть русская поговорка: за одного битого двух небитых дают. И у целой команды разработчиков появилась возможность исправить все ошибки, которые были заложены в Сибелиусе. Дело в том, что любой нотный редактор создает по сути базу данных. И саму структуру базы данных, закладываемую на самом раннем этапе создания программы, менять потом очень сложно, если не невозможно. (В той же программе Финале, к примеру, никогда не будет настоящей полиметрии – структура базы данных не позволяет.)
Программа существует в версии для Win и для Mac, только 64-бита. Win 7 официально не поддерживается, но при включенном Aero и аппаратном ускорении все пока работает. Программа отлично поддерживает многоядерность, и если предстоят большие проекты, то 4-6 ядер не помешают.
С версией Elements для озвучки поставляется Halion Sonic SE (такой же, как и в Кубейсе), в версии Pro добавлен Halion Symphonic Orchestra. Поддерживаются плагины формата VST2 и 3.
Мануал в английской версии пока отстает (текущая версия программы 2.2.10, справки 2.1, и даже эта справка только-только на днях была выложена). Поэтому перевода на русский актуального мануала пока нет (последняя версия 1.2, если я не ошибаюсь; переводил мануал и интерфейс, кстати, наш однополчанин @V_ad_im).
Дорико предполагает возможность очень быстрого ввода с компьютерной клавиатуры. Для «настоящих» композиторов и издателей это отличная весть, ибо ускоряет работу в разы после доведения навыка использования горячих клавиш (а их под сотню) до автоматизма. Для пользователей же DAW, привыкших по любому поводу хвататься за мышь, это может быть неприятным сюрпризом.
Dorico – молодая программа в стадии первоначального накопления функционала. Те функции, что уже сделаны, по удобству работы как правило намного превосходят Сибелиус и Финале. Но каких-то функций пока или вовсе нет (например, гитарных табов), или они в зачаточном состоянии (например, экспорт MusicXML, хотя импорт уже работает отлично). Программа развивается очень быстрыми темпами – каждый бесплатный minor update привносит больше новшеств, чем 2-3 полновесных (для кошелька) апдейтов Финале. Но подойдет ли вам программа в ее нынешнем состоянии, решить можете только вы сами. Возможно, следует подождать до версии 3.0, тем более, что малых апдейтов в линейке 2.х больше не обещают.
Тут еще такая вещь. В Дорико вкладывают умные алгоритмы, чтобы во время своей основной работы композитор или аранжировщик менее всего думали о графике и верстке. В Дорико режим Engrave это вообще отдельный режим. Все это здорово, но... Но эти умные алгоритмы не всегда учитывают все возможные ситуации, и иногда могут случиться нехилые танцы с бубном, когда у пользователя почти что и нет инструментов подправить неверною работу этих самых умных алгоритмов. И вот это «иногда» пока еще равно «достаточно часто».
КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ
Перво-наперво я бы рекомендовал сначала взять пробную лицензию Dorico Elements. (Даже если вы невероятно умны и опытны, работаете со сложнейшими авангардными партитурами, все равно начните с Elements.) Это месяц полнофункциональной работы, но без режима Engrave (верстка и прочие красоты). Месяц как раз уйдет на привыкание к горячим клавишам, к структуре и особенностям программы. Не скажу, что осваивать Дорико легко, особенно, если есть многолетний опыт работы в другом нотном редакторе.
Если этот первый пробный месяц прошел не зря, то тогда самое время взять пробную лицензию Dorico Pro – и это еще один месяц полнофункциональной работы, который можно потратить на изучение режима Engrave. Переустанавливать ничего не придется, у Дорико нет отдельных инсталляторов для Elements и Pro, программа запускается по-разному в зависимости от обнаруженной лицензии.
После этих двух месяцев и стоит принимать решение.
Есть очень толковый канал на Ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCIOwP19omIVDSUq2rTGgHKw
Если вы совсем новичок, то рекомендую смотреть ролики начиная от самых старых. В большинстве роликов медленный четкий английский и на экране высвечиваются нажимаемые клавиши.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Как пробная, так и полная версия может быть активирована как на софтовый е-licenser, так и на железный ключ (донгл). В первом случае программа может быть установлена только на один компьютер. Во втором случае Штейнберг разрешает установить Дорико на 3 компьютера и перетыкать ключ. Лицензию можно позже перенести с софтового е-licenser'a на донгл, обратной дороги нет. На РММ есть ветка о е-licenser, там точнее ответят на вопросы, связанные с активацией и переносом лицензии. Никаких особенностей в лицензировании Дорико нет, все как и у остальных продуктов Steinberg.
Если хочется много пробных лицензий, то придется создавать новые аккаунты у Штейнберга и использовать новые адреса почты.
ПО ПОВОДУ ИНТЕГРАЦИИ С КУБЕЙС
Мое мнение таково: Дорико создается не потому, что в Кубе плохой нотатор. А потому, что есть огромное количество музык, которые нельзя подогнать под слово «продакшн». И у музыкантов, не имеющих отношения к production, просто-напросто отсутствует нормальный, современный инструмент для работы. Вот неполный список того, для чего может и должна использоваться нотонаборная программа (помимо нужд production):
1) нотация музыки различных национальных школ – арабской, сирийской, турецкой, индийской, какой-угодно – со всеми их особенностями мелизматики, метрики и микрохроматики. К примеру, в Дорико уже встроена национальная (индийская) нотация для таблы, со специальным нотным станом и ключом; и я порылся в шрифтах Дорико – там сотни, если не тысячи музыкальных значков заготовлено на будущее, и добрые две трети из них я и в глаза не видел раньше!);
2) подготовка и издание европейской музыки всех веков, от ранних полифонистов до авангардистов вроде Лахенманна и Шиаррино; в том числе издание уртекстов (уртекст – это издание нот «как автор написал», со всеми особенностями авторской графики и без участия редактора);
3) подготовка учебных, научных, методических работ, музыкальных примеров в книгах, схем с использованием нот – и чтобы не нужно было все это дорабатывать в InDesign или еще каком векторном пакете.
А вот мнение Пола Уолмсли, архитектора и разработчика Дорико:
«Модель нотной записи в Dorico абсолютно отличается от модели хранения данных и в Кубейсе, и в звуковом движке. Отношение между написанной нотой и нотой, исполняемой звуковым движком, настолько сложное, что обеспечить свободный обмен данными между Кубейсом и Дорико невероятно трудно. [...] В Дорико порядка 10 уровней [логической] обработки на пути от ноты, записанной в партитуре, до, возможно, нескольких MIDI-событий, необходимых для ее воспроизведения.
Мы надеемся, что интеграция между Dorico и Cubase будет развиваться, однако никто из нас достоверно не знает, какую форму она в итоге примет.»
Пока всё. Всем удачи и – да здравствует Дорико!
Дружественная тема по выбору нотного редактора и смежным вопросам: Выбор нотного редактора. Более-менее живая тема по Avid Sibelius: Вопрос новичка по Sibelius.
Если у вас возникли вопросы, связанные с русской локализацией Dorico (меню, help-файлы и т.п.), если вы заметили ошибку, пишите сюда: Dorico - локализация на русский, обратная связь.
Программа Dorico создается той же командой, что до июля 2012 года создавала нотный редактор Sibelius. В тот месяц компания AVID приобрела Sibelius, закрыла британский офис и уволила в один день всю команду разработчиков. Уверен, что все было юридически чисто, но подчас обида до сих пор проскальзывает в словах бывших сотрудников Сиба.
«Years ago, in the big purple people eating company...» Перевожу: «Годы назад, в одной большой пурпурной людоедской компании...» – это Дэн Спрэдбори (Daniel Spreadbury, ныне главный по планированию в Дорико) о компании Авид. Ну кайф же!
Программа существует в версии для Win и для Mac, только 64-бита. Win 7 официально не поддерживается, но при включенном Aero и аппаратном ускорении все пока работает. Программа отлично поддерживает многоядерность, и если предстоят большие проекты, то 4-6 ядер не помешают.
С версией Elements для озвучки поставляется Halion Sonic SE (такой же, как и в Кубейсе), в версии Pro добавлен Halion Symphonic Orchestra. Поддерживаются плагины формата VST2 и 3.
Мануал в английской версии пока отстает (текущая версия программы 2.2.10, справки 2.1, и даже эта справка только-только на днях была выложена). Поэтому перевода на русский актуального мануала пока нет (последняя версия 1.2, если я не ошибаюсь; переводил мануал и интерфейс, кстати, наш однополчанин @V_ad_im).
Дорико предполагает возможность очень быстрого ввода с компьютерной клавиатуры. Для «настоящих» композиторов и издателей это отличная весть, ибо ускоряет работу в разы после доведения навыка использования горячих клавиш (а их под сотню) до автоматизма. Для пользователей же DAW, привыкших по любому поводу хвататься за мышь, это может быть неприятным сюрпризом.
Dorico – молодая программа в стадии первоначального накопления функционала. Те функции, что уже сделаны, по удобству работы как правило намного превосходят Сибелиус и Финале. Но каких-то функций пока или вовсе нет (например, гитарных табов), или они в зачаточном состоянии (например, экспорт MusicXML, хотя импорт уже работает отлично). Программа развивается очень быстрыми темпами – каждый бесплатный minor update привносит больше новшеств, чем 2-3 полновесных (для кошелька) апдейтов Финале. Но подойдет ли вам программа в ее нынешнем состоянии, решить можете только вы сами. Возможно, следует подождать до версии 3.0, тем более, что малых апдейтов в линейке 2.х больше не обещают.
Тут еще такая вещь. В Дорико вкладывают умные алгоритмы, чтобы во время своей основной работы композитор или аранжировщик менее всего думали о графике и верстке. В Дорико режим Engrave это вообще отдельный режим. Все это здорово, но... Но эти умные алгоритмы не всегда учитывают все возможные ситуации, и иногда могут случиться нехилые танцы с бубном, когда у пользователя почти что и нет инструментов подправить неверною работу этих самых умных алгоритмов. И вот это «иногда» пока еще равно «достаточно часто».
КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ПРОГРАММОЙ
Перво-наперво я бы рекомендовал сначала взять пробную лицензию Dorico Elements. (Даже если вы невероятно умны и опытны, работаете со сложнейшими авангардными партитурами, все равно начните с Elements.) Это месяц полнофункциональной работы, но без режима Engrave (верстка и прочие красоты). Месяц как раз уйдет на привыкание к горячим клавишам, к структуре и особенностям программы. Не скажу, что осваивать Дорико легко, особенно, если есть многолетний опыт работы в другом нотном редакторе.
Если этот первый пробный месяц прошел не зря, то тогда самое время взять пробную лицензию Dorico Pro – и это еще один месяц полнофункциональной работы, который можно потратить на изучение режима Engrave. Переустанавливать ничего не придется, у Дорико нет отдельных инсталляторов для Elements и Pro, программа запускается по-разному в зависимости от обнаруженной лицензии.
После этих двух месяцев и стоит принимать решение.
Есть очень толковый канал на Ютюбе: https://www.youtube.com/channel/UCIOwP19omIVDSUq2rTGgHKw
Если вы совсем новичок, то рекомендую смотреть ролики начиная от самых старых. В большинстве роликов медленный четкий английский и на экране высвечиваются нажимаемые клавиши.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
Как пробная, так и полная версия может быть активирована как на софтовый е-licenser, так и на железный ключ (донгл). В первом случае программа может быть установлена только на один компьютер. Во втором случае Штейнберг разрешает установить Дорико на 3 компьютера и перетыкать ключ. Лицензию можно позже перенести с софтового е-licenser'a на донгл, обратной дороги нет. На РММ есть ветка о е-licenser, там точнее ответят на вопросы, связанные с активацией и переносом лицензии. Никаких особенностей в лицензировании Дорико нет, все как и у остальных продуктов Steinberg.
Если хочется много пробных лицензий, то придется создавать новые аккаунты у Штейнберга и использовать новые адреса почты.
ПО ПОВОДУ ИНТЕГРАЦИИ С КУБЕЙС
Мое мнение таково: Дорико создается не потому, что в Кубе плохой нотатор. А потому, что есть огромное количество музык, которые нельзя подогнать под слово «продакшн». И у музыкантов, не имеющих отношения к production, просто-напросто отсутствует нормальный, современный инструмент для работы. Вот неполный список того, для чего может и должна использоваться нотонаборная программа (помимо нужд production):
1) нотация музыки различных национальных школ – арабской, сирийской, турецкой, индийской, какой-угодно – со всеми их особенностями мелизматики, метрики и микрохроматики. К примеру, в Дорико уже встроена национальная (индийская) нотация для таблы, со специальным нотным станом и ключом; и я порылся в шрифтах Дорико – там сотни, если не тысячи музыкальных значков заготовлено на будущее, и добрые две трети из них я и в глаза не видел раньше!);
2) подготовка и издание европейской музыки всех веков, от ранних полифонистов до авангардистов вроде Лахенманна и Шиаррино; в том числе издание уртекстов (уртекст – это издание нот «как автор написал», со всеми особенностями авторской графики и без участия редактора);
3) подготовка учебных, научных, методических работ, музыкальных примеров в книгах, схем с использованием нот – и чтобы не нужно было все это дорабатывать в InDesign или еще каком векторном пакете.
А вот мнение Пола Уолмсли, архитектора и разработчика Дорико:
The model of music notation in Dorico is *completely* different to the data model in Cubase and the audio engine. There is a many-to-many mapping between a notated note and a played-back note, and maintaining that relationship so that you can perfect round-tripping between Dorico and Cubase is *incredibly* difficult. And it probably isn't what most users actually want. There are about 10 phases of processing in Dorico that are required to turn a note in the score into the (possibly) multiple events required to play it.
We anticipate that integration between Dorico and Cubase will improve over time, however we don't know yet exactly what form that will take.
PaulWalmsley, Architect & Developer
We anticipate that integration between Dorico and Cubase will improve over time, however we don't know yet exactly what form that will take.
PaulWalmsley, Architect & Developer
Мы надеемся, что интеграция между Dorico и Cubase будет развиваться, однако никто из нас достоверно не знает, какую форму она в итоге примет.»
Пока всё. Всем удачи и – да здравствует Дорико!
Последнее редактирование: