друзья, я может сейчас страшное скажу, но:
музыка в виде записей как жанр искусства умирает
как и кино в виде DVD и прочего, как книги в виде просто книг
на это есть несколько субъективных причин:
1) низкая степень эмоциональной вовлеченности в сравнении с живыми концертами, кинотеатрами, театрами, чтениями, воркшопами, мастер-классами и так далее
2) низкая стоимость и малая окупаемость "долгих" проектов
3) отсутствие модерации в культуре, засилие вторичных и "пустых" объектов на продажу
4) маркетинг, который становится всё сильнее искусства (последние 40 лет уж точно)
5) эгоизм
последний пункт - это философский, скорее, критерий, но его я вижу так:
музыкант = эгоист, ибо он хочет внимания к своему видению мира через творчество.
потребитель = эгоист, ибо он хочет внимания к своему внутреннему миру через потребление.
но дело в том, что потребление в 21 веке всё более и более интерактивное (у меня не просто телефон, а телефон, который я могу переделать "под себя"; не просто меню в ресторане, а меню с вариативными ингредиентами, которые я могу выбирать; не просто кино, а интерактивная компьютерная игра где я решаю, как всё будет (mass effect например, или fallout тот же)
и вот сейчас эго музыкантов кажется всё более ущемленным на фоне маркетинга, инстаграмма и видеоблогеров. истинные "творцы", борцы за саунд и за культуру сейчас переживают не лучшие времена (недавно вот Venetian Snares откровенно просил финансовой помощи у фэнов, и это только вершина айсберга и начало тенденции). более того, при помощи crowdfunding всё вообще будет скоро по-другому, эта тенденция тоже только усиливается, и всё больше дробится аудитория.
то есть везде, где эго потребителя при потреблении получает некую "косточку" за участие в движе ("я помог создать компьютер своими 100 долларами на kickstarter", "меня лайкнул Канье Вест", "я заработал achievement в игре Guitar Hero, где я делаю вид, что я крутой музыкант", "я зашазамил этот трек") - везде происходит развитие. в том, где предлагают потребителю просто потреблять - он должен быть ПОТРЯСЕН продуктом, например любой нормальный концерт, по мнению посетителя, может стоить 2000+ рублей, а вот альбом, который он будет слушать, возможно, всю жизнь, можно и бесплатно скачать.
глобальный музыкальный рынок падает примерно на полмиллиарда долларов в год. игровой рынок, IT и прочие "интерактивные" технологии растут как на дрожжах. все идет в будущее, где эмоции и интерактив будут побеждать качество и глубину в чистом виде. естественно, качество всегда будет, естественно, будет круг людей, который будет это качество ценить, но всё идёт к тому, что рожденные в 20-м веке - последние истинные ценители музыки "от рождения". миллениалы уже, скорее, повторяют "модные" тенденции к кассетам и винилу. после этого - мода на компакты. а потом - только мп3.