Теория построения мелодии

Тема в разделе "Дела электронные", создана пользователем aqer1, 3 ноя 2014.

  1. aqer1

    aqer1 Active Member

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    107
    Симпатии:
    29
    Пол:
    Мужской
    Доброго времени суток Мужики, сразу к делу. У меня как у новичка несколько вопросов к Вам, насчет написания красивой мелодии.

    Вот к примеру трек неважно транс/хаус, интересует принцип построения мелодии. Допустим тональность трека я выбрал F#m это значит что я могу использовать в треке только ноты этой тональности и аккорды с нотами этой тональности или как? Помогите прояснить этот вопрос, перечитал кучу литературы начиная от элементарной теории музыки до гармонизации и тд, но именно на мелкие вопросы не могу найти ответы дабы получить цепочку в голове...
     
  2. Kostya

    Kostya Junior Member

    Регистрация:
    7 окт 2006
    Сообщения:
    3.586
    Симпатии:
    1.860
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Аранжировка, композиция.
    Адрес:
    Москва
    Очень упрощаете проблему. В двух словак никто тут этого не объяснит.
    Нужно заняться этими книжками:
    "Элементарная теория музыки" и "Гармония".
    А если совсем в-лом, тогда слушать-слушать, снимать-снимать, анализировать-анализировать подобную музыку, и пытаться самому что-то похожее изобразить.
    И не питайте иллюзий, простого решения тут нет. Только потеряете время.
     
  3. webmix

    webmix Active Member

    Регистрация:
    26 ноя 2007
    Сообщения:
    172
    Симпатии:
    50
    Адрес:
    Dnepropetrovsk
    По-моему, такие темы нужно сразу закрывать, а топикстартеру найти себе более подходящее занятие.
     
  4. Hedgehog

    Hedgehog Well-Known Member

    Регистрация:
    4 окт 2006
    Сообщения:
    718
    Симпатии:
    834
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Композитор
    Адрес:
    Москва
    много информации по этому вопросу и в трудах наших соотечественников, например
    Способин "Музыкальная форма", а также Месснер "Основы композиции". В последнем труде всё расписано до мелочей)))
    Также хороший учебник "Jazz Composition Theory and Practice". Также описаны с аудипримерами основные принципы композиции.
    ...и как было сказано выше, тема эта очень обширная....
     
    d1mey нравится это.
  5. Music_Hawk

    Music_Hawk Well-Known Member

    Регистрация:
    24 май 2009
    Сообщения:
    8.221
    Симпатии:
    3.124
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    www.elationmiclab.com
    Адрес:
    Ближнее Надмосковье
    Пишу-пишу стихи, а Пушкин всё дальше и дальше!


    aqer1, вы всерьёз думаете, что мелодизм можно наработать?
    Это ж ни разу не долбица умножения, тут талант нужон.

    Просто опевание нот или гармоний, в родной или двоюродной тональности, может привести к красивой и оригинальной мелодии, но вероятность этого, нмв, крайне мала.
     
  6. Yorka

    Yorka Active Member

    Регистрация:
    6 окт 2012
    Сообщения:
    122
    Симпатии:
    49
    Адрес:
    Russia
    Советую ТС посмотреть цикл фильмов "Как устроена музыка" с Говардом Гудалом. Там есть отдельный фильм про мелодию. Для начинающего самое то КМК.
     
  7. aqer1

    aqer1 Active Member

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    107
    Симпатии:
    29
    Пол:
    Мужской
    Я наверно чуть не так поставил вопрос) Во-первых мне это интересно, а значит не составит труда прочитать пару книг, пусть и по 100-200 страниц. Во-вторых, меня просто интересовал вопрос, вот у меня в голове крутится мелодия, я подобрал ноты, но если одна или несколько из этих нот не попадают в тональность (но звучат вместе хорошо)...а ладно, литературу дали, ее я еще не читал, щас исправим!
     
  8. Music_Hawk

    Music_Hawk Well-Known Member

    Регистрация:
    24 май 2009
    Сообщения:
    8.221
    Симпатии:
    3.124
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    www.elationmiclab.com
    Адрес:
    Ближнее Надмосковье
    aqer1, вот это теплее.
    Кмк, как раз мелодии гармонизируют, а не на аккорды натягивают её, болезную.
    И, если у васммелодии в голове есть, то парой учебников вы вполне сможете её приручить. Ни и плюс практика.
     
  9. Music_Hawk

    Music_Hawk Well-Known Member

    Регистрация:
    24 май 2009
    Сообщения:
    8.221
    Симпатии:
    3.124
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    www.elationmiclab.com
    Адрес:
    Ближнее Надмосковье
    Сорри, добавка с пальмы, лень редактировать.
    Если мелодия не лезет в тональность, значит это не одна тональность. А с отклонениями, типа.
     
  10. aqer1

    aqer1 Active Member

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    107
    Симпатии:
    29
    Пол:
    Мужской
    Видел все 3 части
     
  11. webmix

    webmix Active Member

    Регистрация:
    26 ноя 2007
    Сообщения:
    172
    Симпатии:
    50
    Адрес:
    Dnepropetrovsk
    Чтобы не плодить темы, Мужики, сразу к делу. У меня как у новичка несколько вопросов к Вам, насчет написания беллетристики.

    Вот, к примеру книга, неважно поэзия/проза, интересует принцип построения текста. Допустим жанр я выбрал "трагедию" - это значит что я могу использовать в книге только слова, присущие этому жанру, или как? Помогите прояснить этот вопрос, перечитал кучу литературы начиная от азбуки до лексикологии и тд, но именно на мелкие вопросы не могу найти ответы дабы получить цепочку в голове...
     
    vladipro, Spartak, Mambro и 3 другим нравится это.
  12. JS-Tech

    JS-Tech Well-Known Member

    Регистрация:
    23 апр 2008
    Сообщения:
    1.206
    Симпатии:
    750
    Адрес:
    Russia
    этому не учат... некоторые люди без образования делают интересные вещи, только на слух. То есть цепочка максимально проста - есть ритм, гармония и мелодия и все это должно звучать интересно.
     
  13. Bayarkhuu

    Bayarkhuu Well-Known Member

    Регистрация:
    25 ноя 2009
    Сообщения:
    780
    Симпатии:
    324
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Аранжировщик, продюсер
    Адрес:
    Монголия Улаанбаатар
    +100
    Еще не много скучная но очень подробная книга "Л.А.Мазель, В.А.Цуккерман Анализ музыкальных произведений.
     
  14. Syntax Beat

    Syntax Beat Well-Known Member

    Регистрация:
    23 ноя 2010
    Сообщения:
    1.045
    Симпатии:
    163
    Адрес:
    Ростов-на-Дону
    Были такие факты в жизни, когда люди, не имеющие таких способностей как у других, в муз. плане, добивались значительно больших результатов и развили в себе то чего им не хватало, за счет большого упорства и трудолюбия!Поэтому, Бог вам в помощь. От себя могу дать такой совет, о нём уже писали выше, развивайте слух - это основа, без которой никакие книги не помогут, ну и музыкальный вкус конечно. Есть разные методики, думаю о них говорить нет смысла.
     
  15. RockMeister

    RockMeister Moderator Команда форума

    Регистрация:
    19 авг 2008
    Сообщения:
    7.545
    Симпатии:
    4.004
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Arranger, sound engineer.
    Адрес:
    Ватутино, Украина
    aqer1, теория лишь описывает практику, а не даёт рекомендации по построению мелодии. Полагаете, что прочитав 100-200 страниц, начнёте что-то творить? Нет. Иначе это успешно делал бы каждый. Практика игры у Вас есть? Нет? Практикуйте.
     
  16. tarzan

    tarzan Administrator Команда форума

    Регистрация:
    10 ноя 2002
    Сообщения:
    9.318
    Симпатии:
    3.446
    Адрес:
    Москва
    Более того, вот Ирвинг Берлин вообще не владел нотной грамотой, но тем не менее
    Почитайте про него, это интересно
     
    Andruha нравится это.
  17. Check_oFF

    Check_oFF Active Member

    Регистрация:
    15 сен 2009
    Сообщения:
    755
    Симпатии:
    231
    Пол:
    Мужской
    Род занятий:
    Разносторонняя личность
    Адрес:
    Казань
    Большинство тех, кто создал крутые мелодии на века , могли и не обладать образованием, но очень часто имелии большую практику игры на инструменте. Банальный пример - разучите десять-пятнадцать этюдов. Уверяю вас эффект превзойдет все ожидания.:up:
     
  18. TechnoIsBack

    TechnoIsBack Well-Known Member

    Регистрация:
    5 сен 2012
    Сообщения:
    1.213
    Симпатии:
    372
    это точно.. игра на инструменте очень хорошо развивает сопособность чувствовать музыку... чистой теорией не подкреплённой практикой тут не обойтись, не эффективно
     
  19. paveltoon

    paveltoon New Member

    Регистрация:
    8 ноя 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    Вы же понимаете, что можете использовать любые ноты. просто слушайте разные варианты и спросите у себя - "нравится звучание или нет?" Если не нравится, значит что-то нужно поменять. Например есть трек "go tell aunt rhody - re7", в нем много диссонансов, но звучит она на удивление красиво и гармонично.
     
  20. progulca

    progulca Well-Known Member

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    1.492
    Симпатии:
    745
    @paveltoon, не нашел этот трек:
    "go tell aunt rhody - re7"
    Можно ссылку?
     
  21. paveltoon

    paveltoon New Member

    Регистрация:
    8 ноя 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    progulca нравится это.
  22. Stephan Vasylyshyn

    Stephan Vasylyshyn ex Stephan

    Регистрация:
    25 июл 2008
    Сообщения:
    4.383
    Симпатии:
    3.218
    Род занятий:
    Музыка-Звук
    Адрес:
    Киев
    Тема точно в нужном разделе? :)
    Использовать можно весь хроматический звукоряд. Главное вовремя вернуться в нужные ступени. ;)
     
    megamediacreative нравится это.
  23. paveltoon

    paveltoon New Member

    Регистрация:
    8 ноя 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
  24. Long

    Long Well-Known Member

    Регистрация:
    27 фев 2008
    Сообщения:
    10.113
    Симпатии:
    6.028
    Адрес:
    Moscow
    @paveltoon, тогда уж лучше этот:


    Только слушать невозможно - как и в предыдущем, какие-то дичайшие противофазы... :(
     
  25. paveltoon

    paveltoon New Member

    Регистрация:
    8 ноя 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    @Long да, тут получше качество)) не думаю, что они руководствовались книгами или форумами по гармоникам. Просто нужно писать, экспериментировать и все получится.
     
  26. Long

    Long Well-Known Member

    Регистрация:
    27 фев 2008
    Сообщения:
    10.113
    Симпатии:
    6.028
    Адрес:
    Moscow
    -- Вот если б они НАСТОЛЬКО дико не "экспериментировали" с фазами - было бы ещё лучше! :rolleyes:
     
  27. paveltoon

    paveltoon New Member

    Регистрация:
    8 ноя 2016
    Сообщения:
    7
    Симпатии:
    1
    Пол:
    Мужской
    @Long может запись такая. в ВК слушал, вроде нормально было.
     
  28. tarzan

    tarzan Administrator Команда форума

    Регистрация:
    10 ноя 2002
    Сообщения:
    9.318
    Симпатии:
    3.446
    Адрес:
    Москва
    Да, у ТС написано "транс/хаус", а вы ему книги умные рекомендуете :) Если он их прочтет и прочувствует, то транс/хаус перестанет слушать ))
     
    msstudio74, Music_Hawk, smack и ещё 1-му нравится это.
  29. borisuperful

    borisuperful Well-Known Member

    Регистрация:
    31 янв 2013
    Сообщения:
    1.090
    Симпатии:
    355
    @tarzan, не сказал бы так, я так например не перестал слушать транс/хаус, дело в том, что данные жанры можно интерпретировать по-разному, и мелодия там только в плюс.
     
  30. pushkinidze

    pushkinidze New Member

    Регистрация:
    22 дек 2016
    Сообщения:
    19
    Симпатии:
    4
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Нижний Новгород
    Эти видосы, думаю, помогут немного понять "что делать и как быть?".



     
  31. Alexander71

    Alexander71 Active Member

    Регистрация:
    24 ноя 2013
    Сообщения:
    116
    Симпатии:
    31
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    RF
    А мне кажется нормальный вопрос. Я бы на него ответил так: сама мелодия от Бога. Как придумать красивую, запоминающуяся мелодию - руководства нет. А вот дальше начинается уже ремесло. Гармонизация мелодии и ее варьирование. Ну а далее аранжировка. И вот там, где ремесло, существует масса учебников, как это правильно делать.
    Да, и придумывание мелодии на гармонию - такое тоже существует. В музиндустрии есть специальные люди, которые этим и занимаются.
     
  32. Al Soloviev

    Al Soloviev Well-Known Member

    Регистрация:
    18 июн 2008
    Сообщения:
    942
    Симпатии:
    482
    Пол:
    Мужской
    Сочинять не так уж сложно - импровизируешь, примерно придерживаясь заданной стилистики и настроения, удачные темы оставляешь, стараешься избегать откровенных повторов и клише. Потом развиваешь во всевозможных вариациях. Снова прорежаешь, основываясь на чувстве меры и вкуса. Многое определяется внутренним состояние подъема, вдохновением, текущими музыкальными увлечениями. На мой взгляд самое сложное в искусстве - это новаторство, которое специально не придумаешь, это какой-то интуитивно-исторический процесс.
     
    Spartak нравится это.
  33. Spartak

    Spartak Ом Намах Шивайа

    Регистрация:
    4 янв 2002
    Сообщения:
    4.223
    Симпатии:
    4.869
    Адрес:
    Уфа
    Мелодия, гармония, оркестровка и так далее- это язык.
    На котором говорят.
    И тут самое главное- не просто уметь говорить, или мычать- а выразить свою МЫСЛЬ- и чтобы она по возможности не была баяном:D
    Это и есть самое главное, остальному, как говорится, и обезьяну можно научить)
     
    akaabd и Al Soloviev нравится это.
  34. Al Soloviev

    Al Soloviev Well-Known Member

    Регистрация:
    18 июн 2008
    Сообщения:
    942
    Симпатии:
    482
    Пол:
    Мужской
    Я, честно говоря, не могу воспринять музыку в чистом виде как мысль или идею, это слишком рационально, но могу как звуковой символ или набор символов отражающий эмоциональное состояние. Что то первобытное. Как танец, например. Если наделить музыку (как и танец) рациональным, тогда она становится чем-то прикладным. Например, балетом или музыкой кино. То есть музыкальным или танцевальным языком, которым рассказывается история и сюжет. Современная музыка вернулась куда то туда в простое и действенное африканские состояние, для ее восприятия не требуется подготовка. Дети тут же в транс впадают или начинают двигаться, когда она звучит. Во всех случаях основа рождения любой музыки это медитативное состояние вдохновения когда первым этапом рождается импровизация, а потом минимально удачная запоминается, подхватывается и воспроизводится. Чем проще музыкальный уровень подготовки, тем короче и проще импровизация. И тем ближе она к эросу. Она провоцирует на коммуникацию. На другом полюсе сложная симфоническая или джазовая музыка и когда я ее слушаю у меня возникает как раз ощущения музыкального "думания", мысления. Оно требует уединения и интроверсии. Это совсем разные состояния. Со вторым вариантом на одном природном музыкальном таланте не прокатит.)
     
    Последнее редактирование: 11 июл 2018
    Spartak и akaabd нравится это.
  35. Spartak

    Spartak Ом Намах Шивайа

    Регистрация:
    4 янв 2002
    Сообщения:
    4.223
    Симпатии:
    4.869
    Адрес:
    Уфа
    @Al Soloviev, это всё очень интересно!
     
    Al Soloviev нравится это.
  36. shumer

    shumer Member

    Регистрация:
    28 сен 2009
    Сообщения:
    72
    Симпатии:
    27
    Откуда в трансе и хаусе мелодии? Там в идеале и аккорд должен быть один на весь трек.
     
  37. JS-Tech

    JS-Tech Well-Known Member

    Регистрация:
    23 апр 2008
    Сообщения:
    1.206
    Симпатии:
    750
    Адрес:
    Russia
    Многие так говорят, но только по началу, как доходит до дела, почему-то даже один аккорд не получается сделать :D
     
    ʇodsdᴉlℲ нравится это.
  38. ʇodsdᴉlℲ

    ʇodsdᴉlℲ New Member

    Регистрация:
    25 дек 2016
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    11
    Пол:
    Мужской
    Не знаю сюда не сюда пишу (может надо было в раздел Теория музыки написать?)
    Здесь несколько вопросов к опытным музыкантам касательно гармонии, стилистика не важна, электронная не электронная.
    Т.к у меня есть огромное желание изучить хоть в каком то объеме такой предмет как гармонию, приходится обращаться к различным источникам информации, естественно в интернете сейчас довольно много интересного на эту тему, в том числе и подобные видео на Ютубе что постом выше. Все это конечно тоже не плохо, и может быть тоже не плохой вариант как расширение кругозора, но к сожалению компетенция некоторых их авторов иногда начинает вызывать некоторые вопросы. Это становится понятно когда начинаешь читать учебники по классической гармонии, как в моем случае еще советских авторов, к сожалению у нас сегодня вообще практически почему-то не издаются серьезные работы, да и с тех старых учебников что в продаже уже с ксерокопии ксерокопию снимают. Сейчас в том числе и другой подход нужен, у современных композиторов на вооружении компьютеры давно появились, это как вариант тоже нужно учитывать.
    Тоже сейчас нахожусь на стадии изучения гармонии, перелопатил уже кучу старых советских учебников. Начал с Бригадного (почему-то) учебника, прочитал половину, пролетело конечно почти все насквозь. Этот учебник как я сейчас понял по-видимому не самый удачный выбор для новичка самостоятельно изучающего гармонию. Бригадный учебник безусловно очень хорош, но по ходу изучения очень много пробелов остается, вероятно если изучать его обучаясь в каком-нибудь муз училище или может даже в консерватории, тогда конечно у преподавателей можно уточнять детали.
    Далее в поисках пришлось коснутся еще одного учебника, это Учебник гармонии - Мясоедова, с этим учебником по-сути повторилась та же история что и с Бригадным, хотя этот учебник тоже очень не плох. В общем эти два учебника пока находятся в режиме стенд-бай, надеюсь позже все же их изучить.
    Ну и последняя моя находка которуюсейчас штудирую - это учебник гармонии Тюлин - Привано, вот этот учебник пока действительно для меня оказался очень информативен, более детальный систематический подход для новичков, пока пробую изучать этот. В принципе не плохо так уже зарылся в этот учебник, так что мнения пока очень положительные. В общем какой то такой порядок просматривается.

    Просьба, хотел бы совета тоже как и у опытных спецов с соответствующим образованием, так и у самоучек, такой вариант изучения вообще имеет место быть?, понятно что любой вариант в принципе возможен, но может все же есть какие то нюансы которые я упускаю из виду?

    Что касается темы - Теория построения мелодии, в этом учебнике (Тюлин - Привано) и это тоже естественно рассматривается достаточно детально, т.е в тех же видео туториалах навряд ли кто-то будет все это разжевывать в такой строгой последовательности, хотя в принципе это совсем азы, но все же наверное лучше будет изучать структурированно.
    В общем классическая гармония вещь хорошая, я думаю для любого направления в музыке пригодится, не знаю, но иногда слышу-вижу такие мнения что в классической гармонии есть некоторые правила такие как строгое голосоведение, чему в учебниках посвящен очень значительный обьем, что не стоит так сильно туда зарываться, в современной музыке отхождения от них это вообще не проблема. Но все же тоже лучше знать где и когда их можно нарушать, я думаю.

    Это пока на данный момент чисто мое субъективное мнение, на данном этапе я могу очень сильно ошибаться, вероятно из за того что самостоятельная форма обучения не линейная, очень ломаная линия получается, то вроде подьем то опять откат к каким то азам. Тут конечно мотивация индивидуума очень важна, все же на серьезном уровне гармонию выучить тоже не просто, но и свое преимущество есть - ты сам к этому пришел осознанно, что вполне вероятно приведет к каким то позитивным результатам.
     
    Последнее редактирование: 7 сен 2018
  39. progulca

    progulca Well-Known Member

    Регистрация:
    18 янв 2013
    Сообщения:
    1.492
    Симпатии:
    745
    @ʇodsdᴉlℲ,
    Снимай то , что любо. Вникай - как это сделано. И так от стиля к стилю. Другого пути нет.
    А по-пути изучаешь по книгам то, что надо познать.
    П.С. Ломанная линия - единственная в творчестве. Другие - это китайский за 5 мин. по телефону
     
    Последнее редактирование: 7 сен 2018
    ʇodsdᴉlℲ нравится это.
  40. Цыхра

    Цыхра Well-Known Member

    Регистрация:
    19 июн 2003
    Сообщения:
    5.497
    Симпатии:
    4.707
    Пол:
    Мужской
    @aqer1, самый полезный канал, где харизматичный парниша толково, весело и без воды все разжевывает, сдабривая хорошими примерами — это Нескучный саунд
    Там есть раздел - Теория музыки по-пацански - просмотри весь курс - не пожалеешь, я как-то залип почти на полдня ) На мой взгляд это лучшее из того что есть на русском языке на ютубе.

    https://www.youtube.com/channel/UCc1a1Nm8aNFoqv1G4CfyHzA/videos
     
    alexpen и Transolute нравится это.
  41. ʇodsdᴉlℲ

    ʇodsdᴉlℲ New Member

    Регистрация:
    25 дек 2016
    Сообщения:
    18
    Симпатии:
    11
    Пол:
    Мужской
    @Цыхра, Тому первому посту уже сто лет в обед, @aqer1, за это время наверное неплохо продвинулся в этой теме, а я вот да попробую глянуть на досуге это канал. Наверняка что то интересное может и найдется у него.
    Вот тут прикреплю еще, но тоже не уверен точно, можно нет? но т.к издательство Музыка почему-то не хочет переиздавать этот учебник, я вот нашел 86 г. оригинальный бумажный еле-еле, вот интересно Бригадный, Мясоедова переиздают постоянно, а этот почему-то не хотят ни как, странно, неужели не соответствует какому-то уровню. На мой взгляд он очень хорош.
    Может кто-то залиплет в него, это лучше будет наверняка чем видео эти смотреть на Ютубе.
     

    Вложения:

  42. Цыхра

    Цыхра Well-Known Member

    Регистрация:
    19 июн 2003
    Сообщения:
    5.497
    Симпатии:
    4.707
    Пол:
    Мужской
    @ʇodsdᴉlℲ, гы, точно, на дату не обратил внимание
     

Поделиться этой страницей