Нет, мы не ценим наших музыкантов. Мы не понимаем, что скоро или относительно скоро они просто уйдут, да хотя бы по физиологическим причинам.
Поп
Профи
Вот сейчас все смеются над «Новой волной». И якобы «прямой эфир», и якобы «без фанеры» - все это действительно смешно. Пока не осознаешь, что эти артисты, с высоты интернет-сетей потерявшиеся во времени, во многом – мы сами.
В Англии не найти человека, который иронически и тем более презрительно относился бы к Элтону Джону. В самом деле, я прочитал об этом недавно даже в язвительном The Telegraph. У нас же найти человека, который походя заплюет не то, что Элтона Джона или (условно) Григория Лепса, но и Пугачеву с Мадонной – дело пяти секунд.
Это говорит не только о том, что критерии у каждого второго довольно туманные – на Альбионе тумана более чем достаточно, но такого бардака нет. А говорит это о том, что культура восприятия популярной музыки настолько низка, что даже завзятые эстеты и почти внутренние эмигранты окажутся чужими даже в благословенной ими Англии. Изгоями.
Все это напоминает знаменитый финал фильма «Стиляги». Помните, про Америку? «Чем свободнее человек, тем он проще одет. Мэл, у меня для тебя плохие новости. Там нет стиляг».
Пафосный критицизм в адрес русских музыкантов – то же проявление искусственной натуры стиляги. Строительство выдуманной башни из слоновой кости, с выдуманными запретами и этикетами. Провинциальное стиляжничество.
Самый яркий в этом смысле пример – когда суперзвезда Земфира, которой у стиляг принято снисходительно восхищаться, вдруг взяла и запела британский такой минимализм. Про «Деньги», например. Из хора восторженных стиляг никто, кажется, не задумался о том, что такой «британский минимализм» вся отечественная попса (и поп-рок) играет лет как двадцать минимум. А Алла Пугачева пела так аж в 1980 году.
Другой пример. Симфоническая музыка гораздо сложнее и изощреннее эстрадной практически во всех музыкальных компонентах, за исключением, пожалуй, тембрального. Любой академический музыкант влегкую сыграет хоть попсу, хоть джаз. А вот наоборот… И что же, мы слышим потоки злобы в адрес эстрадных звезд от ценителей и знатоков классики? Отнюдь. Эти стиляги, как правило, не знают и даже не понимают классическую музыку. Такие они «эстеты». Зато оркестры и отдельные звезды классики с удовольствием играют с проклинаемыми многими стилягами артистами. Ужели парадокс?
А никакого парадокса. Суть провинциальности и суть стиляжничества схожи – оценивать все вокруг со своего пригорка. Оценивать жестко, оценивать уничижительно. Примерно как приблатненные пацаны на деревне оценивают заезжую девчонку из Москвы. Грубовато, но верно – со своей «точки зрения».
Проблема нетерпимости к большим артистам растет из той же почвы. Обольем помоями Ваенгу, не бывши ни на одном ее концерте и не прослушав ни одного ее альбома. Скорчим презрительную мину при упоминании Пугачевой – так же принято у стиляг. До кучи обзовем попсой и Леди Гагу, и Бейонсе. Патаму чта в нашем раёне принято сейчас слушать… (имя возьмем из последнего номера журнала для стиляг).
Собственно, к чему все это я. Любая нетерпимость – следствие узкого кругозора и, самое главное, отсутствия каких-либо критериев в жизни. Нет критериев в музыке, нет критериев в морали (достаточно ухмыльнуться про ЗАО «РПЦ»), нет критериев в жизни.
А потеряться в жизни – это чревато. Вот про эмиграцию, скажем. Видел я эмигрантов, которые уезжали в Америку с мыслью приобщиться к «настоящей» культуре. А потом работали на поп-индустрию как звукачи (повезло) и слушали Башмета как отдушину. Мигом нашлись и критерии, и уважение к чужому труду.
Не стоит повторять ошибки стиляг из 60-х. Это были хорошие ребята, но заблудившиеся в трех соснах. Гораздо эффективнее понять, отчего Элтона Джона любят в Англии, а Пугачеву – в России.