Можно поменторничаю????
)))
Шоу-биз работает по тем же законам, по каким работает и всё остальное. Мы все живём и существуем в едином пространстве и на нас всех действуют единые законы.
Для того, чтобы понять процессы происходящие в нашем шоу-бизнесе( назовём его так
) , нужно понимать процессы происходящие в западном шоубизе, так как именно западный шоубиз на сегодня является для нас образцовым и показательным, а потом, применив все исключения связанные с политико-экономическими и ментально-социальными различиями перенести модель на нас....
Т.е. грубо говоря - стараясь собрать наш жигули и имея в голове ауди или феррари как эталон, мы должны немного понимать как устроено это ауди или феррари. Возможно конечно идти своим собственным путём, но тогда надо менять эталоны. Но так как большинство российских продюсеров хотят славы Леди Гаги, и бабла Мадонны про талантах Васи Запорыжкина, то придётся начать изучение вопросы с азов западного шоубиза.
Для облегчённого понимания возьмём творческой единицей шоубиза некий усреднённый проект- создающий определённый продукт и контент в этой сфере.
Западный шоубиз в первую очередь различается формами. Есть три формы шоубиза - крупная, средняя и мелкая. Так же как эти формы существуют в других отраслях, они также вполне мирно сосуществуют и в шоубизе.
Мелкая форма - это проект, который требует небольших затрат, но и приносит небольшие доходы позволяющие этому небольшому по форме проекту мирно существовать и саморазвиваться. К этой форме относятся бесчисленные западные клубные проекты, группы играющие в кабаках, имеющие небольшую, но главное - постоянную и верную аудиторию. В этой форме капает мало, но постоянно и долгосрочно.
Периодически такие формы, набрав определённых ресурсов и резервов, стараются прорваться в область средних и даже крупных форм, но это не аксиома. Я знаю десятки и даже сотни людей вполне счастливо существующих в малой форме искусства. Чаще всего эту форму ещё называют ремесленной или мастеровой формой. Для аналогии представьте себе небольшое уютное кафе с небольшим кругом завсегдатаев, вкусным кофе и пиццей довольно высокими ценами, но постоянной заполненностью и т.д.
Владельцу кафе который в одном лице и посудомойка и повар - хватает на безбедную жизнь, хотя звёзд с неба он не хватает и ему не всегда хочется и даже не хочется превращать своё кафе в сеть Макдональдс.
Крупная форма - требует крупных затрат и работает в массовом формате. Порядок цифр там шести и семизначный. Так как крупная форма работает на массу - она должна быть безупречна с технической и исполнительской стороны, должны безупречно работать все вспомогательные службы и т.д..
Всё что между этими двумя формами - есть средняя форма.
Начинающий продюсер, замышляющий проект, должен помимо чёткого знания в какой из форм ему предстоит работать, должен ещё усвоить некие аксиомы без которых осознание самого процесса не имеет смысла:
1. Считать единственно успешной формой именно крупную форму шоубиза - есть ошибка. Многие мелкие проекты и средние намного рентабельней некоторых крупных. Зачастую даже почти всегда рентабельней.
2. Материал используемый в текущей работе уже раскрученного проекта и материал необходимый для старта проекта - не есть одно и тоже. Стартовый или так называемый ДЕБЮТНЫЙ материал - это особенно качественный - в художественном смысле и продуманный контент.
Главная ошибка многих продюсеров - это отказ от работы вообще если проект не удовлетворяет показателям крупной формы, или экономическая неудача если крупная форма не поддаётся развёртыванию.
В прикладном смысле это означает похороненные надежды и много хороших проектов угробленных только потому, что продюсер не увидел для себя возможности раскрутить проект на крупную форму.
Грубо говоря - если не вышел на массовую ротацию на ТВ, мощный пиар и т.д...
Для лучшего понимания вопроса приведу примеры. Ни Инна Желанная, ни Пелагея, ни Катамадзе, ни Кроссроадз, ни БлюзКазенс, ни бесчисленные блюз, джаз и металл группы ни разу не были в эфире нашего тв или радио, тем не менее у них есть растущая аудитория, постоянная и преданная, у них есть постоянный доход, накапливаемый ресурс и главное - накапливаемый опыт. Они не собирают Уэмбли или Олимпийскинй раз в месяц, но собирают небольшие клубы ежедневно. В случае если в обойме такого проекта появляется Стартовый материал - он позволяет без внешних экстра вложений выстрелить проект в крупную форму. Но так как существующее положение устраивает многих продюсеров мелкой и средних форм - то и попыток перейти в другую форму значительно меньше.
Есть ли возможность сделать проект крупной формы без крупных вложений? Теоретически есть и даже практически бывает. Но стартовый материал должен быть реально хитовым в глобальном смысле. Ни в смысле нравится конкретному Гераськину, Литвинову или Кониону, а глобальным. Он должен ффтыкать миллионы. И понимание этого - есть главная фишка хорошего продюсера.
Такого материала - мало. При его публичном появлении он мгновенно переводит проект в одну из форм и обеспечивает работой многих. Я не знаю на сегодня ни одного такого проекта нераскрученного, так как такого не может быть физически. Это закон экономики. Хорошая, качественная вещь бесплатно не может пролежать долго. Всё что имеется сегодня в публичном доступе и подаётся как качественное и хитовое, на самом деле лишь отчасти является таковым.
Зная это и принимая эти положения как аксиому, вполне возможно выстроить для себя определённые ориентиры раскрутки.
1. Поиск стартового капитала - самый надёжный способ выстрелить, но сам поиск материала - адски долгий и сложный путь. Материала реально мало.
2. Отказ от претензий на работу в крупной форме и начало работы в малой форме. Но тут важен не только материал, как интерактив, идеология и т.д...
В прикладном смысле это означает что если нет ни денег ни возможностей на массовый пиар в тв, и обычную раскрутку команды, стоит подумать или о написании реально гениального материала, или начинать пробовать малую форму, для которой есть несколько путей:
1. Идеологическая - например музыка ориентированная на определённый социальный или политический круг аудитории.
2. Географическая - когда довольно солидная команда начинает покорять не Москву и Лондон, а Элисту или Сэктывкар или просто район или конкретный клуб и добивается максимального регионального эффекта накапливая силы и ресурсы для последующего броска..
3. Стилистическая - когда ориентировка выстроена на определённую стилистику или направление.
Об инвестициях. Главная ошибка продюсеров - это непонимание позиции инвестора. Зачастую продюсеры предлагают свои проекты под инвестирование, не закладывая в них ни доли того, что было бы интересно инвестору. Инвестору же интересно всего две вещи - финансовая отдача или отдача информационная. Поэтому предлагая проект под инвестицию надо прописать жёстко в нём или конкретные цифры или конкретные действия.
В прикладном понимании это означает публичное выставление проекта под инвестицию с конкретным условиям - ты нам лимон, мы тебе через три года три, и как залог - моя квартира на Арбате. Подпись продюсера.
Второй вариант - ты нам лимон, мы тебе название твоей фирмы или имя твоей любимой каждый день в тв, радио в течении года.....Или Оскар или Грэмми и личную благодарность в благодарственной речи, и как залог ( см. выше)
Третий вариант - просто готовый клёвый проект и предложение попробовать рискнуть.
Но готовый проект - это готовый проект, а не демотрек на реалмюсике и т.д.
На мой взгляд, на сегодня готовый под инвестицию проект - это проект Налича или проект Гордон, через год мы подведём нашу Тунгуску под возможность инвестиций. Всё остальное - просто несерьёзный лепет или флуд.
Возможность стартануть с нуля есть, но тогда покажите хит уровня Естердей или то, что ещё никто не видел или не слышал....