Запись ударных дело дорогое и довольно непростое. Прежде всего, необходимо добиться максимально хорошего звука от барабанов в акустическом варианте. Настроить, приглушить, снять ненужные резонансы, устранить скрип педалей и т. д. То, от чего наш слух привычно отстраивается, может неожиданно проявиться на записи, а надежды на то, что от ненужных звуков впоследствии можно будет избавиться с помощью гейта, часто не оправдываются. Дело в том, что микрофон "слышит" звук по-другому, поскольку и мозгов не имеет, и расположен иначе. Как-то я записывал малый барабан, у которого была старая вытянутая пружина, дававшая очень неприятное дребезжание, прекрасно слышимое после удара. На записи этого дребезга не было, как я не прислушивался. До сих пор не могу понять, куда он делся. Но надежды на подобные чудеса лучше не возлагать и до подключения микрофонов постараться сделать так, чтобы звучание установки было максимально приближено к желаемому.
Поскольку меняя расположение микрофонов относительно барабана можно радикально изменить звучание установки, это самое расположение имеет очень большое значение. Для того, чтобы понять как именно конкретный микрофон взаимодействует с конкретным ударным инструментом, будь-то барабан, хайхет, тарелка или что-нибудь вовсе неприлично перкуссионное типа треугольника, необходимы годы экспериментов (особенно это касается именно треугольника). Для начала же нужно знать следующие основные принципы.
Если вы хотите получить больше низких, поместите микрофон на расстоянии от двух до пяти сантиметров от ударного пластика. Приближение микрофона к пластику поднимает низкие частоты. Наиболее выраженную атаку вы получите, направив микрофон на место удара палки по пластику. Для смещения баланса к основному тону направьте микрофон немного в сторону от этого места. Чтобы подчеркнуть акустику помещения отодвиньте микрофон подальше от инструмента.
Для получения более "шумного" звука хайхета (или индивидуально снимаемой тарелки) направляйте микрофон ближе к краю тарелки, а для получения более яркого, ясного звука, направьте микрофон на ее купол. Для подчеркивания атаки колотушки в бас-барабанах, поместите микрофон внутри барабана, направив микрофон на то место пластика, в которое бьет колотушка. Для ослабления атаки направьте подальше от колотушки. Если вы хотите добавить резонанс самого барабана, отодвиньте микрофон от ударного пластика.
Поскольку одному человеку одновременно бить в барабан, двигать микрофон и слушать в мониторах результат не совсем удобно, для того, чтобы лучше и быстрей понять как нужно расположить микрофон, можно попросить кого-нибудь по вашим командам менять расположение микрофона. При этом либо этот же человек, либо кто-то другой должны производить контрольные удары по барабану. А вы, находясь в аппаратной, отдаете команды и слушаете, что получилось.
Существуют три основных способа записи ударной установки: двухмикрофонный, трехмикрофонный и мультимикрофонный. Такие экзотические способы, как запись установки с помощью электронного жучка, установленного в телефонной трубке или вентиляционной системе, в данной статье, думаю, рассматривать нецелесообразно. Может когда-нибудь потом...
Двухмикрофонный способ, как следует из названия, производится двумя микрофонами, которые обычно располагают над установкой (далее микрофоны, расположенные таким образом, я буду называть "верхними"; на английском их называют "overhead" - "надголовными"). Такой способ практикуется в случае, когда надо получить максимально естественное звучание установки, или же когда в наличии только эти самые два микрофона и имеются.
При трехмикрофонном способе к двум верхним микрофонам добавляют еще один, обычно к бас-барабану, но в некоторых случаях к малому барабану.
Ну, а далее знай добавляй микрофон за микрофоном, пока каждый инструмент установки не будет персонально омикрофонен. Способ, в котором для записи установки применяется более трех микрофонов, называется мультимикрофонным.
Бас-барабан
Для записи бас-барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны с большой мембраной: AKG D 112, D 12 E и Sennheiser MD 421. Также рекомендуются Electro-Voice RE 20, Shure SM 7, Beyer TG-X 50 и Audio-Technica ATM 25. Иногда для записи бас-барабана используют два микрофона. Причем рекомендуется применять микрофоны, звучащие по-разному. Например, обладающий агрессивным звучанием динамический микрофон Sennheiser 421 (его для подчеркивания атаки направляют на место удара) и звучащий тепло конденсаторный (обычно Neumann U 47) на расстоянии 2-3 метра от передней части (противоположной ударному пластику) барабана для получения в звучании "воздуха". Микшируя сигналы этих микрофонов, можно найти нужный баланс между атакой и резонансом барабана.
Малый барабан
При записи малого барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны вокального типа. Подобными качествами обладают микрофоны Shure Beta 57 и Beta 58, представители серий вокальных микрофонов N/Dym фирмы Electro-Voice и D фирмы Audix. Микрофоны серий N/Dym и D обладают сходными характеристиками и звучанием, и поэтому годится любой из них. Кроме того, для записи малого барабана хороши лучшие вокальные динамические микрофоны производства компаний Beyer, AKG и Sennheiser.
Очень часто в качестве такого микрофона выступает Shure SM 57. Видимо горбы и провалы в его довольно нелинейной частотной характеристике обеспечивают как раз то звучание, какое нравится большинству из нас. Также, SM 57 превосходит многие микрофоны и по перегрузочной способности, что при записи малого барабана очень важно (кроме того, SM 57 часто рекомендуется в качестве универсального микрофона для записи всех инструментов установки, включая бас-барабан и тарелки). Обычно микрофон устанавливается над малым барабаном, в четырех-пяти сантиметрах от пластика, под углом к нему.
Иногда для получения более яркого звучания малого барабана его снимают конденсаторным микрофоном с малой мембраной или устанавливают такой микрофон в качестве дополнительного (основным является установленный сверху динамический) под малым барабаном. Всякий раз, когда вы снимаете звук барабана двумя микрофонами, пробуйте включать микрофоны в противофазе - это может улучшить звучание.
Томы
При записи томов рекомендуется использовать средние и большие динамические микрофоны, хотя часто используются и Sennheiser 421, 409 и, конечно, Shure SM 57. Много поклонников имеют также Electro-Voice N/D 308 и N/D 408 из-за присущего этим микрофонам хорошего звучания, небольших размеров и удобной конструкции. Некоторые инженеры любят использовать дорогие большие конденсаторные микрофоны (особенной популярностью пользуется Neumann U 87). Другие же идут иным путем, применяя маленькие конденсаторные микрофоны, типа AKG C 408, Shure SM 98 и Audio-Technica ATM 35. Эти микрофоны имеет хорошие характеристики и звучание. Похоже, эти микрофоны любят еще и за то, что для их установки не требуется леса микрофонных стоек, поскольку в конструкцию микрофонов входят крепления для установки на обод. Что же касается методики расположения микрофонов, то она практически не отличается от описанной для малых барабанов. Экспериментируйте с расстоянием микрофона от пластика, поскольку здесь имеет значение каждый сантиметр. Направив микрофон между двумя соседними томами, вы можете довольно прилично записать оба, при этом сократив необходимое количество микрофонов. Особенно это имеет значение, если барабанщик склонен к окружению себя томами со всех сторон.
Иногда микрофоны устанавливают внутрь барабанов. Фирма May выпускает комплект крепежей, с помощью которых можно, не просверлив ни одного дополнительного отверстия (используются уже имеющиеся отверстия), установить внутрь бас-барабана, малого барабана и каждого тома свой микрофон.
Установка микрофона внутри барабана имеет свои плюсы и минусы. В число плюсов входит то, что в этом случае микрофоны максимально защищены от проникновения в них посторонних звуков; и то, что единожды подобрав и зафиксировав положение микрофона (в случае использования упомянутых крепежей May или аналогичных) упрощается процесс собирания и разбирания установки и скорость восстановления нужного звучания (что особенно важно при концертной деятельности). Минусы тоже есть и, как обычно, они являются естественным продолжением плюсов. Если вам захочется изменить звучание барабана, имеющего два пластика, поменяв положение микрофона, то для этого вам придется снимать один из пластиков. Кроме того, при снятии звука барабана внутренним микрофоном звучание получается менее естественным, что, правда, плохо далеко не всегда. Может быть вам будет небезынтересно узнать то, под какие микрофоны May делает свои крепежи (не для того, конечно, чтобы купить эти крепежи, каждый из которых стоит около $50, да ими у нас еще никто и не торгует, но может для того, чтобы купить микрофоны, или просто для общего развития, поскольку системы May используют такие известные в барабанном мире фигуры, как Dave Weckl, Jim Keltner и Doane Perry). Итак, для бас-барабанов: AKG D 112, Audio-Technica ATM 25. Для малых барабанов: Sennheiser 504. Для томов: AKG D 112 R/F, ATM 25, Sennheiser 504, EV 408 ND.