Вышел тут Computer Music за август, перевел интервью с Guy Gerber, если кому интересн
Вышел тут Computer Music за август (N 180), перевел интервью с
Guy Gerber, если кому интересно.
One of the most unconventional acts in electronic music explains why it pays to keep your mind open and your musical senses alive.
Он, вполне возможно, один из крутейших в мире электронной музыки, но Гай Гербер выглядит довольно встревоженно. Остаются всего часы перед Лондонским шоу в Loft Studios, а стоящий за такими гимнами как 'Timing' или 'Belly Dancing' компьютер дает серьезные сбои.
«Какая ирония, что я общаюсь с Computer Music!» - смеется 37-летний артист. «В прошлом, если у музыканта случались какие-нибудь проблемы с его гитарой, он просто мог одолжить другую у коллег, но для нас - компьютерных музыкантов - все не так просто. Когда я путешествую, вся моя жизнь на моем лэптопе. Если он умирает – я теряю всё.»
Пока мы сидели в лобби шикарного частного клуба West End, Гербер тщательно переносил содержимое своего жесткого диска на новый компьютер. Но несмотря на случившееся технологическое фиаско, он тратит большую часть драгоценных часов на общение с нами, любезно болтая обо всем, начиная с его борьбы за возможность быть замеченным на его родине, в Израиле, заканчивая его недавней работой с мировой звездой Шоном «P Diddy» Комбом.
Случалось правда, что опасения за вечернее выступление закрадывались в беседу, давая Герберу повод объяснить почему игра живьем настолько важна и как формируется его звук.
Computer Music: Некоторые продюсеры вполне себе довольны стоять за вертушками, проигрывая Mp3 всю ночь напролёт, но твои выступления всегда были намного более интерактивными – они на самом деле «живые».
Guy Gerber: «Когда я впервые начал играть музыку, будучи ребенком еще в Израиле, я вступил в идни-рок группу. Вы знаете, все эти вещи… барабаны, бас, гитара. Мы были кучкой парней, собравшихся вместе и создававших что-то настоящее – что-то, что живет и дышит, и это было чем-то особенным в те неповторимые моменты, когда мы все вместе находились на сцене».
«Так что, когда я начал двигаться в направлении электронной музыки, я сказал себе: «Ты должен сохранить это ощущение в музыке». Я не хотел чтобы мои выступления были спланированы до последней секунды, где все идеально и ничего не может случиться. Я хотел иметь обратную связь с публикой, создавать двусторонний диалог, общение. Каждое мое шоу абсолютно отличается от предыдущего».
CM: Ну, так как это работает? Какой наборчик у тебя на сцене?
GG: «Это мой ноутбук с запущенным ableton; полифонический синтезатор; и несколько эффекторов. Множество треков, которые я играю, созданы специально для моих живых выступлений – они не издавались коммерчески. Обычно, это 16ти-,32х- и 64х-тактовые лупы, довольно самодостаточные сами по себе и они никогда не превращаются в целую композицию».
«Мой сэт создается из множества таких заготовок, где бас, барабаны и хэты по отдельности отправляются на разные каналы. Естественно, что там есть определенные мелодические линии в том числе, но я использую синтезатор чтобы добавить новых хуков, просто устраиваю джэм под эту тему, стараясь реагировать на толпу. Если все вокруг расслаблены, я предпочту отрезать бочку и добавить задержек на основные мелодии, придать звучанию больше пространства. Если атмосфера более интенсивна, я пускаю хэты и добавляю дисторшн. Ничего не запланировано. Все привязано к сегодняшней особенной ночи.»
CM: Если ты начинал играть инди-рок, как ты в конечном итоге переключился на электронную музыку?
GG: «В то время не было никакой клубной сцены в Израиле. Рок был действительно сильной штукой, рок и музыка Ближнего Востока. Было немного клубной музыки, в частности серьезный транс-проект Astral Projection, но я ненавидел его!
Мой друг был звукорежиссером и он построил студию для Astral Projection. В этой студии было всё…все последние синтезаторы и сэмплеры. Это было потрясающее местечко. Я тусовался с ним и это был первый раз, когда я пересекся с этими машинами. Естественно, мы начали экспериментировать с ними, смотреть, что можно сделать с басом, ударными, гитарами и вообще со всем этим оборудованием. Я все еще пытался играть рок-н-ролл.
Где-то в это время я услышал первый альбом Daft Punk. Уау! Он просто вынес мне мозг! Это была электронная музыка, но в то же время это был рок-н-ролл. Я пошел и купил себе маленький компьютер, Cubase, Akai S3000, Roland Juno-106… и, к счастью, у нас все еще был доступ на ту студию в Тель-Авиве. И я уже не был сыном инди-рока. Теперь я хотел делать электронную музыку.»
CM: Было ли легко стать замеченным в Израиле?
GG: «Нет, это было очень, очень нелегко. Как я говорил, была небольшая транс-сцена, но я не был её частью. Если взять Париж, например, там была куча разных артистов, обменивавшихся идеями о френч-хаусе, но в Израиле я чувствовал, что должен изобретать свой собственный звук. Даже добыть оборудование было сложно. Софт было трудно отыскать, и что-нибудь вроде 106го… блин, у меня заняло очень много времени отыскать один такой. Не стоит забывать, что это было задолго до того, как интернет стал большой частью нашей жизни».
CM: Давай вернемся в сегодняшние дни. Где сейчас твоя студия, и что там?
GG: «К сожалению, я еще один представитель электронных музыкантов, работающих в Ableton. Когда я впервые издавался, я все еще использовал Cubase, но я попробовал Ableton и он соблазнил меня тем, как легко его было использовать для живых выступлений. Cubase имел лучший звук, но Ableton, казалось, лучше «склеивал» саму музыку и был более «фанковым». В Ableton проще «вязать» музыку. Если у вас запущено несколько лупов, вы можете много больше импровизировать. Он не связывает вас как другие платформы.
Есть и некоторые недостатки: окно редактирования откровенно плохое и его звук не так хорош. Но это легко исправляется. Я использую внешние обработки от UAD и их же плагины, которые делают хороший звук из чего угодно. Еще у меня есть сумматор Neve 8816, который привносит эту аналоговую теплоту.
Но не будем забывать, что Ableton это идеальный композиционный инструмент. Я пишу музыку в очень «живой» манере, импровизирую сам с собой, используя клипы. Он идеален для создания более экспериментальной, «перетекающей» танцевальной музыки».
CM: То есть ты пишешь песни так же как и играешь их живьем – множество импровизации?
GG: «Точно! Жмешь Record и начинаешь джем минут на 20. Обычно, таким образом находишь два или три хорошо работающих варианта. И после 20-ти минут ты забываешь о метрах, 8-ми тактовый луп или 16-ти тактовый… ты просто реагируешь и опираешься на собственные чувства и ощущения музыки. Иногда начинаешь играть в 7-ми или 9-ти тактах. И если это работает – оставляешь так.
Это, вероятно, один из самых моих больших секретов. Я стараюсь не работать в восьми, 16-ти и 32-х тактах все время. Если я программирую что-нибудь вроде частоты среза фильтра, я могу ограничить это 7-ю тактами и продублировать через весь трек. На выходе будет происходить так, что фильтр будет открываться в интересных местах, подавая новые, порой странные идеи. Все это добавляет созданию музыки большую «человечность» и динамику, но при этом легко осуществимо. Если вы ленивый, как я, то это позволит вам экспериментировать, не делая особо много работы!»
CM: У тебя есть любимые синтезаторы для твоей импровизации?
GG: «Я до сих пор использую Juno… он очень преданный. И ввиду того что я начинал с Juno, я фанат аналогового синтеза. У меня есть большинство из линейки Roland, есть Sequential Circuits Prophet и я только что купил ARP Solina, стринг-машинку.
Очевидно, что у меня есть и множество софтовых синтезаторов. В прошлом я был поклонником Trillian. Определенное время это было мое лучшее оружие. Мне очень нравится его бас, но я играл аккордами. Таким образом получаешь и уверенный фундамент и мелодию.
Еще я много использую Rob Papen Predator, также Pro-53 от NI и Arturia Minimoog. Одно время я покупал каждый софт-синтезатор, который выходил на рынок, но в итоге поймал себя на том, что трачу больше времени на пролистывание их пресетов, нежели на написание собственной музыки.
Так что я сократил их количество на данный момент, чтобы оставаться в фокусе. У меня есть Arturia Moogs и полный набор от Native Instruments, ну и некоторые встроенные в Ableton штуки, естественно, великолепны. Оператор, похоже, дает больше интересного саб-баса, чем множество других синтов последних лет».
CM: Многие твои треки начинаются с разных качевых/пружинящих низких звуков на фоне – этот шум под ударными в начале трека 'Timing', к примеру. Откуда это?
GG: «А…. Вы заметили. Много из этих странных, низкочастотных шумов это по-сути записанные звуки или готовые лупы, транспонированные вниз и эквализированные таким образом, что узнать их уже невозможно. В итоге имеем такой низкочастотный момент, но не без доли мелодичности. И звучит это по-другому! Это не просто другой пресет синтезатора. Мне нравится это. Мне нравится идея того что люди слушают и не могут взять в толк что это играет».
CM: Ты фанат аналога, но при этом используешь и софт. Так что лучше?))
GG: «Каждый хорош по-своему. Если вы просто будете использовать один или другой - то будете себя ограничивать. Аналог звучит классно и никто не пытается даже с этим спорить. Если я возьму Prophet и сыграю пэдовый аккорд из 4-х нот – он будет звучать очень плотно и богато. Если я возьму те же самые 4 ноты на софтовом синтезаторе, он будет звучать похоже, но не также. Напор и богатство улетучатся. Но преимущество софтовых синтезаторов в том, что они намного более управляемы и намного больше свободы в плане обработки. Легко сделать его широким, добавить ему пространства. Это можно сделать и с аналоговым синтезатором, но придется использовать внешние обработки. В случае же с софтом - все прямо на экране.
Единственное, что ни один софтовый синтезатор не смог повторить – это достойный срез фильтра. Когда он закрыт, да, звучит отлично, но как только ты его открываешь – всё, он больше не звучит как аналоговая машина. Я не знаю, работают ли саунд-дизайнеры над этим, но на мой взгляд этого не хватает в мире цифры.
Что же насчет меня, то я ловлю себя на том, что все больше и больше использую эти две ипостаси вместе – немного аналога добавляю к софт-синтезаторам. Дублирую некоторые мелодические линии. Таким образом, мы получаем качество аналогового синтеза и при этом атмосферу цифровых синтезаторов.
Но все же будьте аккуратнее. Если вы начинаете трек, используя только аналоговое оборудование – 909, Juno, Prophet - а затем примешиваете цифровой синтез – это не сработает как надо. Вы услышите разницу и софтовый звук будет сильно выделяться, он будет тоньше. А вот если же наоборот, начинаете все на софте, а впоследствии добавляете немного аналога – это позволит улучшить звучание и добавит тепла.
И, наконец, когда вы дублируете партии, не квантизируйте их очень сильно, это позволит создать ощущение, что их играют люди, а не машинки».
CM: Ну вот мы и почти вернулись к тому, с чего начинали… идея сохранения «живости».
GG: «Это так важно для меня. Я буду использовать столько ухищрений, сколько возможно, чтобы избавить мои композиции от излишней искусственности и «цифры». Иногда я просто беру немного атмосферного шума с какой-нибудь записи или пропускаю свой голос через огромный реверб и использую немного этого «пространства» - я подмешиваю все это дело к свей фонограмме и оно связывает все элементы вместе. Трек сразу-же оживает».
cm
KIT LIST
Hardware
Apple MacBook
API Lunchbox
ARP Solina
Crane Song HEDD
Eventide H8000
Fender Rhodes
Manley Variable MU Compressor
Metric Halo Interface
Neve 8816
RME audio interface
Roland Juno-106, TR-808, TR-909
Selection of guitar pedals
Sequential Circuits Prophet
Software
Ableton Live
Arturia Minimoog
Arturia Moog Modular
Wave Machine Drumagog
Native Instruments Massive, FM8, PRO-53, Absynth, Reaktor, Battery, Kontakt and Maschine
Rob Papen Predator
Sonic Charge MicroTonic
Spectrasonics Trillian
Sugar Bytes Artillery
Universal Audio UAD-2
FROM Diddy to Vath
«Чувак, работать с P Diddy было просто классно», - Гай улыбается. «Однажды он мне позвонил и сказал: «Нет желания замутить чего-нибудь?». Его идея была в том, чтобы взять мир R&B и мир электронной музыки и посмотреть, где эти миры могли бы пересечься. Мы называем проект 11:11 и я предпринимаю попытки выяснить, как электронная танцевальная музыка может двигаться в этом мире большой коммерции.
Когда он описал мою работу…, мое лицо озарила самая громенная улыбка. Я был доставлен в Лос-Анджелес и Нью-Йорк и был вписан в эти топовые студии с лучшим оборудованием. Все, что мне было необходимо - там было, любой синтезатор или софт. Это было весело, но в конце у меня не было ощущения, что все сделано как надо. Я вернулся в свою студию, с родным мне оборудованием, которое я знал, и это дало мне возможность дорабатывать более эффективно.
Возможность иметь дело с кем-то вроде него – это невероятно лестно. Это заставляет тебя смотреть на свою музыку и думать «должно быть я все-таки что-то делаю правильно». Аналогично было, когда Sven Vath, основатель лейбла Cocoon, вошел в контакт. Друг сказал мне, что Sven играл мои треки, поэтому я взял и послал несколько своих работ ему на лейбл и они подписали меня.
Я стараюсь следовать тем же принципам с моим лейблом, Supplement Facts. У нас нет жестких предписаний, если мы слышим что-то хорошее – мы заинтересованы. Мое музыкальное путешествие привело меня от Joy Division, New Order и The Smiths к Bedrock, Cocoon и P Diddy. Все абсолютно эклектично, смешение влияний из разных мест. Вот такой музыка должна быть!».