акустика контрольных комнат

Еще в такие комнаты нужны мощные мониторы.

фраза выглядит опасной в отрыве от контекста.
если разговор таки о том, чтоб слушать ен то как комната поёт а звук собственно мониторов, то да.

типа когда долго живёшь - придётся много тратить на еду. Но если повеситься то и на еде сэкономишь =))))
 
Michele Gaggia
Also, because of the high levels of absorption, the monitoring system must provide very high power in order to supply the desired SPL levels.
И у Алдошиной
Такого типа комнаты потребовали применения контрольных агрегатов с высоким уровнем звукового давления и малыми переходными характеристиками, поэтому в них часто используются мониторы с рупорными громкоговорителями (например, фирмы JBL).

И на Гирслатсе читал про это дело.
 
дык очевидно же почему, не так ли?

чем меньше попадает в точку прослушивания отраженного звука, тем больше нужна мощность излучателя чтоб компенсировать ту энергию, которую в обычной жилой комнате несут отражения.
Так?

получается, что если мы пытаемся избавиться от отражений в точке прослушивания, то нам нет просто ну никакой возможности достигнуть нужного уровня давления с малой мощностью излучателя.

По этому я и говорю что это не то чтоб проблема, это прямое следствие.

Т.е на стольк оже проблема, как долго жить и много кушать =)

PS сорри за оффтоп, я бы лучше топикстартера ещё послушал нежели сам писал бы тут, чем и займусь.
Не думаю что вы и я имеем тот опыт что имеет Андрей =)
 
  • Like
Реакции: Osman
> Вобще термин "Non Environment Control Room" как таково подразумевает
> наличие отражающей стены спереди. Какбы Ньюэл об этом и говорит.

это не совсем так. любая комната в которой нет отражения является NE.

передняя стенка у Ньюэлла возникает от того, что в нее вмонтированы мониторы. а зачем в нее вмонтированы мониторы? да по одной простой причине - чтобы увеличить от них отдачу в области НЧ. а какие проблемы у мониторов не вмонтированных в стенку? да очень простая. как я говорил ранее в следствие диффракции направленность звучания мониторов по НЧ "шарообразная". то есть звук летит во все стороны. соответственно можно предположить что половиная энергии ЗВ на НЧ летит вперед (на слушателя), а вторая половина - назад.

a19.jpg


чтобы она летела только вперед нам нужен "бесконечный экран", роль которого и выполняет стенка.

a20.jpg


благодаря ей мы получаем отдачу по НЧ на 6db громче, что вообщем то хорошо. особенно в NE комнатах где помещение не "доигрывает". ну а так как есть передняя отражающая стенка, которая ни на что особо не влияет, Ньюэлл предлагает сделать на ней рассеиватель. но никакого отношения именно к NE она не имеет. можно сделать NE и без этой стенки.

теперь немного об этой самой стенке. делать "фальшстенку" или стену из лекгих материалов нет смысла. так как она не будет отражать НЧ в достаточной степени + вы получите собственные резонансы этой стены. об этих проблемах я писал в "мыслях о студийном строительстве". если уж и делать такую стенку, то капитальную - из кирпича или по Ньюэллу из пустотелых бетонных блоков с засыпкой пустот песком, но тут самое главное, чтобы перекрытия выдержали :).
 
давайте немного обобщим вышесказанное.

NE - звучащая комната.

много копий сломано, ломается и будет сломано по поводу, что лучше - reflection free или "звучащая комната" с ровным по АЧХ откликом. есть куча студий с NE и с "звучащими" контрольками в которых делают очхорошие миксы. НО есть один неоспоримый факт - сделать правильную "звучащую комнату" при маленьком обьеме помещения невозможно! что то более менее внятное можно делать с площадью от 50квм и с черновой высотой потолка в 3,5м. да, можно конечно в мелкой комнате подглушить ранние отражения, НО структуру ранних отражений мелкокомнаты поменять очень сложно (есть способы сделать это сложной геометрией стен и потолка, только ценник на такое строительство вас сильно не обрадует). поэтому в малых помещениях почти везде делают NE, так как это дешевле, проще и дает гарантированный результат. в больших - возможно строительство "правильно звучащих" комнат, но это масштабнее и дороже.

поглотители из минваты - резонансные поглотители.

тут скажу лично мой experience. хотите слушайте, хотите - сами экспериментируйте. принцип действия резонансного поглотителя извествен - берется однородный тонкий листовой материал, который под воздействием НЧ начинает резонировать и демпфируется. там самым отбирая энергию НЧ. но ИМХО там не все так просто. у Ньюэлла и у Эвереста (в Master Handbook of Acoustics) и у других дядек приводятся только принципиальные схемы и нигде не приводятся точные чертежи с конкретными промерами поглощения НЧ. я сделал несколько таких поглотителей и остался недоволен ихней работой. опять же ИМХО - я бы лучше использовал камаз минваты, так как результат там предсказуем и гарантирован. строительство, а потом переделка резонансных поглотителей - занятие очень недешевое и достаточно непредсказуемое. точных методик рассчетов я не встречал. но видимо есть какие то тонкости в изготовлении, креплении, размещении, которыми знающие товарищи не спешат делиться, так как берут за это немалые деньги :).

некоторые практические мысли по строительству NE.

так как подавляющее большенство студий в нашей стране используют арендованные площади, то периодически возникает проблема с переездом на новое помещение. само собой, что какое то сложное и дорогостоящее капстроительство в при таком варианте не очень целесообразно, да и собственник помещения может быть против этого. в этом случае строительство NE при помощи камаза (половины камаза) с минватой выглядит очень подходящим решением. во первых такое строительство очень простое и не связано с возведением капитальных стен, подвешиванием тяжелых конструкций к потолку или еще чем то подобным. мы берем тюки с минватой и просто складываем их друг на друга вдоль стен. дальше мы делаем поверх этого обрешотку из бруска, которая будет являтся предохранителем от повреждений, если кто то захочет на такую стену опереться + она же будет являться каркасом для натягивания ткани. главные мониторы устанавливаются на стойки и просто обкладываются минватой. далее обрешетка делается и на потолке. за нее закладывается минвата. так как минвата достаточно легкая, то и обрешека нужна простая не "держащая". далее делается (или не делается) плавающий пол на лагах в пустоты которого тоже закладывается минвата. единственное - надо не забыть вывести всю электрику на обрешотку и заглушить нафих все батареи отопления, так как они не нужны в такой комнате.

по большому счету это может за пару-тройку дней сделать квалифицированный плотник с одним помощником. + при переезде на новое место, снимается ткань, разбирается обрешетка, вывозится минвата и комната принимает исходный вид без каких либо материальных потерь.

по поводу мониторов для NE.

утвержедние что для такой комнаты нужны мониторы с большим SPL - не совсем корректны. большая громкость для работы не нужна, НО есть другой аспект проблемы: так как комната не дозвучивает, то и НЧ вы услышите столько, сколько реально могут выдать ваши колонки. у меня в NE мелкоколонки с 6-8" басовыми динамиками звучали практически без низа (очень смешно так звучали, как кухонный громкоговоритель). поэтому для NE нужны мониторы минимум с 10", а лучше с парой 10" динамиков. думаю, что встраивать маленькие "полочные" мониторы в стену - тоже не выход из положения.
 
Хочу еще раз обратить внимание на тот факт что когда на стены вешается большое колличество ваты, высокие частоты оказываются переглушенными и для того чтоб этого избежать поверх ваты необходим слой пропускающий низкие частоты, но частично отражающий высокие.
 
если вы не готовы ни морально ни материально к постройке полноценной NE, можно как полумеру использовать локальные широкополосные поглотители. способы, как это cделать везде описаны, я просто предложу к вниманию пару картинок для наглядности.

прежде чем что то строить - нарисуйте чертеж вашей контрольной комнаты. определитесь с тем, где и как будут стоять мониторы и сидеть механик-водитель. далее отстройте первичные (вторичные) отражения. тем самым вы найдете места, где нужно помещать поглотители. если сложно с геомерией, то можно сделать это при помощи зеркал. расставте мониторы и сядте на рабочее место. затем попросите кого нибудь с зеркалом перемещаться вдоль стены. как только вы увидите в зеркале монитор - это и есть место отражения (световые и звуковые волны подчиняются одним и тем же законам).

есть еще более простой способ. воспользуйтесь размещением ловушек как на картинке

a21.jpg


a22.jpg


желтым обозначен широкополосный поглотитель. принцип очень прост - ширина боковых поглотителей равна расстоянию между механиком-водителем и мониторами. ширина передних и задних - по ширине колонок. в этом случае вы получите гарантированное убийство всех первых и половины вторых, третьих и т.д. по высоте поглотители можете делать в свой рост или чуть выше (2м). делать поглотители шире большого смысла нет. также можно немного сьекономит на толщине поглотителя. боковые и потолочный можно сделать тоньше чем передний и задний памятуя об разных углах, под которыми происходит отражение. а можно сделать и одинаковыми.

по конструкции широкополосный поглотитель делается вот таким образом. сперва из доски (ширина доски соответствует толщине поглотителя) делаются боковые стенки.

a23.jpg


в качестве задней стенки проще всего использовать лист тонкого ДВП (это из чего делались задние стенки старых приемников и телевизоров). внутрь закладываются листы минваты. с передней части все затягивается акустически прозрачным материалом (ткань, спанбонд или еще что нибудь).

a24.jpg


далее получившиеся конструкции расставляют как шкафы вдоль стен вплотную (не забываем про дифракцию !) к стене. по толщине поглотителя - если он только минватный, то чем толще слой, тем больше поглощение НЧ. но думаю что менее 20см делать не стоит.

как вариант изготовления потолочного поглотителя не делать его с деревянным каркасом из-за веса и сложности подвески, а сделать в виде больших "подушек" набитых минватой. они легде и подвесить их проще.
 
Последнее редактирование:
можно сделать ловушки более эффективными добавив туда резонансный поглотитель

a25.jpg


он представляет из себя два листа ГКЛ (обычного гипсокартона) склеенных между собой демпфером. как демпфер можно использовать рубероид липкий с двух сторон или просто клей. важно чтобы после высыхания демпфер не твердел, а оставался гибким. для больше широкополосности поглощения можно использовать листы ГКЛ разной толщины.

---------- Добавлено в 15:07 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 14:58 ----------

> что когда на стены вешается большое колличество ваты, высокие частоты
> оказываются переглушенными и для того чтоб этого избежать поверх ваты
> необходим слой пропускающий низкие частоты, но частично отражающий высокие.

sorry, но задам еще раз глупый вопрос - а зачем это надо? мы убиваем все отражения в НЧ и сами создаем отражения в ВЧ и СЧ. а чем они лучше чем в НЧ. они точно также создают дополнительные "призвуки". просто они не так заметны и не так очевидны, но какова надобность в них?

я когда делал первый вариант контрольной комнаты решил схитрить и использовать для финальной отделки готовые стеновые панели Экофон. в результате получил довольно гаденькую реверберацию на примерно 4-5kHz (явно слышимую на букве "с"). оказалось, что финишный слой отражает ВЧ (что собственно было указано в таблице коэффициентов поглощения, но я на это внимания не обратил). в результате пришлось эту финишкую отделку обдирать а финиш делать из ткани.

---------- Добавлено в 15:12 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 15:07 ----------

> расскажите что знаете про рассеиватели!

ок, подготовлю материал по тонателье, там это будет как раз в тему. только не завтра видимо.
Actually It takes so much time. :)
 
Последнее редактирование:
а зачем это надо? мы убиваем все отражения в НЧ и сами создаем отражения в ВЧ и СЧ

Мы не можем убить все отражения, мы их понижаем и делать это надо равномерно по спектру. Отражения совместно с прямой волной образуют фильтр и как и любой фильтр он имеет неравномерность и разные затухания на разных частотах.

По идее например фильтр в кроссовере акустической системы в идеале должен подавать только те частоты на каждую головку которые она должна (точнее может) воспроизводить. На практике это невозможно и потому стараются не только разделить но и сделать это так чтоб АЧХ было по возможности ровнее.

Так и здесь - "убить" как вы говорите не получится в малом помещении (а в большом и не надо), а потому после поглощения мы должны заботиться и о том чтоб наш акустический фильтр имел гладкую характеристику. Как известно низкие частоты можно поглащать разными способами, но во всех чем больше размер, тем больше поглощение. Есть еще конечно панельный резонансный поглотитель, но для его использования нужен специалист с большим опытом, ибо доводится он после расчетов методом доводки - проб, ошибок и исправлений. Когда же толщина пакета ваты велика, то ВЧ и СЧ на самом деле убиваются, а НЧ не совсем и звукоинженеры в таких студиях (и их сечас большинство) перебирают по высоким частотам, в чем можно легко убедиться слушая современне фонограммы...
 
  • Like
Реакции: valvas59 и Dex Haer
> Мы не можем убить все отражения,

почему? 1м минваты убьет все герц до 20, а может и ниже :).

> потому после поглощения мы должны заботиться и о том чтоб наш акустический фильтр имел гладкую характеристику.

при чем тут режекторный фильтр? если мы сделали NE до 100Hz, то в ней не будет (соотношение прямой звук отражение будет -60db или более) отражений до 100Hz, соответственно в ней не будет и гребенчатых фильтров никаких. а вы предлагаете их искуственно создать? :)
 
пардон, сеньоры... вот, теоретически, в лесу отражений ведь совсем мало должно быть ) чаща какая-ть буреломная для контроля есть гуд? )
 
> в лесу отражений ведь совсем мало должно быть

почему же. в лесу деревья начнут какие то ВЧ отражать, да и от земли тоже что то отражаться будет...
идеальная NE - это где то в километре над землей в безветренную погоду. там точно все будет разлетаться и назад не возвращаться :)

ЗЫ: кстати из-за этого оркестры не любят выступать на совсем открытых площадках. говорят - звук у оркестра очень тощий получается. дык само собой. половину звука оркестра делает зал!
 
пардон, сеньоры... вот, теоретически, в лесу отражений ведь совсем мало должно быть ) чаща какая-ть буреломная для контроля есть гуд? )
А первичные отражения от дубов, волчьи бэки и пришедший жаловаться на слишком громкую компанию медведь? :)
 
  • Like
Реакции: Anton B.
Вы идеализируете, еслиб было так легко убить НЧ...но это сказки. Даже метр не убъет, не говоря уже что в "типовом" помещении 3х4 м после этого останутся 2 м.кв... :) :) :)
 
и заглушить нафих все батареи отопления, так как они не нужны в такой комнате.
Андрей, а если снаружи минус 30 и сильный ветер? люди не помёрзнут в неотапливаемом помещении? мож, электропол с регулирующей автоматикой и двужильным кабелем, шоб финики не поотваливались от излучения через пару-тройку лет?
 
На самом деле, хорошо звукоизолированное помещение получается и хорошо термоизолированным и как правило если в нем ежедневно работает комп, то этого почти хватает, но совсем без отопления думаю не стоит...
 
если в нем ежедневно работает комп
всё грохочущее оборудование будет вынесено в отдельное ("машинное"), изолированное помещение с удлинением кабель-трасс. да и мне кажеццо, что отапливать контрольку компом... эээ... а если стоят ssd-винты и графика с пассивным охлаждением - в контрольке можно будет дуба дать от холода. ))

мне кажеццо, что поддерживать приемлемую температуру электрополом будет экономичнее, чем студийными кондиционерами, которые стоят весьма не дешево.
 
  • Like
Реакции: Nam3k
передняя стенка у Ньюэлла возникает от того, что в нее вмонтированы мониторы. а зачем в нее вмонтированы мониторы? да по одной простой причине - чтобы увеличить от них отдачу в области НЧ.

благодаря ей мы получаем отдачу по НЧ на 6db громче, что вообщем то хорошо. особенно в NE комнатах где помещение не "доигрывает".

Зачем нужна отдача по НЧ на 6 дб громче, и не управляемая при разном звук. давлении? Если помещение начнёт "доигрывать", то можно доиграться с результатами работы.

А что плохого если передняя стена заглушена ? То есть на игры с мониторами не влияет ..., по крайней мере ничего не добавляет....
 
> Вы идеализируете, еслиб было так легко убить НЧ.

нет, это вы недооцениваете минвату. 1 м минваты - это 2 метра пути звука при попадании по "нормали" и 2,8м (!!!) при 45 гр от нормали. такой слой схавает 20Hz и не подавиться :).

к тому же, а зачем нам нужны такие низкие частоты? у вас реально если мониторы с 18" динамиками, которые способны эти 20Hz воспроизводить? слышимость ухом 20Hz герц находиться уже на уровне "болевых ощущений". в реальной работе отсутствие отражений до 100Hz - это уже очень хорошо. а до 50Hz - это суперконтроль. а эти задачи вообщем то можно осуществить.

> Андрей, а если снаружи минус 30 и сильный ветер?

как правильно сказали выше - NE комната - это термос очень хороший. конечно если студия находится в отдельностоящем помещении, то совсем без отопления не обойтись. но если слева и справа (сверху/снизу) помещения топяться, то проблем не будет вообще. в моей студии водяного отопления не было. когда на улице было -30 то в помещении было не ниже +15. это все решалось масляным обогревателем на 2квт. а когда приходили люди, то и его выключали.

> мож, электропол с регулирующей автоматикой

электропол устанавливается обычно под керамическую плитку, под ламинатом и тем более под ковровым покрытием теплый пол неэффективен. так что масляные радиаторы конвекционного типа - то что надо!

> Зачем нужна отдача по НЧ на 6 дб громче, и не управляемая при разном звук. давлении?

сложный вопрос. видимо, чтобы побасовитее звучало :).

> А что плохого если передняя стена заглушена ?

у меня в контрольке этой стены не было вообще. в принципе того кол-ва НЧ, что давали HQ210 мне вполне хватало. но может кому то надо еще больше ...
 
1 м минваты - это 2 метра пути звука

Опять 1 м ваты... да где же на такое место найти?

у вас реально если мониторы с 18" динамиками, которые способны эти 20Hz воспроизводить

Нет, у меня реально воспроизводящие от 37 Гц 8-дюймовые Mackie 824...


в реальной работе отсутствие отражений до 100Hz - это уже очень хорошо.

20 или тем более 16 Гц уверен не нужны никому, но бас-гитара и большой барабан явно нуждаются в диапазоне вплость до 50-40 Гц, потому и рекомендуется обрезать то что ниже 30 Гц - то что ниже для нас лишнее, а слышать это из-за "не 18-дюймовых мониторов" не получится, так что от греха подальше - режем. Кстати уже несколько раз слышал что творится в сабвуферах в фонограммах тех кто этим обрезанием пренебрегает...ужас! Так что по крайней мере до 30-40 Гц получить линейное воспроизведение безусловно рекомендуется...
 
> да где же на такое место найти?

я и говорю, что в туалете контрольную комнату не построить. кубатура маловата. метров 30 площадью с потолком от 3,2м - еще можно :).

> у меня реально воспроизводящие от 37 Гц 8-дюймовые Mackie 824

а откуда такая уверенность в реальном воспроизведении 37Hz мелкими маки?

> Так что по крайней мере до 30-40 Гц получить линейное воспроизведение безусловно рекомендуется

:)) ну вы даете. мониторы которые РЕАЛЬНО могут работать линейно до 50Hz выглядят примерно вот так:
http://www.google.ru/imgres?imgurl=...a=X&ei=Se0jT7C0H4Wf-wbcsbjQCA&ved=0CBMQ9QEwAA

и вес одной колонки около 150кг. ни на чем другом мелкотравчатом этот диапазон ровно не вопроизвести, так как просто не хватит площади диффузора. если бы мелкоколонки могли реально (а не по паспорту) линейно воспроизводить НЧ вплоть до 50Hz, то зачем бы люди отдавали по 20-30k$ за тех монстров, которые на фотке? а ведь отдают... :)
 
Последнее редактирование:
а как насчет очень полезных испарений из ваты? Там клеющее вещество очень "полезное " на сколько я знаю.При таком ее количестве в замкнутом объем надышаться можно мама не горюй
 
> Там клеющее вещество очень "полезное " на сколько я знаю.

не знаю, но думаю все будет зависеть от того однородный он или там есть какая то подложка.
мое ИМХО - ковровое покрытие в такой комнате - самое то что надо.

> Там клеющее вещество очень "полезное " на сколько я знаю.

поделитесь pls источником знаний про злостное клеящее вещество в минвате?
 
http://www.medkrug.ru/article/show/6056


Первое что попалось
А так гугль в помощь
Ну и по опыту-пахнет она явно не розами. Чем?
Разная она конечно-какая больше, какая меньше но воняет




Зы:имеется ввиду ковровое покрытие сверху ваты? Эффективность снизится наверняка
 
Последнее редактирование:
ну вы даете. мониторы которые РЕАЛЬНО могут работать линейно до 50Hz

мы говорим о помещении, ведь не мониторы же делаем?

а откуда такая уверенность в реальном воспроизведении 37Hz мелкими маки?

Берем бас и играем...
 
  • Like
Реакции: Sounds
ну, самое страшное на что жалуются врачи - это конечно пыль. и много работников предприятий на которых эту вату делают получают рак легких. наверное так и есть. минвата - штука опасная и когда вы с ней работаете, то респиратор и перчатки - обязательны. но после укладки, если ее специально не тыкать, она никуда не летит.

второе, на что жалуются медики - это формальдегиды, которые выделяет минвата. но вроде как они же и признаются, что и фонера и ДСП и все остальное, что склеивается выделяет их не меньше, а может даже и больше.

НО как показывает практика - дышать на улицах наших городов еще опаснее, там вообще фиг знает чем дышим. и вода из водопровода джля питья мягко говоря не очень пригодна, а в пище которую мы едим вообще непонятно чтол кладут. :)

скажу одно, что в моей коробке набитой минватой народ работал несколько лет. вроде ничем не надышался, и раком потом (тьфу, тьфу, тьфу) не заболел.

во первых - берите качественную минвату.
во вторых - вентиляция в таких помещениях - обязательна (хотя бы приточная).
в третьих - если так боитесь ваты - заверните ее в полиэтилен и запаяйте. только в этом случае между тканью и мешками с ватой надо поставить какой нибудь тонкий ВЧ поглотитель (поролон или войлок или еще что нибудь подобное).

---------- Добавлено в 15:08 ---------- Предыдущее сообщение было размещено в 15:06 ----------

> мы говорим о помещении, ведь не мониторы же делаем?

дык помещение и делается под существующие мониторы. если у вас маки - то толщина слоя одна. если TAD 4201, то слой будет значительно толще.

> Берем бас и играем...

и? бас можно воткнуть в айпод и играть. звук тоже будет :).
или у вас получается такой же басовый звук как с 15" комба?
 

Сейчас просматривают