Семь четвертей, или нестандартные размеры

  • Автор темы Автор темы presly
  • Дата начала Дата начала

presly

Well-Known Member
15 Ноя 2004
2.385
1.420
113
58
София
честно стырено в Сети:

СЕМЬ ЧЕТВЕРТЕЙ
Рассказывают, в Большом театре один солист, обладающий от природы большим басом, но имевший серьёзные проблемы с музыкальным слухом, никак не мог справиться с арией Варлаама в опере Мусоргского "Борис Годунов".
Там между строчками текста звучит оркестровая музыка, буквально так:
- "Как во городе было во Казани! " (раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь! - играет оркестр).
- "Грозный царь пировал да веселился! " (оркестр вновь: раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь! ).
- "Он татарей бил нещадно... " - ну и так далее.
Вот в эти семь четвертей и не мог попасть несчастный бас: то раньше начнёт, то позже.
Дирижёр ему пригрозил: "Ещё раз лажанёшься - и сниму нахрен с роли! ".
Бас побежал к приятелю-концертмейстеру.
- Помоги, - говорит, - придумай что-нибудь!
Тот поморщился:
- Сто раз ведь с тобой уже это место репетировали! Какой же ты мудила!
Ну ладно, давай так сделаем. Тебе надо про себя пропевать какую-нибудь фразу, которая бы точно укладывалась в эти семь четвертей. Ну вот хоть эту: "Ка-кой-же-я-му-ди-ла! ".
Стали пробовать:
- "Как во городе было во Казани! " (ка-кой-же-я-му-ди-ла! ).
- "Грозный царь пировал да веселился! " (ка-кой-же-я-му-ди-ла! ).
- "Он татарей... "
Классно получилось! Раз десять пропели, и бас, гордый и во всеоружии, отправился на спектакль.
Дошёл до злополучной арии, спел первую строчку, пропел про себя неприличную фразу, уверенно начал: "Грозный царь... " - дирижёр с бешеными глазами показывает палец: мол опять, паразит, вступил на одну четверть раньше. Со следующей строчкой арии то же самое. Словом, совсем облажался: кончил петь - оркестр ещё играет.
Уйдя со сцены, с криком: "Убью! " бросился искать концертмейстера. Тот только руками развёл:
- Ну ведь десять раз репетировали! Ну, давай ещё раз: как ты пел?
- Как во городе было во Казани, - стал загибать пальцы бас, - ка-кой-же-я-му-дак! . .
 
похойжий анекдот но про 11 четвертей Корсакова нам рассказывала учительница муз литературы ещё в детской музыкальной школе. Там оркестру предлагалось считать про себя на "Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл!" на 11/4
 
похойжий анекдот но про 11 четвертей Корсакова нам рассказывала учительница муз литературы ещё в детской музыкальной школе.
прочел эту фразу и сразу подумал - неужели про мудилу учительница рассказывала? ))))
 
Путем несложных комбинаций теперь можно легко считать на 14/4 = "Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл, му-ди-ла!"

Кстати, дирижеры, объясняя характер произведения, часто прибегают к использованию подобных приемов, и есть даже целая наука - мнемоника, облегчающая усвоение и запоминание :biggrin:

П.С. У Пэта Метени есть пьеса "45/8" - это ж какими фразами он изъяснялся :laugh2:
 
Путем несложных комбинаций теперь можно легко считать на 14/4 = "Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл, му-ди-ла!"
....

П.С. У Пэта Метени есть пьеса "45/8" - это ж какими фразами он изъяснялся :laugh2:

Не знаю, какими именно фразами, но в конце точно "му-ди-ла!"
 
У греков Приазовья масса народных танцев на 7/8, мне поначалу сложновато было въехать, дык меня учили считать - мама-папа-дедушка.:smile:
 
Какая полезная тема вскрылась.
У самого не было особых проблем с асимметрией, но вот как народу доходчиво объяснить - только сейчас узнал.
 
У греков Приазовья масса народных танцев на 7/8, мне поначалу сложновато было въехать, дык меня учили считать - мама-папа-дедушка.
А если ещё добавить бабушку - нехилый прогрессивчик получицца))
 
Пинк Флойд Мани, если не ошибаюсь? И в Зеппелиновском Кашмире барабас тоже идёт своим ходом, а остальное своим...В прогрессивроке часто такое можно было встретить. 5/4, 7/8
 
Последнее редактирование:
И в Зеппелиновском Кашмире барабас тоже идёт своим ходом, а остальное своим..
да, есть там какая-то выброшенная доля ) Цеппелины вообще полюбляли поиграться с размерами...

мама-папа-дедушка
А мне товарищ другое приколол:
пиво-пиво-водочка
"пиво-пиво-водочка" однозначно музыкальней звучит )) ...вернее, по-музыкантски ))
 
Кинг Кримсон времён после "Фрипертроникса" весь сплошная полиритмия (разные инструменты играют партии в своём размере)ю Стив Райх этим очень баловался.
Самое прикольное получается когда один играет в 5/4, второй 7/4, 3-й 9/8, 4-й 11/16, а барабанщик лупит 4/4.:rofl:
 
А если ещё добавить бабушку
Когда я учился в институте на отделении народного хора, то у нас был предмет "Расшифровка народных песен". В общем, включали кассеты с бабушками, записанные нами же и записывали на ноты все эти вещи. Вот там с размерами было не скучно.

ps: Вместо фермат в аранжировках часто "условные доли" добавляю, пятые к 4/4 и четвертые к 3/4.


Да - 9/8 - это перестук колес электрички, у нее вагон короче, чем у скорого поезда, поэтому вот как бы...
Как-то было - ехал около 25 км/ч так, что-то в этом роде.
 
Последнее редактирование:
А что в современной музыке? Кроме Стинга?

я знаю, что у Hallucinogen интересные места есть со сменой размера прям на протяжении одной композиции: 4/4 -> 3/4 -> 4/4
http://www.youtube.com/watch?v=Dm_Fvvv3-s4&t=2m0s

Или когда плавно прямо на ходу меняется сетка квантизации от триолей к обычным, вкупе с ускорением темпа:
http://www.youtube.com/watch?v=pD9pEnAmKs0&t=0m40s

Но таких примеров - удачных и интересных для прослушивания в целом - очень-очень мало...
 
А что в современной музыке? Кроме Стинга?
да, как ни крути, в основном прогеры этим балуются.. иногда до раздражения.. типа , уже не прогрессив, если не 25\16 :wacko:
удачные примеры НМВ - шведы Flower Kings - очень органично и естественно это всё у них.. можно вспомнить канадцев Rush и занятный Gentle Giant, но это уже немножко в прошлом...
 
мы в 90-х с командой валячили фолк на 14/16+15/16 и хорошо себя чувствовали. Главное - написать так, чтобы это не было напряжно, чтобы мелодия была ненадуманной и грув естественным.

Вот как здесь
http://rmm.su/attachment.php?attachmentid=40456&stc=1&d=1322092670

А что в современной музыке? Кроме Стинга?
У меня есть :)
3/4, но местами 2/4... Скорее, 6/4+5/4
http://www.realmusic.ru/songs/845702/
 

Вложения

Последнее редактирование:
RockMeister, 5 раз блин прослушал что бы хоть немного уловить размер и понять где он меняется:blush:
Не привычна как-то полиритмия для меня. Играл конечно 6/8,5/4, но на слух это далеко не всегда интересно звучит.
В "Исус Христос суперстар" как-раз присутствует полиритмия кстати))
 
послушал сейчас Sting Seven days и нифига не понял)))
Вроде только словлю доли как тут же ее и теряю. там как вообще идет? 4.4 и 3.4 или как?
как вообще можно высчитать размер не имея нот перед глазами?
 
Когда я учился в институте на отделении народного хора, то у нас был предмет "Расшифровка народных песен". В общем, включали кассеты с бабушками, записанные нами же и записывали на ноты все эти вещи. Вот там с размерами было не скучно.
С бабушками всегда так - для них пауз нередко несуществует, поэтому и размеры произвольно уменьшаются)) Даже для современной попсы :)

З.Ы. А поют они практически исключительно недавнюю попсу :spiteful:
 
А поют они практически исключительно недавнюю попсу
Плюсану. Меня на после первого курса филфака погнали в колхозы бабок на предмет народных песен терроризировать. Реальность показала мне свой тёмный и ужасный лик: петь бабки соглашались лишь за водку, и все, как одна, исполняли исключительно "Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка тёмная была". А водка тогда была лишь по талонам, или палёная - и достать её было в тех диких пердях практически невероятно - я сам за всю экспедицию умудрился ужраться лишь один раз (правда, так, что наутро вся экспедиция погрузилась в поезд и уехала в город, прервав экспедицию на неделю раньше).

Я с той поры подозрительно отношусь к бабкам, водке и народному творчеству. :declare:
 
velehentor,
Дык какое творчество без водки то....душа то не поет!

Как говорил мой дядька,...пока желудок не обкатаем,нафик работу)))
 

Сейчас просматривают