Семь четвертей, или нестандартные размеры (1 онлайн

presly

Well-Known Member
15 Ноя 2004
2.336
1.370
113
58
София
честно стырено в Сети:

СЕМЬ ЧЕТВЕРТЕЙ
Рассказывают, в Большом театре один солист, обладающий от природы большим басом, но имевший серьёзные проблемы с музыкальным слухом, никак не мог справиться с арией Варлаама в опере Мусоргского "Борис Годунов".
Там между строчками текста звучит оркестровая музыка, буквально так:
- "Как во городе было во Казани! " (раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь! - играет оркестр).
- "Грозный царь пировал да веселился! " (оркестр вновь: раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь! ).
- "Он татарей бил нещадно... " - ну и так далее.
Вот в эти семь четвертей и не мог попасть несчастный бас: то раньше начнёт, то позже.
Дирижёр ему пригрозил: "Ещё раз лажанёшься - и сниму нахрен с роли! ".
Бас побежал к приятелю-концертмейстеру.
- Помоги, - говорит, - придумай что-нибудь!
Тот поморщился:
- Сто раз ведь с тобой уже это место репетировали! Какой же ты мудила!
Ну ладно, давай так сделаем. Тебе надо про себя пропевать какую-нибудь фразу, которая бы точно укладывалась в эти семь четвертей. Ну вот хоть эту: "Ка-кой-же-я-му-ди-ла! ".
Стали пробовать:
- "Как во городе было во Казани! " (ка-кой-же-я-му-ди-ла! ).
- "Грозный царь пировал да веселился! " (ка-кой-же-я-му-ди-ла! ).
- "Он татарей... "
Классно получилось! Раз десять пропели, и бас, гордый и во всеоружии, отправился на спектакль.
Дошёл до злополучной арии, спел первую строчку, пропел про себя неприличную фразу, уверенно начал: "Грозный царь... " - дирижёр с бешеными глазами показывает палец: мол опять, паразит, вступил на одну четверть раньше. Со следующей строчкой арии то же самое. Словом, совсем облажался: кончил петь - оркестр ещё играет.
Уйдя со сцены, с криком: "Убью! " бросился искать концертмейстера. Тот только руками развёл:
- Ну ведь десять раз репетировали! Ну, давай ещё раз: как ты пел?
- Как во городе было во Казани, - стал загибать пальцы бас, - ка-кой-же-я-му-дак! . .
 

casper

Well-Known Member
27 Апр 2005
1.075
332
83
44
Таллинн
похойжий анекдот но про 11 четвертей Корсакова нам рассказывала учительница муз литературы ещё в детской музыкальной школе. Там оркестру предлагалось считать про себя на "Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл!" на 11/4
 

Rusik

Руслан Бащенко
20 Июн 2007
2.063
844
113
53
Украина, Киев
brmusic.org.ua
похойжий анекдот но про 11 четвертей Корсакова нам рассказывала учительница муз литературы ещё в детской музыкальной школе.
прочел эту фразу и сразу подумал - неужели про мудилу учительница рассказывала? ))))
 

smack

Well-Known Member
3 Май 2008
21.732
26.606
113
www.youtube.com
Путем несложных комбинаций теперь можно легко считать на 14/4 = "Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл, му-ди-ла!"

Кстати, дирижеры, объясняя характер произведения, часто прибегают к использованию подобных приемов, и есть даже целая наука - мнемоника, облегчающая усвоение и запоминание :biggrin:

П.С. У Пэта Метени есть пьеса "45/8" - это ж какими фразами он изъяснялся :laugh2:
 

пользователь 6403

ѧѦ ѧ ̢ ̱ ̧̱ Ѧѧ ѧ Ѧ ̵̗̊o̵̖
19 Июн 2006
1.463
911
113
Путем несложных комбинаций теперь можно легко считать на 14/4 = "Римс-кий-Кор-са-ков-сов-сем-су-ма-со-шёл, му-ди-ла!"
....

П.С. У Пэта Метени есть пьеса "45/8" - это ж какими фразами он изъяснялся :laugh2:
Не знаю, какими именно фразами, но в конце точно "му-ди-ла!"
 

Alex_HS

Super Moderator
Команда форума
19 Ноя 2002
19.739
28.413
113
57
Москва
У греков Приазовья масса народных танцев на 7/8, мне поначалу сложновато было въехать, дык меня учили считать - мама-папа-дедушка.:smile:
 

ljekio

хоныч
11 Дек 2007
5.768
6.864
113
50
Toksova
soundcloud.com
Какая полезная тема вскрылась.
У самого не было особых проблем с асимметрией, но вот как народу доходчиво объяснить - только сейчас узнал.
 

Alex Vortex

Тролль. Так говорят
22 Фев 2009
2.924
960
0
Новосибирск
У греков Приазовья масса народных танцев на 7/8, мне поначалу сложновато было въехать, дык меня учили считать - мама-папа-дедушка.
А если ещё добавить бабушку - нехилый прогрессивчик получицца))
 

Litvinov

New Member
15 Апр 2006
2.007
720
0
60
Germany
tunguskagrooves.com
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
Пинк Флойд Мани, если не ошибаюсь? И в Зеппелиновском Кашмире барабас тоже идёт своим ходом, а остальное своим...В прогрессивроке часто такое можно было встретить. 5/4, 7/8
 
Последнее редактирование:

Rusik

Руслан Бащенко
20 Июн 2007
2.063
844
113
53
Украина, Киев
brmusic.org.ua
И в Зеппелиновском Кашмире барабас тоже идёт своим ходом, а остальное своим..
да, есть там какая-то выброшенная доля ) Цеппелины вообще полюбляли поиграться с размерами...

мама-папа-дедушка
А мне товарищ другое приколол:
пиво-пиво-водочка
"пиво-пиво-водочка" однозначно музыкальней звучит )) ...вернее, по-музыкантски ))
 

Pushkin

Well-Known Member
19 Сен 2005
1.385
673
113
Москва
Кинг Кримсон времён после "Фрипертроникса" весь сплошная полиритмия (разные инструменты играют партии в своём размере)ю Стив Райх этим очень баловался.
Самое прикольное получается когда один играет в 5/4, второй 7/4, 3-й 9/8, 4-й 11/16, а барабанщик лупит 4/4.:rofl:
 

Slava V

солист
18 Ноя 2009
1.485
341
83
50
Харьков
filarmonia.kh.ua
А если ещё добавить бабушку
Когда я учился в институте на отделении народного хора, то у нас был предмет "Расшифровка народных песен". В общем, включали кассеты с бабушками, записанные нами же и записывали на ноты все эти вещи. Вот там с размерами было не скучно.

ps: Вместо фермат в аранжировках часто "условные доли" добавляю, пятые к 4/4 и четвертые к 3/4.


Да - 9/8 - это перестук колес электрички, у нее вагон короче, чем у скорого поезда, поэтому вот как бы...
Как-то было - ехал около 25 км/ч так, что-то в этом роде.
 
Последнее редактирование:

Elle

Богиня
Команда форума
15 Фев 2006
5.428
5.095
113
Берлин
А что в современной музыке? Кроме Стинга?

я знаю, что у Hallucinogen интересные места есть со сменой размера прям на протяжении одной композиции: 4/4 -> 3/4 -> 4/4
http://www.youtube.com/watch?v=Dm_Fvvv3-s4&t=2m0s

Или когда плавно прямо на ходу меняется сетка квантизации от триолей к обычным, вкупе с ускорением темпа:
http://www.youtube.com/watch?v=pD9pEnAmKs0&t=0m40s

Но таких примеров - удачных и интересных для прослушивания в целом - очень-очень мало...
 

SadFat

синтонный пИкник
29 Сен 2006
654
453
63
60
дер. Зюзино
soundcloud.com
А что в современной музыке? Кроме Стинга?
да, как ни крути, в основном прогеры этим балуются.. иногда до раздражения.. типа , уже не прогрессив, если не 25\16 :wacko:
удачные примеры НМВ - шведы Flower Kings - очень органично и естественно это всё у них.. можно вспомнить канадцев Rush и занятный Gentle Giant, но это уже немножко в прошлом...
 

RockMeister

Banned
19 Авг 2008
8.142
4.691
113
мы в 90-х с командой валячили фолк на 14/16+15/16 и хорошо себя чувствовали. Главное - написать так, чтобы это не было напряжно, чтобы мелодия была ненадуманной и грув естественным.

Вот как здесь
http://rmm.su/attachment.php?attachmentid=40456&stc=1&d=1322092670

А что в современной музыке? Кроме Стинга?
У меня есть :)
3/4, но местами 2/4... Скорее, 6/4+5/4
http://www.realmusic.ru/songs/845702/
 

Вложения

Последнее редактирование:

MaxNs

Active Member
3 Ноя 2010
309
79
28
RockMeister, 5 раз блин прослушал что бы хоть немного уловить размер и понять где он меняется:blush:
Не привычна как-то полиритмия для меня. Играл конечно 6/8,5/4, но на слух это далеко не всегда интересно звучит.
В "Исус Христос суперстар" как-раз присутствует полиритмия кстати))
 

Delvin

New Member
23 Янв 2011
16
6
0
Ukrain
Обратите внимание, пользователь заблокирован на форуме.
послушал сейчас Sting Seven days и нифига не понял)))
Вроде только словлю доли как тут же ее и теряю. там как вообще идет? 4.4 и 3.4 или как?
как вообще можно высчитать размер не имея нот перед глазами?
 

Alex Vortex

Тролль. Так говорят
22 Фев 2009
2.924
960
0
Новосибирск
Когда я учился в институте на отделении народного хора, то у нас был предмет "Расшифровка народных песен". В общем, включали кассеты с бабушками, записанные нами же и записывали на ноты все эти вещи. Вот там с размерами было не скучно.
С бабушками всегда так - для них пауз нередко несуществует, поэтому и размеры произвольно уменьшаются)) Даже для современной попсы :)

З.Ы. А поют они практически исключительно недавнюю попсу :spiteful:
 

velehentor

Кошачий Отец
16 Фев 2009
3.263
1.892
113
52
textarget.ru
А поют они практически исключительно недавнюю попсу
Плюсану. Меня на после первого курса филфака погнали в колхозы бабок на предмет народных песен терроризировать. Реальность показала мне свой тёмный и ужасный лик: петь бабки соглашались лишь за водку, и все, как одна, исполняли исключительно "Шумел камыш, деревья гнулись, а ночка тёмная была". А водка тогда была лишь по талонам, или палёная - и достать её было в тех диких пердях практически невероятно - я сам за всю экспедицию умудрился ужраться лишь один раз (правда, так, что наутро вся экспедиция погрузилась в поезд и уехала в город, прервав экспедицию на неделю раньше).

Я с той поры подозрительно отношусь к бабкам, водке и народному творчеству. :declare:
 

JAras

КЦ
17 Апр 2007
933
184
43
World wild
velehentor,
Дык какое творчество без водки то....душа то не поет!

Как говорил мой дядька,...пока желудок не обкатаем,нафик работу)))
 

Сейчас онлайн (Пользователей: 0, Гостей: 1)