Реверберация в миксе

  • Автор темы Автор темы jdee_
  • Дата начала Дата начала
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
все было бы гораздо шустрее и искрометнее
ага, пятки засверкали б ;)

По поводу всрача, конечно, нужно было пораньше отрезать, а я чето повелся, каюсь )))
и ссылка на вики по поводу слова "правильно" - детский сад уже совсем... Я попросил вас объяснить, что такое "правильный звук" и "правильная реверберация". Такое впечатление, что вы просто начитались каких-то материалов по теме (подозреваю, сомнительных), и теперь с видом знатока что-то доказываете... правильно-неправильно...
Как в воду глядите ))
 
  • Like
Реакции: Rusik
Вспомнил любимую историю из детства (по русскому 2ка но)
Шел странник по тундре и на пути ему повстречался чукча бренчащий на своем народном инструменте.
Ми-Ми-ми-ми - доносилось из под пальцев чукчи.
И тогда странник спросил чукчу
- На свете столько замечательных нот и красивейших полутонов, почему ты все время бренчишь одну ноту ??? И тогда чукча сказал страннику.
-Я странник однако свою ноту в жизни нашел, а вот тебе еще предстоит ее найти.

Забавная тема ) Только вот не могу понять смысла объяснять и доказывать что-то тому, кто принципиально ничего принимать и понимать не хочет. Все приходит с опытом)
 
Последнее редактирование:
Однако, танцевалкой музыка не ограничивается. Существует масса жанров, где как раз построение планов важнее кратных соотношений между BPM (который, как писали выше, вообще может быть плавающим) и параметрами ревербератора. Тут уже формулы не помогут, тут нужно чутьё, хороший музыкальный вкус, ну и опыт конечно.

тут про джаз вспомнили, как самый непредсказуемый в смысле BPM.

вот, пока ужинал, с учетом всего, что тут сказал. и pre-delay
тот самый, который. по ходу крутил и его и оверы и двигал pan, по всякому съедобно.
 

Вложения

Тут в мой огород камень кинули, что я примеров не привожу...
Извольте. Только в отличие от некоторых... это моя запись и моё сведение (играл не я ;-)).
Я специально не буду говорить что это и как записывалось, как обрабатывалось, но кто мне скажет, что ревер плохой и пространство неправильное...
Скажу только, что я НИКОГДА не расчитываю параметры ревера, а опираюсь только на слух.
И да, этот пример я выкладывал в другой теме, но там он прошёл незамеченым.
 

Вложения

Последнее редактирование:
Занимаюсь записью и сведением, проштудировал массу теор. информации, к некоторым вещам додумался самостоятельно, но до сих пор загадкой для меня остаются правила реверберации живых инструментов

Есть возможность ходить на концерты в залы консерватории, храмы и т.п. ? Надо ходить и загадок не будет. Если не помогает, то бросьте эту затею с записью и сведением :russian_ru:
 
Сурьёзный тут холивар развернулся… :gamer2:

Я, к примеру, просто predelay воспринимаю как расстояние источника звука до ближайшей стены, без привязки к другим параметрам реверберации.
То есть если, к примеру, размер помещения выбран 36 метров, и источник звука стоит по центру — predelay (исходя из скорости звука) должен быть 12 мс. А если в этом же помещении источник переместится к одной из стен, соответственно predelay станет меньше?
 
То есть если, к примеру, размер помещения выбран 36 метров, и источник звука стоит по центру — predelay (исходя из скорости звука) должен быть 12 мс. А если в этом же помещении источник переместится к одной из стен, соответственно predelay станет меньше?

Да, всё просто. [STRIKE]Но это при условии, что источник располагается близко к слушателю, перед ним. Но если источник звука будет в глубине помещения, условия немного меняются - predelay практически будет бесполезен, и мы будем слышать отражения (реверберацию) одновременно с голосом, и с преобладающим уровнем отражений.[/STRIKE]

Окей, поправил :)
 
Какая же каша в голове у некоторых. predelay — время задержки для ПЕРВОЙ отражённой звуковой волны. Нарисуйте любой многоугольник, в нём обозначте источник звука и слушателя. Проведите между ними прямую линию — это будет путь прямого звука. Теперь от ближайшей к этой прямой стене нарисуйте линию отражённого сигнала по принципу „угол отражения равен углу падения". Т. е. от источника на стену падает луч так, чтобы его подобный луч приходил к слушателю. Ну, вспоминайте геометрию!
Длина пути отражённого сигнала ПОЛЮБОМУ будет больше длины пути прямого сигнала. Время за которое звуковая волна пройдёт этот „лишний" путь и будет величина predelay!
Все последующие первые отражения (от другиз стен) практически замаскируются и влиять на ощущение размера помещения будут незначительно. (но тоже будут) А вот переотражения — это уже и есть реверберация, уровень которой зависит в основном от геометрии помещения и звукопоглощающих свойств материалов стен.

и мы будем слышать отражения (реверберацию) одновременно с голосом
В свете вышесказанного, данное утверждение в корне не верно. Преобладать по уровню отражённый сигнал может, но прийти одновременно с основным сигналом — НИКОГДА!!!
 
  • Like
Реакции: re-life и CakeWorker
по факту, если разговор про зал большой, слушатель сидит в однмо конце зала, а рояль например в другом конце зала, то cool вполне себе прав.

математически точно выражаясь - конечно прямой звук придёт раньше. А практически, звук сливается.
Собственно пределэй и есть способ "выдвинть" прямой звук из ревера.

PS по теме -
Но опять же, ИМХО - наиболее натурально это дело можно настроить просто слушая в мониторах звук и крутя параметры, а не высчитывая задержки =) Т.е вполне себе полезно понимать физический смысл параметра (на много эффективнее знать, что же ты пытаешься услышать) - но крутить то всёж лучше на слух. Ведь слушатель будет воспринимтаь это дело только ушами.
 
Тут в мой огород камень кинули, что я примеров не привожу...
Извольте. Только в отличие от некоторых... это моя запись и моё сведение (играл не я ;-)).
Я специально не буду говорить что это и как записывалось, как обрабатывалось, но кто мне скажет, что ревер плохой и пространство неправильное...

не камень, а бутылку пива.
вы предложили свою запись, я свою. по-моему, все справедливо.
видимо, это концертная запись, поэтому, для меня это уже
важный момент. но если бы было побольше диффузии на хвосте, и сдвиг хотя бы на триоль, чтобы заполнить паузы не
хвостом верба, а дыханием зала (его иммтации), результат только выиграл. в любом случае, мне нравятся такие вещи.

по факту, если разговор про зал большой, слушатель сидит в однмо конце зала, а рояль например в другом конце зала, то cool вполне себе прав.

т. е., стены не только отражают, но еще и усиливают сигнал?

наиболее натурально это дело можно настроить просто слушая в мониторах звук и крутя параметры, а не высчитывая задержки =

возможно, имея серьезный опыт и мониторы, которые позволяют это сделать корректно. кстати, никто ничего не высчитывает. их в природе всего 3 случая (творческий подход, естественно, бесконечно многообразен) , иcпользуется наиболее подходящий для конкретного случая.

вот это можно посмотреть в спектре - там вся правда, если, конечно, нужно реальное пространство, а не. зал 23x11x8
 

Вложения

возможно, имея серьезный опыт и мониторы, которые позволяют это сделать корректно

Так вот в чем дело, Вы высчитываете, потому что не слышите и не имеете опыта. Классическая схема: кто не умеет - тот учит :SHABLON_padonak_03:

Невозможно у живого инструмента оперировать цифрами в настройке хоть дилея, хоть ревербератора, хоть компрессора и т.д.
У музыкантов своя манера игры, у инструментов свои особенности звукообразования. Особенно в джазе. Как правило, при живой игре между двумя восьмыми, в любой партии разные временные промежутки, чем медленне темп, тем более это заметно. Уже не воспользуешься формулой. А еще есть атака инструментов, акценты в муз.фразе и т.п.

Мониторинг, опыт, слух, знание физики процесса и прочитанное руководство к конкретному прибору.Все. Не придумывайте сложности там где их нет.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: re-life
Так вот в чем дело, Вы высчитываете, потому что не слышите и не имеете опыта. Классическая схема: кто не умеет - тот учит

да нет, в шитах у меня есть даже "наутилус".
и потом, я ничего не считаю, написал же выше.
или чтобы пофлудерастить любая непонятка в тему?

Невозможно у живого инструмента оперировать цифрами в настройке хоть дилея, хоть ревербератора, хоть компрессора и т.д.
У музыкантов своя манера игры, у инструментов свои особенности звукообразования. Особенно в джазе. Как правило, при живой игре между двумя восьмыми, в любой партии разные временные промежутки, чем медленне темп, тем более это заметно. Уже не воспользуешься формулой. А еще есть атака инструментов, акценты в муз.фразе и т.п.

ваш образ мышления мне понятен, но в п.63 я вам предлагаю готовый результат, а в п.71 вы мне объясняете, что это невозможно. Булгаков просто нервно курит.
 
Последнее редактирование:
re-life, я не знаю каково ваше субъективное восприятие ревера, но я говорил о том что предилэй отделяет прямой звук от реверберационного хвоста. Зачем хвосту для этого быть громче прямого звука, мне не ведомо. А вот сливаются два звука в один или нет, я слышу (к счастью как видимо)
Есть ощущение что для вас ревер - исключительно способ подчеркнуть ритмику. К сожалению в вашу парадигму столь шумно защищаемую вами никак не укладываются случаи когда я хочу просто "приделать хвост" плэйтом к рабочему, или немного притопить голос в плотном миксе из кучи гитар. Да просто хочу сделать один голос чуть глубже в фонораме чем другой просто потому что этот первый голос несёт второстепенную смысловую нагрузку. Итд итп.


Вы конечно говорите что у вас дружелюбие на максимум, но от ваших постингов дружелюбием совсем не веет. Видать вам в одиночестве приятнее =)
удачи =)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Jedi Mind Tricks и Rusik
Есть ощущение что для вас ревер - исключительно способ подчеркнуть ритмику.

ревер = pre-delay или это один из настраиваемых параметров реверберации? если все-таки один из параметров, то моя парадигма вполне приемлема.
аккуратная настройка pre-delay помогает сохранить прозрачность и подчеркнуть объем.

Видать вам в одиночестве приятнее =) удачи =)

абсолютно. ) ок.
 
Ну вот и договорились))) Всем стало лучше?
Не надо путать музыку со сведением. Музыка = Сведение? Аранжировка = Сведение? Ничего подобного. Хотим мы этого или не хотим, но математика в сведении присутствует, чего, может быть, нельзя сказать о музыке в целом. Кто-то (работая с пространством) высчитывает время исходя из расстояния, кто-то привязывает к темпу, кто-то делает чисто на слух. А еще больше (как уже заметили выше) все зависит от каждого конкретного случая. Так смысл кого-то переубеждать, а уж тем более - ссориться? Мне кажется, ответов на свой вопрос (про pre-delay) некий Joney получил по самые "не хочу".
 
Математика не творчество.

сведение не чисто механический процесс, как может быть некоторым и кажется...зачем что то считать если есть уши, музыкальный вкус и собственный взгляд на вещи?!!

не нравится не ешьте)))
 
А может быть достаточно выхватывать куски из контекста и пытаться кого-то в чем-то обвинить? Вроде взрослые люди... Читайте, пожалуйста, "от" и "до", и хотя бы попробуйте вникнуть в написанное, а не в пару словосочетаний, за которые можно "зацепиться".
 
Расскажите, а вот при записи симфонии, в которой темп меняется раз 50 за время игры, как мне рассчитать время предилея? А то я как-то всё из размера помещения исхожу... по старинке. Научите несведущего...
 
А тут всё просто. Сейчас много появилось музыкантов и звукорежиссёров работающих исключительно в жанре компьютерной музыки. Вот у них и подход к творчеству такой же — компьютерный.
 
  • Like
Реакции: naash_g
при записи симфонии, в которой темп меняется раз 50 за время игры, как мне рассчитать время предилея? А то я как-то всё из размера помещения исхожу... по старинке. Научите несведущего

Элементарно, Ватсон - автоматизацию прописать...
 
  • Like
Реакции: Elle
Вот, кстати, товарищ Ifrit правильную мысль высказал: реверберация-то должна от размера помещения зависеть, а не от темпа. Исключительно с точки зрения физики. :pleasantry:

Сидит, вот, оркестр в зале, играет симфонию, сейчас с темпом 90, через минуту 120, а потом вообще 70. И, что? Зал-то с его реверберацией какие были, такие и остаются…

Или я не в том направлении мыслю? :dash3:
 
Или я не в том направлении мыслю?

В том. Или не в том - если придерживаться точки зрения представителей другого лагеря - сторонников привязки к BPM....

И привязка к жанру не важна. Если исполнять не симфоническую музыку, а рок или попсу или др., то характеристики помещения все равно не меняются от темпа произведения... :biggrin:
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Joney
реверберация-то должна от размера помещения зависеть, а не от темпа.
вообще реверберация никому ничего не должна. Если бы единственной целью ревербераторов было "создание помещения", авторы алгоримтов умышленно бы ограничивали настройки исходя из ограничений, накладываемых физикой. К счастью, ревербераторы имеют и более творческое применение, что позволяет моделировать несуществующие в природе пространства или, скорее, ситуации распространения звуковых отражений.
Звукорежиссёр, безусловно, должен понимать какие физические процессы стоят за каждой из ручек ревербератора, какова их природа - это облегчит понять связь между создаваемым хвостом на слух и положением ручек на приборе. А уж как в дальнейшем применять эти знания и опыт - моделировать зал или предилэй к темпу привязывать - завсисит в первую очередь от поставленной задачи и творческих замыслов.
Вроде абсолютно очеивдные вещи, не понимаю, о чём тут вообще можно спорить.
 
Наверное немало всё же зависит от количества используемых задержек
(делеев, пределеев), то бишь косвенно от стилистики композиций и методов
их микширования...
В академе и традиционном джазе один ревер на всё - норма (да не побъёт
меня Ifrit :)), а в плотной "стене звука" или ещё в какой заделееной электронщине
задержек может быть не один десяток на композицию - вот во втором случае и
желательно применять математику в рассчётах, иначе каша неминуема.
Что думаете?
 
Уважаемые товарищи. Где-то на рмм был полезный топик о реверберации, но найти его не могу. Там советовали для управления планами использовать три ревера с разными настройками, или два и один общий. Тонкостей не помню. Может быть, его создавал кто-то из вас?

Вот, кажется, это он. http://forum.rmmedia.ru/showthread.php?t=31162
 
Последнее редактирование:
Расскажите, а вот при записи симфонии, в которой темп меняется раз 50 за время игры, как мне рассчитать время предилея? А то я как-то всё из размера помещения исхожу... по старинке. Научите несведущего...

Хочется заметить, что подобный вопрос, только про джаз и про более скромные потребности в изменениях темпа (порядка трех) - ранее уже задавался и не был проигнорирован! Остается только надеяться, что в следующем посте мы не столкнемся с вопросом какого-нибудь музыкального экспериментатора, который вообще не знает, что такое темп.

Вот, кстати, товарищ Ifrit правильную мысль высказал: реверберация-то должна от размера помещения зависеть, а не от темпа. Исключительно с точки зрения физики.
Сидит, вот, оркестр в зале, играет симфонию, сейчас с темпом 90, через минуту 120, а потом вообще 70. И, что? Зал-то с его реверберацией какие были, такие и остаются…

Если твоя цель - воссоздать естественную картину зала, то исходишь, естественно, из его размеров и законов физики.
Если мы говорим о других случаях, то чаще всего - ты привязываешься к темпу. Потому что темп, это та самая леска, на которую нанизывают бусинки в виде игры инструментов! А с чего ты взял, что твои эффекты, связанные с временным фактором!, не должны иметь ничего общего с темпом? Или они вне композиции? Если, конечно, не таков художественный замысел.
Но не нужно наивно полагать, что если ты настраиваешь время работы пространственного эффекта (Delay, Pre-delay, Decay, Rev.Delay и пр.) не разглядывая при этом циферки на крутилках, а, так сказать - "на слух", значит - ты не привязываешься к темпу. Ничего подобного! Нравится тебе это или нет, но даже в этих случаях ты, чаще всего, привязываешься к темпу, но делаешь это "на слух"! Кстати, DmitryYa, это отчетливо слышно в "fragmentum" Вашего трека!

А тут всё просто. Сейчас много появилось музыкантов и звукорежиссёров работающих исключительно в жанре компьютерной музыки. Вот у них и подход к творчеству такой же — компьютерный.
Не нужно думать, что если Вы не знакомы с тем, о чем говорит другой, значит он - творец на компьютере, а Вы - сама муза во плоти. Скромность, самокритика, стремление к знаниям?

Если бы единственной целью ревербераторов было "создание помещения", авторы алгоримтов умышленно бы ограничивали настройки исходя из ограничений, накладываемых физикой. К счастью, ревербераторы имеют и более творческое применение, что позволяет моделировать несуществующие в природе пространства или, скорее, ситуации распространения звуковых отражений.

Звукорежиссёр, безусловно, должен понимать какие физические процессы стоят за каждой из ручек ревербератора... А уж как в дальнейшем применять эти знания и опыт - моделировать зал или предилэй к темпу привязывать - завсисит в первую очередь от поставленной задачи и творческих замыслов.
Вроде абсолютно очеивдные вещи, не понимаю, о чём тут вообще можно спорить.
Абсолютно согласен! И я не понимаю - к чему спорить и уж тем более - ссориться! Ведь уже говорили об этом:

Я могу себе представить танцевалку, где главное - четкий ритм, а понятие постранств не столь важно. Ради этого можно все параметры, как указывали выше, рассчитать по BPM, что наверно будет хорошо для микса. Взять, к примеру, дилей: он в большинстве таких треков соотнесен с BPM. С ревербом можно рассуждать аналогично: главное - ритм, его надо любой ценой не размазать.

Однако, танцевалкой музыка не ограничивается. Существует масса жанров, где как раз построение планов важнее кратных соотношений между BPM (который, как писали выше, вообще может быть плавающим) и параметрами ревербератора. Тут уже формулы не помогут, тут нужно чутьё, хороший музыкальный вкус, ну и опыт конечно.


А если привязываться к размерам комнаты/холла, то вот что нашел по этому поводу - "...обычно звук за одну секунду проходит 1100 футов или 100 мс. Если разделить 1000 мс на 1100 футов, получим, что за 0.91 мс звук проходит один фут. Поэтому, если мы умножим расстояние в футах (от объекта, создающего звук, до стены, от которой он отразится) на 0.91, получим величину задержки для Delay."
Пусть каждый делает так, как считает нужным, ну а лично я всегда готов учиться.
Значится, подводя итоги - имеем два метода: исходя из BPM и чисто на слух (исходя из задумки), что, по-моему, друг-другу не противоречит, а наоборот - дополняет. На том и порешим)))

Хотим мы этого или не хотим, но математика в сведении присутствует, чего, может быть, нельзя сказать о музыке в целом. Кто-то (работая с пространством) высчитывает время исходя из расстояния, кто-то привязывает к темпу, кто-то делает чисто на слух. А еще больше (как уже заметили выше) все зависит от каждого конкретного случая. Так смысл кого-то переубеждать, а уж тем более - ссориться?
 
Последнее редактирование:
2 All
Реверберацию в миксе рассматриваю как моделирование конкретного пространства (комнаты, холла или гранд каньона — не суть важно).

Тут мы уже выяснили, что predelay - расстояние до ближайшей стены (или до слушателя, опять же — не суть важно). Важно вот что: представим, что в этом конкретном пространстве сидит и играет некий музыкальный коллектив. Так вот скажите мне: если этот коллектив темп изменит со 120, скажем, до 70, то это расстояние, которое predelay оно, что, тоже как-то изменится?
Или может быть длина хвоста от этого изменится? Где тут привязка к темпу? В чём оно должна проявиться?

Это сообщение было удалено buncker. Причина: ну в баню, это бесполезно =)
Вот это правильно! :rofl:
 
Тут мы уже выяснили, что predelay - расстояние до ближайшей стены (или до слушателя, опять же — не суть важно).
рекомендую всё же выяснить ещё раз. В наиболее общем случае - это задержка Wet сигнала относительно Dry сигнала, т.е. разница во времени между сигналом, приходящим от источника звука напрямую, до начала первых отражений. В некоторых ревербераторах есть два предилэя (тот же лексикон) - отдельно время до ранних отражений и плюс ещё отдельно время до хвоста реверберации. Но суть одна - чем дольше предилэй, тем дольше отражения гуляют по помещению, прежде чем достигнут слушателя. Это, в свою очередь, значит, что, в случае с кубической комнатой, тем дальше расположены стены (включая в общем случае пол и потолок) от слушателя.
Так вот скажите мне: если этот коллектив темп изменит со 120, скажем, до 70, то это расстояние, которое predelay оно, что, тоже как-то изменится?
Или может быть длина хвоста от этого изменится? Где тут привязка к темпу? В чём оно должна проявиться?
если вы моделируете помещение, в котором проходит концерт - это одно. Если же речь идёт о моделировании пространства в рамках одной композиции, я не вижу причин почему не попробовать скорректировать предилэй с учётом темпа трэка, если так подсказывает чутьё. Более того, даже если в рамках одной композиции происходит смена темпа со 120 до 70 - вполне возможно скорректировать и предилэй, привязанный к БПМ, с помощью автоматизации, сохранив при этом его величину близкой к изначальной. Ну т.е. условно, если БПМ был 120 и привязка была к 1/4, потом упал БПМ до 60 - измените автоматизацией привязку к 1/8. Длина хвоста сохранится, а предилэй по-прежнему будет попадать в темп. Даже если 1/16 сменится на 5/8 - если величина предилэя будет близка к изначальной, то пространство сохранится, а хвост будет стартовать пусть и не на сильные доли, но в темп произведения.

Но опять-таки, я написала "возможно". Поступать ли так на самом деле или нет - всё зависит от желаемых результатов. /то как с квантизацией барабанов. Чёткая синхронизация с темпом может быть противопоказана в принципе, можеть быть желательна, но не оправдана в виду сложности (те же заморочки с автоматизацией), а может быть и настоятельно рекомендуема. Всё зависит от задач. Не устраивайте противоречий там, где их нет. Музыка и звук в музыке - это творчество. Есть общие каноны, определяемые теми или иными факторами. Их надо знать. С ними имеет смысл считаться. Но воспринимать их как нерушимые догмы и аксиомы - я бы не стала. Между чёрным и белым очень много оттенков, а между красным и синим - цветов. Не вижу причин рисовать всё время квадрат Малевича или чертежи, если только холст и краски к этому не обязывают.
 
  • Like
Реакции: DmitryYa
Раз пошла такая пьянка...
Я не говорил, что творческий подход невозможен, более того, в одном из первых своих постов в данной теме я ТС написал, что правил нет и ревер можно и нужно рулить по вкусу...
Но тут появляются товарищи, которые начинают УТВЕРЖДАТЬ, что единственно правильный способ работы с реверберацией - это привязка её к темпу!
И вот с этим я никак не могу согласиться! Нет, не с тем, что ревер кто-то привязывает к темпу - это даже прикольно во многих случаях звучит, я не согласен с этим способом как с единственным!
Что касается моего выложенного примера, неужели кто-то реально думает, что музыканты играли более чем полуторачасовой концерт в одном темпе? Что вы там услышали, я абсолютно ничего не подгонял, тем более специально для этого минутного отрезка! Даже смешно!
 
Тут мы уже выяснили, что predelay - расстояние до ближайшей стены (или до слушателя, опять же — не суть важно).

Во-первых, судя по всему, Вы так и не поняли - что такое "pre-delay", поэтому "выяснили" - это слишком громко сказано... ну или в данном случае - к Вам не имеет никакого отношения

Так вот скажите мне: если этот коллектив темп изменит со 120, скажем, до 70, то это расстояние, которое predelay оно, что, тоже как-то изменится?
Или может быть длина хвоста от этого изменится? Где тут привязка к темпу? В чём оно должна проявиться?
В данном случае, привязка к темпу проявляется в скорости работы мозга.
Многое уже рассусолено и разжевано, и если Вы до сих пор ничего не поняли - попробуйте перечитать ветку еще раз. Если и это не поможет, то, как сказал buncker - ну в баню, это бесполезно =)
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Сейчас просматривают