Низкоуровневая реверберация при мастеринге – миф или нет?

Сусанин

Well-Known Member
27 Фев 2003
2.007
199
63
45
Оренбург
vk.com
Прочитал у Медведева и Трусовой, известных своими ляпсусами, про использование низкоуровневой реверберации (- 24 дБ) при мастеринге, создающей ощущение "воздуха". Это действительно применяется, или это фантазия авторов?
 
Но ничего ,кроме излишней грязи, не даст. Ощущение "воздуха" достигается качественными лимитерами-максимайзерами.
 
djangel:
Но ничего ,кроме излишней грязи, не даст.
Может и так. Но применяется. Не для создания воздуха, а для придания звучанию естественности, (в природе не существует "сухого" звука, а потому любой "сухарь" звучит неестественно). Это касается электронной музыки, как обстоит дело с "живыми" записями - не знаю, а потому и спорить не буду.

З.Ы. -24dB слишком громко. Слишком. Ревер на фанере должен "ощущаться", но не быть заметным. Более-менее расслышать его можно в наушниках, в "пустых"местах, (к примеру, там, где звучат только бочка с басом). Прослушайте в наушниках ЛЮБОЙ (я подчеркиваю: ЛЮБОЙ ФИРМЕННЫЙ) house, и заметите, что в самом "пустом" месте ощущение объёма никак не теряется.

З.Ы.Ы. Конечно, если применить какой-нить плагин, и врубить его так, чтобы было слышно - кроме грязи ничего не добьёшься. Во всем надо знать меру.
 
  • Like
Реакции: BOBKA и stereonoss
Я пользуюсь таким правилом: При написании фанеры и при записи голоса (а голос я пишу в сессию фанеры) ис пользую один и тот же ревер и делей что для голоса что для инструментов ессно с разной глубиной это даёт цельность произведения.Ведь акустическая среда получается общей для всего что присутствует в произведении.И при мастеринге когда всякие "энхансеры" "максимайзеры" и т.п. подъедают ревер добавляю его но такой же что и раньше.Получается вкусно.ИМХО.
 
Применяется..
Причем порой очень эффективно.
Поиграть с ранним отражением и не только бывает очень полезно...
 
если мне присылают "мертвый" танцевальный трек, то можно и ревер в инсерт поставить, при мастеринге.

низ и верх срезать. и сайдчейном покачать, как вариант. это все - дело эксперимента.
 
Прочитал у Медведева и Трусовой, известных своими ляпсусами, про использование низкоуровневой реверберации (- 24 дБ) при мастеринге, создающей ощущение "воздуха". Это действительно применяется, или это фантазия авторов?

А кто это такие ?
И вы вдумайтесь в смысл - реверберация на всю (!) фонограмму на уровне -24дб( надо же, какая точная цифра:-)
В реальной фонограмме присутствует много инструментов на расположение, которых в пространстве и создание индивидуальных планов уходит при миксе очень много времени, и вообще это особое искусство. Пространственное видение микс инженера является одним из основных критериев его профессионализма и очень сильно определяет его рейтинг.
И вот такую тончайшую работу при мастеринге размылить общей реверберацией? Да этого не позволит такому доморощенному "мастЕринг" инженеру ни один здравомыслящий человек !

Но ничего ,кроме излишней грязи, не даст. Ощущение "воздуха" достигается качественными лимитерами-максимайзерами.

Про грязь точно, а вот про "воздух" лимитерами-максимайзерами не догнал :-)
 
Последнее редактирование:
Это действительно применяется, или это фантазия авторов?
да, применяется, тока от материала зависит, для живаго помогает

з.ы. гдето уже на форуме писал - в некторых ситуациях помогает от стены микс отодвинуть
 
Похоже, не все понимают что такое микс, и что такое реверберация.:russian_ru:
Но готов послушать как микс отодвигается от стены ревером на уровне -24дб.
А как насчёт флэнжера при мастеринге?
 
Последнее редактирование:
Makkoshka, все все прекрасно понимают!
И что вы привязались к -24дБ? Естественно - это не волшебная цифра, и откуда ее взяли Медведев и Трусова, хз.
Но мы на то и хомосапиенсы, чтобы мыслить оут оф зе бокс.

Какова Цель реверберации при мастеринге?
Если Вы сделали хорошую, на ваш взгляд, реверберацию на индивидуальных треках, в результате имеете связную общую картину. Здесь нет смысла добавлять любой дополнительный ревербератор к конечному миксу. Однако в некоторых случаях, небольшой мастеринговый ревер может добавлять окончательный смысл в общей картине. Например:
1) Запись, сделанная "вживую" в таком акустическом месте, что может иметь неприятные затухания или гул комнаты. В этом случае, оболочка ревербератора в окончателном миксе может помочь сгладить многие проблемы акустики помещения.
2) Короткая реверберация может добавлять чувство объемности в миксе. В этом случае, Вы не пробуете добавлять заметный объем в миксе, но вместо этого создаете короткий ревер с небольшим уровнем который дополняет звуки микса.
3) В некоторых случаях, нет чувства просранственной связи в миксе. Каждый трек или инструмент вроде бы имеет его собственное место, но они не кажутся звучащими вместе. Мастеринговый ревер может использоваться как "лак" в этом случае, чтобы смешать вместе треки.
 
Про грязь точно, а вот про "воздух" лимитерами-максимайзерами не догнал :-)

Скорее всего имеются ввиду динамические процессоры типа UAD precision maximizer или железяка вроде TC Electronic Finalizer 96k.
 
Makkoshka, все все прекрасно понимают!
И что вы привязались к -24дБ? Естественно - это не волшебная цифра, и откуда ее взяли Медведев и Трусова, хз.
.


Очень просто берутся такие цифры.
Они взяли свой микс попробовали. Ревер вставили по умолчанию. Там отношение микс к чистому сигналу стоял например как 20%.
После чего они только взглянули на уровень, не догадавшись посмотреть на уровень самого ревера.

Это всё равно, что если Сан_чеса спросят: - Сан_чес, а на какой громкости ты слушаешь телевизор?
То он ответит: - На полшестого.
Именно так установлена ручка громкости у его прибора.
 
  • Like
Реакции: smack
Я не зарабатываю мастерингом, но могу сказать следующее:

во-первых, страшное дело, когда начитавшись теоретических выкладок, начинают махать хирургическими инструментами - скальпелем, пилой и т.п.

Я слышал результат "улучшения" с помощью общей реверберации при мастеринге - слов нет, одни выражения...

Во-вторых, использование методик зависит от стиля музыки. Если применять masterverb для академической музыки и некоторых направлений живца допустимо и эффективно, то для электронной музыки, new age, prog rock'a создание несуществующих в природе звуковых ландшафтов - обычное дело, и в ход идет break the band. Какая там иллюзия общего пространства или одновременного исполнения...

Нет связи элементов в миксе? Так для этого существуют и другие средства, кроме реверберации, которая раздробленный по балансу и тембрам микс вряд ли склеит в цельный предмет.

А уж если реверберация, добавленная на этапе мастеринга, СЛЫШНА - это уж вообще "дурной скус"...

Обработка должна быть эффективной, а не эффектной, это - разные понятия.

Я часто говорю, что обработка - как макияж у женщины.

Хорошо и вкусно наложенный скрывает недостатки и помогает вызвать высокие чувства к объекту;

кричащий и вульгарный, бросающийся в глаза макияж может максимум подействовать на пьяного мужика как призыв к экспресс-минету...

По сабжу - для одной из своих работ вполне допускаю добавление общей реверберации, но это камерная музыка, записанная в очень маленьком сухом помещении (действительно, "камерная" :laugh2:).

Вот ее, думаю, стоит "оживить" правильно подобранной реверберацией.

В целом согласен, что звуковая картинка, любовно выстроенная на этапе микса, предполагает завершенность.

Если же производятся глубокие изменения при мастеринге - значит, миксер накосячил, или у мастЕринг-инженера вкуса нет...
 
общался с некоторыми авторитетными дядьками (по электронной музыке)! все в один голос говорили что так делают! на мастере небольшой импульсный ревер на грани слышимости! то есть когда мало звуков тогда если сильно прислушиваться то можно его услышать )) я лично сам не пользуюсь этой методикой
 
  • Like
Реакции: stereonoss
Все бывает. Я обычно не применяю, но был случай когда ревербератор просто спас принесенный на мастеринг альбом. Не говоря уже о том что бывает например хоровая музыка, в которой много реверберации это нормально.

Я записывал с концерта один хор, причем надо было из нескольких концертов собрать альбом. В разных залах была разная реверберация. Для уменьшения ее присутствия и уменьшения шумов из зала - скрипов, кашля и пр. я поставил микрофоны поближе, а потом на все добавил реверберации. Причем кроме хора на разных концертах было ф-но, орган, колокола и др. инструменты. Получилось очень чисто, с хорошей читаемостью слов и как бы все в одном и том же зале.
 
Последнее редактирование:
1) Запись, сделанная "вживую" в таком акустическом месте, что может иметь неприятные затухания или гул комнаты. В этом случае, оболочка ревербератора в окончателном миксе может помочь сгладить многие проблемы акустики помещения.

Любая реверберация только усилит гул и неприятные затухания.
Хотя не в курсе ,может быть "оболочка" действует наоборот:-)


3) В некоторых случаях, нет чувства просранственной связи в миксе. Каждый трек или инструмент вроде бы имеет его собственное место, но они не кажутся звучащими вместе. Мастеринговый ревер может использоваться как "лак" в этом случае, чтобы смешать вместе треки

Смешать, это точно. Обычно это делается при миксе !

Скорее всего имеются ввиду динамические процессоры типа UAD precision maximizer или железяка вроде TC Electronic Finalizer 96k.

Был у меня Finalizer, продал на второй день.
Кроме уплющивания никакого air он не давал.
Здесь скорее имеется ввиду компрессоры нижнего уровня, типа
Dolby 740 или какой-то прибор от Digilab.



общался с некоторыми авторитетными дядьками (по электронной музыке)! все в один голос говорили что так делают! на мастере небольшой импульсный ревер на грани слышимости! то есть когда мало звуков тогда если сильно прислушиваться то можно его услышать )) я лично сам не пользуюсь этой методикой

Понятно, устав от безуспешных попыток создать в миксе правильное пространство, просто берётся реверок и бухается на мастер ! Правильное решение, все в одном пространстве, правда без планов. А кому они нужны, эти планы ? :-)

Если во время мастеринга инженеру приходит мысль добавить реверку, то для начала надо попытаться уговорить клиентов поправить микс, или это уже будет называться реставраций.
Да ещё и сомнительной.

Можно, конечно после записи рояля с вокалом в сухом учебном классе добавить воздуха, но это обычно делается тем кто пишет, а не при мастеринге. И это совсем не просто.
 
  • Like
Реакции: Ilya Prokhorov
Если же производятся глубокие изменения при мастеринге - значит, миксер накосячил, или у мастЕринг-инженера вкуса нет...
ага ))), или его вкус просто не совпал со вкусом миксера, такое больше чем возможно, поэтому такие дела , имхо, должны делаться в соглосовании с миксером.
 
А кому они нужны, эти планы ?
Да, кому? в клубной музыке например (хаус), играет один хер в моно, все бухии и явно не вслушиваются в какиета там планы, после пары косяков "плана"... главное чтоб качало,,
Почитал всю тему, и решил, что теперь буду тоже пробывать вешать ревер на мастер, если это дает хороший результат, то не похеру ли, как это было сделано и на каком этапе... капетс....
 
Попробуйте ещё и шумов добавлять, до кучи !
лол, уже давно использую это на басах и лидах... это дело вкуса и стиля , а если вам это не по нраву, то не юзайте и всё... делайте класные воздушные миксы без шумов и ревера (на мастере) и не сбивайте с толку начинающих, говоря, что ревер на мастере это лабуда.... в музыке правило всего одно, НЕ КАКИХ ПРАВИЛ!!!!!
 
Народ . Я как то создавал тему, "общая комната и с чем ее едят". Вы говорите ревер, а что за реверберация не говорите. Все от корней хвостов зависит. Где-то общий рум, где-то еще что-то. Все зависит от материала. Но это правило действительно работает. Угадывать нужно не по децибелам, а на слух. И на последок !!! Звукарь говорящий цифрами - ХРЕНОВЫЙ ЗВУКАРЬ !!!
 
  • Like
Реакции: Stephan Vasylyshyn и Slick
Народ . Я как то создавал тему, "общая комната и с чем ее едят". Вы говорите ревер, а что за реверберация не говорите. Все от корней хвостов зависит. Где-то общий рум, где-то еще что-то. Все зависит от материала. Но это правило действительно работает. Угадывать нужно не по децибелам, а на слух. И на последок !!! Звукарь говорящий цифрами - ХРЕНОВЫЙ ЗВУКАРЬ !!!

+500!
 
Последнее редактирование:

Сейчас просматривают