Конкурс композиторов youtube. Скандал
http://www.vremya.ru/2010/125/10/258165.html
Юлия Бедерова
Сбой программы
Онлайн-конкурс композиторов портала Youtube, жюри которого возглавил Теодор Курентзис и для которого, как сообщалось, будет специально набран оркестр из 90 человек из 30 стран, вопреки ожиданиям объявил своих финалистов не 7 июня, а лишь 16 июля. К тому же сочинений, прошедших в следующую стадию соревнования, оказалось не десять, как предполагалось, а тринадцать. Члены профессионального жюри (в том числе музыковед Светлана Савенко, пианист и композитор Иван Соколов) отобрали их из 200 присланных на конкурс партитур. В чертову дюжину удачливых композиторов вошли Анна Шатковская, Сергей Хисматов, Александра Филоненко, Борис Филановский, Кирилл Уманский, Андрей Семенов, Наталья Прокопенко, Петр Поспелов, Сергей Павленко, Полина Назайкинская, Дмитрий Капырин, Владимир Горлинский, Арман Гущян.
Некоторые из авторов интересующейся публике известны давно, среди других -- композиторы совсем свежего поколения, такие, как лидер проекта «Пластика звука» Владимир Горлинский. Возрастной разброс в списке финалистов довольно большой, а сами сочинения не представляют какой-то одной эстетики. Явлен широкий спектр современной музыки. Но именно в этой широте участникам конкурса (как тем, кто прошел, так и тем, кому не повезло) видится причина скандала, омрачившего обещанную идиллическую картину справедливого соревнования. Оно организовано без какого-либо государственного участия и к нему видимым образом не причастны никакие институции, выбор которых можно было бы счесть ангажированным, а потому от него ждали безупречных решений.
К 7 июня музыка нескольких авторов была записана Российским национальным оркестром (состоящим, как известно, из музыкантов вовсе не 30 стран), которым дирижировал член жюри Федор Леднев. В своих блогах композиторы пишут о том, что оркестр сумел озвучить не сто процентов написанного в партитурах, но в целом на Youtube можно получить представление о конкурирующих работах. Судя по информации самих финалистов (об этом, например, говорят Сергей Невский и Борис Филановский), двум авторам, вроде бы занявшим 11-е и 12-е места в списке жюри, сообщили, что они все же прошли в финал. Композитор Георгий Дорохов цитирует официальное поздравление и просьбу выслать партии для записи. Двенадцатым называли Алексея Сюмака, автора нашумевшего «Реквиема».
Но к моменту объявления результатов ситуация изменилась. И пока никто не может точно сказать, по чьей инициативе – жюри разъехалось, РНО на гастролях. Фамилии Дорохова и Сюмака в итоговом списке так и не появились. Вместо них возникли три другие -- Петр Поспелов, Андрей Семенов и Арман Гущян. Как видно в роликах на Youtube, их сочинения записаны другим оркестром и другим дирижером. Петр Поспелов, подробно рассказывающий в блоге об этой записи, предполагает, что это могло быть решением не жюри, а оргкомитета. И тогда, по его мнению, необходимо ввести рубрикацию: вот, дескать, десятка жюри, а вот тройка оргкомитета. Это было бы действительно уместно, поскольку в сети и в композиторском сообществе разгорается нешуточный скандал. Причем высказываются предположения самого разного толка: от идей о возможном давлении самих участников тройки, до версий о неожиданно потребовавшейся организаторам конкурса «народности» и «понятности» сочинений. В числе тех, кто мог принять окончательное решение или повлиять на него, называют не только компанию Google, но и Российский национальный оркестр, и разных музыкальных деятелей, и самих композиторов. Так или иначе, репутации конкурса нанесен урон. Что может бросить тень и на будущих победителей, имена которых должны назвать 20 августа. Три сочинения должны прозвучать в Москве в Зале Чайковского 9 сентября на гала-концерте конкурса в исполнении РНО. Победителей выберет жюри, но голосованием на Youtube каждый может повлиять на приз зрительских симпатий.