Внесу свою лепту, хоть от части все, что я изложу, многие здесь уже написали...
Расстояние до микрофона, прежде всего, зависит от двух факторов: 1. Данные исполнителя. Чем менее динамичный голос исполнителя, тем меньше расстояние до микрофона и наоборот; 2. Акустическая характеристика помещения в котором производится запись. Имея плохо подготовленное или вообще не подготовленное помещение, пытаться записать человека с метровой дистанции - глупость.
Есть еще один фактор, это - характер произведения. Если трек более лиричный, более интимный и исполнитель умеет работать с микрофоном на короткой дистанции, то наличие презетс эффекта, это - плюс. Когда же произведение более энергичное и требует от вокалиста большей динамики соответственно, дистанция должна быть длинной.
На практике, начинать надо с расстояния от 30 до 50 сантиметров, а дальше уже по ситуации. Некоторые здесь писали, что надо записывать с малого расстояния и потом работать эквалайзером, на мой взгляд это абсолютно неправильно, да и вообще абсурдно! Необходимое звучание надо получать на этапе записи, а не на этапе обработки, да и что бы убрать из звука (к примеру) лишние низы, которые свойственны тому же презентс эффекту, надо так хорошо порезать и просадить его частотку, что фазовые искажения просто неизбежны! Если изначально нет понимания, какой звук нужно получить, оптимальным решением будет запись нескольких дублей с разных дистанций и последующий выбор оптимального.
Ну и напоследок: Кто-то говорил, что рэп пишется вплотную к микрофону, но это не совсем истина! Точнее вообще не истина... Это в России принято так делать, как-раз по причине записи в шкафах и кладовках! Если взять исполнителей уровнем выше или американских исполнителей, то не вооруженным ухом слышно, что из 10 на короткой дистанции работают 1-2, не более... чаще используется, как раз указанные мной 30-50 сантиметров!