Запись цельного альбома. Общие методики и ошибки.

TContinental

ЗР группы EXTROVERT
9 Окт 2007
2.362
775
113
Иркутск, Байкал
Суть - предстоит запись альбом (прог.рок группа). Опыта работы с цельным альбомом у меня нету (у самой группы есть, но мне надо самому всё спланировать). Я прошу у бывалых разных советов по поводу большой цельной сессии записи полтора десятка композиций. Материал обещается быть разносторонним и разнохарактерным. Но всёже мне надо наставлений как всё спланировать более эффективно и рационально. Чтобы не хвататься потмо за голову по какому либо глупому поводу и невозможности чтото исправить. На что обратить внимание, о чём всегда помнить, за чем постоянно следить в процессе работы. Как спланировать сессию, как разрулить всё грамотно и ничего не упустить. У кого какие были ошибки в первой такой работе? Поделитесь. Буду признателен.
 
Если барабасы будете писать и сводить живые, а не супы, снипы и т.д., то пишите сразу не меняя миков, их позиций и т.д. Сразу 40-50% целостности звучания треков.
 
Да, это да. Драммер так и сказал - первым делом под заготовленные темпотреки пишем партии драмов на весь альбом. Это логично. Тока я боюсь - мало я пробных записей целостных полных делал с ними (2 песни)... Я не уверен пока ещё даже в позиции майков всех... думаю надо прежде чем утверждать сессию, сделать ещё записей пробных... потомучто это может реально стать тоталной ошибкой. Группа торопит меня на запись...
 
TContinental, если есть пластиковые демо ваших песен, лучше записать барабаны позже, возможно - последними. Поверьте, будет лучше. А первыми писать барабаны под клик - вчерашний день и мертвечина в итоге.
 
Как спланировать сессию, как разрулить всё грамотно и ничего не упустить.

ну во-первых надо подготовится морально к тому, что какие-то косяки вылезут всегда, чтобы если что-то пойдет не так как задумано, всегда найти выход из создавшегося положения.

если есть возможность посидеть на репах и послушать - надо это сделать

если есть возможность вместе с драмами прописать бас или гитары - надо воспользоватьс этой возможностью

сессии записи барабанов лучше назначить таким образом чтобы не писать ударника долоьше трех часов подряд, иначе он устанет и играть не будет

лучше писать драммера на максимально близком сетапе к тому на котором он репетирует, у меня как-то было что драммер шибко захотел играть на студийном кардане, при том что его собственный был не шибко и хуже, в итоке было полно гемора с бластбитами, тк упрогость и проч были не те

всегда делайте бекапы!
 
Тщательно провести пре-продакшн: все партии должны быть выверены (анализируйте записи, сделанные на репетициях - блох вылезет очень много, в реальном времени их все не выловить) и выучены назубок.

При записи не собирайте толпу (как и при сведении), слишком много советчиков - только во вред (как заниматься сексом на центральной площади). Дельный совет timbo - порой средний, но привычный инструмент лучше, чем крутой, но незнакомый.

На записи кроме назначенного человека на всякий случай приглашать еще кого-то из музыкантов, чтобы в случае ступора (всякое бывает) не было зря потрачено студийное время.

Вообще мелочей по организации сессии очень много - в рамках топика не уместятся. Ну, хотя бы такая: старайтесь подряд записывать номера в одном темпоритме - последующие пойдут легче, чем первый.
Непосредственно перед записью поиграйте какой-либо паттерн из того номера. который собираетесь писать, только не распыляйтесь. Вообще на более-менее серьезных студиях при работе над большим объемом материала дают пару бонусных установочных смен для привыкания к условиям.
 
Последнее редактирование:
TContinental, если есть пластиковые демо ваших песен, лучше записать барабаны позже, возможно - последними. Поверьте, будет лучше. А первыми писать барабаны под клик - вчерашний день и мертвечина в итоге.
Тут такое дело - драммер - музыкант практически в абсолюте. Он автор половины всего что у нас есть. И автор части партитур, и вокалист, и автор слов, наполовину. Слух абсолютный. Репитирует много с группой. У нас своя студия/база. Время неограничено на репитиции. Поэтому все партии барабанов отточены и играются не в "слепой клик" "абы лишьбы в римт попасть". Всё давно отыграно и продумано и заучено. Слепой мертвечины быть не должно. Да и он всегда так делает, результат всегда в этом плане отличный.


"если есть возможность вместе с драмами прописать бас или гитары" - тут примерно такаяже ситуация, тока с тем отличаем что партии всех инструментов сильно сложные. Не блюз и не импровизации (утрирую). Все всё понимают про живой контакт при записи итд, но в их случае применяется только потрековый метод изза технических сложностей партитур. Спорить на эту тему не имею возможности.)) Пишем потреково.

"лучше писать драммера на максимально близком сетапе к тому на котором он репетирует" - студия/база наша, ударка у него там всегда стоит на раме большая безвылазно, репитирует на ней, пишет на ней. Напротив стоит другая стандартная для его учеников.


"ага, а лучше вообще не писать:to_take_umbrage:" - ?????????????? суп какойнить начать юзать чтоле??? и выбросить отрепитированные 300.000 на улицу?
 
"не было зря потрачено студийное время." - зря - это да, плохо, но время у нас вагон. 24 в сутки. 366 дней в году. Спать тамже можно.)) Всё наше.

"При записи не собирайте толпу (как и при сведении), слишком много советчиков - только во вред (как заниматься сексом на центральной площади)" - круто сравнил. Уже сталкивался. Да.

"Тщательно провести пре-продакшн: все партии должны быть выверены (анализируйте записи, сделанные на репетициях - блох вылезет очень много, в реальном времени их все не выловить) и выучены назубок." - да, так и есть.



Ещё непочатый край разговоров - ...... как.... как обеспечить единый звук альбома? Глупый вопрос, знаю. Материл-то всёранво весь разнохарактерный. Просто я всегда всё свожу "с нуля", применяя разные наборы и настройки эффектов/обработчиков. Каждый раз я "ищу", ставлю пробы в обработках, пробую, пробую, ищу... Придётся поределить на альбоме единые методу, единые эффекты пространственные, сцену единую, и везде это реализовывать одинаково. Как минимум.
?
 
TContinental, то что у драммера абсолютный слух, не поможет безупречно выдержать динамику, как при живом исполнении или под пилотные скрэтч-дорожки. Зачем ставить человека в заведомо неудобные условия, чтоб он домысливал звуковую картинку? Исполнителю при записи надо создать максимальный комфорт, а не заставлять его с успехом преодолевать трудности.
 
TContinental, потраченное студийное время - это не только отданные владельцу студии бабки. Невыполненная работа плохо отражается на моральном духе артистов, сбивает настрой. Главное - постоянно добиваться хоть небольшого, но успеха.
 
ни разу не слышал о таком способе как желаемом, а не вынужденном
разве что если есть какие-то лупы, которые могут работать в качестве метра
в общем возможно в каком-то формате это и пойдет, но для прог-рока не-не-не-не-не

если ударник хорош, не вижу никаких выгод в том чтобы писать его после остальных инструментов
если ударник плох - не вижу смысла писать его вообще
 
timbo, безапеляционность еще никому не шла на пользу.
Есть две пословицы - Never say never и французская - Нельзя судить о вкусе устриц, не попробовав их. То, что вы о чего-то не слышали, не означает, что этого не существует. Такие имена, как Dave Weckl, Marcus Miller, Aerosmith, надеюсь, известны? У них упомянутая схема может быть вынужденной?
Или она применяется осознанно, как считаете?

А вообще - работайте, как считаете нужным.
 
TContinental, если есть пластиковые демо ваших песен, лучше записать барабаны позже, возможно - последними. Поверьте, будет лучше. А первыми писать барабаны под клик - вчерашний день и мертвечина в итоге.

писать музыкантов по отдельности - вот вчерашний день. А с кликом барабаны или без - как удобнее барабанщику.
 
Перед тем, как писать партии драммера, запишите с ним несколько one shots - бочка, малый, тома с разной динамикой, а так же удары по crash, splash, china... Эти самые one shots потом смогут здорово облегчить Вам жизнь при редактировании и сведении материала.
 
Если время неограничено - это очень большой плюс. Не
перетруждайтесь на сессиях записи и сведения, больше отдыхайте.
Делайте репетиции (и звуковые в том числе - ищите звук, подбирайте
микрофоны и их расположение, крутите приборы). Пишите так, чтобы
всем было комфортно. В каких-то случаях нужно только вместе всё писать,
кому-то необходимо чтобы остальные лишь подыгрывали при записи,
кому-то исключительно метроном - зависит от возможностей и привычек
конкретного человека. Пробуйте так и эдак, выбирайте лучшее. По
возможности всё, что должно быть записано одним звуком - пишите
"без разрывов", с одним и тем же сетапом (барабаны, гитарные и
басовые головы) - это сократит время сведения и обеспечит больше
целостности. Я лично очень люблю писать целый альбом в один проект -
сводится при этом фактически одна песня, остальные на большую часть
получаются автоматом. Но это только в том случае, если материал позволяет
и очень хочется сэкономить время (почасовая оплата, например), во всех
остальных случаях "по песням" должно получаться более интересно -
разноплановость в противовес целостности. Семплы с барабанов я лично
пишу по очереди отдельными инструментами, без целой установки - так
ничего не мешает. Хотя не факт, что они нужны в принципе - зависит
от музыки. Постарайтесь всё записать так, чтобы звучание голого
трекинга уже было максимально похожим на правду и в нём ничего
не ломало, не оставляйте по возможности ничего "на сведение" - сводить
в этом случае будет гораздо легче и быстрее. Лучше переписать, чем
"потом дотянуть", но сильно кусочить тоже не вариант - может пропасть
целостность партии и уйти настроение. Я предпочитаю получить хороший
дубль целиком, а затем пару-тройку неполучившихся мест вырезать и
переписать. Вот ещё спорный момент - я лично почти никогда не оставляю
дублей, из которых "будем потом выбирать и клеить". Все решения
принимаются исключительно на самой сессии записи, все склейки -
там же. Все дорожки склеиваются с 1 такта (это очень поможет при
случайной порче файла проекта, или при переносе проекта на другую
платформу), весь мусор сразу же удаляется. В противном случае бардак
в проектах, а также разброд и шатание в головах обеспечены :)

По поводу порядка записи инструментов. Повторюсь - ищите свой вариант,
максимально удобный для всех. Запись барабанов под что-то - имхо очень
даже вариант, но всё-таки не под финальную запись остальных, а скорее под
т.н. "рыбу", то бишь техническую/репетиционную запись. Это позволит
барабанщику находиться "в музыке", а не "в метрономе". Часто вместо
стандартного метронома пишу свой метроном или миди-перкуссию,
адекватную композиции - чтобы например после финальной точки ничего
не кликало и в микрофоны не насосало :) За этим следить надо очень,
кстати - метроном иногда пробивается в микрофоны через наушники
и в гитары через датчики. Самый неправильный (но в моём случае
работавший и решавший проблему) вариант был таким - барабанщик
втыкает в уши маленькие наушники-затычки, а на них надеваются самые
плотные закрытые наушники. При записи гитар убирайте как можно
дальше все мобильные телефоны и прочие источники помех и радионаводок!
У меня был случай, когда пинги мобильника обнаружились только на
сведении, после надлежащей компрессии :)) Бас сейчас стал писать после
гитар, ибо с гитарным звуком становится намного более понятно, каким
должен быть звук баса. Вообще вариант записи всяких пробных "рыб"
добавляет много плюсов, как мне кажется. Если время неограничено -
это вариант отловить все баги ещё непосредственно до самой записи.
Сразу слышно - звучит или нет и почему, и далее принимается
то или иное решение.

Всё вышеизложенное есть ИМХО и наверняка на грани банальности,
но тем не менее оно из личной практики - может чего и пригодится :)
 
Я тоже был удивлён, когда увидел, как Дейв Вейкл прописывает ударные под уже полностью записанный трек.:umnik2:
Но пока ни разу не пробовал сам. Скоро предстоит живая запись: попробую уломать клиентов на такой подход. Интересно попробовать.
Кто в курсе - опишите на что следует обратить внимание в процессе такого подхода.
 
olegsound, я такую схему практиковал не раз.
Ее преимущества - драммер слышит всю партитуру, следует динамике, не играет лишнего, а вот вносимые им украшения будут гораздо вкуснее. Создается иллюзия живого взаимодействия музыкантов, как при записи он-лайн.

А вот проколы чужого трекинга барабанов под клик приходилось лечить из-за неверной динамики или полного отсутствия экспресии, но все равно результат - мертвому припарки, далек от совершенства.

На что обратить внимание - на создание драммеру комфорта. Возможно, он сам попросит убрать из картинки в ушах отвлекающие элементы, изменить баланс (выделить бас или перкуссию). Но это скорее делают опытные исполнители, а у не-монстров лучше спросить самому.

Схему эту я не навязываю - все зависит от конкретных условий - стилистики, уровня музыкантов и других факторов. Писать секционно - моя любимая, наиболее живая схема. Но не всегда позволяют условия (помещение, микрофонный парк, сыгранность исполнителей и т.д.)

Стартер предупредил, что будет писать потреково, от реальных условий и надо плясать.
 
TContinental, еще один совет - если будете использовать клик, свести к минимуму просачивание его из наушников можно подгонкой громкости клика под динамику пьесы. Конечно, это гемор, но мелочей в нашей работе не бывает.

Я такой метод применял и на сцене: клик шел только в маленький мониторчик драммеру, наушники не применялись, т.к. музыка была динамичная и важен был контакт между музыкантами.

П.С. Хороший совет отdiggidon.
 
Экстроверт-хорошая группа-интересная
когда музыканты=профи это уже 50% успеха

главное-всегда делать бекапы и не оставлять на жестком диске!

по поводу записи драмсов-такие группы как Opeth, Nightingale судя по видюхам пишут барабасы так:

драммер в наушниках слушает целый демо трэк со всеми драмсами-и молотит свою партию которую записывает ЗР

клики и запись поодиночке-прошлый век
полностью согласен!
 
Суть - предстоит запись альбом (прог.рок группа). Опыта работы с цельным альбомом у меня нету (у самой группы есть, но мне надо самому всё спланировать). Я прошу у бывалых разных советов по поводу большой цельной сессии записи полтора десятка композиций. Материал обещается быть разносторонним и разнохарактерным. Но всёже мне надо наставлений как всё спланировать более эффективно и рационально. Чтобы не хвататься потмо за голову по какому либо глупому поводу и невозможности чтото исправить. На что обратить внимание, о чём всегда помнить, за чем постоянно следить в процессе работы. Как спланировать сессию, как разрулить всё грамотно и ничего не упустить. У кого какие были ошибки в первой такой работе? Поделитесь. Буду признателен.

Для того что бы дать совет, нужно понять характер материала, а так советовать сложновато.
 
На что обратить внимание, о чём всегда помнить, за чем постоянно следить в процессе работы.
есси есть места в треках, где барабанер карданит 16-ми, а басилло чешет ими же медиатором - возможно, имеет смысл прописать котлы и железо враздел.

при наличии должной сноровки, барабанер справиццо с этой задачей легко, а вот есси не будет чёткости внизу, си речь, не будут попадать бочка и бас, при высыпании картошки из порванного мешка, вся работа, имхо, пойдёт насмарку.

на хэт обязательно поставьте отдельный мик - доставание хэта из оверов (из опыта борьбы с привозными/чужими трекингами) - уже в печёнках сидит.

железо вешать - короткое, тяжёлое. всегда себе напоминаю, что в хайгейновой стилистике железо должно быть с хлёским панчем и, одновременно, коротким, быстрозатухающим хвостом.

кстати, плюс разделки в том, что бочку и альты мона и сэмпловые будет поставить впоследствии, есси что-то не устраивает, а вот железо - только живьём. кстати, как показывает практика, сэмпловые бочка/тома+живой снейр+живое железо - даже специалисты напариваюццо в слепом тесте, не говоря уже об обычных слушателях. Имхо, ессна.

и самое основное, имхо, правило, которое здесь уже, вродь, упоминали: как бы не торопили музыканты с записью - не идти у них на поводу. медленно, спокойно крутим ручки до тех пор, пока не добъёмся нужного звуга. никаких - "ну, щас болванку черканём, а потом будем с ней бараццо". максимально качественный первичный съём. звуг должен писаццо уже практически готовым. шоб потом в него вмешиваццо только тогда, когда уже без этого никак не обойтись.
 

Сейчас просматривают