Продолжение...
Из России с любовью
Недавно Recoil выпустил расширенный CD с приложением фильма и специального
буклета. Давайте посмотрим, как это было. Издание комплекта 'Prey'/'Allelujah'
было осуществлено благодаря давлению фанов; тех, кто хотел получить в руки
материальный продукт - возможно, фанатичных коллекционеров, но также и
просто любителей музыки, предпочитающих качество звука и тактильные ощущения
от CD безликости скачиваемого продукта. Треки на тот момент уже были
доступны для скачивания, однако, многих это не удовлетворило. Вот где
показала себя пропасть между поколениями.
После моего успешного промо-визита в Москву, местный DM/Recoil веб-мастер
сумел убедить компанию <Гала-рекордз> (российское подразделение EMI -
партнер Mute) в целесообразности выпуска этого диска. Компания дала
согласие - не без условий, заметьте. Так на что же они согласились?
Во-первых, промо-тур был инспирирован менеджером местного синти/электро
клуба. Клуб оплатил и на широкую ногу обставил визит. На этом фоне
<Гала-рекордз> обеспечила кое-какую поддержку радио, прессы и телевидения.
Результаты были более чем вдохновляющими, но, несмотря на это, в условиях
релиза оговаривалось, что: фаны должны оплатить производство диска, фаны
должны организовать структуру платежей и заниматься дистрибуцией диска через
свой веб-сайт, другие поклонники Recoil оформили 28-страничный буклет,
который прилагался к диску, еще один человек спродюсировал и срежиссировал
9-минутное видео для 'Allelujah', исполнитель (я) записал музыку в
собственной студии, исполнитель финансирует собственный веб-сайт, преданный
своему делу администратор которого работает бесплатно, на плечи исполнителя
и фанов ложится онлайн-маркетинг, продвижение и поддержка продаж. И все
это - бескорыстный труд. Никакой платы за бесценное время, старания и
непреклонную волю довести дело до конца. Поразительно. И это действительно
согревает мое сердце.
А что же сделала рекорд-компания? - спросите вы. Хороший вопрос. Она
соединила части проекта в конечный продукт - изготовила продакшн-мастер из
существующих музыкальных миксов и слепила духстраничную вкладку, скопировав
существующее художественное оформление. Местный лицензиат добавил
юридическую пургу кириллицей для вкладки и оповестил прессу и ТВ. Не густо,
правда?
Окей, это не является нормой, и поэтому, не вполне честно. Это было чем-то
вроде разового эксперимента. <Гала>/Mute могут возразить - милости просим,
но вся эта история наилучшим образом характеризует текущее положение вещей.
Почему они не могли выпустить CD обычным способом? Потому-что они не верят,
что спрос оправдал бы их усилия и затраты, при всеобщей тенденции к
потреблению дешевой или вообще бесплатной скачиваемой музыки.
Русский проект был очень интересным экспериментом, но он мог рассчитывать
лишь на ограниченный успех, учитывая текущую ситуацию в этой стране и
недоверие компании к клиенту, которым, казалось, было пропитано все
предприятие. Он не стал идеальным решением проблемы продажи продукта, но,
при наличии грамотного всестороннего обеспечения, делающего процесс, как
таковой, простым и надежным, нет никаких препятствий к тому, чтобы он
заработал на все 100%.
(Примечание: несмотря на очевидные препятствия, мы все же смогли продать
весь запланированный тираж до релиза, что от нас и требовалось по условиям
договора)
Попс съест сам себя?
Так зачем же вообще связываться с рекорд-производством? Вот вопрос, который
задают себе сейчас многие артисты. А как же им быть, когда рекорд-компания
говорит им, что она просто не может позволить себе никаких затрат? Или
требует часть дохода от живых выступлений на оплату маркетинга. Поэтому мы
наблюдаем массовый исход, добивающий и без того уже пораженную болезнью
звукозаписывающую индустрию. Легче всего уйти артистам, которые уже имеют
значительный успех, что еще более усугубляет проблему. Почему? Потому-что
Radiohead, Prince и подобные им могут позволить себе раздавать свою музыку
направо и налево за копейки, в качестве рекламного трюка, чтобы вызвать
резонанс в обществе и сделать себе паблисити. Это ни в коем случае не
пройдет незамеченным и обернется для них выгодой в других областях. И так
как каждый сегодня жаждет музыки <на халяву>, прочие исполнители остаются в
проигрыше, теряя надежду даже на небольшой доход от продажи записей, хотя и
любовь, и материальные затраты, вкладываемые ими в свое творчество, не
изменились.
Я давно уже перестал ожидать прибыли от того, чем занимаюсь. Вы можете
решить, что я должен быть полон горечи и негодования по отношению к моей
рекорд-компании, но, на самом деле, это не так. Mute в этой ситуации - в
роли жертвы. Реальность такова, что все компании страдают и в отчаянии
грызут ногти, пытаясь прийти к каким-то решениям, пока земля уходит у них
из-под ног. В случае с Mute, EMI ввела жесткие ограничения на затраты,
<переформировывая> и <упорядочивая>, <централизируя> отделение и сокращая
список исполнителей. Гай Хэндз, большая шишка из EMI, определяет свой
бизнес, как <неустойчивую модель>, нуждающуюся в <снижении расходов>:
Городская свалка, ни дать ни взять. (На языке оригинала слова мистера Хэндза
гораздо больше подходят под описание мусорного коллектора - прим.
переводчика). Тонко завуалированная риторика, означающая СОКРАЩЕНИЕ. Он
говорит об <исключении дублирования и бюрократии>. Итог - 2000 служащих
должны уйти.
Еще большее беспокойство вызывает предоставленная им информация о том, что
на данный момент лишь около 3% всего списка являются доходными и что те, от
кого дохода ожидать не приходится, как бы не изменилась модель, могут
помахать маме ручкой. Это - полная противоположность тому, что я всегда
понимал под философией Mute, когда прибыль от самых коммерчески успешных
исполнителей использовалась для поддержки других артистов лейбла.
Рекорд-компания не продает печеные бобы, она несет искусство в массы.
Искусство, вещь, не поддающуюся исчислению. В отличие от печеных бобов.
Но реальна ли такая философия в наше время? Определенно нет, если вашими
делами управляет конгломерат частных акционеров. Офис Mute (теперь - часть
здания EMI) похож на тень самого себя. Несколько потерянных душ, слоняющихся
вокруг в постапокалиптическом ошеломлении, словно сцена из фильма <28 дней
спустя>. На лейбле есть хорошие люди, но их руки связаны. А ноги - скованы.
И рты бедняг, безжалостно заброшенных в пасть корпоративной машины, тоже
крепко-накрепко запечатаны.
Конечно, Mute не может просто встать и уйти. Это все равно, что попытаться
выставить дом на продажу, будучи лишь временным съемщиком. Полагаю, для
Дэниела Миллера здесь интереса мало. Он подписал контракт с EMI как босс
лейбла Mute, и его личное будущее представляется мне туманным. Может
статься, он устал от бизнеса в целом, а его оригинальный взгляд на вещи
изменился безвозвратно. Уверен, что он так же пылает страстью к музыке, как
и всегда, но кому же захочется основывать новую рекорд-компанию в такой
атмосфере?
А может ли музыкант действовать, как предприниматель? Стоит ли ожидать от
наших легкомысленно-креативных сочинителей песен и виртуозных музыкантов
профессиональных навыков в бизнес-менеджменте? Надеяться, что они между
делом будут формировать собственные стратегии и рыночные модели? Это я к
тому, что не по этой ли причине рекорд-лейблы и менеджеры вообще появились
на свет? По своему опыту скажу, что простая попытка стэйдж-менеджмента (не
бог весть какой сложный эксперимент), отняла у меня большую часть первого
квартала года - ценное время, которое я намеревался провести, занимаясь
музыкальным творчеством.
Бизнес будет откалывать разные штучки, но для артистов и их представителей в
первую очередь важно стараться держать вещи под контролем, делая для этого
все возможное. Если внимательно оглядеться, можно увидеть возвращение
маленьких независимых лейблов , ориентированных на творчество и вводящих в
обиход новый принцип действия. Сократив до минимума количество управленцев,
они, в основном, оказывают исполнителям логистическую поддержку,
организовывая производство и эффективную дистрибуцию по почтовым заявкам
через веб-сайты артистов и прочие подобные каналы. Разряжают напряженность.
(Это не значит, что нужно наотрез отказаться от идеи выйти на массовую
аудиторию посредством iTunes и иже с ними).
К тому времени, как я завершу очередной альбом, кто знает, буду ли я иметь
дело с рекорд-бизнесом вообще? Жаль будет расставаться с Mute после стольких
прекрасных лет сотрудничества, но, боюсь, решать придется не мне. Многое
зависит от будущего Mute/EMI, да и всех остальных компаний. Вполне может
случиться так, что топовые артисты Mute окажутся втянутыми в механизм EMI, а
все прочие останутся за бортом, в том числе и сам лейбл Mute. Это будет
действительно печальный день.