Vladimir Bulaev

Доброго, @Vladimir Bulaev.
Я не стану писать о том, как сделано, про звуки и баланс. Попробую зайти с другой стороны и поговорить о том, что делать.
Лиса – хитрая? Ну и фактура должна быть хитрая. Вы пытаетесь посадить всю песню на довольно плотное, педальное и длиннонотное звучание. Считаю это ошибкой.
Мне непобедимо лень загружать звуки, поэтому я нотный пример подготовил, ну, и немного его прокомментирую. Я записал один куплет, и все, до чего шаловливые ручонки дотянулись, переделал. Собственно, комментарии – попытка объяснить, почему переделал.

1) Я думаю, что фактура в основе должна быть стаккатной. Вообще, заполнять чем-то одноштриховым всю фактуру не есть хорошо. Триольность лучше двигать ближе к тарантелле (танцу), чем к «Лунной сонате».
2) В каждом четном такте, когда у голоса ничего нет, должны происходить какие-то регистровые, штриховые фокусы, причем нерегулярные. Это будет работать на образ, а там, где голос, ничего лишнего быть не должно.
3) Т.е. пусть все инструменты присутствуют, но тихо.
4) Такая вещь: у ритма есть инерция. Постарайтесь из фактуры выкинуть столько мелких долей, сколько сможете, пока колесо не начнет отказываться крутиться. Пусть будут паузы, они здесь будут звучать хитрее нот. Первые куплеты – набираем инерцию (не очень издеваемся над ритмом), причем начнаем с минимального количества нот в фактуре, а когда ожидание слушателя сформировано (ритмическая инерция набрана) – ломаем ожидания, хитрим.
5) Ничего не пишите в диапазоне поющего голоса, тем более по нотам поющего. Вторая певица еще перепела бы (могла победить) такую аранжировку, эта – утонет.
6) Второй такт (A2). Флейта у меня вступает с парадоксальным, вроде как не вытекающим из предыдущей музыки выходом – это хорошо и правильно. Стилистически это может быть что угодно другое – хоть мультифоник, хоть глиссандо. (Лиса фокус показала – достала из платка курицу.)
7) A2, последняя доля – виолончель и ф-но ломают ритм баса, но пока осторожно и разово. Скрипка все время присутствует, но тихо. В этом воздухе все время что-то шевелится...
8) Там, где получается, не стоим на тонике – меняем гармонии. Тоника – устой, т.е. конец движения. Чем больше тоники, тем мертвее музыка.
9) А5 – флейта и скрипка до этого играли ровно, присутствовали, но не обращали на себя внимание. В этом такте начали сбиваться, нервничать – что-то будет. При этом они на слабых восьмых, негромки и голосу не мешают.
10) А6 – регистровый взрыв, рояльный пафос – этого тоже не ждут. От ритма «четверть – восьмая» отказываемся на целый такт – это не проблема, он в ушах слушателя уже надежно застрял.
11) А7 – у рояля обратный ритм – «восьмая – четверть». Падаем с вершины, но не в...
12) А8 – не в тонику! Сложный аккорд (вернее, пара аккордов), который разрешится в следующий квадрат.
13) Швы между квадратами замазываем. Чем угодно: «несимметрично» вступившими подголосками, ритмическими сбивками, прерванными оборотами. О делении на квадраты должен знать только автор.
14) А7 – у виолончели трель, которая то верхним, то нижним звуком попадает в гармонию. Есть ощущение, что меньше всех двигаясь в этом такте, партия виолончели создаст напряжения больше всех прочих инструментов. Можно еще sul ponticello ее попросить на эту трель... Вовремя найти хороший педальный тон (связывающий несколько аккордов) – всегда удача.
15) B1 – четвертая доля – посмотрите на расположение аккорда. Не всегда у рояля должны быть все ноты других инструментов. Где у скрипки активное движение (три восьмых, у Вас они у рояля и недостаточно слышны), этих нот нет в фактуре. Всегда пытаемся оставить достаточно места всему значимо движущемуся, вырезаем с решимостью хирурга все, что может мешать.
16) Вот если по всей аранжировке пройтись таким способом, может быть хорошо. Но нужно уже в масштабе всей пьесы регулировать плотность «фокусов». В своей версии я, возможно, вставил слишком много всего и сразу.
17) Можно отталкиваться от текста (lyrics), искать в нем подсказки. И, кстати, при моем подходе темп может быть и медленнее, какие-то вещи вполне могут быть отыграны и певицей (интерактив с партитурой). Это театральная музыка, она с модным звучанием мало связана. Если получится камерно, прозрачно и с большим разбросом динамики – это неплохо. Ориентир на комфортное, одногромкостное слушание – неверен.
18) Педаль у меня первый раз появилась осторожно в такте А4, а потом смелее – в кульминации. А потом снова без нее. Педаль – краска, с ней надо работать.
19) Тот материал, который появляется в четных тактах, тоже надо выстраивать по ходу пьесы. Не так буквально все должно быть разным. Тот выход флейты в А2 может повториться с вариациями (канон со скрипкой или смена направления движения), надо только расставить эти штучки умеренно несимметрично. При таком подходе сохранится единство материала.
20) Вы по ходу пьесы пытаетесь менять фактуру и плотность, т.е. вы на верном пути. Но я предлагаю сменить оптику и масштаб, поработать на микроуровне.

Если что-то вспомню, допишу. Если вдруг проскользнул учительский тон, то прошу без обид: «Жигули» старые, вроде пока ездят, но вентилятор печки гремит и не выключается :)
надо отойти от рояля.
Осмелюсь все таки взяться за редакцию нашей песни лисы, отойти от рояля и действительно попытаться чисто оркестровать тему, поскольку все ещё есть на это время и желание. :)
Оркестровал простенько для струнных и деревянных духовых, вроде уже интересно и так, но думаю может потом добавить медных и перкуссии для более цирковой атмосферы!? Надо ли, не знаю. Но пока так. Наводки, и кое какие ноты взял у @dr-music, но не всё конечно, поменял, по своему. В целом за идеи, спасибо, очень помогли и подтолкнули вперед.
Вокал скоро запишем и разумеется возможно что-то поменяю и сведу. А пока черновой вариант.
По библиотекам: Spitfire Chamber Strings и Spitfire Symphonic Woodwinds



 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Gesser и PianoIst
Идеи вроде бы правильные, интересные. Но пока звучит всё-таки недооркестровано)) По крайней мере после 1-й минуты

А можно голос? Может в начале месяца выдастся пара дней посидеть-покрутить

P.S. Не, конечно, разница налицо, видна большая творческая работа!
 
  • Like
Реакции: Vladimir Bulaev
Вполне интересно, на мой взгляд, получилось. Лично я недооркестрованности не почувствовал. Можно ведь и перегрузить звучание излишне. И голос утонет в звуке музыкального сопровождения. А тут вполне себе камерное звучание.
 
  • Like
Реакции: Vladimir Bulaev
Идеи вроде бы правильные, интересные. Но пока звучит всё-таки недооркестровано)) По крайней мере после 1-й минуты

P.S. Не, конечно, разница налицо, видна большая творческая работа!
Спасибо. Да, согласен, я сам все ещё чувствую, что можно дорабатывать оркестровку.

А можно голос? Может в начале месяца выдастся пара дней посидеть-покрутить

Вокальную дорожку отдельно? Могу отправить. Мне было бы очень интересно услышать ваши идеи.
 
Можно ведь и перегрузить звучание излишне.
не, речь не о том, чтобы туда кучу всего добавить - просто пьеса длится довольно долго, и фактура к середине начинает приедаться. Как вариант - ещё облегчить начало (например, вместо подробного ун-ца-ца, оставить ун-ца-пауза, либо ун-пауза-ца, а то и вовсе только первую долю) и добавлять кружева/подробности постепенно
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Vladimir Bulaev
Наводки, и кое какие ноты взял у @dr-music, но не всё конечно, поменял, по своему. В целом за идеи, спасибо, очень помогли и подтолкнули вперед.
Тронут, на самом деле. Чуть не полтора года прошло... Тогда показалось, что зря понаписал ноток и многабукофф. Сейчас вижу, что действительно многое «проросло».

По поводу затянутости и (возможно) дополнительного подключения инструментов. Проблема здесь прежде всего в тональном плане. Нельзя столько пребывать на одном устое (мелкие и недолгие отклонения, и тем более отдельные гармонические красоты на этом масштабе неважны. Вполне возможно, что можно пару раз смодулировать (точнее сопоставить тональности, резко перейти). Подобрать, чтобы тональности были далёкие, например, на малую терцию вниз (даёшь контральто!) а потом на большую вверх. Нет никакой нужды заканчивать в той же тональности, в какой начали. Если это часть мюзикла, то тем более нет в этом нужды, пусть тональный план сопровождает историю, а не берётся из неприкладной музыки (все эти тональные арки-возвращения в трехчастных и рондообразных формах и проч.).

Еще про длину музыкального номера. Это вопрос к либреттисту и постановщику, насамделе, но и композитору стоит понимать. В идеальном либретто действие (драматическое) продолжает идти и сквозь вставные номера (как сольные — арии, так и, тем более, ансамблевые). И даже куплетная форма — как что-то по своему устройству принципиально повторное — не должна быть помехой действию. Каждый куплет приводит к новому состоянию героя/героини (это и есть драматическое действие), и это отражается в фактуре, оркестровке, тональном плане. Тональности имеют свою окраску (ре-минор, и фа-минор имеют разную семантику в классической музыке), но это, разумеется, далеко не все слышат. А вот то, что нет тонального движения, слышат все (но не все осознают). И с этой же мыслью-меркой я подхожу и к этому музыкальному номеру: вполне возможно, что текст нужно сократить. Максим Кабир оказался интереснейшим поэтом, очень изобретательным и техничным (я давно уже нашёл его и зафейсбучился). Но жертвовать можно и хорошими стихами, если проседает действие. На одних оркестровых фокусах (а в сценографии — и в сценических фокусах) долго не продержишься. [Вот этот «проигрыш» примерно на 2'00" на главном устое – ну ведь ужас же. Здесь должна быть <умеренно> неустойчивая функция, диссонансный аккорд — так победимЪ.]
Использование дополнительных тембров для «более цирковой атмосферы» — ну, такое. Между отдельными номерами мюзикла оркестровые средства тоже должны быть распределены. Один персонаж без меди на сцену не вваливается, другой на осторожном дереве и хитрых струнных пол спектакля роль ведет. Разное тембровое сопровождение у персонажей — тема богатая (бас-кларнет всё время сопровождает Графиню в «Пиковой даме», и больше никого). Тут опасность: как бы не продать за небольшую цену (оживить один номер) драматургически дорогой материал (оркестровые краски). Я утрирую малость, конечно.

[apart mode=on] C либреттистами и либретто в русском мире просто катастрофа. Их просто не умеют писать. Никто или почти никто. Даже теоретического (русскоязычного) обоснования в литинститутах не дают для этого жанра. И что делают авторы — берут историю (как правило, больше «идейную», чем драматически достоверную), и размечают: таакс, сюда мы арию Мальвины вставим куплета на три, чо, трудно штоле 24 строки плюс припев нарифмовать «по теме». И ходит плаксивая Мальвина — абсолютно одинаковая в начале первого и в конце последнего куплета, и режиссер думает: ну как, как же ее можно оживить? А вот здесь мы поставим танец Карабаса — ага, отлично, еще 5 минут времени разметили. Вот вам и всё либретто...
И так, кстати, на совсем разных уровнях мастерства происходит. Идейность и словоцентричность (вместо драма-центричности) пронизывают весь русский мир. Самодеятельный «Норд Ост» (ну никто же не ждал от Ивасей музыкальных шедевров) — с хождением вокруг стола длиной в три медленных куплета на одной и той же эмоции. Невероятно скучно и стыдно. Или, на совсем другом уровне — «Юнона и Авось»: и Рыбников заглядывал в гениальное по музыке, и у Вознесенского строки волшебные есть. Но там же (в поэме необязательно, я про либретто на основе поэмы) вообще нет действия! «Полюбила — расстались — 30 лет ждала — Алилуйя». Что ставить-то? Надо быть таким пройдохой, каким был Марк Захаров, чтобы выдать за драматургию «Танец матросов» и шлягер «Белый шиповник». [apart mode=off]

Никаких конкретных советов, но над чем стоит медитировать. Наблюдать, что именно, какие приёмы создают инерцию восприятия (всё привычное, всё жанровое, т.е. всё то, что слушается легко, но, по большому счёту, не очень интересно), а что эту инерцию нарушает и делает музыку непривычной (до некомфортности). Кнопка «хит» если всплывает, то всегда на границе инерции и её преодоления. Это я к тому загнул, что Вадим прав — из триольной машинки ещё немало шестерёнок можно повыламывать :)
 
@Vladimir Bulaev, выражаясь цитатой из фильма "пройдохи" Марка Захарова - так взял бы и отнял...) Призыв к творчеству прямо, хочется не отставать) Когда флейта развивает под соответсвующий текст - на мой взгляд самое интересное получилось.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Vladimir Bulaev
Пробую что-то простое, доброе, нежное и светлое. Главную мелодию играет флейта в акомпанемент пианино и нескольких соло инстркментов. В кульминации вступают в небольшом количестве струнный ансамбль. С челестой похоже получается колыбельная) А у вас какие ассоциации возникают?

 

Вложения

@Vladimir Bulaev, очень приятная музыка, спасибо! Мне сразу под неё представилась красиво нарисованная природа в мультике. Главное, что я бы выделил в настроении и о чём уже написали Вы и другие – это доброта. Сейчас очень не хватает такой музыки. Чувствуется, как Вы заботитесь о естественности звучания, о дыхании оркестра, про которое Вы мне писали. Единственное, что чуть смутило – это очень долгое затухание флейт в конце с плавающим звуком.
 
@Vladimir Bulaev, очень приятная музыка, спасибо! Мне сразу под неё представилась красиво нарисованная природа в мультике. Главное, что я бы выделил в настроении и о чём уже написали Вы и другие – это доброта. Сейчас очень не хватает такой музыки. Чувствуется, как Вы заботитесь о естественности звучания, о дыхании оркестра, про которое Вы мне писали. Единственное, что чуть смутило – это очень долгое затухание флейт в конце с плавающим звуком.
Да, сейчас вообще многие предпочитают музыку, что бы как можно по громче! В мегаполисах шумовое загрязнение вокруг, а так хочется вырваться в тишину, на природу, подальше от шума. К сожалению у меня пока нет хорошей шумоизоляции. Кстати, обратил внимание, что мой трек да же слишком тихий.)

Не совсем понимаю, что вы имеете ввиду под очень долгим затуханием флейт. Может это фоновые звуки омнисферы которые я добавил на задний план или это все таки флейты?
 
Кстати, обратил внимание, что мой трек да же слишком тихий.)
Относительно такой музыки не тихий а оптимальный. Наверняка Вы компрессором и лимитером не пользуетесь, ввиду отсутствия необходимости. Зато разборчиво слышно каждый инструмент. Но и опять же, вроде как сегодня наметилась правильная тенденция относительности стандартов громкости звука по LUFS.
 
Не совсем понимаю, что вы имеете ввиду под очень долгим затуханием флейт. Может это фоновые звуки омнисферы которые я добавил на задний план или это все таки флейты?
Значит, это Omnisphere. Просто я не ожидал, что Вы её сюда добавите.

В мегаполисах шумовое загрязнение вокруг, а так хочется вырваться в тишину, на природу, подальше от шума.
От шума лет 10 назад я бежал в маленькую деревню. В тёплое время года там тоже есть шумы: триммеры, бензопилы, изредка музыка из машин. Зимой тихо. Особенно для музыканта важно, что за стенами, под полом, над потолком нет соседей.
 
  • Like
Реакции: Fedor Tkachev и _MaxiM_
Более мрачная композиция была написана почти сразу, после очередных печальных обстоятельств в моей жизни. Это произошло в новом году. Сразу прошу прощение за форепиано, которое возможно лишнее в этой теме. Понимаю, что можно без него. Но я сочиняю пока всегда начиная с этим инструментом. Так как я не до совершенства владею знанием полной оркестровкой, рояль как король присутствует в моих аранжировках по всюду. Я в будущем по возможности надеюсь избавиться от этих клише навсегда.
 

Вложения

сообщения, их даже удалить нельзя?
Это решение местной администрации и модераторов, на всех других форумах на том же движке редактировать и удалять свои сообщения можно без ограничений. Действия власти обсуждать нельзя, поэтому срочно заканчиваю коммент (во избежание). Хотя позор, конечно.
 
  • Sad
Реакции: Vladimir Bulaev
Но я сочиняю пока всегда начиная с этим инструментом
Так это ж классика! Фортепиано, партитурный лист, карандашик! Я не клавишник и не "оркестровщик", но у меня это всегда изначально единственный активированный инструмент в проекте, с него начинаю наигрывать мелодию). У Вас очень органично всё! Фортепияно основное, на чем здесь держится тема, заменить за счет других инструментов - это только как вариант. Мне нравится так, с удовольствием послушал!
 
  • Like
Реакции: Vladimir Bulaev
Гобойчик хорош! И кларнет тоже!
Крещендо на второй минуте отличное!
Остинато не очень нравится... Тут должно быть, скорее не спикатиссимо, а что-то более плотное, точнее, длинное. Может подложку из стаккато попробовать.
Мелодия у струнных на 2:30 тоже не ахти. Первые ноты должны быть короче и тише.

Медь попробуй заметно углубить по динамике вниз, чтобы ясная фразировка была. А фейдеры, если что — можно и поднять. Всегда хочется медь «навалить», но они и когда негромко играют — всё равно громкие)
 
  • Like
Реакции: Vladimir Bulaev

Сейчас просматривают