Выступаю развернуто :buba:
Авторскому праву от силы лет 300. Реньше считалось, и я не могу с этим не согласиться, что писатели, музыканты и прочие творцы просто проводники божественной информации. Бог дает вдохновение ничего не требуя взамен, на каком основании человек присваивает себе образы, которые на создает сам, а все же черпает из вселенского океана информации?
Информация - это данное нам, как земля и воздух. А система контроля за информацией и система "застолбления" за собой какой-то информации имеет такие же политические мотивы как собственность на землю - это условность, цель которой контроль над людьми. Завтра можно и воздух объявить принадлежащим кому-то и брать бабло за "право" пользоваться им. Имеющаяся система "интеллектуальной собственности" создана не в интересах авторов, это лишь прикрытие, а в интересах корпораций эту "собственность" контролирующих и распределяющих.
В конце 20 века с распространениям интернета этот "придуманный способ обмана" терпит неизбежный крах. Поэтому говорят о переходе от "экономики информации", сменившей господствовавшую в 19 веке товарную экономику, к т.н. "экономике внимания". В современном мире коммерческая ценность информации стремится к нулю, поскольку ее просто море. Идет конкурентная борьба между поставщиками бесплатной информации за ВНИМАНИЕ потребителя. У нас теперь СОТНИ каналов на ТВ, любую музыку и кино можно бесплатно качать из инета и т.п. Информация лишь соус под которым продаются другие услуги. Как бесплатный WIFI в кафе.
Информация имела ценность когда ее каналы были монополизированы, т.е. один лейбл выпускал Битлз и никто другой. В когда этих каналов миллион, контролировать их невозможно и схема "авторского права" трещит по швам. Российские писатели этого закона, представляющие узкое лобби "правообладателей" явно не в ладах с реальность. В то время как ведущии мировые медиа-корпорации понимают тщетность борьбы с пиратством в сложивщейся ситуации, и фактически готовы его легализовать, эти попытки вернуть прошлое ничего кроме смеха не вызывают. Не говоря о том, что этот закон выгоден в первую очередь пиратам, поскольку позволяет переложить ответственность перед законом с себя на конечного пользователя.
А что касаеться софта - моя позиция проста.
Здесь важно задаться вопросом, кому это выгодно? В современной экономике продается не вещь, обладающая нужными для покуптеля качествами, продается образ. Линукс ничем не хуже по функционалу Виндоус, но у него нет коммерческого потенциала для агрессивной рекламы и захваты рынков. Тактика информационных монополистов - создавать ложный выбор. Нас никто спрашивает, нужны ли нам рекламные модули в операционной системе, нам просто создадют иллюзию конкуренции и заставляют выбирать между Гейцом и Джобсом, уводя от сути того, что под соусом выбора навязывается определенная технология. Понимая ситуацию, легко уйти от привитого социальным пиаром ложного чувства вины за использование "ворованого" софта.
Крупные софто-корпорации не заинтересованы в создании качественного работающего раз и навсегда софта. Они заинтересованы в бесконечном мыльном сериале апгрейдов за бабки. Мы никогда не получаем продукт. Мы ежегодно отстегиваем деньги за собственную веру в то что на этом когда-то будет возможно нормально работать. И это называется "прогресс"?
И здесь надо четко отделять, за что мы платим. За труд программистов? В эту благородную идею хочется верить, но это правда лишь отчасти, в случае мелких независимых разработчиков. В современной реальности большая часть рыночной стоимости товара идет на оплату паразитической маркетинговой машины.
Платить или не платить - это личный выбор каждого. Но обязать платить всех за софт и музыку сегодня просто за гранью реальности. В этом смысле самым справедливым является принцип donationware, когда ценность труда программиста для общества определяют сами пользователи. Полезная софтина, захотел отблагодарить - заплатил, сколько считаешь нужным. Но. Добровольно и без влияния пиара и оплаты труда маркетинговых нахлебников. Разумеется корпорации не пойдут на это сами, поскольку мыльный пузырь навеянной рекламой полезности их товара, рискует лопнуть в одночасье.