Дилемма пирата: проблемы с информацией (и как их решить)
Автор: Матт Мэйсон (автор книги “Дилемма пирата: как культура молодёжи заново изобретает капитализм”)
По аналогии со светом, который смущает ученых тем, что существует одновременно как частицы и как волны, информация все более и более смущает нас. Информация становится одновременно дешевле и дороже. Многие из нас, особенно те, кто имеет или управляет большими количествами информации, больше не понимают, как наблюдать или использовать ее.
Мы живем в мире, в котором законно патентовать свиней, или любые другие живые существа за исключением полного человека, но в котором копирование купленных компакт-дисков на жесткий диск считается нарушением чьих-то прав. В мире, в котором средний законопослушный человек может быть должен более 12 миллионов долларов штрафов в день, если ему предъявить все иски за все нарушения авторских прав, которые он случайно совершил за день. В обществе, в котором для нас приемлемо быть под ударом 5000 рекламных объявлений в день, без нашего на то разрешения; тогда как создание произведения искусства и доведение его до общественности без разрешения может привести вас в тюрьму. Я тут не говорю о достоинствах и недостатках файлообмена - я говорю о целом виде, теряющем здравый смысл, и не понимающем потенциал одного из его самых ценных (и в то же время самых обильных) ресурсов.
Многие из нас не могут понять - считать ли наши идеи информацией, или все-такие собственностью. Когда нам в голову приходит новая идея, в дело включаются две противодействующие силы. В то время как мы думаем "как я могу это донести до масс?", мы также задаем себе вопрос "а как я могу получить из этого выгоду/заработать". Мы хотим донести наши идеи как информацию, и в то же время заработать на них как на интеллектуальной собственности. Эту проблему с информацией я называю "Дилеммой Пирата".
Первая вещь, которую нам необходимо понять, - это то, что не всегда мы "сами" принимаем решение о том, как поделиться "нашей" информацией. Если фармацевтическая компания решит не делиться своими препаратами против малярии и СПИДа с развивающейся страной по цене, которую эта страна может себе позволить, страна может решить проигнорировать патентную защиту и производить пиратские копии лекарств, чтобы спасти жизни своих жителей. Если индустрия, зависящая от физической информации, затрат на распространение и искуственного дефицита, принимает решение игнорировать более эффективные способы распространения информации, которую она считает своей собственностью, пираты вступят в дело и подчеркнут тот факт, что есть лучший способ это делать.
О некоторые из величайших новаторов Америки думали как о пиратах. Когда Томас Эдисон изобрел фонограф, музыканты заклеймили его пиратом, который якобы собирался украсть их работу и уничтожить их бизнес, завязанный на живом исполнении; и это продолжалось до тех пор, пока не разработали систему, которая устанавливала лицензионные отчисления - то что мы теперь называем звукозаписывающей индустрией. Эдисон, в свою очередь, продолжил свою работу и изобрел кинопроизводство, и потребовал лицензионные отчисления с тех, кто снимал фильмы с помощью его технологии. Это заставило команду пиратов кинопроизводства, включая человека по имени Уильям, бежать из Нью-Йорка на в те времена дикий Запад; там они процветали, без лицензий, до тех пор, пока патенты Эдисона не истекли. Эти пираты продолжают работать по сей день, хотя и законно, в городе, который они основали: Голливуд. Фамилия Уильяма? Фокс.
Пиратство - острый конец прогресса, прогресса, который в любом случае необходим. Крупные олигополии контролируют большинство наших отраслей и правительства. Шесть компаний контролируют подавляющее большинство того, что мы слышим и видим. Согласно статистике Международного Банка от 2007 года, две трети крупнейших мировых экономик мира - не страны, а корпорации. Все мы знаем, что система не работает так, как должна, хотя продолжаем думать об этой неэффективной системе, как о каком-то "свободном рынке". Пираты переворачивают вверх ногами неэффективные системы - они берут порядок и создают из него кратковременный хаос, хотя чаще всего, глобально, долгосрочный результат пиратства - лучшая система, более эффективный способ делать вещи. Пираты создали многие из наших устоявшихся порядков из хаоса, и теперь, когда эти индустрии становятся неэффективными перед лицом новых технологий, хаос создается еще раз.
Начиная от директоров и кончая борющимися артистами, во всем, от здравоохранения и до образования и развлечений, многим из нас брошен вызов - другие делятся и используют нашу интеллектуальную собственность без разрешения. Этот вызов требует смены подхода, потому что, иногда, пиратство не проблема, а ее решение. Понимаете ли, пиратство - это сигнал рынка, система раннего оповещения, предупреждение, которое слишком часто игнорируется устоявшейся индустрией. Считаем ли мы себя пиратами или профессионалами, мы соревнуемся в одном пространстве.
Когда пираты проникают в наши рынки, у нас два выбора. Мы можем засудить их и надеяться, что они уйдут. Иногда, это наилучший вариант. Но что, если эти пираты каким-то образом улучшают общество? Если эти пираты делают что-то полезное и люди поддерживают их, сила закона работать не будет. Пираты вернутся назад, с новыми силами, вне зависимости от количества людей, попавших под суд. В конце концов, если судебные преследования стали основным компонентом вашей бизнес-модели - у вас больше нет бизнес-модели (если вы не юрист, конечно).
Потому что, в этих случаях, то, чем занимаются пираты, подчеркивает лучший способ делать вещи; они находят незанятые участки рынка - и лучшие пути для функционирования общества. В этих ситуациях, единственный способ бороться с пиратством - узаконить и легализовать плоды прогресса, и соревноваться с пиратами на рынке. Новый участок рынка узаконен - все получают новые возможности. Именно так началось кабельное телевидение, именно так многие лекарства продаются по ценам, доступным жителям третьего мира, и именно так сегодня создаются новые возможности для всех. Пираты дают нам выбор. Мы можем бороться с ними в суде, или играть с ними на рынке. Конкурировать или не конкурировать - вот в чем вопрос, и имя ему - Дилемма Пирата.