Tutorial: создание популярных звуков

Novation

Несміла
17 Ноя 2006
2.267
2.241
113
45
Еквестрія
Tutorial: звуки-клише - сегодня Hoover! :)

Hoover - всем известный звук серии синтезаторов Roland Alpha Juno (JU-1, JU-2, MKS-50) активно используемый с начала 90х годов по настоящее время. В свое время он был настолько популярным, что Juno незаслуженно называли синтезатором "одного звука", а любой hardcore продюсер обязан был иметь ее в своем арсенале (собственно Juno + семплер - типичный набор для того времени).
Свое начало Hoover ведет с factory patch для Juno "B:86 What the..." который создал для Roland известный саунддизайнер Eric Persing (в настоящее время глава Spectrasonics). Свое название получил из-за своего своеобразного звучания благодаря обобщенной торговой марке Hoover ставшей в Британии синонимом слова "пылесос". Наиболее известные разновидности Hoover были использованы в "Second Phase - Mentasm" и "Human Resourse - Dominator".
[attachmentid=12328]
[attachmentid=12329]
Более подробно см. тут:
http://forum.rmmedia.ru/index.php?showtopic=38729

Всем интересующимся настоятельно советую скачать руководство для Roland Juno и любой редактор patches.

Для начала что представляет собой структура синтеза Roland Juno:
- DCO (одновременное использование SAW+Pulse, а также SubOsc и Noise генератор)
- Hi Pass фильтр в нижнем значении работающий как bass boost
- VCF: Low Pass фильтр
- VCA + Chorus (с параметром Rate)
+ модуляторы: 1xLFO и 1 огибающая вида T1L1T2L2T3L3T4

Что уникального представляет из себя структура patch'а типичного hoover?
1. Использование в блоке DCO Saw03, Pulse03, Sub01 и небольшого количества шума.
Pulse03 - это банальный режим PWM, Sub01 - Pulse со скважностью (PW) 33% на одну октаву ниже.
А вот Saw03 представляет из себя разновидность combo-waveform Saw02.

[attachmentid=12327]

Начнем с Saw02 - один раз увидеть проще, чем описать :) Представим себе два генератора, работающих синхронно - один Saw (обычная rise пила с минимального значения поднимающаяся до максимального), второй Square на октаву выше чем первый (опять первоначально идет минимальное значение, потом максимальное). Теперь напряжем фантазию и возьмемся за карандаш и бумагу! :) Тем кто скачал manual напрягаться не придется! :) Второй генератор (Square) работает также и как переключатель между генераторами!!! :) В первой фазе (минимальное значение) используется часть волны второго генератора (т.е. его самого) - поддерживается минимально возможное значение. Когда второй генератор принимает максимальное значение - используется часть волны Saw в текущей фазе - получается низкая скошенная полочка, а так как частота второго генератора в 2 раза больше в конце периода получаем еще одну скошенную полочку, но уже повыше :) Так вот Saw03 отличается от Saw02 тем, что вместо Square используется Pulse с модулируемым PW! :) Причем скорость модуляции довольно быстрая!
2. Такой же большой вклад в конечное звучание вносит Chorus, опять таки с довольно быстрым Rate.
Таким образом "унисонистое звучание" звуку в равной мере придают и PWM и Chorus!
3. Характерный завывающий Вуууууаауууу звук получаем с помощью модуляции огибающей высоты тона.
4. HiPass в режиме bass boost прибавляет низкочастотные компоненты.

Теперь от анализа перейдем непосредственно к переносу patch на другой синтезатор.
Лирическое отступление: чтоб мне не мучатся воспользуемся для этого V-Station :)
RED ALERT!!! Никаких "вау!" возгласов, точного соответствия звучания и передаче всех нюансов Roland Juno не будет! Не надейтесь! Так что сразу снимите розовые очки! :) Выйдет что-то аляповатое!

Итак, выбираем стандартный patch "User 499"
JU-1 DCO
1. OSC1 - Wave: Pulse - PWM: LFO2=+63
2. LFO2 - Wave: Tri - Speed=64 - Delay=0
Тут немного схитрим:
3. OSC2 - Oct=+1 - Wave: Saw - PWM: LFO2=+63 - Level=+127
Крутим Sub + Noise
4. OSC3 - Oct=-1 - Wave:Pulse - PWM: Pos=+32 - Level=+90
5. Noise Level=+20
Закладка [EXTRA]
6. VCO Drift=127
Для того, чтобы размыть звук и звучание было не таким механическим.

Лирическое отступление: если использовать PWM Pulse с модулирующим LFO Saw - это дает примерно такой же результат как детюн двух Saw, одна из которых будет в противофазе (inverted).

Пока все звучит очень статично :)

JU-1 Chorus
В секции эффектов:
Chorus Level=38, Rate=54, Feedback=0, Mod depth=60

[attachmentid=12330]
Даже после хоруса - все равно не то! :)
На самом деле я поскромничал с уровнем Chorus и его Rate!
Вы можете установить более экстремальные значения - это пойдет только на пользу


Вдохнем жизнь - с помощью модуляции Pitch!

JU-1 ENV
Mod Env:
Attack=45, Decay=80, Sustain=0, Release=65
В секциях Osc1,Osc2,Osc3 - Mod env=+24

[attachmentid=12331]
Косметические подправки:
Filter: 12dB, Freq=108, Res=10, Mod env=+11
Закладка [EXTRA]
voice mode=mono ag, porta mode=lin
Portamento On =64

[attachmentid=12332]
JU-1 Bass Boost
Effects:
EQ: EQ depth=-22, EQ Freq=40

[attachmentid=12333]
Уффф... Все узнали мой patch для V-Station "Dominator"? :)
[attachmentid=12334]
Столько трудов, а все равно в итоге жалкое подобие левой руки! :)
Зато кому все еще интересно, можно повторить этот подвиг на своем любимом синтезаторе.
Больше практики и будете клепать такое без остановки! :)

P.S. Не надо скромничать, если ВАМ есть чем помочь новичкам на формуме, во избежание появления тем "как накрутить такой стандартный транс-звучок" пишите сюда свой Tutorial: как накрутить стандартный транс-звучек в стиле Roland JP-8000! :)
Если я допустил ошибки/неточности - тоже пишите! :)

Благодарности: Alek (Alpha Juno mp3), Ultraviolet (V-Station mp3)
 
Было бы неплохо исходный звук джуны и то что получилось приложить. Ссылка на мануальчег или картинки волн тоже бы на ура смотрелись.

вот PWM зависимость, pulse3 и saw3
[attachmentid=12339]

Вообще saw02 и saw03 можно попробовать через RM реализовать. Очень уж принцип похож.
 
<div class='quotetop'>Цитата(Alek @ Oct 17 2007, 10:14 AM) [snapback]509331[/snapback]</div>
у меня есть и альфа джуно и hoover патч, выложу вечером наверное. [/b]

Лучше банк выложи, чтобы в саундайвер загнать можно было.

И желательно оцифровки saw02 и saw03 без и с модуляцией.

Насколько я знаю еще DCO осц. в V-synth есть.
 
Приложил sawtooth waveforms из всем известного старого reaktor ens. daAlfa2k (очень не плохая вещь, не смотря на возраст - именно для теста DCO).
[attachmentid=12352]
Кольцевая модуляция не подойдет никак, простой PWM эмулировать с помощью RM еще можно - а такую конструкцию я делал только в Modular G2 описанным выше способом, но там осцилляторы с синхроне разбегаются по какой-то неведомой причине :(

А sysex полно везде валяется, стандартный банк вообще не проблема найти.
С редактором EZ Alpha он идет в поставке:
http://www.alphadial.org/software.htm
 
<div class='quotetop'>Цитата(Alek @ Oct 17 2007, 11:17 PM) [snapback]509681[/snapback]</div>
вот hoover, мп3 и волна из аудасити, картинка параметров эдитора и sysex
[/b]
Ты не так меня понял, я просил снять волну DCO saw2 и saw3 без модуляции. Просто надо посмотреть чистый звук осцилятора.

To: NOVATION
Вот эта картиночка тебе ничего не напоминает?
[attachmentid=12360]
взята из файла snvkii_manual_os20.pdf.
как раз нужный хитрый осц.
 
darlock
Напоминает :) Но это не то немного... :)
С помощью RM можно добиться - НО! ОБЕ(!) волны должны быть positive only с диапазоном 0->+max.
Потом обратно - с помощью DC приводятся в нормальный вид. Но на обычных синтезаторах получить такое опять же не получится.
Да и сам смысл повтора волны saw03? чисто академический. проще взять Juno или семплировать нужный звук, так как на практике точное соответствие звуку оригинальной Juno не требуется. Звучание чистого hoover без обработки - очень-очень old skool. Такое сейчас мало кого привлечет.
Осмелюсь предложить - по возможности дальнейшее детальное обсуждение вести в форме Tutorial (для чего ветка и создавалась) - т.е. если есть свои оригинальные мысли, лучше изложить из в виде последовательности шагов с иллюстрациями (хоть на SNII, хоть Virus), по возможности описывая каждый шаг - для чего применяется та или иная техника/прием/трюк и т.д. и что это даст на ваш взгляд. Так и интересней читать будет и новичкам полезней в 100 раз :) Но труднее конечно будет тому кто пишет :)

В свою очередь предложу вот что (раз речь зашла о RM и PWM):
Mini-Tutorial: Как получить аналог PWM на синтезаторе его не имеющем (sample-playback)
Первое что приходит в голову - и лежит на поверхности - использовать кольцевую модуляцию (RM).
Достаточно двух осцилляторов - оба Square и оба используются в кольцевой модуляции. На выход идет только сигнал кольцевого модулятора. Небольшой fine tune одного из осцилляторов даст нужный эффект - степень детюна влияет на скорость получаемого псевдо-PWM. Получаемый эффект PWM отличается от классического отсутствием компенсации образующегося из-за несимметричности получаемой волны DC смещения. Одна проблема - осталось найти синтезатор отвечающий всем заявленным требованиям и не имеющий при этом PWM :) Один из потомков JV-1080? :)

Второй способ - частный случай PWM: Если модулировать глубину скважности Pulse осциллятора с помощью LFO с волной Sawtooth, то это эквивалентно детюну 2х Sawtooth осцилляторов, один из которых в противофазе (inverted). Собственно верно и обратное - т.е. для получения такого частного случая PWM достаточно двух Saw осцилляторов. Правда это будет уже не классический PWM (с LFO-треугольником)! :)

Удачи! :)
 
Tutorial: Веселый Bamboo
простейший двух-операторный FM на примере Bamboo Bass

Несколько лет назад такой tutorial был бы актуален в любом виде, сейчас же каждый пионер на вопрос "как????" ответит "юзай FM". Patch'и выходили и от AvB, и в рамках vengeance-forum soundset, собственно сегодня насущная необходимость в пресетах уже отпала. Прослеживать становление Klubbheads начиная с простейших mash-up ремиксов KA22 - Metamorphosis и Ultimate Seduction и по наши дни - не возьмусь в виду полного невежества :) Во времена своего рассвета звуки bamboo (тогда еще и слова такого никто не слышал) лились из железной коробочки Akai S3000, но как они туда первоначально попали - до сих пор тайна покрытая мраком. Тут простор для фантазии - Yamaha TX, "сперли семпл из секретной этнической библиотеки звуков бамбуковых палок" и т.д. (Bamboo Bass - это и есть этнический инструмент). Поковырявшись в носу - можно придумать еще несколько способов, и самое забавное, в результате можно получить вполне звучащий результат. И почему все это называлось progressive house? Пока я слышал в оправдание только ссылки на голландские сборники Progressive Attack, которые компилировали продюсеры Brooklyn Bounce.
Ну да ладно, ближе к телу. Споры кому же принадлежит пальма первенства в этом вопросе не утихают до сих пор. В качестве официальной в нашей стране принята теория креационизма, суть которой в следующем: "Klubbheads придумали pumping house и bamboo bass" (комм.автора: за 7 дней).
С точной датировкой тоже не все так просто. Но как показывают исследования литературных источников дошедших до наших дней, волшебные звуки Bamboo были воспеты еще поэтом с берегов Невы:
Веселый Bamboo, удары ритма!
И голова как будто снова перекрыта!
Ну и закончим на этом с официальной частью. Не любитель длинных простыней.

"Юзай FM!" Если бы мне так сказали несколько лет назад, я бы тоже ничего не понял.
И не понимал. Пока не наткнулся в оф.аддоне к NI FM7 на patch "Bamboo.HM" ("HM" судя по всему - автор patch'а). Это была помесь чего-то перкуссионного и флейтоподобного (bamboo все таки!).
Быстро откинул ненужное - и стало очевидно что за перкуссионную часть звука отвечают всего 2 оператора. Несущая и модулятор с огибающей, быстро падающей с максимального значения до нуля (характерный FM щелчок в атаке). Оба генератора - Sin. О чем обычно забывают упомянуть - так о соотношении их частот. Частота модулятора в 4 раза больше. Т.е. делаем ему up на 2 октавы. Почему на две, а не четыре? Повышаем на октаву: x*2 и еще на одну (x*2)*2=x*4. Дальше остается только довести до ума этот суррогат. Тут тоже много способов: AvB, например, для получения щелчка использовал огибающую на резонансном фильтре, вместо того, чтобы изменять уровень FM.

Практика:
Как обычно V-Station, пресет: "User 499"
Понадобятся только 2 осциллятора Osc2 и Osc3 (они участвуют в FM)
Osc 2 - модулятор, на вход фильтра идет сигнал только с Osc3 (level=127).
Выбор волны для обоих - Sin. Так как Osc2 должен быть на 2 октавы выше, мы просто понизим частоту Osc3 на октаву и параметр detune установим на -12 (минус еще одна октава) - так удобнее.
Теперь для того чтобы услышать действие Osc2 на Osc3 нужно задействовать ручки FM в закладке [EXTRA].
Изменение уровня FM мало даст, так как звук будет статичным и никакого "движения" не будет.
В этом случае можно воспользоваться резонансным фильтром и его огибающей - фильтр будет срезать лишние гармоники. Но мы пока пойдем "классическим путем" - не трогая общий уровень FM, будем увеличивать уровень влияния 3-ей огибающей AD на частотную модуляцию. Постепенно увеличиваем значение "FM env" - и в атаке начнет появляться характерный "Dooooing" © Я остановился на значении 51 - тут уж дело личного вкуса. Теперь по поводу настойки FM decay огибающей - пока стоит стандартное значение "64", но все зависит от частоты на которой работают осцилляторы - чем выше, тем короче должно быть время decay. Попробуйте и убедитесь сами. В NI FM7 есть привязка времени decay к высоте ноты (т.н. keyboard tracking), в нашем случае - нужно либо ограничится небольшим диапазоном, либо семплировать - (как побочный продукт - получим keytrack нахаляву).
Вот это и есть сырая основа звука - звучит она конечно пока далеко от идеала.

Возвращаемся к [MAIN] параметрам:
Во первых нужно "заткнуть" звук, а то синусоида в sustain без всякой модуляции никуда не годится.
Опять поступим не как люди - после щелчка - закроем полностью фильтр:
Filter Freq=0, 12dB, Mod Env=+63, Mod Env Decay=80
Если значительно увеличить резонанс фильтра, то появится характерный "чпокающий" (чего-то меня сегодня понесло) reso звук (особо при добротных 24dB) больше подходящий для pitch bass.
Извините опять не туда ушел - шелудивому и почесухи к стати :)

Эффекты:
Distortion: Level=42
EQ: Level=42, Freq=73
Reverb: Level=14, Decay=90, type=Large Hall

Получаем некую основу для последующих махинаций, ну тут уже дело вкуса и совершенно добровольное (каких дураков нет - и после бани чешутся!).

Возмущенные вопли: Какой нахрен это Klubbheads Bamboo???
А никто этого и не обещал собственно :)

Как никогда к месту слова поэта:
В голове играет звук пампового баса!
Ускоренью нет предела - скоростная трасса!!!! :)
 
Mini-Tutorial: L.A. Style - James Brown is dead (TEKNO STAB)
Как неоднократно уже упоминалось (в частности на dogsonacid, synthmania) всем известный звук использовавшийся в subj был совершенно случайно обнаружен одним счастливым пользователем семплера Roland серии S5** в прилагавшейся стандартной библиотеке семплов. А по такой наводке найти нужный диск и семпл уже не составило особого труда. Образ MF2-DD дискеты для серии S50: Sound Library L-503-13 "Orchestra vol.1" - семпл "ending 1".
Приложу, так как найти в инете сейчас что-то не смог:
[attachmentid=12437]
[attachmentid=12438]
С помощью программы smfw30 для Roland W30 выдрал этот семпл, но звучание его скорее всего будет отличатся от "родного" звучания Roland (возможно в области высоких - будет слегка "тухловато").
Откуда в свою очередь был семплирован "ending 1"? Тут мнения расходятся, и я не имею достоверной информации по этому вопросу.

По поводу самой пластинки L.A. Style - думаю все помнят как оригинал, так и многочисленные клоны "Who da fuck is...", "Michael Jackson Is In Heaven Now"... не говоря уж про родные "Ульянов is dead" и т.д. Я даже помню наглый советский mash-up/bootleg про некого чмырдяя, у которого угнали его машину :) Toyota вроде :) И правильно - ибо нехрен! :)

Ну и на последок (в лучших традициях) байка - была замечена на discogs, но в настоящее время испарилась. Так что рассматривайте просто как забавный анекдот. Перескажу по памяти:
Один из продюсерского дуэта поехал в L.A. И в одном калифорнийском баре до него докопался бухой н*... афро-американец со словами "James Brown is dead, чувак!" Дело, напомню, было толи в 1990, то-ли уже в 91. Свою неадекватность этот крендель пояснил тем, что "музыка Джеймса уже никому не нужна! А вся эта долбанная молодежь слушает всякое фуфло..." ну и далее по тексту: running around darkened rooms, munching magic pills and listening to repetitive electronic music.
Ну а что было дальше по его возвращению в Европу - уже история.
Все, завязываю травить байки, а то влепят нарушение правил: "умышленная деза!" :)

[attachmentid=12435]
[attachmentid=12436]

P.S. И все же это случилось... 25.12.2006 года :( RIP :(
 
звук Hoover- данный вариант звука накрутил в FL_Studio_7.02 с помощью 3xOsc в воличестве 3-ёх штук и layer... сам тех. процесс занял 30 минут :rolleyes:

вот демо звука и сам ФРУКТОВЫЙ проект для ленивых :D
[attachmentid=12523]
 
  • Like
Реакции: Andre Angelo
<div class='quotetop'>Цитата(Novation @ Oct 21 2007, 03:20 PM) [snapback]511567[/snapback]</div>
Tutorial: Веселый Bamboo
Возвращаемся к [MAIN] параметрам:
Во первых нужно "заткнуть" звук, а то синусоида в sustain без всякой модуляции никуда не годится.
Опять поступим не как люди - после щелчка - закроем полностью фильтр:
Filter Freq=0, 12dB, Mod Env=+63, Mod Env Decay=80
Если значительно увеличить резонанс фильтра, то появится характерный "чпокающий" (чего-то меня сегодня понесло) reso звук (особо при добротных 24dB) больше подходящий для pitch bass.
[/b]

Но как Ватсон!? КАК!?
Как Вы понимаете, что если увеличить резонанс то именно "чпок" будет!? :)

<div class='quotetop'>Цитата</div>
Осмелюсь предложить - по возможности дальнейшее детальное обсуждение вести в форме Tutorial (для чего ветка и создавалась) - т.е. если есть свои оригинальные мысли, лучше изложить из в виде последовательности шагов с иллюстрациями (хоть на SNII, хоть Virus), по возможности описывая каждый шаг - для чего применяется та или иная техника/прием/трюк и т.д. и что это даст на ваш взгляд. Так и интересней читать будет и новичкам полезней в 100 раз :) Но труднее конечно будет тому кто пишет :)
[/b]

Абсолютно верно!!! Пожалуйста, пишите как можно подробнее. А то ощущение, что эти навыки - удел богов, ведь только они сразу знают, что "синусоида в сустейн без модуляции не годится";) А нам грешным, остается лишь крутить ручки в заданную сторону. Поэтому прошу - пишите ПОЧЕМУ именно так, а не иначе.

Спасибо!

п.с.
В полночь смоделировал алгоритм БУМ-БАСА!
С фонарем несусь занять очередь в сберкассу!
:)
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Как Вы понимаете, что если увеличить резонанс то именно "чпок" будет!?[/b]
Достаточно понимать на что влияет ручка Reso и что будет в этом случае при модуляции точки среза фильтра. В руководстве к Roland Jupiter и Juno после описания cutoff и resonance прямо указано - если изменять точку среза при достаточно большом значении резонанса - то получим... 1) то чем занимались все dj начиная с 85 года. 2) то что в природе встречается достаточно редко (корпус музыкального инструмента имеет множество резонансов, но они обычно фиксированы и зависят от его размера и формы - смещение резонасов звучит необычно, а здесь вообще сурогат - один резонанс и тот мечется куда-то постоянно)... А в нашем случае - в V-Station при добротности (именно так ведь назвается?) 24dB при большом значении резонанса - эмулируется самовозбуждение фильтра, т.е. фильтр будет работать как осциллятор на частоте среза - получаем дополнительный sine осциллятор, а так как точка среза модулируется (изменяется во времени) огибающей - так же будет менятся и частота осцилляции фильтра. Покрутите ручку cutoff (без резонанса) в небольших пределах - на слух разница практически не ощутима. Но если подчеркнуть это небльшое изменение с помощью резонанса - то совсем другая картина. К сожалению точное обоснование первоначального введения резонанса применительно к электронным музыкальным инструментам я дать не могу - попросту не знаю - случайно это было или все же создателями для чего-то подразумевалось его использование (не статическое).

Я хотел написать еще в самом первом посте, что в tutorial'ах не будет объяснятся все что описано в руководстве, читающий представляет себе что такое PWM, самовозбуждение фильтра и т.д. Для этого раздел FAQ создавался, но там к сожалению пока тоже не густо.

<div class='quotetop'>Цитата</div>
ведь только они сразу знают, что "синусоида в сустейн без модуляции не годится";)[/b]
Если следовать пошагово - и слушать промежуточные результаты после каждого шага - то вроде казалось что все довольно наглядно. Есть моменты - изложенные впопыхах, и довольно сумбурно - очень трудная задача донести все в нескольких словах и при этом доступно.
Простая синусоида - звучит скучно... Через секунду надоедает. Не потому что гармоник нет, тембр элементарный - а потому что нет движения в звуке, нет изменения в тембре. Сложный набор гармоник, но статичный - будет звучать так же вяло. Тут либо придать "движения" самому тембру, либо заставить его двигатся с помощью исполнительских приемов (bending/portamento/сложная ритмическая структура и т.д.). В данном случае у звука просто отрезали статичный хвост: нет статики (хвоста) - нет проблемы.
 
<div class='quotetop'>Цитата</div>
Я хотел написать еще в самом первом посте, что в tutorial'ах не будет объяснятся все что описано в руководстве, читающий представляет себе что такое PWM, самовозбуждение фильтра и т.д. Для этого раздел FAQ создавался, но там к сожалению пока тоже не густо.[/b]
Novation,
На западных сайтах все доходчиво. Например, великолепный мануал по Novation помог мне вчера разобраться в том как графически выглядят разные волны на разных частотах, как они соединяются и тп. И все это - без лишней обременяющей информации.
К сожалению, на российских сайтах либо нет объяснений (упомянутый в форуме сайт по синтезу просто описывает кручение-верчение), либо - все объяснения даются ввиде отдельных сухих математических инструкций (абсолютно НЕНАГЛЯДНЫХ).
Поэтому, то что делаете Вы, как раз объединяет обе этих задачи и помогает понять и теорию, и процесс! Спасибо и буду рад новым "урокам синтеза".

п.с.
С переорганизацией форума из данного раздела исчезла кнопка "СПАСИБО"!
Возможно попроавить?
 
Кстати о Hoover.
В мануале для Nexus описан прием позволяющий получать подобный звук, мне показалось это интересным, тк класический hoover изридно заездили.
Для ленивых(какой русский читает инструкции ?? :lol: ) или не владеющих аглицким приведу текст.

Для начала создадим новый паттерн для арпеджиатора, как показано на рисунке [attachmentid=12793].
Далее грузим какой-нибудь лид, в мануале рекомендуется German Trumpet 1 из Dance Leads, но у меня получились более интересные результаты с другими лидами. Применяем созданный паттерн арпеджиатора для лида.
Далее идем на вкладку mod и устанавливаем для легато скорость 1/4, тут тоже можно эксперементировать. Все, играем с клавиш и слушаем, для придания более характерного звучания необходимо немного покрутить атаку.
 
Tutorial: Voices and Triggers

Tutorial: Voices and Triggers

Еще несколько трюков в V-Station, заодно поясняющих для новичков как работает связка voice/triggers в полифонических синтезаторах.
Полифония V-Station как известно равна 8 голосам. Обычно под этим понимают то, что на синтезаторе одновременно может звучать до 8 нот (нажатых клавиш :) и не больше. Не такое уж плохое определение, не так ли? :) И большинство именно им и ограничивается. Но иногда такое понимание «голосов» порождает полное непонимание того, что собственно происходит с синтезатором («что за нах?»).
«что за нах?» номер 1:
Загрузите V-Station и выберите пресет 499.
В секции LFO1 выставьте следующие значения:
Speed=0, Delay=0
В секции OSC1 установите величину модуляцию высоты тона с помощью LFO1:
LFO1=30
Теперь нажимайте (не очень долго ее удерживая) на одну и ту же клавишу. При каждом нажатии высота тона будет случайно (скачкообразно) изменяться в пределах октавы. При этом, не зависимо от того как вы варьируете длительность промежутков между нажатием на клавишу (в пределах разумного конечно), все время будет повторятся по кругу один и тот же паттерн из 8 значений. Вот это и есть те самые 8 голосов.
Почему так происходит? Проще всего представить полифоническую V-Station как 8 одноголосных копий самой себя, каждая с тремя осцилляторами, двумя LFO и т.д. Каждая копия — это один из «голосов» полифонии. При этом для каждого очередного нажатия на клавишу будет задействована своя «копия» синтезатора (голос идущий следующим в списке, т.е. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 1, 2 и так далее по кругу).
Почему при каждом нажатии высота тона отличается? Это происходит из-за того, что первоначально все 8 копий LFO1 имеют свою собственную случайную стартовую фазу, а так как скорость LFO1 у нас минимальная, стартовое значение LFO за короткое время нашего эксперимента не успевает значительно измениться. Но если отойти попить чаю и опять вернуться циклический паттерн может за это время слегка поменяться.
Можно выбрать различные формы волны LFO1 и все вышесказанное будет для них актуально, кроме режима Sample & Hold! В этом режиме LFO почему-то всегда стартует с одного и того же значения.
Выберем в качестве формы волны LFO1=sawtooth. Теперь значения стартовой фазы распределены случайно между минимальным и максимальным значениями (в пределах -64 ... 0 ... +64 — так как используется биполярный режим LFO).
Уменьшим максимальное значение возможного максимального детюна с помощью OSC1 LFO1 (например до +14). В закладке Extra отключим расстройку голосов при использовании унисона (uni detune =0) и рестарт фазы для осцилляторов (OSC Start Phase=0).
Теперь при использовании дополнительных голосов для унисона длинна паттерна будет соответственно сокращаться. При двухголосном унисоне длинна паттерна составляет 4 шага, 4xunison — 2, а когда для унисона используются все 8 голосов никаких скачкообразных изменений в высоте не наблюдается. Зато имеем случайный детюн 8ми задействованных осцилляторов. Чтобы немного «облагородить» наш унисон можно задействовать второй осциллятор с «зеркальной» копией распределения детюна между голосами, установив OSC2 LFO1 pitch mod в противоположное значение (в нашем случае -14 для OSC2).
Но что делать если наоборот нужен всего один генератор LFO1 для всех голосов как в некоторых старых синтезаторах? Например, мягкая развертка фильтра при использовании арпеджиатора — ведь при 8-ми независимых LFO каждая новая нота будет играть со случайным значением для среза фильтра (это в свою очередь тоже можно использовать как интересный прием — обязательно попробуйте). Для такого эффекта нам потребуется «залочить» фазы всех 8-ми LFO с помощью функции voice common в секции дополнительных настроек LFO. Только вот обратно «разлочить» их будет не просто. Самый верный способ — это перезагрузить плагин (при этом не забудьте сохранить изменения). Так что же делать если стартовые фазы уже «залочены» первоначально?
Этому посвящается «что за нах?» номер 2:
Перегрузите V-Station, выберите пресет 499.
Первоначально стартовые фазы осцилляторов в V-Station «залочены». Вы конечно скажете «какие проблемы» и установите OSC Start Phase в значение «0» (freerun). Проверяем: включаем двухголосный унисон без детюна — действительно фазы между двумя голосами совершенно случайные. Но что происходит с осцилляторами в пределах одного голоса? Отключаем унисон и включаем второй осциллятор. Фазы осцилляторов в пределах одного голоса «залочены»! При каждом новом нажатии никаких изменений. Убедились? Что же делать? Попробуем принудительно сбить фазу одному из осцилляторов с помощью детюна — один осциллятор волей-неволей начнет «убегать» от второго и фазы «разлочатся».
Устанавливаем произвольное значение детюна для первого осциллятора и жмем ОДИН раз на клавишу, отключаем детюн. Жмем на клавишу — ничего не изменилось!!! Еще раз. И еще. В общей сложности нажать придется 8 раз. И вот! Сюрпирз! Мы вернулись к нашему «разлоченному» голосу! Надеюсь вы поняли принцип: для всех трех осцилляторов выставляем разное произвольное значение детюна и прогоняем через все голоса. А теперь когда мы «разлочили» фазы всех осцилляторов сделаем наоборот — установим любое фиксированное значение для OSC Start Phase и «залочим» например 3 голоса. Переводим обратно OSC Start Phase в режим freerun (нулевое значение) и слушаем получившийся паттерн :) Теперь можно поиграть аккордами и послушать как распределяются в них голоса и фазы. N-Joi как говорится!
 
  • Like
Реакции: Bad Toys
Ayo Technology SID-arp

50 cent - Ayo Technology (Feat. Justin Timberlake & Timbaland)
Produced by Timbaland


Часть 1: Timbaland vs Crystal Castles
В последнее время какими-то слабоумными «профессиональными продюсерами» на youtube поднялась очередная буча против Timbo. В прошлый раз чудо-слухачи били себя пяткой в грудь, утверждая что в Та-Ту "Нас не догонят" использовались "барабаны" из The Prodigy "Smack My Bitch Up". На сей раз чудилы утверждают, что объектом семплирования Timbo для Ayo Technology стали Crystal Castles (котороые как известно сами были замешаны в воровстве чужой музыки). Набежавшие отовсюду "продюсеры со стажем" выдвигали в защиту этой теории сногшибательные аргументы про питчшифтинг в Ableton, чудесным образом за 5 минут делающий из Crystal Castles Ayo Technology. Вобщем маразм крепчал.
Но к счастью были попытки спокойного взвешенного анализа. Например, вот эта:
Crystal Castles - Courtship Dating vs 50 Cent - Ayo Technology (Who sampled who?)

По поводу Crystal Castles разобрано было все правильно: использовался готовый семпл с быстрым арпеджио и при его транспонировании меняется скорость "переливов". По началу может показаться что в Ayo Technology используется готовая полностью от начала до конца семплированная партия SID (и темп арпеджио не меняется). На самом деле в Ayo Technology как и в Courtship Dating используется обычный семпл арпеджио, скорость которого при транспонировании также меняется. С толку сбивает бубнение 50 cent и ритмические сбивки. Но если послушать Ayo Technology Instrumental то все вполне очевидно:
Посмотреть вложение 01-ayo_technology-half_speed.rar
(для пущей убедительности в примере скорость замедлена в 2 раза)

Собственно тут всплывает вторая теория происхождения семпла:
Часть 2: Ayo Technology vs Ueberschall 8 bit Stylez
8 Bitz Vs. "AYO Technology"

Весьма забавная история о том, как сначала безуспешно пытались найти семпл "Do it" в библиотеке Ueberschall, которую любил использовал Timbo. И о том, как после известного скандала все стали искать семпл Ayo Technology в коллекции SID-тюнов, забыв про библиотеку 8 bit Stylez :) Но эти ребята про нее не забыли и не поленились в нее заглянуть. К сожалению mp3 пример по ссылке послушать не получится :(
Пришлось искать и делать самому:
Посмотреть вложение 02-ayo_technology_vs_8bit_stylez.rar
(параллельно играют переключаясь с одного на другой оригинал и реконструкция с использованием семпла)

Подошел первый же переливчатый семпл из construction kit (CD1, track 07-08: первый содержит демо, второй - отдельные семплы). Самое забавное в самой библиотеке Ueberschall этот семпл уже изначально транспонируется (всего 3 ноты) с изменением скорости арпеджио :) Сам семпл представляет из себя смесь арпеджио и тягучего низкого тона (арпеджио играет левее, басовый тон - правее по панораме). В начале семпла идет небольшой fade-in который пришлось подрезать, так как в Ayo Technology он играет без fade-in. После чего пришлось его зациклить (полный семпл без обреза как раз оказался нужной длинны :) Если допустить что Timbo и я использовали один и тот же семпл, ему пришлось его тоже подрезать, но так как подрезали мы по разным точкам - по фазам получившиеся арпеджио немного расходятся. При создании проекта я не долго думая оставил темп по умолчанию - 140, и он прекрасно совпал с темпом Ayo Technology (70 или 140, как вам больше нравится). Если принять за основу темп 140, то в первых 2х тактах у Timbo поверх этого семпла играет еще и замедленное порезанное арпеджио - этим я уже не стал заморачиваться.
Вобщем на текущий момент теория с 8 bit Stylez кажется мне вполне правдоподобной (по сравнению с Crystal Castles уж точно :)
 
Последнее редактирование:
Возмущенные вопли: Какой нахрен это Klubbheads Bamboo???
А никто этого и не обещал собственно :)

До сих пор не знаю ни одного человека, кто сделал бы копию их знаменитого в прошлом баса. А прошло кстати 12 лет с момента первого появления в треке.

http://www.discogs.com/release/123720
A1 - A Walking Nightmare (Klubbheads GP Mix)
 
  • Like
Реакции: Novation
Retro TTS: "U96 - Das Boot" & S.A.M.

Так как периодически возникают вопросы по поводу ретро-TTS программ (говорилок), решил сделать небольшой FAQ для наиболее известных.

1. Speech Synthesizer для Atari ST (STSpeech) (1986)
aka "U96 - Das Boot", Dr.Alban, Сектор Газа и т.д.


Понадобится:
1. Эмулятор Atari ST (например, WinSTon/STew или STEem);
2. И собственно сам stspeech.tos (брать можно вот тут).

Проще всего взять WinSTon (или STew), указать путь к папке для HARD DISK:
Settings -> Hard Discs (Drive List «C:» и Hard Disc Directories «С:» «Browse...»)
*если мышь и клавиатуру полностью забрал под себя эмулятор, то фокус в любой момент можно переключить клавишей F12.
После чего помещаем в папку для HARD DISK (указанную выше) файл stspeech.tos
В эмуляторе Cold Reset, выбираем HARD DISK, STSPEECH.TOS и можно уже вводить короткие фразы («1 2 3 TEKNO <НАЖАТЬ ВВОД>»).

По умолчанию TSS работает в режиме ввода нормального английского текста (English text mode), после ввода строки она переводится в набор фонем (отображающихся ниже), которые и озвучиваются.

Если в качестве строки текста для TTS вводится только один символ «.» (точка), это служит командой для переключения режимов работы TTS (Phoneme mode и English text mode). В режиме Phoneme mode, как несложно догадаться, вводится не английский литературный ))) текст, а набор фонем (команды фонем практически совпадают с таковыми для S.A.M., см. ниже). В этом режиме можно более точно и гибко задать звучание фразы, кроме того, можно использовать после буквенного обозначения фонемы цифры от 1 до 9 (как я понял они задают высоту).
В обоих режимах также применяются знаки пунктуации «.», «,» и «?», а также «-».

P.S. В эмуляторе STEem более гибкая настройка звука (по умолчанию выбрана эмуляция спикера ST, что дает несколько глухое, но в тоже время более аутентичное :))) звучание).

2. Software Automatic Mouth (S.A.M.) от Don’t Ask Software (1982)
Commodore 64, Atari 400/800, Apple II

Легендарная вещь, про нее тоже спрашивали на форуме.

В этот раз используем версию для C64 (например эмулятор CCS64), так как версию для Atari 800 у меня запустить толком так и не удалось. :)))))
Полная документация для Atari версии (пригодится для описания фонем - Phonetic alphabet for S.A.M., Stress markers и т.д.)

Скачать урезанный набор (SAM/Reciter + Say It) для C64 можно здесь.
А вот тут можно еще и документацию для C64 с командами получить (Project 64 for S.A.M.).

Загружаем эмулятор C64, подключаем образ диска SAM/Reciter.

В CCS64 есть возможность автоматом загрузить в память SAM/Reciter и вернутся в C64 BASIC:
File - Load and Run (на вопрос «Low or High memory?» ответить «Low», т.е. нажать «L» - будет кушать больше памяти, зато проблем не будет).
*то же самое можно сделать вручную - подключив образ диска (не запускаясь с него) и введя команду:
LOAD"SAM/RECITER",8 <НАЖАТЬ ВВОД>

В любом случае мы загрузили SAM (понимающий только наборы фонем) и RECITER (переводчик нормального английского текста в набор фонем). Если все прошло успешно SAM нам скажет «guten Tag!» :)))

Дальше у нас два варианта действия:
1. Загрузить «SAY IT» (для самых ленивых)
2. Ничего не загружать и воспользоваться непосредственно wedge commands SAM/RECITER

Первый вариант:
LOAD"SAY IT",8
RUN

На предложенный вопрос выбрать RECITER нажав «R» (для того, чтобы самым нетерпеливым писать нормальными словами, а не абракадаброй фонем)
* конечно никто не запрещает выбрать режим SAM
В общем тут все вроде бы понятно и так.

Второй вариант:
Ничего дополнительно не грузим и не запускаем.
Для озвучки слов у нас в BASIC добавилась команда «SAY»
Но если просто написать:
SAY"PEESKAH" <НАЖАТЬ ВВОД>
C64 только два раза нервно бибикнет сообщением об ошибке.
Дело в том, что по умолчанию включен режим ввода фонем, так что изучаем секцию Phonetic alphabet for S.A.M. в мануале (там целая таблица приведена).
Но вместо этого можно опять переключить режим командами:
]RECITER
]SAM

первая позволяет перейти в режим Reciter (ввода с автоматическим конвертером текста в фонемы), вторая обратно в режим фонем.
* символ «]» вводится (по крайней мере у меня) сочетанием Shift+ «"» (у меня на ней «Э» нарисована).

И так, вводим:
]RECITER <НАЖАТЬ ВВОД>
SAY"PEES'KAH" <НАЖАТЬ ВВОД>

и теперь все работает! :)))
* «'» вводится Shift+7

Еще некоторые полезные команды:
PITCH n
Example: ]PITCH 64

]SPEED n
Example: ]SPEED 72

]SAM
SAY"AY4 TA0K WIHTH FOW4NIYMZ"

]RECITER
SAY"NOW I TALK WITH ORDINARY WORDS"


]KNOBS n,m
где, n - «mouth», m - «throat»
далее в мануале следует таблица в которой все подробно расписывается с примерами :)

]LOGO
:))))

ит.д. (читайте Project 64 for S.A.M., там много чего интересного!)
Данные команды (начинающиеся на «]») можно сокращать до двух букв, например:
]RE
]SA


Кроме того, существуют Stress markers для гласных:
1 = very emotional stress
2 = very emphatic stress
3 = rather strong stress
4 = ordinary stress
5 = light stress
6 = neutral (no pitch change) stress
7 = pitch-dropping stress
8 = extreme pitch-dropping stress

Ну и конечно никто не запрещает объединять команды TTS в программу для бейсика и потом выполнять ее командой «RUN».

В итоге все это безобразие можно скапчить в аудиофайл включив/отключив запись нажатием Alt+Shift+S.

Вот и все. Вкратце описал основы, дальше можете углубляться самостоятельно.
 

Сейчас просматривают