FAQ: студия звукозаписи малыми средствами

  • Автор темы Автор темы sunet
  • Дата начала Дата начала
@Искандер, резонансы, они же комнатные моды, бывают аксиальные, косые и касательные.
добротность, это я про поглотители, т.е. перфорированная панель (ПП)-воздух-минералка, а не ПП-минералка
 
SBIR я как понимаю тоже в общем обработкой лечится)
Что-то у меня возникло впечатление, что ни хрена он не лечится чем-то тоньше полуметра. Может, я что-то не так интерпретировал, конечно, но я бы особо на это не рассчитывал.

Это один монитор или два сразу в стерео? Уж больно равномерный частокол до самого верха ..
Два монитора сразу мерять вообще вроде бы смысла нет: у нас голова размером не с микрофонный капсюль.
 
@Искандер, резонансы, они же комнатные моды, бывают аксиальные, косые и касательные.
добротность, это я про поглотители, т.е. перфорированная панель (ПП)-воздух-минералка, а не ПП-минералка

Ага, кастельные это те, что более сложные с 4-мя и 6-тью касаниями плоскостей? Это уже адвенсед левел ловли отражений))
Про добротность понял.
 
Это один монитор или два сразу в стерео? Уж больно равномерный частокол до самого верха ..
Два монитора сразу мерять вообще вроде бы смысла нет: у нас голова размером не с микрофонный капсюль.
а это смотря что мерить, комнату или АС
@Искандер, для простаты просто себе в уме разделите, моды - это одно, отражения - это другое, так проще, просто - проще))
 
Что-то у меня возникло впечатление, что ни хрена он не лечится чем-то тоньше полуметра. Может, я что-то не так интерпретировал, конечно, но я бы особо на это не рассчитывал.


Это один монитор или два сразу в стерео? Уж больно равномерный частокол до самого верха ..
Два монитора сразу мерять вообще вроде бы смысла нет: у нас голова размером не с микрофонный капсюль.

В целом положение мониторов самое действенное, чтобы от SBIR увернуться на сколько можно.
Это уже оба монитора, по-отдельности измерял, там такой же ватерфолл примерно.
 
а это смотря что мерить, комнату или АС
@Искандер, для простаты просто себе в уме разделите, моды - это одно, отражения - это другое, так проще, просто - проще))

да я разделяю) в моды не попадать, с отражениями работать. Как-то так.
 
а Вы их подвигайте немножко вверх-вниз, ближе к стене

двигал мониторы много раз и предыдущие и нынешние, оптимальный район найден в общем. Отступ от этого района выливается в серьезные провалы/пики и сильное сужение стереокартины. Хочется мониторы отодвинуть от стены вглубь комнаты немного, чтобы улучшить сцену, но это чревато в условиях такой маленькой комнаты.
Чтобы реально все отслушать, сравнить - это надо месяц двигать-работать-двигать))
 
Ошибиться с громкостью в плане, что тихо прогонял тест? По SPL метру смотрел, до 70 dB разгонялся звук, все остальное на графике.
По графику ватерфола видно ,что уровень,на котором вы проводили измерение 62 Дб.Установите уровень 75 Дб и повторите измерение.Можно и дальше заниматься самообманом и сглаживать график,хоть до 1/3,особенно от 20 -300 Гц.Сделайте измерение и оставьте его в 1/48,без сглаживания от 20 -300 Гц.После 300 Гц,можно 1/24.Нужны графики:SPL&Phase, impulse,RT60,Waterfall.
 
По графику ватерфола видно ,что уровень,на котором вы проводили измерение 62 Дб.Установите уровень 75 Дб и повторите измерение.Можно и дальше заниматься самообманом и сглаживать график,хоть до 1/3,особенно от 20 -300 Гц.Сделайте измерение и оставьте его в 1/48,без сглаживания от 20 -300 Гц.После 300 Гц,можно 1/24.Нужны графики:SPL&Phase, impulse,RT60,Waterfall.

Замерю еще раз погромче. Но вообще, тут такое дело, что супердетализация ведет к бесконечному поиску в заведомо неидеальном помещении. А нужно создать просто оптимальные условия для работы, а не заниматься месяцами звуком) Eric Valentine - известный звукорежиссер, который ведет очень хороший канал на ютубе по теме студии, звука, продюсирования в одном из выпусков о том, как он долго собирал звук в своей студии, говорит, что излишняя детализация просто испортит вам настроение, ибо всегда будут какие-то пики даже в отличном помещении. Важно добиться общей верной кривой и работать.

На графике RT60 EDT у меня резко начинает расти кривая со 150 Гц вниз до 40 Гц. На 100 Гц цифра уже достигает 600 ms. Так что низ приглушить было бы хорошо конечно. Есть еще пик на 200 и 1000 Гц, работа с потолком в диапазоне 100-1000 Гц я полагаю должна дать очень хороший результат.
 
Последнее редактирование:
Замерю еще раз погромче. Но вообще, тут такое дело, что супердетализация ведет к бесконечному поиску в заведомо неидеальном помещении. А нужно создать просто оптимальные условия для работы, а не заниматься месяцами звуком) Eric Valentine - известный звукорежиссер, который ведет очень хороший канал на ютубе по теме студии, звука, продюсирования в одном из выпусков о том, как он долго собирал звук в своей студии, говорит о том, что излишняя детализация просто испортит вам настроение, ибо всегда будут какие-то пики даже в отличном помещении. Важно добиться общей верной кривой и работать.
О какой детализации вы говорите?Вы измеряли уроветь собственных шумов своей комнаты?Измерьте,вы будете удивлены уровнем шума.Я предполагаю, он будет в районе 45 Дб,а может и больше.Последнее ваше измерение ,которое вы проводили,уровень сигнала 63 Дб. Посчитайтие сколько у вас осталось от всего диапазона.Далее,вам необходимо уменьшить ранние отражения на 20 ДБ,иначе вы будете слышать(прямой + отраженный сигналы).Как и чем вы будете добиваться "общей верной кривой"?,продолжать дальше применять сглажиание-это самообман.Так о какой детализации вы говорите?
 
О какой детализации вы говорите?Вы измеряли уроветь собственных шумов своей комнаты?Измерьте,вы будете удивлены уровнем шума.Я предполагаю, он будет в районе 45 Дб,а может и больше.Последнее ваше измерение ,которое вы проводили,уровень сигнала 63 Дб. Посчитайтие сколько у вас осталось от всего диапазона.Далее,вам необходимо уменьшить ранние отражения на 20 ДБ,иначе вы будете слышать(прямой + отраженный сигналы).Как и чем вы будете добиваться "общей верной кривой"?,продолжать дальше применять сглажиание-это самообман.Так о какой детализации вы говорите?

28-30 Дб в комнате по шумам, не 45. На графике импульса как раз отражения где-то на 20-22 Дб ниже исходного сигнала, есть пара пиков. Самообманом не занимаюсь и не с целью погордиться пришел, а за советом. Вы что-то можете по этому поводу сказать? По обработке потолка?
 
На графике RT60 EDT у меня резко начинает расти кривая со 150 Гц вниз до 40 Гц. На 100 Гц цифра уже достигает 600 ms. Так что низ приглушить было бы хорошо конечно
Думаю, вы в курсе, что это в студийные рекомендации не укладывается. Так что да, глушить НЧ было бы неплохо, если позволяет ситуация.

Есть еще пик на 200 и 1000 Гц, работа с потолком в диапазоне 100-1000 Гц я полагаю должна дать очень хороший результат.
Если мы не уверены в источнике проблемы, то не факт.
Впрочем, я бы с учетом вышеуказанных значений EDT сделал подвесной потолок типа Армстронг на все помещение и медленно набивал его наполнителем, контролируя время реверберации.
К сожалению, эффективность на 100Гц и ниже в 20-25 см общей толщины (как вы хотите) укладывается только в случае диафрагмальных поглощалок, которые не очень просто будет реализовать в потолке. К тому же я не уверен, что потолочные поглощалки хорошо съедят другие моды.

На графике импульса как раз отражения где-то на 20-22 Дб ниже исходного сигнала, есть пара пиков
Думаю, дело в вашей компактной рассадке и ДН кубиков. С классическими АС ситуация могла бы быть иной даже в таком маленьком треугольнике.

PS Если у вас возникнет вопрос, почему я советую столь радикальные вещи, то у меня EDT в оптимальной среднепольной рассадке с 2 говорителей 535мс@63Гц в 54 кубах архитектурных стен, что на грани допустимого по стандартам, и АЧХ тоже не фонтан . НЧ в маленьких комнатах это геморрой по определению, и хоть сколько-нибудь внятный низ сделать нелегко.
 
Последнее редактирование:
Думаю, вы в курсе, что это в студийные рекомендации не укладывается. Так что да, глушить НЧ было бы неплохо, если позволяет ситуация.


Если мы не уверены в источнике проблемы, то не факт.
Впрочем, я бы с учетом вышеуказанных значений EDT сделал подвесной потолок типа Армстронг на все помещение и медленно набивал его наполнителем, контролируя время реверберации.
К сожалению, эффективность на 100Гц и ниже в 20-25 см общей толщины (как вы хотите) укладывается только в случае диафрагмальных поглощалок, которые не очень просто будет реализовать в потолке. К тому же я не уверен, что потолочные поглощалки хорошо съедят другие моды.


Думаю, дело в вашей компактной рассадке и ДН кубиков. С классическими АС ситуация могла бы быть иной даже в таком маленьком треугольнике.

PS Если у вас возникнет вопрос, почему я советую столь радикальные вещи, то у меня EDT в оптимальной среднепольной рассадке с 2 говорителей 535мс@63Гц в 54 кубах архитектурных стен, что на грани допустимого по стандартам, и АЧХ тоже не фонтан . НЧ в маленьких комнатах это геморрой по определению, и хоть сколько-нибудь внятный низ сделать нелегко.

EDT до 400ms по идее должно укладываться, вот низ у меня выходит за рамки как раз.

На счет потолка видимо только эксперимент мне поможет) весь его закрывать и устраивать ремонт точно не хочу. И может вообще действительно это мало что даст, а лучше там заднюю стену например усилить или переднюю. Я просто читал про ППГЗ и какие "волшебные" результаты вроде дает эта конструкция, поэтому и спрашивал тех, кто это реализовал.

Так то у меня не кубики вообще) А 7 дюймовые мониторы, расстояние 135 см между ними. По EDT на 60 Гц у меня в общем такие же цифры, как у вас. Я еще померю попозже на большей громкости.
А какая обработка в комнате у вас? Что хорошие результаты дало по низам?
 
весь его закрывать и устраивать ремонт точно не хочу
Если вы хотите серьезных перемен на НЧ, меньше 1/4 площади потолка, по-моему, обрабатывать бессмысленно.
Локальное облако будет работать выше 100-150, но в зоне модального доминирования оно никак не справится.

лучше там заднюю стену например усилить или переднюю
С точки зрения строительных работ - значительно легче. Но есть подозрение, что вы уже и так оптимизировали свое положение в двух осях, и поддушить моды пол-потолок будет полезнее.
Или, как вариант, можно изменить высоту общей плоскости уши-мониторы от пола. Это очень дешево даже по сравнению с плитой ППГЗ. Подпереть чем-нибудь все вместе.

По EDT на 60 Гц у меня в общем такие же цифры, как у вас. Я еще померю попозже на большей громкости.
Если у вас на 100 EDT больше, чем на 60, это довольно странно, разве что вы в локальном нуле какой-то из близких мод сидите.
Вряд ли у вас здоровенный гельмгольц на этой частоте энергию высасывает.

А какая обработка в комнате у вас? Что хорошие результаты дало по низам?
Rockfon Industrial 25 mm - 50 мм зазор - 300/350 мм Акустикнауф в п/э 200 мкм = все стены и потолок.
Местами, конечно, получалось меньше ваты, местами просто зазор без ваты, как позволяла ситуация.
 
  • Like
Реакции: belovw и solo541
Если вы хотите серьезных перемен на НЧ, меньше 1/4 площади потолка, по-моему, обрабатывать бессмысленно.
Локальное облако будет работать выше 100-150, но в зоне модального доминирования оно никак не справится.


С точки зрения строительных работ - значительно легче. Но есть подозрение, что вы уже и так оптимизировали свое положение в двух осях, и поддушить моды пол-потолок будет полезнее.
Или, как вариант, можно изменить высоту общей плоскости уши-мониторы от пола. Это очень дешево даже по сравнению с плитой ППГЗ. Подпереть чем-нибудь все вместе.


Если у вас на 100 EDT больше, чем на 60, это довольно странно, разве что вы в локальном нуле какой-то из близких мод сидите.
Вряд ли у вас здоровенный гельмгольц на этой частоте энергию высасывает.


Rockfon Industrial 25 mm - 50 мм зазор - 300/350 мм Акустикнауф в п/э 200 мкм = все стены и потолок.
Местами, конечно, получалось меньше ваты, местами просто зазор без ваты, как позволяла ситуация.

Неслабая заглушака у вас!)

С задней стеной есть куда работать, у меня там здоровый шкаф с зеркалами и я вот тут только попробовал соорудить из подушек диванных сзади точно имитацию панели, так вот резкость звука улучшилась ощутимо, вокал по центру и глубина тоже стали более явными. Хочу теперь поменьше шкаф и повесить реальную панель назад. Поиски звука опасны для кошелька и ума)))
Высоту менять пробовал, слушал, замерял - вообще ноль перемен, хотя в теории они должны быть ощутимыми.

По EDT вот график
 

Вложения

  • EDT комната.jpg
    EDT комната.jpg
    67,6 KB · Просмотры: 427
Неслабая заглушака
К сожалению, я думал, что это решит все вопросы. Хрен там.
Модальный бубнеж более менее сдох, а вот выше такой знатный частокол получается в некоторых позах, что хоть плачь.
К тому же асимметрия "дырок в стенах" приводит к тому, что ниже 100 отклик реально асимметричен. Грубо говоря, бас перекашивает влево.
Ну а более правильная по акустике расстановка имеет другие очень неприятные недостатки. Например, всю оболочку и проводку надо будет разобрать и собрать заново, и хорошо, если это получится без травм (стекловата это не самый прочный материал на свете) . Ну и стереобаза получится изрядно уже.

Судя по нему, вы реально оптимизировали положение прослушивания (потому что график имеет узкие локальные провалы), а вот с поглощением нч все же есть куда работать .
Правда, не совсем понятно, оправдаются ли усилия по битве с басом. Думаю, работать можно и так.
 
Sbir, floor bounce, я хз ... Местами ваты до бетонной колонны совсем не 35 см, а всего 17.
Короче, расследовать надо, но двигать особо некуда. Или поперек комнаты ставить, или оставлять более-менее так.
Будет побольше времени, попробую поэкспериментировать...
 
  • Like
Реакции: buncker
К сожалению, я думал, что это решит все вопросы. Хрен там.
Модальный бубнеж более менее сдох, а вот выше такой знатный частокол получается в некоторых позах, что хоть плачь.
К тому же асимметрия "дырок в стенах" приводит к тому, что ниже 100 отклик реально асимметричен. Грубо говоря, бас перекашивает влево.
Ну а более правильная по акустике расстановка имеет другие очень неприятные недостатки. Например, всю оболочку и проводку надо будет разобрать и собрать заново, и хорошо, если это получится без травм (стекловата это не самый прочный материал на свете) . Ну и стереобаза получится изрядно уже.


Судя по нему, вы реально оптимизировали положение прослушивания (потому что график имеет узкие локальные провалы), а вот с поглощением нч все же есть куда работать .
Правда, не совсем понятно, оправдаются ли усилия по битве с басом. Думаю, работать можно и так.

Ну то что ниже 100 асимметрично по идее не проблема, так как все равно низ не локализован и должен звучать как один или у вас иначе? У меня например есть такой перекос по низу, видимо из-за того, что слева на стене напротив монитора висит полка с журналами и стоит тумба внизу с бумагами тоже, а справа такой полки и тумбы нет. Но это все в итоге балансирует низкие и звучит хорошо и по центру.

Вообще был в нескольких студиях (домашних/комерч), где все ппц как обработано, куча поглотителей, все такое... и результаты оч разные, потому что комнаты прежде всего разные и размеры никуда не деваются при обработке, да и сам на своем опыте двигания дополнительных панелей в места, где они должны были дать эффект, убедился, что можно кучу всего нагнать, а ничего не решается даже на 5-10%. И это даже не низа касается, а средних частот например.
Поэтому сейчас опытные люди советуют прежде чем что-то вообще делать провести достаточно времени просто выбирая позицию мониторов/места прослушки в пустой комнате, чтобы потом не мучаться. Но это уже не наш вариант))) хотя я как раз примерно так начинал, хорошо, что хотя бы выбрал правильную стену, у которой разместиться.
 
все ппц как обработано, куча поглотителей, все такое
Как в той байке "доллар за удар молотком, 999 за знание куда ударить".
В рамках стройки то, что я сделал, казалось почти беспроигрышным и значительно менее трудо/деньго-емким.
Шоб я был такой умный сейчас, как моя жена потом (с) в общем
просто выбирая позицию мониторов/места прослушки в пустой комнате, чтобы потом не мучаться
Если для работы, то треугольник 2х2 или чуть больше в этой комнате можно выкружить и сейчас.
Но мне для развлекухи, и поперек получается значительно хуже по совокупности параметров.
Да ещё и оптимизировать наверное придется не АЧХ в точке, а в 2х с учётом поведения НЧ посередине этих 2х... Ибо ухи разнесены все же.
 
Есть такой интересный вопрос.
Мысль самопильного BAD (бинарно-амплитудного диффузора) меня не оставляет.
Но в оригинале у rpg там 3 мм hdf 95 фунтов/кубофут или более 1500 кг/куб.
Если взять ДВП около 850 кг/куб, не скажется ли это на чем-то?
 
FedorM,BAD панель и поглощает и рассеивает звук одновременно.
Поглощает благодаря двум механизмам: резистивному и резонансному в зависимости от конструкции.
Рассеивает благодаря определенной последовательности отверстий.На эффективность и частотный диапазон рассеивания звука в BAD панели влияет только взаимное расположение отверстий.
 
@solo541, ну тогда в принципе должно быть пофиг на поверхностную массу панельки, в которой дырки, если ее только воздухом не трепыхает откровенно.
Я просто хочу эти фанерки с дырками присобачить к имеющейся стекловате и оживить диапазон выше 200-300 Гц согласно стандартам по объему.
 
Добавлю,на резонансный механизм поглощения, повлияет только толщина покровного листа.
 
а резонансный механизм поглощения, повлияет только толщина покровного листа.
Типа дырка это горло резонатора Гельмгольца? Ну с фанеркой 3-4 мм и дыркой 18 там ничего особо резонансного не видно.

нужен калькулятор для расчёта
Я попробую отмасштабировать раскладки из патента Антонио и Кокса в листы 600х600. У них хоть графики в патенте есть.
 

Сейчас просматривают