То, что я сейчас напишу, будет сказано преимущественно для творческой молодежи, людей ищущих свой путь в создании музыки, песен.
Впервые я очутился в студии звукозаписи в 1995 году. Это была студия районного отдела культуры. Заглушенный тон-зал войлоком, заглушенная комната звукорежиссера. Из оборудования- 8 ми дорожечный бобинник Taskam. Говорить, что оттуда могли выходить работы высокого класса не приходилось. Но подобная студия вполне справлялась со своими задачами на районном уровне. Несколько позже студия звукозаписи появилась в ГДК. К оформлению студии подошли более профессионально. Просторный тон зал с высокими потолками, огромная аппаратная, профессиональный мониторинг. Вся студия была отделана звукопоглощающими, и звукоотражающими панелями, что дало возможность создавать максимально комфортные для исполнителя условия.
К слову, произведения, созданные в этой студии звучали в КЗ “Россия”.
Оборудование и условия, это конечно хорошо, но центром управления всего происходящего был, конечно звукорежиссер. Музыкант. Грамотный, тактичный, влюбленный в музыку.
Так же приходилось работать в частных студиях. Рожденные в СССР, помнят песню “Малиновки Заслышав Голосок”. Мне посчастливилось работать в студии создания того шлягера. Но, главное, мне посчастливилось работать со звукорежиссером, той студии. Песня, записанная там, крутилась на “Радио-Шансон”.
С появлением доступной компьютерной техники со средины 2000-х, студии звукозаписи начали размножаться, как грибы. Процесс создания музыки начал превращаться в процесс изъятия денег.
Появились предложения о написании хита под ключ. Если ты не жестко заикаешься-все остальное правится автотюном. Главное, это твое желание “попасть в телевизор”, и наличие денег.
Когда то мой друг, декан факультета звукорежиссуры, внедрил в программу подготовки звукорежиссеров определенный перечень обязательной к прочтению художественной литературы. Таким образом, по его мнению, создавались условия для личностного роста будущих звукорежиссеров.
Большинство солдат могут быть стрелками, но только лишь единицы из них могут стать снайпером. Уровень интеллекта, образование, тип нервной системы, особенности характера. Все это сказывается на конечном результате в становлении звукорежиссера, как профессионала. Одним из ведущих мотивов человека(по Карнеги), является желание иметь побольше денег, и вещей, купленных за деньги. Чего хотите вы? Идущие в студию звукозаписи. Славы и денег? Чего хотите вы, люди, обустроившие МЕСТО для фиксации звука? Денег! Конечно же, любая работа должна быть оплачена. Ресурс оборудования небезграничен. И любой человек хочет есть, пить. И у него есть дети. Но, когда я вижу объявление”аренда студии звукозаписи…. со звукорежиссером”. Подождите, как автор, исполнитель может арендовать мозг звукорежиссера? Его желание работать над тем, или иным музыкальным материалом? Как можно арендовать желание звукорежиссера влюбиться в музыку? Любовь за деньги, это что? Наверное все знают ответ.
На вопрос “Ты кто? “. Тебе могут ответить “Крутильщик ручек, двигатель фейдеров= звукорежиссер”.
О роли домашней студии.
Творчество, это всегда поиск. Вспоминается интервью известного звукорежиссера И. Лолетина. Он описывает процесс записи и сведения
Из множества вариантов исполнения и сведения выбирается один. Ключевое слово “Множество”. Для того, что бы оценить, требуется множество, вариантов. Представьте себе ситуацию, когда зайдя на студию вы решили записать это множество. Я, конечно, представляю блеск в глазах “кассира”. Это по одну сторону баррикады, а по другую сторону окажетесь вы. Эта ситуация сродни пассажира такси. Кажется, тебя везут, получай удовлетворение от поездки. Но глаза, время от времени, будут смотреть на счетчик.
Выход-это запись вариантов дома. И выбор, по твоему мнению, наиболее подходящего. Не факт, что этот вариант окажется конечным. Быстрее всего поступят предложения, если вам повезет с звукорежиссером-профессионалом, или не повезет, тогда вас начнет критиковать “кассир”. Но тогда уже будет не до музыки. Запомните! Лучший учитель в творчестве, это вы сами. Записывать, и слушать, что вы натворили.
Про выбор студии.
Студий, работающих в разных жанрах одновременно относительно мало. Запись вокала, акустических инструментов лучше всего удается в живых тон-залах. Так называемые нейтральные тон залы так же широко используются. Но в любом случае есть стандарты по площади и объему. По отделочным материалам, по оснащению контрольной комнаты. А главное-профессиональный звукорежиссер. Не кассир, не крутильщик ручек, который “все знает”. Тот человек, который вам скажет, что с момента, когда ваша нога переступит порог этой студии ВЫ становитесь центральным звеном всего того, что будет происходить.
Может произойти другое. Вы окажетесь в месте, обитом акустическим поролоном, вам напомнят о необходимости предоплаты, затем вам расскажут о том, что вы ничего не умеете, что все не так, а здесь сидят супер профи, и что многополосный компрессор все исправит.
Бегите из этого места. Как от природной аномалии, дефекта природы. Где бы это не находилось. Воронеж, Белгород, или даже Москва. Потому как здесь не про музыку, точно не про вас.