Вот пока не было звукозаписи и продюсеров, пока этим не зарабатывали, это да. А как только появились собиратели типа Пятницкого, который их на восковый валик начал записывать - тут и началось. Красным подчёркнутая фраза из его сборника песен 1914 года издания - сама за себя говорит)
Ну, Пятницкого можно понять - он хотя бы потрудился собрать материал, транскрибировать его.
А есть в истории примеры более прикольные в отношении прав на музыку. Например, композитор (и по совместительству придворный музыкант) Жан-Батист Люлли в 1647 году получил от Людовика XIV полный контроль над исполнением всех опер во Франции - ни одна опера не могла быть поставлена без его разрешения. Люлли умер состоятельным человеком - 800 000 ливров, 5 домов в Париже, два дома за городом.
В 1576 году английские композиторы Уильям Бёрд и Томас Таллис получили от королевы патент на издание любой музыки в Англии сроком на 21 год. За издание музыки без их разрешения полагался штраф, а музыка переходила во владение Бёрда и Таллиса.