Пониженная терция в мажоре.

  • Автор темы Автор темы ESSE
  • Дата начала Дата начала
Это вы сами проверили на инструменте или додумываете?
Замечал, например, при настройке ф-но. В хоре ожной ноты струны по отдельности могут звучать на немного разной частоте. А вместе звучат в унисон без биений.
 
не смотря на то, что фортепиано и гитары имеют некое общее, струны, все же очень различные инструменты
 
Замечал, например, при настройке ф-но. В хоре ожной ноты струны по отдельности могут звучать на немного разной частоте. А вместе звучат в унисон без биений.

При дробном соотношении частот эффект самосинхронизации (который и так невелик) сильно ослабляется. С практической точки зрения его можно считать отсутствующим на гитаре.
 
Советую послушать внимательно видео. Он использует разницу между чистой терцией и темперированной, чтобы сделать на слух незаметную модуляцию.

Да, я прекрасно понимаю по какому принципу Коллиер незаметно оказался в тональности на четверть тона выше, чем это выглядит по нотам.

Он же сам все рассказал. Ведь, если бы не рассказал, то никто этой "модуляции" и не заметил бы. :)

Кроме людей с абсолютным слухом. Да и те не смогли бы на слух понять - была ли там использована какая-то ЛОГИЧЕСКАЯ схема или просто каждый следующий аккорд был завышен на какую-то ПРОИЗВОЛЬНУЮ величину. Ведь, на таких малых значениях логику сдвига невозможно расслышать.

То есть, чтобы осуществлять такие незаметные модуляции-смещения вовсе не обязательно уметь делать точные расчеты в центах и иметь слух уровня Коллиера. Достаточно будет просто смещать аккорды на незаметную произвольную величину и эффект будет таким же. По-крайней, мере для 99,9% слушателей.

 
Последнее редактирование:
Я не абсолютник, но "относительник").
И всё равно почувствовал, что что-то не то уже на Еb maj9. Но наверняка, если бы не было аудиовизуального объяснения - ничего не заметил.
 
  • Like
Реакции: sve, Bernard и fakeitback
@ESSE, меня на на следующем минорном аккорде начало коробить, причём нижняя нота скорее. Но — да, если бы не знал, что это прикол такой — не обратил бы внимания
 
  • Like
Реакции: ESSE и Bernard
@Bernard, и да и нет...

Разница для меня тут в том, что вариант без смещения мне приятнее слушать...
Да, я смещение не могу идентифицировать, но гармоническая последовательность мне просто не нравится)
 
  • Like
Реакции: Bernard
@ESSE, , @fakeitback, столкнулся с интересными эффектами.

1. В выложенном примере у меня всё в темперированном строе. Просто смещаю каждый последующий аккорд на определенную величину вверх от 5 до 15 центов в среднем - где-то больше, где-то меньше, чтобы было минимально заметно на слух.

Я собирался к концу прогрессии подняться на четверть тона (50 центов), как Коллиер в своей композиции. Поначалу было сложно - был заметен нестрой и коробило слух. Но в конце концов нашел более менее удобоваримые смещения между аккордами. Получилось последнему Cmaj7 уехать на 50 центов вверх относительно первого Cmaj7. И стало казаться, что это незаметно. Думаю, добавлю еще - раз такое дело. Получилось на 75 центов. И норм. Тогда еще посдвигал каждый аккорд и довел разницу до 83 центов. Послушал - и уже ничего не замечаю. Слух адаптировался. Ну, думаю, доведу до полутона (получилось чуть меньше - 93 цента). И уже не слышу разницы между прогрессией смещенной на полутон и прогрессией в нормальном строе - слух адаптировался. Или деградировал :)

2. Но перед этим я сделал пример по принципу Коллиера, т.е. основывал смещение на построении чистых терций (но не на сложных кластерах как у него, а на простых трезвучиях).

Так вот там, несмотря, на то, что выстраивалось всё идеально по чистым квинтам и большим терциям, выпадение из строя (а оно обусловлено уже не моим желанием, а просто математикой) для меня оказалось заметным и неприятным, и мой слух к этому привыкнуть не смог. Попозже выложу этот пример (он пока только в звуке, без видео).
 
Последнее редактирование:
Демонстрация смещения строя (по принципу, примененному Коллиером - выстраивание аккордов от чистых интервалов вместо темперированных).

Смещение в моем видео, как можно убедиться, получилось очень заметным на слух. В отличие от смещения на такой же интервал в примере выше. Что означает, что сам по себе этот принцип не дает "незаметности". На незаметность больше влияют другие факторы - тембр инструмента (обертона), фактура аккордов, гармония.

 

Сейчас просматривают