@ESSE, ,
@fakeitback, столкнулся с интересными эффектами.
1. В выложенном примере у меня всё в темперированном строе. Просто смещаю каждый последующий аккорд на определенную величину вверх от 5 до 15 центов в среднем - где-то больше, где-то меньше, чтобы было минимально заметно на слух.
Я собирался к концу прогрессии подняться на четверть тона (50 центов), как Коллиер в своей композиции. Поначалу было сложно - был заметен нестрой и коробило слух. Но в конце концов нашел более менее удобоваримые смещения между аккордами. Получилось последнему Cmaj7 уехать на 50 центов вверх относительно первого Cmaj7. И стало казаться, что это незаметно. Думаю, добавлю еще - раз такое дело. Получилось на 75 центов. И норм. Тогда еще посдвигал каждый аккорд и довел разницу до 83 центов. Послушал - и уже ничего не замечаю. Слух адаптировался. Ну, думаю, доведу до полутона (получилось чуть меньше - 93 цента). И уже не слышу разницы между прогрессией смещенной на полутон и прогрессией в нормальном строе - слух адаптировался. Или деградировал
2. Но перед этим я сделал пример по принципу Коллиера, т.е. основывал смещение на построении чистых терций (но не на сложных кластерах как у него, а на простых трезвучиях).
Так вот там, несмотря, на то, что выстраивалось всё идеально по чистым квинтам и большим терциям, выпадение из строя (а оно обусловлено уже не моим желанием, а просто математикой) для меня оказалось заметным и неприятным, и мой слух к этому привыкнуть не смог. Попозже выложу этот пример (он пока только в звуке, без видео).