Вот
тут нам предлагают определение сатуратора, как одного из трёх приборов, повторяющих нелинейные искажения ленты, транзистора или лампы.. ну а по факту их может быть гораздо больше чем три..
На той картинке тоже, кстати так себе классификация...
За названиями "сатураторы" и "сатурация" даже в среде многоопытных звукорежиссеров - чаще всего скрывается жуткая путаница
Там маркетинг густо перемешан с изначально техническими терминами...
Обычно, обиходно, под "сатурацией" привыкли понимать когда передаточная характеристика того или иного тракта добавляет сигналу гармоники, четные с нечетными или хотя-бы лишь нечетные...
Но тогда было бы вернее называть такую пх "нелинейной", ну или "искажающей" - синусоида пропущенная через такой тракт становится не совсем синусоидой, или вовсе непохожа на синусоиду
А этих нелинейностей...
К примеру, ламповый каскад может давать искажения (и значит и добавлять гармоник) нескольких типов:
- сеточное ограничение
- отсечка... эти два по сути амплитудное ограничение
- нелинейность ВАХ - коэффициент усиления (ку) разный при изменении вольтажа на сетке в ту или иную сторону - ассиметрия, дающая небольшие четные гармоники
- эффект Миллера, изменение паразитных ёмкостей при изменении ку, также имеет место ассиметрия
А вот еще может нить накала входить в крайний режим, и вот тогда возникает именно сатурация в правильном инженерном понимании этого слова. Но в таком режиме нить может сгореть, или в лучшем случае - быстрый износ лампы, поэтому на самом деле то что правильно в лампе называть "сатурацией" - не применяется
Так что даже "ламповая сатурация", это какой-то сферический конь в вакууме, если не уточнять что именно имеется ввиду
Аналогично, к примеру, "сатурация" трансформатора... насыщение сердечника и соотв. мягкое амплитудное ограничение - не единственный вариант возникновения там гармоник. Еще, к примеру, гистерезис может давать гармоники..
Кстати, также как в "плёночном" искажении имеет место гистерезис (но свой, они тоже бывают разные)
Могут быть искажения не связанные с амплитудным ограничением.
К примеру, в моей теме я выкладывал инструменты для Reaktor - ассиметричные фильтры. Они также дают гармоник, спеицифческого характера. Но не потому что ампл. огр, а по причине ассиметрии фильтрации
Также выложенный там-же VLVL-1 - также вносит гармонки не только из-за амплитудных ограничений (тех самых сеточного и отсечки), но и благодаря имитации эффекта Миллера...
А вот, кстати, недавно выложенный TD-1 - там кроме прочего как раз есть и имитация гистерезиса, соотв. специфической природы гармоники..
Вообщим... на эту тему можно целую книжку на пару сотен страниц( как минимум) написать.
Но времени и желания на это пока, увы...
Это если еще не касаться нелинейностей, возникающих в природных процессах.
К примеру, материал колеблется, атомы и молекулы внутри сходятся-расходятся, но с ограничениями - получаются некие амплитудные ограничения колебаний, соотв. - гармоники...
Скажем, тембр голоса или гитары там... или вот саксофон - откуда там, в отличие от какой блок-флейты, гармоники, и портят ли они его звучание или наоборот?