@Unikum, вот, прошел месяц со дня выхода песни Britney Spears & will.i.am «Mind Your Business» и можем уже подводить итоги
Публика англосферы и континентальной Европы чуть ли не демонстративно проигнорировала релиз. А ведь релиз был юбилейный – десять лет после триумфального коммерческого успеха дуэта с песней
Scream & Shout (предыдущего совместного творения). Наверняка, и артисты и лейбл надеялись повторить этот успех. Но что-то пошло не так.
Песня попала в официальные чарты лишь в Израиле #6 и в Нидерландах #26 (это ни о чем, учитывая размеры этих стран). Трек попал в чарты радиостанций небольших латиноамериканских стран (Гватемала, Гондурас, Сальвадор и т.д.). Но крупные латиносы - Бразилия, Аргентина и Мексика – также проигнорировали песню.
Но, постойте! В таблице мы можем видеть, что песня попала в Song Sales чарты в Штатах, Канаде, Британии, Германии
(выделено зеленым). Не свидетельство ли это успеха на основных коммерческих рынках?
Увы, нет. Song Sales Charts – это особенные чарты, своего рода атавизм. Они калькулируют только платные скачивания – то есть, когда потребитель ПЛАТНО скачал песню (в среднем около 1$ за песню) с соответствующего агрегатора.
В настоящее время при наличии бесплатного (или с недорогой подпиской около 10$ месяц) безлимитного стриминга, мало кто в здравом уме станет платить по доллару всего лишь за одну песню. Например, в 2022 году количество платных скачиваний составляло менее 1% от количества стримов. Соответственно, высокие места в Song Sales чартах ничего не говорят о реальной популярности и коммерческой отдаче трека.
Обратная сторона малых количеств платных скачиваний в наше время – НЕВЫСОКИЙ порог входа в чарт Song Sales. Например, чтобы попасть в недельный штатовский Billboard Digital Song Sales в районе 10-го места достаточно 5-8 тысяч платных скачиваний за соответствующую неделю (на территории Штатов). То есть, цена вопроса за попадание в чарт 5-8 тысяч долларов
Можем ли мы определить, было ли попадание Mind Your Business на высокие места в чартах платных скачиваний результатом манипуляций? Можем
Рассмотрим это на примере штатовского чарта Billboard Digital Song Sales Top 50, где трек дошел до 12 места.
В первую неделю после релиза трек
(выделен сиреневым) попадает сразу на 12 место (4 600 платных скачиваний), но в следующем недельном чарте его нет вовсе и в чартах последующих недель он больше не появлялся!
Такое поведение статистически крайне неестественно. Даже, если песня совсем не зашла публике, то все равно убывание недельных продаж происходит с определенной инерцией, например: 12 место – 25 место – 49 место. Неестественность поведения Mind Your Business особенно заметна на фоне поведения остальных треков чарта. Большинство треков, находившиеся в чарте на момент входа Mind Your Business
(выделены зеленым маркером), остались в чарте и на следующей неделе – кто-то поднялся, кто-то опустился, кто-то остался на месте. Вот, это - статистически естественное поведение.
Скриншоты двух последовательных недельных чартов в сравнении:
Также себя вел трек и в британском чарте платных скачиваний - вошел на 10 место и на следующей неделе вылетел и больше не появлялся. Немецкий и канадский чарты я не проверял - уверен там то же самое.
Укрепляет подозрения в манипуляциях и отсутствие даже минимальной корреляции высокого места трека в чарте платных скачиваний с поведением трека на стриминговых платформах – в те чарты Mind Your Business не попал. Хотя, как правило, треки имеющие высокие позиции в чартах скачиваний имеют и высокие места в чартах стриминговых платформ.
Занимался ли лейбл непосредственно скупкой скачиваний или просто через фэн-клубы артистов агитировал фэнов на платные скачивания – неизвестно. Но тот или иной вид манипуляции очевиден.