Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Кстати, по первому впечатлению неплохо.
Я когда вопрос свой задавал сообщения не читал выше, и пост ваш не видел, т.к. у меня на работе ю-тюб заблокирован.
Монтировал вчера полуторачасовую ТВ версию концерта для Культуры - был приятно удивлён. Композитор Г. Ровнер. Такая... Поп-классика. Очень лёгкая для восприятия, без наворотов.
Когда-то давно, открыв эту тему, я предполагал, что знатоки классики будут писать хотя бы несколько вводных слов о том, чего ради стоит послушать тот или иной опус. Но начинание не прижилось, а спустя время очень многие с профильным (композиторским или теоретическим) образованием просто покинули форум, да и сам я потерял интерес к топику. Однако иногда настоящая жизнь (та, которая вне форума) сама даёт почти готовые топики, остаётся только записать. Сегодня немного Рахманинова.
В 1930 году итальянский композитор Отторино Респиги по заказу Сергея Кусевицкого оркестровал несколько рахманиновских Этюдов-картин. Рахманинов сам великолепно владел оркестром, и в то же время был гениальным пианистом-виртуозом. Т.е. прекрасно понимал разницу между оркестровым письмом и письмом для фортепиано. Многие из фортепианных сочинений Рахманинова, кажется, невозможно оркестровать, слишком они фортепианно-фактурные. Но Респиги справился, и посмотреть, как это у него получилось, как минимум интересно. Работа оркестровщика здесь, насамделе, гениальная.
Настоящим предлагаю ознакомиться и с оркестровой версией Респиги, и с фортепианными оригиналами. Да, темпы у оркестра ниже и рубато меньше, но это неизбежно и не может считаться недостатком оркестровки или исполнения. Программные названия этюдам-картинам дал Респиги, у Рахманинова их нет. Респиги состоял в знакомстве и переписке с Рахманиновым, так что всё это по обоюдному согласию.
Кстати, о роли импресарио-дирижёра. Тот же Сергей Кусевицкий заказал Морису Равелю оркестровку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского. Не заказал бы, так и слушали бы фортепианную версию.
Сергей Рахманинов / Отторино Респиги — Пять этюдов-картин
BBC Philharmonic Orchestra, Gianandrea Noseda
I) Этюд-картина ля-минор «Море и чайки», Николай Луганский
II) Этюд-картина Ми-бемоль мажор «Ярмарка», Владимир Ашкенази
V) Этюд-картина Ре-мажор «Марш», Николай Луганский
P.S. А жизнь вне форума подкинула мне такой заказ. Я за прошедший месяц оркестровал три из Этюдов-картин (Марш, Шапочку и Ярмарку) для оркестра... русских инструментов. Угу. И, кажется, это была одна из самых сложных оркестровых работ в моей жизни. Сравнимо по сложности с романсами ещё одного пианиста-виртуоза — Николая Метнера, которые я когда-то делал для Мариинки/Гергиева.
Завтра буду пиратить трансляцию из Калининграда, послушаю, что получилось. Может быть, цирк с конями, очередная подкованная блоха. А может, и всё хорошо окажется. Волнуюсь, конечно.
P.P.S. Луганский с «Красной шапочкой» конгениален музыке. Сказку рассказывает, страшную...
Спасибо за Респиги, но вот у меня так и нет ответа на вопрос: почему Кусевицкий не заказал оркестровку самому Рахманинову? Оба жили уже США, знакомы были достаточно хорошо по Русскому муз. издательству и вроде конфликтов прямых, как у Кусевицкого со Скрябиным, у них не было, но…
И зря Вы, что без Равелевской версии «Картинок» слушали бы только фортепианную версию
Мне кажется, что ни одно фортепианное произведение не вызывало к жизни такого количества оркестровок, не говоря уже о джазовых, рок и других версиях.
А самое интересное, для меня, что в известной связке живопись-музыка: когда музыкальное произведение создается на основе живописи или наоборот- «Картинки» тоже уникальны. Некоторые современные художники создают уже свой цикл «картинок», но на основе музыки Мусоргского.
Однозначного ответа нет и у меня. В том порядке, в каком в голову пришло. 1) Заказать такую работу другому большому мастеру — всё же интереснее. Свежий взгляд, и всё такое. И автору увидеть себя в зеркале — и интересно, и почётно. 2) Близко к предыдущему: автору не всегда легко вернуться к старому своему сочинению и полностью его переделать. Такое вот «ну вот нафига опять» — только внутреннее, что-то вроде чувства досады, а не социальное «что вы ко мне привязались с этим старьём». Большие мастера знакомы с этим чувством, и Кусевицкий знаком. Даже я немного знаком 3) Возможно, что Кусевицкий социально поддержал Респиги этим заказом. Не знаю материальных обстоятельств Респиги, но уверен, что он получил за заказ чуть больше, чем ваш покорный слуга за русскую версию («по двести баксов за пьесу»). А Рахманинов — богатый человек. Тоска по Родине и невозможность сочинять вполне сочетались у него с зашибанием деньги концертами, вот только играл он больше Шопена, чем себя, за Шопена платили стабильнее. (Зашибал деньгу — это я для красного словца. Рахманинов и фронту помогал в начале 1940-х, и русского авиатора Сикорского спасал от банкротства, в жадности его не обвинить.)
У Равеля — классика оркестровки, его версия превзошла все остальные по изобретательности.
Джазовые и рок-аранжировки всё же располагаются этажом-другим ниже, ибо авторский текст упрощают. Не будем о них.
Исаи Томито, кстати, очень бережно обошёлся с текстом, у него именно оркестровка для электронных, а не «добавим любимого драйва к нафталинной классике».
Ваша первая версия мне тоже приходила в голову
Оркестровка Равеля без сомнения лучшая- с точки зрения оркестровки. Но по стилистике мне больше нравится Горчакова.
Три этюда-картины Рахманинова, версия для русского оркестра. В моей ветке. Никак не рекомендация на тему что слушать из классики, однако для кого балалайки не ужас-ужас, совок и дупа мира, добро пожаловать. Здесь русскую версию не обсуждаем, конечно же.
Услышал ее впервые у Блонкера, но оказалось автор Maurice Ravel, французский пианист, год написания 1899. Одна из тех гениальных мелодий, когда всего лишь один инструмент способен вызвать слезу.
@Parsifal75, а действительно поворот, был удивлен, когда узнал год издания, композиции больше ста лет, а звучит современно, и божественно. Не любитель классики так то, ни Бах, ни Моцарт, но вот такие композиции малоизвестных композиторов вдруг западают в душу: alessandro marcello - adagio например, теперь вот Maurice Ravel. Болтлив в последнее время - потому что на пивас подсел А вот так исполнял ее Равел (1875–1937), французский композитор, пианист и дирижер: