Dorico – нотный редактор от Steinberg

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Здравствуйте!
Помогите пожалуйста с таким вопросом, как можно создать несколько РАЗНЫХ музыкальных фреймов? Нужно создать сборник нот для классической гитары, всё перепробовал, никак не могу понять, как это вообще делается.. То есть, например, закончил писать одно произведение, создаю текстовый фрейм с названием следующего, а новый музыкальный фрейм - повторяет начало предыдущего.. Или всё писать одним музыкальным фреймом? Если одним, то подскажите пожалуйста, как в таком случае можно скрыть смену знаков в конце строки ?
 

Вложения

  • Безымянный.jpg
    Безымянный.jpg
    203,3 KB · Просмотры: 56
Здравствуйте, @sicramp!
как можно создать несколько РАЗНЫХ музыкальных фреймов?
Это довольно просто. В режиме Setup в нижней панели вы создаёте столько Потоков (Flows), сколько требуется. Значок волны с плюсиком.
А дальше осваиваетесь с перекрёстной системой. Если кликните на какой-либо Раскладке (справа), то можете снять/поставить галочки на
Потоках (внизу), которые должны быть включены в Раскладку, и на Исполнителях (слева), которые должны участвовать в Раскладке.
Если кликните на Инструменте (слева), то галочками (справа и снизу) можете отредактировать, в каких Потоках и Раскладках этот исполнитель участвует. Если кликните на Потоке (внизу), то можете отредактировать галочками включённость потока в Раскладки (справа) и занятых Исполнителей (слева).

238793


В этой системе можно создавать сразу несколько сборников. Например, две партитурные раскладки справа, в одну из которых включены все Потоки, у в другую — избранные.

Сразу обращаю внимание, что Notation Options могут быть разными для каждого Flow. В этом их отличие, например, от Engrave Options.
====
Следующий этап. Заполняем информацию о проекте (Ctrl-I). Здесь есть поля для заполнения как на весь проект (сборник), так и на каждый flow. Например, если композиторы разные, то их нужно вписывать в Flow, а если композитор один, то, чтобы перед каждым номером сборника он не появлялся, его нужно вписывать в Project. Тут тоже ничего сложного нет.

А теперь редактируем в режиме Engrave заголовки потоков (Flow Headings). Если в свойстве раскладки включён показ заголовков потоков (странно, если для сборника его выключить), то вся информация о новом потоке появится в нужных местах как в партитуре, так и в партиях.

238794
 
  • Like
Реакции: sicramp
Нельзя ли случайно в Дорико (в большом темплейте) сделать disable неиспользуемых треков, как в Кубейс, чтобы память сэкономить? При деактивации инструмента (например, Контакта) в панели память не освобождается.
 
Здравствуйте, @sicramp!

Это довольно просто. В режиме Setup в нижней панели вы создаёте столько Потоков (Flows), сколько требуется. Значок волны с плюсиком.
А дальше осваиваетесь с перекрёстной системой. Если кликните на какой-либо Раскладке (справа), то можете снять/поставить галочки на
Потоках (внизу), которые должны быть включены в Раскладку, и на Исполнителях (слева), которые должны участвовать в Раскладке.
Если кликните на Инструменте (слева), то галочками (справа и снизу) можете отредактировать, в каких Потоках и Раскладках этот исполнитель участвует. Если кликните на Потоке (внизу), то можете отредактировать галочками включённость потока в Раскладки (справа) и занятых Исполнителей (слева).

Посмотреть вложение 238793

В этой системе можно создавать сразу несколько сборников. Например, две партитурные раскладки справа, в одну из которых включены все Потоки, у в другую — избранные.

Сразу обращаю внимание, что Notation Options могут быть разными для каждого Flow. В этом их отличие, например, от Engrave Options.
====
Следующий этап. Заполняем информацию о проекте (Ctrl-I). Здесь есть поля для заполнения как на весь проект (сборник), так и на каждый flow. Например, если композиторы разные, то их нужно вписывать в Flow, а если композитор один, то, чтобы перед каждым номером сборника он не появлялся, его нужно вписывать в Project. Тут тоже ничего сложного нет.

А теперь редактируем в режиме Engrave заголовки потоков (Flow Headings). Если в свойстве раскладки включён показ заголовков потоков (странно, если для сборника его выключить), то вся информация о новом потоке появится в нужных местах как в партитуре, так и в партиях.

Посмотреть вложение 238794
Спасибо Вам большое! Разобрался)
И такой ещё вопрос.. Как можно включить опцию, чтобы воспроизведение проекта начиналось нажатием пробела - с момента остановки воспроизведения? Приходится мышью включать значок Play на панели, в противном случае - нажатие на пробел активирует воспроизведение с самого начала проекта
 
Как можно включить опцию, чтобы воспроизведение проекта начиналось нажатием пробела
Буквально такой опции нет, но можно подшаманить горячие клавиши здесь:

238842


===========


Меня самого тоже раздражает пробел, который запускает проигрывание с начала, но до сих пор терпел. Сейчас и себе подшаманю.

Удобная клавиша — P, воспроизводить от выделенного. Что-то ещё делает Alt-P, но что именно, я не разобрался пока.

Ещё работают клавиши перемотки (+ и - на правой части клавиатуры), они удобны, если включить постоянный показ курсора воспроизведения.

238844


=======
Нельзя ли в Дорико (в большом темплейте) сделать disable неиспользуемых треков, как в Кубейс, чтобы память сэкономить?
Про это не знаю ничего. По идее модель Audio Engine одинакова сейчас у всех продуктов Steinberg, а, значит, должны работать в сэмпл-плейерах purge/global purge. Не проверял, нет у меня таких проектов в работе пока.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Landre
Нельзя ли в Дорико (в большом темплейте) сделать disable неиспользуемых треков, как в Кубейс, чтобы память сэкономить?
Про это не знаю ничего. По идее модель Audio Engine одинакова сейчас у всех продуктов Steinberg, а, значит, должны работать в сэмпл-плейерах purge/global purge. Не проверял, нету меня таких проектов в работе пока.
 
  • Like
Реакции: Landre
Здравствуйте, как в dorico настроить строй валторны в басовом ключе? Когда я включаю режим транспорта. Валторна в басовом ключе поднимается на квинту выше как и в скрипичном ключе, но по правилам оркестровки, валторна в басовом ключе пишется квартой ниже. Как можно настроить транспорт?
 
как в dorico настроить строй валторны в басовом ключе?

Пример ниже в Transposed Pitch, это четыре ноты «до» первой октавы по реальному звучанию. Выделите басовый ключ и поставьте ему в нижней панели Octave Shift = 1. Озвучание партитуры работает правильно, проверил.

239196


Если по каким-либо причинам требуется разное начертание в партитуре и в партиях, то или в партитуре, или в партии валторны можно скрыть ключ, убедившись, что Set local properties установлена на Locally. Скрытие ключа (как, кстати, и транспонирующих «восьмёрок») в Дорико не только графически убирает ключ, но и отменяет его действие. (По цвету фона видно, что я скрыл ключ в раскладке партии.)

239197


P.S. Замечу мимоходом, что классический подход к записи валторн стремительно устаревает. Можно указать в партиях (и в предисловии к партитуре), что транспорт идёт на квинту вниз и в басовом ключе — валторнисты не должны жаловаться. Уже достаточно партитур издано, в которых транспорт валторн неклассический. Во всяких marching bands и прочих национально-местечковых явлениях это, насколько я знаю, просто единственная современная норма. Проблема сейчас скорее в том, что авторы часто забывают указывать, как у них делается транспорт валторн в басовом ключе, и исполнителям/дирижёру приходится догадываться об этом по вторичным признакам.
 
Последнее редактирование:
Вышел Дорико 5.1.

Стрим в 18:00 по Мск:
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Landre
Скидка на новые лицензии, апдейты, апгрейды и кросс-грейды 25% продлится до 8-го января. Цена со скидкой видна уже в корзине.

Обзор новых функций Дорико 5.1.

 
  • Like
Реакции: Landre и V_ad_im
Обзор новых функций Дорико 5.1.
Сделали блокировку для звучащих нот, но так и не сделали квантизацию для них.. Например, чаще всего хочется отквантовать сыгранное на 50%. Интересно, дождёмся ли при жизни?)
 
Интересно, дождёмся ли при жизни?)
А мне бы как в Кубейсе инструментик — Time Warp/Warp Grid — чтобы импровизировать прямо в нотный редактор, затем темпы и тактовые черточки подогнать, и только потом чтобы Дорико все свои алгоритмы расшифровки применил.
А ещё аудиодорожку бы мне, чтобы диктанты оркестровые снимать без Кубейса. Со всеми удобствами, разумеется.
Чьи хотелки раньше сбудутся? :)
 
Приветствую всех!
Я нахожусь в поиске человека, который сможет выступить в качестве наставника в изучении возможностей программы Dorico.
Ищу для своего руководителя, он профессиональный музыкант. Основная деятельность связана с исполнением музыки, на написание времени почти совсем не остается, поэтому и изучение программы идет очень медленно. Есть среди вас желающие помочь в освоении это программы, не безвозмездно конечно же!
 
в поиске человека
Здравствуйте, @Leru,
я готов попробовать. Личные сообщения для Вас не работают (всего одно сообщение на форуме), поэтому напишите мне на
мой_никнейм - собака - яндекс, обменяемся контактами.
 
5.1 бесплатный апдейт, основное.

Многие не заметили, как оказалось, новшество, появившееся ещё в Дорико 5.0. Не помню, писал ли здесь об этом. Чтобы набрать длительность с точкой, нужно дважды быстро нажать соответствующую цифру. Невероятно удобно в метрах, где доля состоит из трёх восьмых (3/8, 6/8 и т.п..). Не благодарите.

А теперь про 5.1. Перечислю только то, что улучшает/упрощает работу композитора/аранжировщика. Улучшения в GUI (вроде того, что масштаб при переключении между Galley и Page View теперь сохраняется) упоминать не буду.

1) Iconica Sketch — сокращённый (5 GB) вариант одной из библиотек Orchestra Tools, переработанный для Halion. Сокращённый — потому что это библиотека именно для скетчей, набросков. В Кубейс-13 и Дорико-5 новая библиотека включена, т.е. достаётся владельцу лицензии бесплатно. Забавно, что Дорико Элементс 5, включающий этот оркестр, стоит сотку у.е., а Скетч отдельно — 119.
От неуклюжего и устаревшего Halion Symphonic Orchestra теперь можно отказаться.




2-3) Ферматы, вдохи и глиссандо теперь не только графические символы, но и воспроизводятся при проигрывании. А в партитуре ферматы теперь автоматически рисуются под октавными «восьмёрками», но — над штрихами. Как и должно быть.







4) Если в используемой сэмплерной библиотеке легато одноголосное, то в карте экспрессий можно поставить галочку, что оно только монофоническое (monophonic legato). Тогда в случае обнаружения на нотном стане двухголосия или аккордов Дорико сам переключится на нон-легатную артикуляцию соответствующей длины.

5) Всё, что касается механизма divisi, практически переписано с нуля. Многолетние глюки убраны, недоработки доработаны. Можно пользоваться.

6) Усовершенствован редактор инструментов. Добавлен редактор семейств инструментов. Я у себя создал семейство «Русский оркестр», перетащил туда что следует и пользуюсь.




7) Внедрён новый алгоритм воспроизведения для полифонических инструментов (фортепиано, орган, аккордеон и т.п.). Теперь мелодия автоматически определяется алгоритмом и выделяется по динамике над аккомпанементом, в каком бы голосе мелодия не была. Темы в фуге выделяются, и т.п.. Этот алгоритм отключён для старых проектов, поскольку вносит явные изменения в велосити.




8) Новый редактор порядка инструментов в партитуре. Порядок инструментов в партитуре больше не портится при добавлении новых инструментов «в неположенном месте». Можно создать свой.

9) Добавлено форматирование текстовых полей и токенов методом Markdown.

10) Если поместить PT (playing technique) в скобки — напр. (pizz.) — то эта PT будет сразу скрыта в партитуре, т.е. будет использоваться только для воспроизведения. Примерно то же с темпами. И с PT, и с темпами есть исключения, описанные в мануале.

11) В меню Edit появилась Undo History. Браво!

12) Подкапотные улучшения. а) VST Audio Engine в Дорико всегда был отдельным процессом. Этот процесс управляет всеми аудиопотоками и взаимодействием с подгруженными VSTi. В случае зависания Дорико связь с этим процессом терялась и для удачного перезапуска приходилось этот процесс убивать вручную. Теперь в большинстве случаев этого не требуется. б) Часть программы, заведующая воспроизведением видео, улучшена на обеих платформах. Под Windows теперь используется Direct 2D, а не Open GL (что это означает, понятия не имею). в) Под Windows появился новый аудио-драйвер, используемый по умолчанию — Steinberg built-in ASIO driver. Более стабильный и, важно, мультиклиентный.

Подробнее о новшествах и исправленных ошибках в Version History (pdf download link).
 
Последнее редактирование:
Три бонуса из интернета к моему вчерашнему обзору.

1) Как средствами Дорико оформить в партитуре алеаторические фрагменты.





2) Киношный темплейт всего за $15 (с пожизненными обновлениями). Использование этого темплейта обеспечивает максимальное удобство для дирижёра и сессионных музыкантов именно в медиа-музыке, когда в большинстве случаев музыкантам приходится играть практически с листа.
Да, такие вещи тоже покупают, как и шрифты. Для сравнения: посмотрите ценники на различные темплейты от издательств: тынц.





3) Синхронизация Кубейса и Дорико. Ставлю видео, хотя сам ещё не успел просмотреть.

 
Установил SE последнюю, просто посмотреть/потыкать ради интереса.
Подскажите, а чего она vst3 fx не видит что-ли?
 
Насколько я накопал, дело вот в этом:
241465


Если стоят вст2 и вст3, и вст2 попал в блоклист (хз почему, сам), то и вст3 недоступен.
Ппц мозги набекрень конечно, но я не сдаюсь )
 
и вст2 попал в блоклист (хз почему, сам)
Только Kontakt и NotePerformer (VST2) по умолчанию не попадают в блок-лист, остальные сразу там. ибо нефиг. Разблокировать их все оптом, и дело с концом. Если какой плаг будет плохо себя вести, Дорико его обратно заблочит.

Менеджера плагинов, как в Кубейсе, в Дорико ещё нет, но пока особо никто и не плакал по этому поводу.
 
Note Performer потихоньку обновляется, но не сама программа, а NPPE (Note Performer Playing Engines), появившиеся в 4-й версии NP. Пишу в теме про Дорико, потому что в NP появилась Playing Engine для библиотеки Iconica Sketch, идущей в комплекте с последним обновлением Дорико 5.1. Это расширение бесплатно. И теперь можно не только загружать Iconica Sketch напрямую, но и через NP, получая возможность использовать все нот-перформеровские алгоритмы улучшайзинга и автоматического сведения фонограммы.

Цена вопроса.
а) Традиционная для NP задержка воспроизведения на одну секунду, требующаяся для работы умных алгоритмов улучшайзинга. Кого-то бесит, кому-то без разницы.
б) Возможное увеличение расхода RAM, поскольку NP может внутри себя загрузить вместо одной инстанции, к примеру, первых скрипок — несколько. Делает он это ради того, чтобы переключение между штрихами происходило идеально вовремя и корректно по динамике. Таким же образом в некоторых случаях NP делает автоматический лейеринг нескольких штрихов. В микшере NP или Дорико эти дополнительные инстанции не появляются, они существуют только внутри NPPE.

Доп.инфо: при загрузке одного и того же инструмента в несколько инстанций разные плейеры ведут себя по-разному. Halion Player, а Iconica Sketch создана для него, не сильно увеличивает расход памяти, и для полного оркестрового темплейта хватит примерно 16 GB. А, например, плейер Opus от Orchestra Tools до сих пор вовсе не умеет расшаривать уже загруженное в память, и две инстанции с одним и тем же инструментом займут вдвое больше места. Пока что со всеми расширениями NPPE для Опуса большие проблемы, и подошла очередь OT делать свой ход.

 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Landre
Друзья, помогите пожалуйста!
Не знаю, куда думать. В ручную могу всё выбрать, а по умолчанию вот такая ерунда. Это только в 5 версии. В 4-ой всё нормально работает.
241530
 
@Art_OF_Deca_Dance,
не понятно, когда у Вас возникает такая ситуация. При смене Playback Template? При создании проекта из Project Template? Проблему лучше описывать по схеме: делаю то-то, ожидается то-то, получается то-то.
При переходе на 5-ю версию Вы обновили Halion Sonic? Должна быть версия не ниже 7.0.20.

Я бы переустановил всё звуковое, что идёт в комплекте с D5. Или, если переустановка не помогла, дождался бы maintenance update 5.1.10, он выйдет буквально на днях.
 
@dr-music, Благодарю за ответ! Говоря откровенно, проявил какую-то неоправданную невнимательность... Мне казалось, что Halion Sonic 7 и Halion 7 взаимозаменяемы. Оказалось не так. теперь всё работает, как ожидалось. С 5-ой версии столько всего нового)
 
  • Like
Реакции: dr-music
О совместимости Dorico и Cubase, немного f-words.

Так выглядят русские названия инструментов, отправленные из Dorico в Кубейс через MusicXML. Хотел глянуть, какая кодировка в какую не отобразилась, но добрая дюжина онлайн-раскодировщиков с кракозябрами не справилась.

243048


А так исправленные названия отправляются назад тем же транспортом:

243047


Похоже, в Кубейсе до сих пор с кодовыми таблицами не разобрались. В 2024-то году, в последней 13-й версии. Совместимость и единая экосистема, блин. Любой другой редактор открывает MusicXML правильно, и кубейсовские экспортные соб@@@ки тоже везде видны.
 
  • Like
Реакции: Landre
Из общения с поддержкой, вдруг кому пригодится.

Импорт файла через MusicXML из Finale (v26) в Dorico. Две картинки.

Исходник (Finale):
243324


Результат (Dorico):
243325


Видно, что при импорте были проигнорированы восьмые с точкой, записанные в оригинале как слигованные шестнадцатая и восьмая, и ритмические рёбра начали чудить.

У меня в настройках импорта MusicXML не стояла галочка на Note Duration (галочка = сохранять как в исходнике), что объясняет, почему ритм был записан с настройками Dorico по умолчанию. Когда поставил, импорт прошёл без потерь. Однако галочка на Beam Groups у меня стояла, и рёбра не должны были себя так вести.

А дело оказалось в устройстве самого формата MusicXML. В этом формате ритмические рёбра считаются по нотным головкам — начать ребро от такой-то ноты и закончить, отсчитав n нотных головок. А если одна нотная головка исчезает (например, при объединении двух слигованных нот в одну), то сбивается счётчик длины ребра, и получается что-то вроде того, что получалось у меня в первых попытках.

Возможны ли здесь улучшения на стороне Дорико? Думаю, да. Объединил две ноты? Уменьши счётчик ребра на единицу. Объединил три? Уменьши счётчик на два. Однако с пониманием, как это всё работает, ожидание улучшений в этой области становится некритичным.
 
Последнее редактирование:
Мне казалось, что Halion Sonic 7 и Halion 7 взаимозаменяемы.
Запоздалое уточнение. Картинка из Preferences:

243454


У меня нет полновесного Халиона (поэтому NotePerformer по дефолту), чтобы потестировать, но начальники пишут, что можно сделать Halion 7 (не Sonic) Халионом по умолчанию.
 
Синхронизация Дорико и Кубейса (или любой другой DAW)

Разобрался с видео от Music Chef из этого поста. Я опускаю вопрос, зачем это нужно. Есть вещи, которые неудобно или вовсе невозможно делать в Дорико (например, работа с AI-голосами в SynthV). И если не хочется терять нотный воркфлоу, то синхронизация — возможное решение. До того, как произойдёт сращивание Куба и Дорика в один комбайн, других вариантов и не видно.

Поскольку синхронизироваться c внешним источником Дорико не умеет, синхронизация возможна только при условии, что Dorico — master, а Cubase — slave. Настройка синхронизации состоит из трёх этапов: 1) установка виртуального миди-кабеля, по которому будет передаваться MIDI Time Code (MTC), 2) установки плагина, который будет считывать временные метки из Dorico и отправлять их по этому кабелю, 3) установка виртуального аудио-кабеля, чтобы аудио с выхода (-ов) Дорико шло прямо в микшер Кубейса.

Третий пункт не всем нужен, и его обсуждение точно не для этой темы (он не специфичен ни для Кубейса, ни для Дорико). Можно погуглить Virtual Audio Cable (VAC) и его аналоги. Некоторые аудио-интерфейсы (RME, например) позволяют обойтись своим роутингом без использования VAC.

Первый пункт, виртуальный миди-кабель. Может использоваться любая программа из бесплатных. Я использую LoopMIDI, но это не принципиально. Нужно создать один виртуальный кабель с удобным названием (на моей картинке он четвёртый). Удобное название надо вписывать до того, как нажать плюсик, переименовать уже созданный порт будет невозможно. Не велика забота удалить и создать новый, но меня это всё время сбивало и сбивает. Настройки этот этап не требует, после запуска Дорико и Кубейса этот порт будет виден в обеих программах.

243481


Второй пункт.
Настройка на стороне Кубейса простейшая: в меню Transport ► Project Synchronization Setup... выбрать MIDI Timecode и правильный MIDI Input. После чего останется только включить синхронизацию в том же меню (Transport ► Activate External Sync).

243482


Настройка на стороне Дорико.
Сначала надо установить этот плагин. В видео он назван правильно, но картинка на сайте показана неверно. Нужен голубенький, а не жёлтенький. Жёлтенький наверняка тоже всё умеет, он же Timecode Expert, а не хухры-мухры, но разбираться с этим мне лень. И стоит он €59, а не €29. Бесплатная пробная версия нужного плагина выключается через произвольное количество времени, и Дорико приходится перезапускать. Но выключается не по-жлобски, времени для тестирования хватает.

Далее в проекте Дорико в режиме Play плюсиком нужно добавить один VST инструмент и выбрать TXLTimecode.

243483


При нажатии на «е» мной замечен глюк: вместе с окном плагина открывается ещё одна инстанция Halion Sonic, и она закрывает собой окно плагина. Наверно, Дорико видит, что этот плагин — не настоящий VSTi, и пытается с этим справиться. Закрыть окно, впрочем, не проблема. А после настройки сюда уже незачем будет заглядывать.

В окне плагина нужно выбрать три вещи: способ синхронизации — MTC, количество кадров — как в проекте Cubase, и предназначенный для синхронизации виртуальный MIDI-кабель (отметил красной точкой).

243484


Всё, настройка закончена. Что удивительно, с первого раза оно и заработало, чего я всем и желаю.

====
На самом деле может понадобиться ещё и четвёртый этап. При работе с двумя программами неизбежно будет возникать путаница с горячими клавишами. Ведь если активно окно Кубейса, то транспортные горячие клавиши Дорико, понятное дело, работать не будут. Для этого лучше всего назначить управление воспроизведением в Дорико по MIDI с какого-нибудь контроллера. В Дорико MIDI-команды назначаются там же, где и горячие клавиши, ничего сложного тут нет. А как настроить контроллер, лучше обсуждать в другой теме.
 
Последнее редактирование:
Клавиши воспроизведения и управления курсором воспроизведения в Дорико. Мог и забыть что-то.

Num +, F9 — вперёд на 1 секунду
Num -, F7 — назад на 1 секунду

Ctrl-F9, Ctrl-Num + — вперёд на один кадр
Ctrl-F7, Ctrl-Num - — назад на один кадр

Num . — перейти к началу

Ctrl-R — запись
Ctrl-Alt-R — ретроспективная запись


Space, Enter, F8 — играть от курсора
P — играть от выделенного
Shift-Space — играть с предыдущей позиции
Alt-Shift-Space — играть от начала flow

Все клавиши проигрывания при повторе останавливают воспроизведение.

Num 0 — остановить воспроизведение

=================
Чтобы убрать раздражающий многих запуск воспроизведения при случайном нажатии пробела (двух других клавиш хватит), идём сюда:

Preferences ► Key Commands ► Play ► Start or Stop Playback ► Playhead position

Выделяем Space и нажимаем Remove Key Command ► Apply. Сделано.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: izagleyzer
Синхронизация Дорико и Кубейса (или любой другой DAW)
Доброго времени.! Попробовал настроить все по вышеописанной схеме. Получилось не очень.) Плагин триал. версии 3.0.2. Cubase 13. Старт/стоп работает, правда с задержкой в 11 тактов (при темпе 120). Но синхронизации как таковой нет. Видимо, дорико не передает значения темпа. Как думаете, по какой причине такое может быть? Спасибо!
 

Сейчас просматривают