Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Если в Engrave Mode выделить нотную головку
да, такой способ более изящный. Я перепрочёл ваш пост и понял, что там всё уже сказано, чётко и по делу и поэтому удалил свою писанину. Я с 2018 г. пытался подступиться к Dorico, ещё со второй версии программы, но так и не смог. Не мог понять логику и базу, так как был прожжёным Финалистом на протяжении более 20 лет. Всё казалось неудобным и замудрёным. Этой весной пересел на MuseScore - мне понравилось. А после финала Финала 26 августа я понял - это знак! И в который раз присупил к изучению Dorico. В этот раз освоение прошло легко и интересно. Думаю это из-за того, что есть сходство с MuseScore. Вкусил мощь и силу Dorico и сейчас испытываю шок и трепет© от неё. Но, конечно, пока случаются ступоры "на ровном месте". К примеру, уже в готовой набранной партитуре нужно было в середине произведения поменять размер в одном такте. Методом проб и ошибок нащупал следующий путь: ставим новый размер в начале нужного нам такта (все последующие ноты сдвигаются), выделяем первую ноту\паузу, с которой должен начинаться новый такт и ставим там "старый" размер. Теперь между ними образовался "аппендикс" в виде ненужной доли, удаляем этот такт. Это справедливо в случае уменьшения размера, а в случае увеличения как быть? Ведь размер меняется, а количество долей остается прежним.
UPD: Пока писал - нашёл способ: сначала добавляем пустой такт между сменами размера, потом ставим (дублируем) "старый" размер (к примеру 4/4), а потом меняем размер в нужном такте (н-р, 6\4), появляется "недо-такт" на две доли, его удаляем.
Уважаемый Дмитрий @dr-music, можно ли обращаться к вам по разным "глупым" вопросам по Dorico? Обещаю не докучать.
 
ожно ли обращаться к вам по разным "глупым" вопросам по Dorico?
Лучше по умным :))
Конечно, можно. Я надеюсь, что тема наконец-то наберёт мощь и будет отвечать кто-то ещё кроме меня. По крайней мере, на простые и нубские вопросы.

По поводу размеров. Представим, что у нас идёт музыка на 4/4, а один такт мы хотим подрезать до 5/8 и три последние восьмые выкинуть. Тогда так:
1) ещё раз ставим размер 4/4 там, где он будет после 5/8;
2) ставим размер 5/8, и у нас остаётся подлежащий удалению «огрызок» в 3/8;
3) выделяем что-нибудь на сильной доле «огрызка», а если там всё залиговано и выделять нечего, то входим в каретку и встаём на сильную долю. Теперь: Shift-B ► -3e ► Enter.
Буквы запоминаются просто: e, eight — восьмые; q, quarter — четверти; h, halves — половинки; w, wholes — целые; и.т.д..

А ещё вставки можно делать с различными вариантами включённого Insert. Если вы нажмёте на кнопку Insert правой мышью, то там несколько режимов...
 
1) ещё раз ставим размер 4/4 там, где он будет после 5/8;
2) ставим размер 5/8, и у нас остаётся подлежащий удалению «огрызок» в 3/8;
3) выделяем что-нибудь на сильной доле «огрызка», а если там всё залиговано и выделять нечего, то входим в каретку и встаём на сильную долю. Теперь: Shift-B ► -3e ► Enter.
да, именно так я теперь и делаю. Кроме того, что вместо вашего 3 пункта пользую Delete Bars. Но ваш вариант "Shift-B ► -3e ► Enter." , конечно, более изощрён и филигранен. Ведь можно и добавлять доли (Shift-B ► 1q ► Enter) в случае, если размер вырос до 5/4, к примеру
 
Никогда не знаешь, что именно из дориканских наворотов понадобится или придётся ко двору. Я неожиданно для себя приловчился использовать инструмент Интервалы (Shift-I). Набиваешь что-то с MIDI-клавиатуры, что-то сыграл неаккуратно, отдельные ноты не записалась. И тогда не переигрываешь, а выделяешь соседнюю ноту, и бегло ей терцию вниз: Shift-I ► -3 ► Enter. Со временем и опытом уже не вспоминаешь, что там в справке написано, пальцы сами всё делают.

А о возможности заменять ноты, вот, только недавно в справке вычитал (пост #1024).
 
  • Like
Реакции: slasta
Простите, по поводу скидки на Dorico для "Финалистов" - у меня нет лицензии Finale, нужно найти человека, который мог бы поделиться возмездно или без- ненужным кодом?
 
нужно найти человека, который мог бы поделиться возмездно или без- ненужным кодом?
Я такой человек. Вы выкупаете Дорико 5 Про, мне достаётся Финале 27. Другой выгоды мне не нужно. Пишите в личку.
 
  • Like
Реакции: A .
Моя скидка на Dorico 5 Pro так пока и не выкуплена ($149). Знаю, что ваучеры есть у многих. Но, если кто соберётся покупать, потратьте, пожалуйста, мой ваучер, а не свой. Вам без разницы, а мне с экспортом из Финале будет полегче. Самому выкупать, а после продавать уже выкупленную лицензию, мне и неудобно, и, если честно, то сейчас и не на что. Если в этом объявлении Дорико не исчез, то предложение действительно.
Спасибо.
 
Я возьму. Но завтра. Придержите, пожалуйста. Напишу в личку.
 
253368



253369


Как в Дорико можно сделать связующую лигу, которая связывает ноту не с нотой в следующем такте, а с нотой в такте, в который мы перейдём по сеньо? Финал не заморачивался с этим, лепил такие лиги направо-налево. А Дорико противится. Slur тоже не хочет делать. Пока вышел из положения путем добавления Lassiez vibrer tie и последующей доработкой напильником в Engarver. После напильника выглядит так же, как на нижней (финаловской) картинке. Но "это же не наш метод!", как мне кажется.
И второй вопрос. В первой строчке на фото у нас отклонение в одноименный мажор. В конце строчки оно заканчивается и мы переходим по сеньо в до-минор. Нужны ли тут напоминающие знаки? Финал беспрекословно ставил. Дорико тоже ставит, но при одном условии, что за сеньо нет фонаря. Как только появляется фонарь, он знаки прячет. Пока вышел из положения путем замены Repeat Sections Coda ► Repeat Jumps To Coda, а потом в настройках замены слова To Coda на знак фонаря. А чтобы и фонарь и слово Coda - никак. Ну не писать же рядом с фонарем слово с помощью Shift-X - тоже не наш метод. ;) UPD: Вроде нашёл: Выбираем To Coda, а потом в нижней панели свойств меняем в Custom text на нужный, тогда и фонарь вам и Coda пожалуйста.
 
сделать связующую лигу, которая связывает ноту не с нотой в следующем такте, а с нотой в такте, в который мы перейдём по сеньо?
Пока никак. Ну, в смысле, лассэ-вибрэ и следом в Engrave Mode, эротически кувыркаться с лигами и вязками. Тут у Дорико ещё много нерешённых проблем. Лига-лига и лига-вязка, пересекающие знак репризы (который с двумя точками) по правилам должны делиться. Примерно так:

253379


Однако алгоритма, который автоматически делил бы все лиги и вязки, пересекающие тактовую черту с репризой, пока нет. И слабое утешение, что такого алгоритма вообще ни в одном редакторе нет.


А ещё на тактовых чертах с репризой лажа происходит с подтекстовкой (Lyrics), там либо дефис перед слогом нельзя поставить, либо после слога — так, чтобы он не искал следующую ноту. Lyrics пока из самых слабых инструментов в Дорико (и дорикане об этом знают).
=====
По поводу segno и смены знаков. Если я, конечно, правильно понял. Во многих нотных изданиях советского времени и сплошь и рядом в рукописях в СССР ставился знак segno не только в начале повторяемой секции, но и там, где должен вообще-то стоять знак dal segno (D.S.), т.е. перейти к segno. Эту порочную практику придётся прекратить, как бы постсоветские не злились. Финале-то позволял что угодно, но с него как с помощника в грамотном оформлении партитур спрос нулевой. В книжке Гульд указано использовать эти знаки только так, как я описал, и никак иначе.
В Engrave Options ► Repeat Markers есть варианты представления этого знака:

253380
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: slasta
лассэ-вибрэ и следом в Engrave Mode, эротически кувыркаться с лигами
ну да, в итоге я так и сделал, в смысле покувыркался))

Во многих нотных изданиях советского времени и сплошь и рядом в рукописях в СССР ставился знак segno не только в начале повторяемой секции, но и там, где должен вообще-то стоять знак dal segno (D.S.), т.е. перейти к segno. Эту порочную практику придётся прекратить
Ну что ж, будем переучиваться, поскольку всегда ставил два знака segno. Видимо, старовер, воспитанный на Карасёве и Дудке (в смысле Федор Дудка)
Lyrics пока из самых слабых инструментов в Дорико
Эх, как мне нравился Ctrl+Click в Click Assignment из Lyrics Tool. Вжик - и вся подтекстовка на месте! Вот бы такое в Дорико...
 
поскольку всегда ставил два знака segno.
Ну дык и я тоже советский, всю жизнь два segno ставил, и отец так ставил — всем всё было понятно. Вот такое, вот, неверно усвоенное правописание. Лет пять назад я сам подорвался на этих сеньо, и следом подорвался опираться на более современные справочники. Аж книжку Гульд купил на Амазоне — экземпляр с драной суперобложкой, чтобы подешевле было.

как мне нравился Ctrl+Click в Click Assignment из Lyrics Tool.
Есть одно забытое правило, которое является Золотым Стандартом русского нотопечатания. Точнее, даже не русского, а кириллического. Дефис при делении на слоги в подтекстовке должен использоваться нижний, на уровне base-line (не путать с under-line). На том же уровне, на каком расширительная линия рисуется на распевах. И только в словах, в которых и так есть дефис (кое-где, какой-нибудь и т.п.) дефис должен возвращаться на обычную высоту. Такая практика делает подтекстовку ещё более легкочитаемой для вокалистов.
Это правило не всегда выдерживалось, а в компьютерную эпоху почти исчезло. Нет такого символа «нижний дефис» в кодовой таблице, и хоть ты убейся. (Хотя в SMuFL на правах хозяев могли бы и внести, или могли бы научить Дорико алгоритмически сдвигать обычный дефис на нужную высоту.) Ни Финал не умеет в такой дефис, ни Сиб, ни Дорико, никто. Последний раз я видел ноты с правильными (разными) дефисами на ютубе в каком-то вокальном цикле Десятникова (дефисы специально отслеживал), т.е. это правило — не архаика.
Однажды я поделился с Дэниелом этой славянской безысходностью, но ответ был довольно жёстким: для русских мы сейчас ничего делать не будем. Как раз СВО началась. Ну да, ну да, у украинцев правила другие, ага. Тогда я решил не давить, не искать приключений на свою голову. Слабое утешение, что один болгарин меня поддержал, и я выпил стопку за его здоровье в тот вечер.
Сукой буду, я ещё вернусь к этой теме. И Элен Гульд напишу, чтобы она при переиздании включила эту опцию в свой справочник.
 
Последнее редактирование:
Dorico 5.1.60

Подарок перешедшим с Финале: теперь есть режим ввода нот без использования MIDI-клавиатуры, практически идентичный финалиевскому Speedy Entry. Красивый жест, однако. А то Штейнберга чуть ли не в соучастии в убийстве Финале обвинили.

Хай-хэт — при выделенной ноте хай-хэта комбинация клавиш Shift+Alt+↑/↓ добавляет и убирает «нолик» открытого хай-хэта. Этими клавишами раньше можно было только перебирать приёмы исполнения у прочих ударных (обычный удар - рим-шот - сайд-стик, и т.п.). Удобно!

Значительно ускорился режим работы конденсирования в больших документах. При конденсировании, как и при прорисовке партитуры в Galley View, внутренний алгоритм Дорико делит партитуру на куски (чанки, chunks), чтобы при внесении изменений не весь документ обновлялся, а только его часть. В противном случае работа программы была бы слишком медленной. В алгоритме конденсирования была трудноуловимая ошибка, из-за которой помимо изменённого чанка случайным образом помечались как изменённые и нетронутые чанки. Ошибку отловили, работа ускорилась.

Спрятать нотную головку (Toggle Hide Notehead) теперь можно не только с помощью нижней панели, но и с помощью горячей клавиши или через Jump Bar.

MusicXML — теперь корректно импортируются System и Frame Breaks (отключаемо).

В аккордовых диаграммах теперь можно отмечать струну в барре, которая не участвует в построении аккорда и не подлежит исполнению.

Официальная поддержка macOS Sequoia, исправленные баги, прочие мелочи.
 
Последнее редактирование:
Хочу сказать, что SWAM идеально подходят для Dorico и могут работать по принципу NP, и рискну предположить что намного лучше, к примеру string section, нет никакой проблемы прописать бeз рисования CC контролеров комбинации, например non vibrato +harmonics,+ sul pont+ tremolo + glissando- и это только один из вариантов. Рисовать для реалистичности можно только вибрато, но и его модно запрограмировать по опред. правилам. К сож. i5 i7 уже не подходят для большой группы SWAM, особенно после версии 3.8. где добавили комнаты под реверб. АМБИЕНТ. Звук теперь стал намного богаче, а оркестр можно рассаживать по любой рассадке.
 
что SWAM идеально подходят для Dorico и могут работать по принципу NP
Что значит по принципу NP? NP берёт задержку в одну секунду (как команда знатоков — минуту на обсуждение), и за это время анализирует миди-поток, применяет к нему кучу своих алгоритмов по выравниванию баланса, атак и прочего. А когда NP работает с чужими библиотеками (через расширения NP PE), он ещё и создаёт дополнительные инстанции и смешивает артикуляции, лэйерит — по сути доделывая за производителей библ огромную часть их работы и исправляя их косяки. Ничего похожего у Свамов нет и быть не может.

Кстати, а есть ли карты экспрессии для СВАМов? Если есть, то я бы не отказался от ссылочки. Думаю, кубейсовские здесь д.б. не хуже дориканских.

особенно после версии 3.8. где добавили комнаты под реверб
Ну это-то всё можно и поотключать, в Дорико есть свои щадящие алгоритмы (Stage Template и Space Template).
 
Что значит по принципу NP?
Я имел в виду по принципу настройки карт экспрессии через назначение параметров СС для отдельных штрихов. (как выяснилось струнные NP- это тоже виртуальные синтезаторы)
Карт от производителей официальных нет, есть энтузиасты, которые занимаются этим и контактируют с производителем.
Вот тема на форуме штайнберга которую я поднял еще год назад:
вот ссылка еще ссылка (Major1981 -очень помог мне разобраться с принципом написания карт под СВАМ)
Его недавний пост как он настраивает их в Vienna Ensemble Pro
https://vi-control.net/community/threads/audiomodeling-string-sections.144730/post-5615081
Я к сож. не пользуюсь этим софтом, поэтому сам не пробовал.
 
Также хотел узнать бы о Vienna Ensemble Pro. Пользовались ли вы им в Дорико? Насколько может быть полезным?
Спасибо!
 
хотел узнать бы о Vienna Ensemble Pro. Насколько может быть полезным?
Столь же полезным, как и в DAW. Киношные композиторы используют вовсю. Стабильность связки VEPro и Дорико точно такая же, как и с Кубейсом.
Если в Дорико включить Independent Voice Playback, то можно разными библиотеками играть с одного нотного стана. Например, первую пару голосов (Up-stem Voice 1 и Down-stem Voice 1) отправить на «большую» струнную группу (1-2 инстанции), а вторую пару — на две инстанции камерного оркестра (для divisi). Графически неотличимо, какой парой голосов набран нотный текст. Напрямую это к VEPro отношения не имеет, можно и без. Но хранить и использовать повторно вот такое всякое навороченное удобнее, конечно, в Вене.
==========

По поводу СВАМов. Что-то по вашим ссылкам я уже видел, что-то бегло просмотрел сейчас. Очень, очень много «но».

Я вижу, что карты экспрессий (EM, expression maps) в нынешнем виде абсолютно не подходят для управления физмодом. Не подходят тотально — ни в Кубе, ни в Дорико, ни где-либо ещё. Только малую часть возможностей физмода можно переключать с помощью штрихов, орнаментов или PT — т.е. чисто нотным способом. Всё остальное управляется только в стиле DAW — рисованием CC, PB и т.д.. Ну и какой смысл в картах экспрессий, если 95% управления физмодом всё равно будет рисоваться или тупо наигрываться по MIDI с помощью breath-контроллеров и прочих приблуд?

Идея у меня есть, как это могло бы быть в одном из идеальных миров. Как всегда, мои идеи могут считаться гениальными, или просто провидческими, или инженерно-небезынтересными, или дурацкими, или невыполнимыми, или нах никому не нужными. Как всегда, мне пох — я просто размышляю, и иногда делаю это «вслух», т.е. записываю для форумов. Сейчас попробую описать своё видение, как это могло бы работать на примере духовых СВАМ, одного из штрихов.

Вот что уже есть в Дорико в джазовых орнаментах. Все эти флипы, тёрны, дуиты, фоллы...

254071


Если в сэмплерной библиотеке наличествуют эти красоты, то Дорико без проблем их включит-переключит, карты экспрессий для того и созданы. А физмод всё это (и всё не это) без проблем может сыграть, но у него нет, и в силу его природы никогда не будет переключалок для таких отдельных штрихов.
Физмоду, чтобы исполнить, к примеру, «Doit (smooth) wavy», нужно на короткий отрезок времени усилить вибрацию (пусть это будет CC1) — это первая кривая которую пользователю придётся нарисовать. Далее, физмоду нужно исполнить (а пользователю — нарисовать) вторую кривую — питч-бенда. А ещё нужно нарисовать и исполнить третью кривую — громкости/экспрессии. А ещё, поскольку это smooth (а есть и не smooth), нужно если и не нарисовать кривые, то хотя бы установить подходящие этому штриху-орнаменту точные значения глубины и скорости вибрации, которые для других штрихов-орнаментов были бы другими. Если таких штрихов много — рисовать устанешь очень быстро, и начинать не стоит.

А идея моя заключается в следующем. На каждый штрих может быть создан маленький MIDI-клип, который уже содержит в себе подходящие нарисованные кривые и разовые значения CC, которые в конце клипа возвращаются к дефолтному значению (например, питч-бенд возвращается к середине). Будет называть такие клипы Expression MIDI Clip, EMC.
Как это работает. Если я ставлю над нотой значок «Doit (smooth) wavy» (третий в третьем ряду на картинке), Дорико с помощью карты экспрессии ставит на эту ноту не обычную переключалку, как это происходит в нынешней версии карт экспрессии, а соответствующий миди-клип, EMC. EMC не смешивается с другими уже прописанными пользователем контроллерами, а существует в виде наложенного (видимого на треке в плэй-моде) прямоугольничка. Это как бы модулятор для миди потока, генерируемого с нотного стана.
Точно такие же клипы могут быть созданы для двойного или тройного стаккато, для фруллато или тремоло, для имитации передува или мультифоников — для чего угодно, что умеет конкретный физмодный инструмент. И только по такой схеме мы получаем настоящую связь между нотным символом и его миди-реализацией — без необходимости каждый раз становиться daw-рисовальщиком.

Ну, а дальше можно перечислять чисто интерфейсные вещи.
— В плей-моде может включаться и выключаться показ EMC. Точно так же, как в(ы)ключается показ Signposts в меню View.
— Все EMC сохраняются в свою отдельную библиотеку EMC, причём они могут быть сохранены как для использования внутри проекта, так и для использования в любом следующем проекте (стандартная дориканская схема с закрашенной или незакрашенной звёздочкой).
— В каждом конкретном месте прямоугольничек может быть слегка отредактирован пользователем (в Play Mode) — растянут-сжат, компрессирован-расширен — для более точной подгонки под темп и динамику. Похожие вещи уже есть и в Кубе, и в Дорико для работы с велосити.
— А в самой EMC-библиотеке каждый конкретный EMC может быть отредактирован глобально под свой вкус, под свои нужды. Или скопирован ради ещё одного варианта штриха.
— В каждом конкретном месте можно попросить Дорико конвертировать содержимое прямоугольничка EMC в обычные миди-события, как будто они были прорисованы вручную. Это может быть удобно, если я расхотел иметь значок в партитуре, но хочу сохранить исполнение (да просто хочу взять заранее подготовленное MIDI для конкретного штриха-орнамента)...

Примерно так вижу.
 
Последнее редактирование:
Вам нужно их протестировать, так как вы видимо не пробовали ими пользоваться на практике. Если речь идет о джазовой меди, то нюансы есть, но есть и простые решения (настройки портаменто у меди включают и "хроматич" портаменто -глисс. которое легко можно настроить с помощью велосити или же назнатить скорость портаменто на СС контроллер без всякого питч бенд.) а если где то нужно чуть подъезд сделать, то можно быстро чиркануть пинчбенд. Надеюсь ято я понятно написал.
 
кстати говоря NP это тоже физмод (струнные и дерево точно)
карты экспресси в NP именно на это и построены на различных комбинациях переключения СС
 
Надеюсь что я понятно написал.
Понятно. Но смысл нотного редактора в том, чтобы я (в идеале) вообще никогда не ходил в плей-мод и ничего там не дорисовывал. Если я вынужден дорисовывать, и много дорисовывать, то я работаю в DAW, а не в нотном редакторе. До тех пор, пока мне приходится туда ходить, что-то идёт не так.

карты экспрессий в NP именно на это и построены на различных комбинациях переключения СС
Ну ёлы. Дело не в том, что NP это физмод, а в том, что NP создавался для нотных редакторов, причём только для нотных редакторов. Он по дизайну заточен на это. А СВАМы и всё прочее физмодное про нотные редакторы не, не думают вовсе. (Судя по качеству свамовских демок, сами производители СВАМов и ноты-то давно разучились читать, и классику слушают раз в несколько лет.)
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: V_ad_im
Столь же полезным, как и в DAW. Киношные композиторы используют вовсю. Стабильность связки VEPro и Дорико точно такая же, как и с Кубейсом.
Если в Дорико включить Independent Voice Playback, то можно разными библиотеками играть с одного нотного стана. Например, первую пару голосов (Up-stem Voice 1 и Down-stem Voice 1) отправить на «большую» струнную группу (1-2 инстанции), а вторую пару — на две инстанции камерного оркестра (для divisi). Графически неотличимо, какой парой голосов набран нотный текст. Напрямую это к VEPro отношения не имеет, можно и без. Но хранить и использовать повторно вот такое всякое навороченное удобнее, конечно, в Вене.
==========
Огромнейшее Вам спасибо за очень полезную информацию, видимо нужно будет купить. Не подскажете на сколько компьютеров лиц?
 
на сколько компьютеров лиц?
Айлочная система, на один компьютер. С iLok-донглом или онлайн (но онлайн-активация в интернет лезет очень часто).

(У меня со старых времён есть неиспользуемая лица на ненужном донгле, через скорое время буду выставлять её на реализацию по демпингу, но только вместе с Голливудами и ещё чем-нибудь, до чего руки годами не доходят.)
 
  • Like
Реакции: Dimakon2022
Никто же не читает, что нового и что исправлено в очередном апдейте Дорико, все методом тыка пробуют, да? Однако в описании последнего апдейта появилась лучшая запись всех времён и народов. Кто-то из пользователей попросил исправить правописание одного слова в интерфейсе с английского варианта английского на американский. Дэниел исправил и так прокомментировал:

— Hold on to your bald eagles, folks! The colonial, tea-sipping limey spelling of “minimise” has been corrected to the true, freedom-loving, stars-and-stripes-approved “minimize.

Мой вольный перевод:

Так, получайте своего Белого Орла! [Белый орёл — символ США. — Д.Р.] Колониальное написание слова «minimise», напоминающее о чаепитии с лаймом, было исправлено на настоящее, свободолюбивое, одобренное звездно-полосатым флагом «minimize».

Неплохой коммент от британца!

===============
Тем временем я докатился до того, что перевожу для форума свои же собственные сообщения на англоязычных ресурсах.

Разговор зашёл о том, что с маленькой (4-5 октав) миди-клавиатуры невозможно сразу ввести ноты в самом верхнем и самом нижнем регистрах у октавно- и квинтдецимо-транспонирующих инструментов, поскольку такие инструменты в Дорико не меняют написание при переключении между Transposed и Concert Pitch, их можно ввести только в другой октаве и после транспонировать. В Финале довольно поздно, но появилась возможность менять настройки октавно- и двухоктавно-транспонирующих инструментов, а в Дорико пока это не сделано.

Моё решение таково. Нужно отредактировать сами инструменты: Library ► Instrument. Возьмём для примера колокольчики (инструмент, транспонирующий на квинтдециму вверх) и контрабас (транспонирующий на октаву вниз).

Глёки:

254437



Контрабас:

254438



Теперь контрабас и глёки при переключении между Transposed и Concert Pitch ведут себя точно так же, как и другие транспонирующие инструменты. Они транспонируют. Ниже моя маленькая пьеса для контрабаса и колокольчиков. Скриншот сделан в режиме Transposed Pitch (в таком виде партитура отправляется музыкантам). Инструментом Lyrics обозначены клавиши, которые я нажимал, чтобы ввести нотный текст (C4 это центральная «до», или до первой октавы по-нашенски). Клавиши на миди-клавиатуре и в первом, и во втором тактах нажимались одни и те же, но первый такт набран в режиме Concert, а второй в режиме Transposed, и результаты разные.

254439


Вопрос с маленькой миди-клавиатурой решён. Однако я написал запрос (фиче риквест), какие я хотел бы видеть улучшения по части транспонирующих инструментов.

(Продолжение следует.)
 
(Продолжение.)
Текст запроса к команде Дорико. Обратный перевод с английского, возможны стилистические корявости.

Способ [каким Дорико обращается с 8'- и 15'-транспонирующими инструментами] хорош, но не универсален. Лично я не очень озабочен
«sounding pitch» [высота звука, которую производит Дорико при нажатии на миди-клавиатуре; для Кларнета in B в режиме Transpose при нажатии на «до» будет звучать «си-бесоль», об этом речь], поскольку большую часть времени работаю с выбранным Silence Template и рояльным звуком (в Кубейсе, запущенном на заднем плане). Но позвольте мне описать два сценария, в которых я определённо хотел бы, чтобы октавно-транспонирующие инструменты таки транспонировали.

Сценарий 1, традиционный.

Как аранжировщику, мне довольно часто приходится делать оркестровки для оркестра русских инструментов (балалайки, домры, баяны, и т.п.). В этом оркестре две струнные группы. Первая, группа домр, выполняет ту же функцию, что и струнная группа в оркестре европейском. Домра в основном одноголосный инструмент, и чаще всего играет мелодии и вторые-третьи голоса. Альтовая домра — октавно-транспонирующий инструмент, и это является небольшой проблемой: если у вас две строки транспонируют на октаву в середине оркестровой группы, это часто приводит к ошибкам — к записи в неверной октаве. [В европейском оркестре октавно-транспонирующие инструменты либо находятся с краю оркестровой группы, как контрафагот, контрабас или пикколо, либо вовсе не входят в стандартную группу, как челеста, антильские тарелочки или колокольчики; на краю группы октавный транспорт реже приводит к октавным ошибкам при записи нот.] Я модифицировал Альтовую домру так, чтобы она показывала транспорт. А поскольку по внешнему виду экрана невозможно определить, в Concert или Transposed программа находится в данный момент, я ещё и поменял ключ для режима Concert на «скрипичный с восьмёркой снизу», что, разумеется, неправильно, но как указатель, в каком режиме программы мы работаем в данный момент, работает хорошо. Ниже пример домровой группы вместе с фортепианным клавиром. Работать с включённой у альтовых домр транспозицией оркестровщику гораздо удобнее. [Мои извинения за названия инструментов на неподходящем языке.]

254441



Примерно так же обстоит дело и во второй струнной группе русского оркестра, в группе балалаек. Балалайка Прима определённо может считаться виртуозным инструментом. Но когда русские скрипичные мастера попытались создать группу балалаек из балалайки примы, увеличивая размер инструмента (в конце XIX века), у них получились довольно неуклюжие инструменты балалайка секунда и балалайка альт. Поэтому в оркестре эти инструменты обычно исполняют, делят между собой аккорды аккомпанемента и редко когда играют что-то более значимое. Проблема в этой группе та же: балалайка альт — октавно-транспонирующий инструмент в середине оркестровой группы. Для удобства своей работы я включил ей транспозицию и поменял ключ. В примере ниже видно, насколько удобней переносить из клавира аккорды аккомпанемента, если балалайка альт транспонирует.

254442



Но. В этом примере мы видим также и басовую линию, удвоенную в октаву и исполняемую балалайками-бас (нетранспонирующий инструмент) и балалайками-контрабас (октавно-транспонирующий инструмент). Замечу, что очень часто эти инструменты делят между собой одну нотную строчку, как это было в европейском оркестре с виолончелями и контрабасами во времена Бетховена. [Это намёк на одну из давно обсуждаемых проблем в Дорико — как на одной строке могут уживаться транспонирующий и нетранспонирующий инструменты.] Таким образом, было бы хорошо, чтобы не все инструменты при переключении в режим Transposed транспонировали. Балалайка альт должна транспонировать, балалайка контрабас — нет (незачем).


Как это могло бы быть организовано. Было бы хорошо иметь включать и выключать транспозицию октавно-транспонирующих инструментов в меню Edit. При этом в Setup Mode у каждого инструмента включалась бы и выключалась своя опция, что-то вроде «транспонировать этот инструмент при включении октавной транспозиции в Concert Pitch». Примерно так уже организовано включение (или исключение) инструментов в группу «Rhythm Section Instrument», что влияет на показ или скрытие аккордовых символов.
Также было бы удобно, чтобы цвет полей экрана немного менялся при переключении между Concert и Transposed. Например, светло-голубой для Concert (как сейчас) и светло-зелёный для Transposed. Примерно так, как уже сделано различение партитурных раскладок (белый фон) и раскладок партий (желтоватый).

===========
Сценарий 2, современный.
Например, я, как композитор, хочу какой-то раздел своей пьесы оркестровать только в высоком регистре, используя только высокие флажолеты у струнных, колокольчики, рояль, арфу, флейту пикколо и т.п. В этом сценарии я так же хотел бы иметь возможность видеть все инструменты в их реальном звучании. Просто чтобы разница между тем, что я вижу на экране, и тем, что я слышу внутренним слухом, не была столь разительной. И в этом сценарии мне не так важно, сколько добавочных линеек будет на экране. [Скрипачи, флейтисты и тубисты определённо предпочитают запись без «восьмёрок», с любым количеством добавочных линеек.] Если их станет слишком много, я всегда могу временно поставить транспонирующий ключ.
 
  • Like
Реакции: V_ad_im
Доброго времни суток! Кто пользуется NPPE и HOOPUS (Dorico Sibelius) не обновляйтесь на OPUS 1.5.4 , не корректно работают струннные в частности легато патчи.
если кто обновился тут ссылка для скачивания стабильной версии
вот ссылки на скачивание 1.5.2
macOS: https://software.soundsonline.com/Products/OPUS/Opus_1.5.2_Mac.zip

Windows: https://software.soundsonline.com/Products/OPUS/Opus_1.5.2_Win.zip
 
  • Like
Реакции: Saw, V_ad_im и dr-music
В связи с последними событиями, связанными с закрытием Финала, попробовал поработать в Дорико. В целом, можно привыкнуть. Многое реализовано удобнее, чем в Финале, если сравнивать базовый функционал. Я в Финале много использую скриптов, даже сын мне правил некоторые скрипты под мои запросы. Много сделал горячих клавиш через Автохоткей. Допустим, включение и выключение воспроизведения через ALT+пробел, квантизация выделенного нотного текста, установка лиг и знаков крещендо и диминуэндо в выделенном материале и многое другое. Разобрался с картами экспрессии в Финале, чтобы штрихи адекватно в разных инструментах переключались. Это я пишу к тому, чтобы было понятно, что Финал я изучил достаточно хорошо. И тут неожиданно такие новости... Понятно, что я, как работающий на Windows, могу пока сильно не переживать. У меня на 10-ке запускается и работает даже Финал 2007)). Но это обстоятельство побудило меня, как давно присматривающегося к Дорико, задуматься о дальнейших планах. Пока для себя решил, что буду постепенно изучать Дорико, но только в своих проектах, где нет спешки. Потому что в процессе работы в Дорико, бывало, зависал надолго, ища решение вопроса. Попутно узнал, что в Дорико можно записывать свои макросы и назначать на них горячие клавиши, что очень удобно. Метод, правда, нештатный, но рабочий. Сам создал несколько макросов и назначил горячие клавиши. Интересующимся оставляю ссылку на найденное видео с описанием метода. Про Мак не знаю, работает или нет этот метод.

 
Вышел новый cubase 14 с обновленным нотным редактором (Dorico)

dr-music ждем коментов от профи)​


 
Последнее редактирование:
Вышел новый cubase 14 с обновленным нотным редактором (Dorico)

Конечно, на первый взгляд, все стало намного приличнее выглядеть. И это радует. Но надо понять, что это разные продукты и весь фунционал Дорико, естественно, никто не будет включать в Кубейс. Я из-за ущербного нотного редактора перешел в свое время из Кубейса на Рипер. Надо будет попробовать новый Кубейс.​

 

Сейчас просматривают