хотел узнать бы о Vienna Ensemble Pro. Насколько может быть полезным?
Столь же полезным, как и в DAW. Киношные композиторы используют вовсю. Стабильность связки VEPro и Дорико точно такая же, как и с Кубейсом.
Если в Дорико включить Independent Voice Playback, то можно разными библиотеками играть с одного нотного стана. Например, первую пару голосов (Up-stem Voice 1 и Down-stem Voice 1) отправить на «большую» струнную группу (1-2 инстанции), а вторую пару — на две инстанции камерного оркестра (для divisi). Графически неотличимо, какой парой голосов набран нотный текст. Напрямую это к VEPro отношения не имеет, можно и без. Но хранить и использовать повторно вот такое всякое навороченное удобнее, конечно, в Вене.
==========
По поводу СВАМов. Что-то по вашим ссылкам я уже видел, что-то бегло просмотрел сейчас. Очень, очень много «но».
Я вижу, что карты экспрессий (EM, expression maps) в нынешнем виде абсолютно не подходят для управления физмодом. Не подходят тотально — ни в Кубе, ни в Дорико, ни где-либо ещё. Только малую часть возможностей физмода можно переключать с помощью штрихов, орнаментов или PT — т.е. чисто нотным способом. Всё остальное управляется только в стиле DAW — рисованием CC, PB и т.д.. Ну и какой смысл в картах экспрессий, если 95% управления физмодом всё равно будет рисоваться или тупо наигрываться по MIDI с помощью breath-контроллеров и прочих приблуд?
Идея у меня есть, как это могло бы быть в одном из идеальных миров. Как всегда, мои идеи могут считаться гениальными, или просто провидческими, или инженерно-небезынтересными, или дурацкими, или невыполнимыми, или нах никому не нужными. Как всегда, мне пох — я просто размышляю, и иногда делаю это «вслух», т.е. записываю для форумов. Сейчас попробую описать своё видение, как это могло бы работать на примере духовых СВАМ, одного из штрихов.
Вот что уже есть в Дорико в джазовых орнаментах. Все эти флипы, тёрны, дуиты, фоллы...
Если в сэмплерной библиотеке наличествуют эти красоты, то Дорико без проблем их включит-переключит, карты экспрессий для того и созданы. А физмод всё это (и всё не это) без проблем может сыграть, но у него нет, и в силу его природы никогда не будет переключалок для таких отдельных штрихов.
Физмоду, чтобы исполнить, к примеру, «Doit (smooth) wavy», нужно на короткий отрезок времени усилить вибрацию (пусть это будет CC1) — это первая кривая которую пользователю придётся нарисовать. Далее, физмоду нужно исполнить (а пользователю — нарисовать) вторую кривую — питч-бенда. А ещё нужно нарисовать и исполнить третью кривую — громкости/экспрессии. А ещё, поскольку это smooth (а есть и не smooth), нужно если и не нарисовать кривые, то хотя бы установить подходящие этому штриху-орнаменту точные значения глубины и скорости вибрации, которые для других штрихов-орнаментов были бы другими. Если таких штрихов много — рисовать устанешь очень быстро, и начинать не стоит.
А идея моя заключается в следующем. На каждый штрих может быть создан маленький MIDI-клип, который уже содержит в себе подходящие нарисованные кривые и разовые значения CC, которые в конце клипа возвращаются к дефолтному значению (например, питч-бенд возвращается к середине). Будет называть такие клипы Expression MIDI Clip, EMC.
Как это работает. Если я ставлю над нотой значок «Doit (smooth) wavy» (третий в третьем ряду на картинке), Дорико с помощью карты экспрессии ставит на эту ноту не обычную переключалку, как это происходит в нынешней версии карт экспрессии, а соответствующий миди-клип, EMC. EMC не смешивается с другими уже прописанными пользователем контроллерами, а существует в виде наложенного (видимого на треке в плэй-моде) прямоугольничка. Это как бы модулятор для миди потока, генерируемого с нотного стана.
Точно такие же клипы могут быть созданы для двойного или тройного стаккато, для фруллато или тремоло, для имитации передува или мультифоников — для чего угодно, что умеет конкретный физмодный инструмент. И только по такой схеме мы получаем настоящую связь между нотным символом и его миди-реализацией — без необходимости каждый раз становиться daw-рисовальщиком.
Ну, а дальше можно перечислять чисто интерфейсные вещи.
— В плей-моде может включаться и выключаться показ EMC. Точно так же, как в(ы)ключается показ Signposts в меню View.
— Все EMC сохраняются в свою отдельную библиотеку EMC, причём они могут быть сохранены как для использования внутри проекта, так и для использования в любом следующем проекте (стандартная дориканская схема с закрашенной или незакрашенной звёздочкой).
— В каждом конкретном месте прямоугольничек может быть слегка отредактирован пользователем (в Play Mode) — растянут-сжат, компрессирован-расширен — для более точной подгонки под темп и динамику. Похожие вещи уже есть и в Кубе, и в Дорико для работы с велосити.
— А в самой EMC-библиотеке каждый конкретный EMC может быть отредактирован глобально под свой вкус, под свои нужды. Или скопирован ради ещё одного варианта штриха.
— В каждом конкретном месте можно попросить Дорико конвертировать содержимое прямоугольничка EMC в обычные миди-события, как будто они были прорисованы вручную. Это может быть удобно, если я расхотел иметь значок в партитуре, но хочу сохранить исполнение (да просто хочу взять заранее подготовленное MIDI для конкретного штриха-орнамента)...
Примерно так вижу.