Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
Не иначе буржуи фильтруют русских
Тут, кажется, всё интересней, загадочней. По косвенным признакам предполагаю украинский аккаунт у composer, а выход в сеть — европейский. «Всё чудесатее и чудесатее» (с) Оставил дурацкий комментарий под роликом без всяких ВПНов, и я его вижу.
Upd.: После размещения своего коммента вижу коммент composer'a. Удалил свой, всё рано вижу.
Наверно межсерверный кэш ютуба глюкнул-тормознул, а мы всё политику ищем.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: V_ad_im
И воспроизводит ли дорико постепенное понижение/повышение на четверть тона в нужном времени, или просто воспроизводит высоту "со старта"?
Поигрался чуть с этим. Такие наблюдения.
1) При исполнении микрохроматических знаков альтерации Дорико посылает команды нотного питч-бенда (VST3), а не канального. Что означает, что одна нота в одновременно сыгранном интервале или аккорде может быть микрохроматической, другая обычной. И что означает, что VST2 плагин для озвучки не годится.
2) Если между двумя нотами написать глиссандо, то Дорико играет хроматическую гамму, даже если выбрана система 24-EDO. Можно исполнение глиссандо подавить (suppress) в нижней панели. Вариант: можно между нотами вместо глиссандо нарисовать линию (требуемой графики, хоть бы такую же, как глиссандо), она по дизайну программы не исполняется никак, но это менее удобно.
3) Нарисовав и подавив исполнение глиссандо, можно в режиме Play нарисовать питчбенд (рисуется как в DAW), но он на этот раз будет канальный, т.е. будет питчить все одновременно сыгранные ноты.
4) Если же включить Independed Voice Playback для инструмента, то этот канальный питчбенд будет действовать только на один голос (тот, для которого он нарисован). Звуки интервала или аккорда должны быть тогда записаны в разных голосах, если глиссандировать должен только один из них.
5) Два питчбенда, канальный и нотный, вроде бы (проверьте, кто с ушами и мозгом) складываются и не мешают друг другу.
6) Рисовать кривую питчбенда до достижения нужной высоты — неудобно. Метод тыка — не самый продуктивный. Но пока так.
 
  • Like
Реакции: сomposer и V_ad_im
Здравствуйте.
Столкнулся с проблемой:
При экспорте MusicXML табов из дорико, и импорте их в другие нотные редакторы (пробовал сибелиус и мюзскор), импортируются только ноты на нотном стане, табулатура не отображается (и соответственно необходимо что бы импортировалась полноценно табулатура с проставленными в дорико ладами).
Мануалы и быстрый гуглинг пока не дали ответа, может кто сталкивался и нашёл решение?
 
может кто сталкивался и нашёл решение?
Здравствуйте, @BinAFA.
Не сталкивался, с табами не работаю, но могу попробовать разобраться. Выложите сюда в zip-архиве короткий файл (такта 4) для экспериментов. Или мне на почту (мой-никнейм на яндексе).
 
Добрый день! Банальный, но нужный вопрос: )) Только у меня буква "Я" из другого шрифта?
Вроде ерунда, но не аккуратненько) Как изменить?
 

Вложения

  • Снимок.JPG
    Снимок.JPG
    16,1 KB · Просмотры: 85
Только у меня буква "Я" из другого шрифта?
У всех, увы.

Проблема заключается в том, что в шрифте Academico, являющимся шрифтом по умолчанию в Дорико, до сих пор нет кириллических (а так же греческих) символов. В этой ситуации недостающие символы подставляет OS, и Дорико никак не может на это повлиять. Плохо в этом ещё и то, что для экрана и для принтера эти произведённые OS замены могут быть различны (на это Дорико тоже влиять не может).

Решение: В меню Library ► Paragraph Stlyles выберите вкладку «Default Text» и поменяйте шрифт на другой, содержащий кириллические символы. Обратите внимание: почти во всех других вкладках (Стилях Параграфа) этого окна в поле «Parent» стоит ссылка на Default Font. Соответственно, если поменять шрифт в «Default Text», шрифт поменяется и для других текстовых объектов Дорико, использующих Стили Параграфа.

Первые версии Дорико были без механизма Стили Параграфа. На этот механизм постепенно переводятся все текстовые объекты, эта работа ещё не завершена.

Update. Из источников, не столь отдалённых: «Academico is an open-source interpretation of New Century Schoolbook». Это если хочется найти максимально похожий шрифт.
 
Последнее редактирование:
Всем привет.

Есть проблема. Имеются миди-файлы разных инструментов, выгруженных из Cubase. При импорте их в Dorico для каждого нового миди-файла создаётся отдельный фрагмент, но никак не добавляется к уже существующему макету оркестра.

Пример:
Шаблон в Dorico - обычный оркестр с пустыми партиями. Есть миди-файл флейты. При импорте его он не ложится на партию флейты из уже существующего шаблона, а создаёт отдельный фрагмент.

Можно, конечно, руками покопипастить всё это дело в основной макет, но подозреваю, что может существовать способ почеловечней.

Заранее благодарю!
 
может существовать способ почеловечней
Человечным мне кажется такой способ: открыть одновременно Дорико в режиме Play и Кубейс и мышкой перетягивать MIDI-парты Кубейса прямо на дорожки в Дорико, стараясь попадать сразу в нужный такт (получающиеся прямоугольники в Дорико подвинуть уже нельзя).
 
Человечным мне кажется такой способ: открыть одновременно Дорико в режиме Play и Кубейс и мышкой перетягивать MIDI-парты Кубейса прямо на дорожки в Дорико, стараясь попадать сразу в нужный такт (получающиеся прямоугольники в Дорико подвинуть уже нельзя).

Так, а если Кубейс находится в другом месте? :) (работаю удалённо)
 
а если Кубейс находится в другом месте?
То установить пробную версию :)
На самделе я не знаток лучших способов перетаскивания миди-файлов из Куба в Дорико, я всё больше MusicXML из других нотных редакторов таскаю.
 
Человечным мне кажется такой способ: открыть одновременно Дорико в режиме Play и Кубейс и мышкой перетягивать MIDI-парты Кубейса прямо на дорожки в Дорико, стараясь попадать сразу в нужный такт (получающиеся прямоугольники в Дорико подвинуть уже нельзя
Совершенно справедливо! Это действительно удобный способ! Я так постоянно работаю. Только я не перетаскиваю сразу в нужный такт, а просто перетаскиваю в рабочую область дорико.Клип импортируется в отдельное окно, в котором можно при желании сделать корректуры. посли чего просто делаю копипаст в нужное место и фсе. Имхо очень удобно!!!
 
Совершенно справедливо! Это действительно удобный способ!
Если мы говорим о самом удобном воркфлоу, то мне кажется важным всё же работать с двумя мониторами — одним 4K для самих нот, а вторым — 2K (если на второй 4K не хватает средств). И не потому, что Дорико требует этого, а потому что Дорико может многое с двумя мониторами, и работает в таком режиме абсолютно стабильно. Что именно можно делать с двумя мониторами.
1) Д. может открывать один и тот же документ в двух копиях (да хоть в десяти, но я не могу придумать, зачем) и, по желанию, в двух окнах. Например, если нужно частично скопировать первый куплет в третий, открываем документ на дополнительном мониторе в районе первого куплета, на основном — в районе третьего, и копируем нужное, не утомляясь и не путаясь в тактах.
2) Д. может открывать в разных окнах один и тот же документ в режиме Play и в режиме Write. Причём для режима Плей 4K-монитор, в общем, и не обязателен (как и для Кубейса). Картинки синхронизированы, выделенное в одном окне (любом) перемещается в фокус (в центр экрана) во втором. Пишем музыку нотками, тут же правим исполнение (playing durations, контроллеры, не отражённая в нотах динамика — вот это всё). Всё перед глазами.
3) Д. может открывать один документ а) в Page и Galley View (в последнем не видны многие «красоты» и тонкие опции, а на странице видны), б) в конденсированном и обычном виде, в) в транспорте и в concert pitch, г), д), е)...
4) При наборе нот с рукописи или бумажной копии: проще отсканировать и на втором мониторе разместить исходник. Перевод взгляда с отражающей бумаги на светящийся монитор для мозга более затратен, чем перевод взгляда между двумя мониторами.
5) При работе с Кубейсом — ну тут, вроде, всё очевидно. Кстати, @Amely Suncroll, Кубейс Элементс стоит 99 у.е., и он открывает файлы старших версий (с потерями, но они касаются в основном роутинга и аудио-части). Однако в нём «разрешены» 64 MIDI-трека и 24 инструментальных — для оркестровой музыки более чем. Если Ваш удалённый заказчик мог бы вместо отдельных MIDI-файлов присылать упрощённый проект Кубейса, то многие проблемы разрешились бы. Мне кажется, не такие большие это вложения, если работа постоянная.

Update: Если у кого очень-очень старая видеокарта, то следующая версия Дорико может попросить апгрейда: начиная с версии Дорико 5.0 (ожидается очень скоро) видеокарта должна поддерживать Direct3D 11 и Shader Model 5.0. Видеокарты, выпущенные за последние десять лет, в основном эту поддержку имеют.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Landre и zanoga
5) При работе с Кубейсом — ну тут, вроде, всё очевидно. Кстати, @Amely Suncroll, Кубейс Элементс стоит 99 у.е., и он открывает файлы старших версий (с потерями, но они касаются в основном роутинга и аудио-части). Однако в нём «разрешены» 64 MIDI-трека и 24 инструментальных — для оркестровой музыки более чем. Если Ваш удалённый заказчик мог бы вместо отдельных MIDI-файлов присылать упрощённый проект Кубейса, то многие проблемы разрешились бы. Мне кажется, не такие большие это вложения, если работа постоянная.

Да, можно и так, правда, без Кубейса всё равно странно, что Дорико создаёт отдельные фрагменты для партий + для каждой выскакивает по два окна подтверждения с некоторой задержкой, в которых нужно ещё выбирать каждый раз настройки (это не просто нажать Enter много раз), и ещё потом копипастить всё в оркестр, перелистывать все эти листы туда-сюда... Ух.

Хорошо, что такое случилось лишь один раз. Если бы это было на постоянной основе, я бы сошла с ума :)


Совершенно справедливо! Это действительно удобный способ! Я так постоянно работаю. Только я не перетаскиваю сразу в нужный такт, а просто перетаскиваю в рабочую область дорико.Клип импортируется в отдельное окно, в котором можно при желании сделать корректуры. посли чего просто делаю копипаст в нужное место и фсе. Имхо очень удобно!!!

А вот кому-то удобно именно так.
 
Хорошо, что такое случилось лишь один раз. Если бы это было на постоянной основе, я бы сошла с ума :)
Если случится во второй раз, то попросите заказчика открыть весь проект во внутреннем нотном редакторе Кубейса (Ctrl-A — Ctrl-R) и затем экспортировать его в MusicXML. В Дорико много опций импорта MusicXML, и при этом подходе импортируется сразу весь проект. А то как-то в 2023-м году перетаскивать музыку через MIDI-файлы, да ещё отдельными треками (зачем??), выглядит... несколько архаично. Мягко выражаясь.
Если заказчик не поленится переназвать треки по-человечески, грамотно (названия инструментов на английском или итальянском), то Дорико сам распознает и подставит нужные инструменты для озвучания.

У меня сейчас нет ни одного доступного проекта в Кубейсе, чтобы вытащить оттуда MIDI-файл и потом сравнить с тем, что прочитает из него нотный редактор. Однако я понарисовал каких-то рандомных CC в текущем проекте Дорико, экспортировал MusicXML, импортировал его обратно — и все CC благополучно сохранились. Надеюсь, что изменения темпа переносятся столь же хорошо (должны). Да, при этом подходе тоже создаётся новый flow, но это ведь защита от потери информации, т.е. меньшее из зол.
 
Последнее редактирование:
А то как-то в 2023-м году перетаскивать музыку через MIDI-файлы, да ещё отдельными треками (зачем??), выглядит... несколько архаично. Мягко выражаясь.
Ну это от задачи зависит.) Часто нужно откорректировать какойто фрагмент,. или часть партитуры.....Это дает некотору мобильность в отличие от xml как мне кажется. Хорошо когда напр. в кубе сделал. В xml выгнал, В дорика загрузил - продал и забыл!))) Но жизнь не всегда такая легкая!)) Там исправить, здесь поменять. итд. В этом случае взять из куба, и перетащить часть миди трека в нужное место-счастье!))
 
Завтра новости. А сегодня видео о том, как гравировали ноты резцами на листе металла. Держал я когда-то в руках несколько стальных штампов с нотными символами тех ещё времён, но никогда не видел процесс целиком.

 
Dorico 5




Как всегда, многое улучшено, а многое не тронуто. И, соответственно, многие будут рады, а многие традиционно начнут хейтить. В этой версии каких-то новых супер-функций для нотации, вроде Condensing (Dorico 3) или KeyEditor в Write Mode (Dorico 4), нет. Акцент разработчики сделали на проигрывании партитур, что лично для меня как раз наименее интересно. Однако при попытке перечислить только значимое из нового, у меня получился довольно длинный список.
Не могу знать, что там происходит в Штейнберге/Ямахе, но, по косвенным сведениям, над Дорико сейчас работает не больше пяти человек. Для такой маленькой команды проделанная работа просто огромна.

1) Space templates и Stage templates — эти новые темплейты, названия которых говорят за себя, становятся частью плейбек-темплейтов. Эти инструменты не предназначены для замены профессиональных решений, вроде Vienna MIR или VSS. Равно не предназначены они и для библиотек, записанных со своей акустикой, или для того же NotePerformer'а, который решает вопросы панорамирования и отражений сам. А вот для родных штейнберговских и прочих сухих библиотек — самое то.

229945



229946



2) Pitch contour emphasis — алгоритм улучшения проигрывания мелодических линий, ещё один шаг к «гуманизации» плейбэка.
Отмечу здесь некоторую синхронность движения Дорико и НотПерформера с его NPPE в сторону достойного проигрывания партитур с минимальными усилиями со стороны композитора/аранжировщика. Только у NP ещё и фора есть — дополнительная секунда на заглядывание в будущее.

3) Поддержка GrooveAgent — позволяет не только просто использовать звуки и ритмы ГрувАгента, но и не выписывать подробно партию ударных там, где это никому и не нужно, и при этом при озвучании партитуры слышать ударные. Паттерны переносятся в Дорико драг-н-дропом.

4) MIDI trigger regions — дополнение к KeyEditor и к поддержке ГрувАгента. Этот инструмент предназначен для отправки по назначению MIDI-нот, которые не должны быть видны в партитуре. Контроллеры (СС) для управления VSTi можно было и раньше прописать в KeyEditor’е без влияния на внешний вид партитуры, а нотки-кейсвитчи — нет. Вот как раз для переключения паттернов новый тип региона прежде всего и предназначен.

5) Scrub playback — очень удобная функция для прослушивания вертикали партитуры в любом месте. Горячая клавиша Ctrl-Space-двигать мышкой (Alt-Space на Маке). Функцию можно включить и кнопочкой с динамиком (Write Mode, справа вверху). Отключается клавишей Escape.

6) Instrument editor — наконец-то лёд тронулся! Но пока всё с довольно серьёзными ограничениями: нельзя создать инструмент с нуля, только модифицировать существующий. Нельзя поменять класс инструмента и, например, его (не)принадлежность к ритм-группе (если опция показывать/не показывать аккордовые символы для инструментов ритм-группы используется, то становится важным, к какому классу относится инструмент). Пока ещё нет полноценной поддержки редакции драм-китов. Но зато уже можно альтовым домрам и балалайкам альт (эти инструменты транспонируют на октаву вниз и находятся в середине своих групп) поставить ключ с восьмёркой для Concert Pitch и в процессе работы наблюдать за ними в малой октаве. Место для нового инструмента в партитуре тоже пока задать нельзя. Всё это будет доводиться до ума на протяжении 5.х периода.

7) Live note editing — теперь ноты можно двигать мышкой. Согласно идеологии Дорико этот способ был недоступен, ибо случайное движение мышью могло повредить партитуру. Теперь этот способ есть, но ради безопасности можно менять либо высоту, либо ритмическое положение выделенного, но никак не вместе. Режим можно полностью отключить в Преференциях.

8) Multiple item creation — теперь можно Playing Techniques, Орнаменты (трели, глиссандо и т. п.) и Регионы создавать сразу на всём выделенном, а не по одной ноте или не по одному нотному стану, как раньше.

9) Ключи и транспонирующие линии с восьмёрками теперь можно прятать отдельно в каждой раскладке (напр. дирижёру спрятать добавочные линейки под восьмёркой, а исполнителю оставить). Жизненно.

10) Важное усовершенствование в структуре ExpressionMaps: теперь каждой артикуляции можно назначить свой дилэй (или, чаще, минус-дилей), для выравнивания атак медленно выплывающих и коротких штрихов. (Кубейс пока отстаёт и в этом.)
Обратная сторона медали — экспрешн-мэпы теперь, в общем и целом, переделывать придётся. Но результат стоит трудов: если уберётся необходимость вручную выравнивать штрихи по скорости атаки (ловкость в этом деле в некоторых «простецких» сообществах приравнивается едва ли не к композиторскому мастерству, что, конечно, нонсенс), то жить станет проще и веселее.

11) Добавлены новые музыкальные шрифты (некоторые с сопутствующими буквенными шрифтами), в том числе и из других нотных редакторов: Finale Ash, Finale Broadway, Finale Jazz, Finale Maestro, Golden Age, Leipzig, Leland, Sebastian. С некоторыми из шрифтов есть проблемы (впрочем, для подавляющего большинства малозначимые), но эти проблемы на стороне шрифтов, а не на стороне Дорико. Проблемы в основном связаны с разным отображением на Маке и Виндовс при использовании внутри текста (буквенного текста, т. е. не в партитуре). Производители шрифтов уведомлены о проблеме.

12) Note input — двойное нажатие для получения нот с точками. Например, если быстро дважды нажать 6, то вводимая или уже записанная нота станет не четвертью, а четвертью с точкой. Гениально!

13) Группировка нот в размере 2/2 теперь возможна, как если бы стоял размер 4/4. Иногда очень не хватало этой вроде бы мелочи.

14) Упрощён ввод любых символов Уникода — вводим 4 знака шестнадцатеричного кода и нажимаем Alt-X.

15) Follow Playhead — новый переключатель на Status Bar’е. Позволяет странице не перелистываться при проигрывании. Эту функцию удобно использовать при двух открытых окнах, а также при копировании «на дальнюю дистанцию».
Также на статус-баре появились переключалки Concert/Transposed и Page/Galley.

16) Возможности Dorico Elements и Dorico SE значительно увеличены (см. справку) и перестали быть похожи на кастрацию.


В 17-00 по Мск ожидается стрим с подробным представлением новой версии.

 
Последнее редактирование:
над Дорико сейчас работает не больше пяти человек.

Вот глядя на то, что и как делается с Дорико, я начинаю сильно желать, чтобы вот эта команда из пяти человек перешла в отдел, в котором работают над кубейсом/нуендо, а всех, кто там работал до этого момента уволить нахрен без права восстановления!
 
А если вы мне скажете, что у Дорико интерфейс на виндовс работает в 60 фпс, как и на маке, то я прям за себя не ручаюсь уже!
 
работает в 60 фпс
А как это можно проверить? И что такого меняется в нотном редакторе за сравнимый с одной шестидесятой долей секунды период, чтобы это имело значение?
Кстати, ответ наверняка был бы примерно такой: «этим занимается Qt (фреймворк, на котором написан Дорико), это не под нашим контролем».
 
А как это можно проверить?

Это видно в сравнении с тем, как работает кубейс на маке!

И что такого меняется в нотном редакторе за сравнимый с одной шестидесятой долей секунды период, чтобы это имело значение?

А я про то, что если дорико так и работает, то дерганный кубейс на виндовс это прямо плевок в души его виндовс пользователей! И с этим надо разбираться)))
 
И с этим надо разбираться)))
Ну, разбирайтесь! :))
На самом деле, что мешает тебе поставить пробничек Дорика и рассказать народу, такой же он дёрганый, как Кубейс, или не такой?
Мне настолько пофиг эта сторона вопроса, что я даже не в состоянии заметить разницу. Искренне. Вощем, нечего мне сказать по этому поводу.
 
@dr-music, а я в свою очередь только что глянул на ютубе как работает дорико 5 на маке и увидел, что он там такой же дёрганный, как и куб на РС :DВопрос закрыт:Dle46:
 
@Dmitry Stepin, я надеюсь, что с тобой самим всё в порядке (насчёт дёрганности) :D Не, правда, я не видел сообщений от других пользователей, которых эта дёрганность так уж беспокоила бы.
А по существо: свалят всё на Qt, до которого мало кто достучаться может.
В интерфейсе Дорико в куче полей (напр., во всех поп-оверах) не работают наши любимые команды Ctrl-Я/Ч/С/М (в русской раскладке). Добавить их в Qt уже несколько лет не могут, просто закрывают кейсы (запросы) с пометкой «отказать», и всё. А это действительно выбешивает — вроде бы скопировал что-то важное и объёмное в буфер, пролистал до места назначения, а пэйст из буфера устаревший мусор с прошлого копи льёт. Дорикане говорят, что на их уровне это не решаемо...
 
что он там такой же дёрганный, как и куб на РС
Да, дёргается на маке. Но надо отдать должное, что Дорико стал шустрее работать в сравнении с ранними версиями. Просто скорее всего изначально выбор граф движка был задвинут в конец очереди, ибо программа изначально создана для статичных изображений.. За всю жизнь мне только в одной программе шустрость графики нравилась - это в Reason (ну если не считать кубейса v2 для Atari, 3й уже тоже тормоз был). Прям было ощущение, что его писали те же программеры, которые пишут комп. игры. И надо отметить, что шустрость графики в секвенсоре оочень добавляет драйва к настроению в ходе работы! но о каком драйве говорить у наборщиков нот) Особенно у гравировщиков)
 
Последнее редактирование:
Да, дёргается на маке
У тебя мак? И ты в кубейсе же работаешь? Есть же разница между дорико и кубом?

Не, правда, я не видел сообщений от других пользователей, которых эта дёрганность так уж беспокоила бы.
Я в разрезе кубейса конечно же писал) Просто я решил, что раз команда, работающая над дорико настолько продуктивная, то и фейс они наверняка сделали плавным, как в кубе на маке. Но оказалось, что это не так..
 
то и фейс они наверняка сделали плавным,
Разные истории у Дорико и Куба. Фейс дорикане размечают через фреймворк сами, разумеется, а прорисовывает его Qt. У Куба же просто древний код, на Qt не свалишь.
Qt даёт выигрыш в кросс-платформенности. Один раз пишешь код, выпускаешь продукт для трёх платформ (Мак, ПиСи, айПэд). А не самое быстрое видео, очевидно, плата за эту универсальность.
 

Сейчас просматривают