Dorico 5
Как всегда, многое улучшено, а многое не тронуто. И, соответственно, многие будут рады, а многие традиционно начнут хейтить. В этой версии каких-то новых супер-функций для нотации, вроде Condensing (Dorico 3) или KeyEditor в Write Mode (Dorico 4), нет. Акцент разработчики сделали на проигрывании партитур, что лично для меня как раз наименее интересно. Однако при попытке перечислить только значимое из нового, у меня получился довольно длинный список.
Не могу знать, что там происходит в Штейнберге/Ямахе, но, по косвенным сведениям, над Дорико сейчас работает не больше пяти человек. Для такой маленькой команды проделанная работа просто огромна.
1) Space templates и Stage templates — эти новые темплейты, названия которых говорят за себя, становятся частью плейбек-темплейтов. Эти инструменты не предназначены для замены профессиональных решений, вроде Vienna MIR или VSS. Равно не предназначены они и для библиотек, записанных со своей акустикой, или для того же NotePerformer'а, который решает вопросы панорамирования и отражений сам. А вот для родных штейнберговских и прочих сухих библиотек — самое то.
2) Pitch contour emphasis — алгоритм улучшения проигрывания мелодических линий, ещё один шаг к «гуманизации» плейбэка.
Отмечу здесь некоторую синхронность движения Дорико и НотПерформера с его NPPE в сторону достойного проигрывания партитур с минимальными усилиями со стороны композитора/аранжировщика. Только у NP ещё и фора есть — дополнительная секунда на заглядывание в будущее.
3) Поддержка GrooveAgent — позволяет не только просто использовать звуки и ритмы ГрувАгента, но и не выписывать подробно партию ударных там, где это никому и не нужно, и при этом при озвучании партитуры слышать ударные. Паттерны переносятся в Дорико драг-н-дропом.
4) MIDI trigger regions — дополнение к KeyEditor и к поддержке ГрувАгента. Этот инструмент предназначен для отправки по назначению MIDI-нот, которые не должны быть видны в партитуре. Контроллеры (СС) для управления VSTi можно было и раньше прописать в KeyEditor’е без влияния на внешний вид партитуры, а нотки-кейсвитчи — нет. Вот как раз для переключения паттернов новый тип региона прежде всего и предназначен.
5) Scrub playback — очень удобная функция для прослушивания вертикали партитуры в любом месте. Горячая клавиша Ctrl-Space-двигать мышкой (Alt-Space на Маке). Функцию можно включить и кнопочкой с динамиком (Write Mode, справа вверху). Отключается клавишей Escape.
6) Instrument editor — наконец-то лёд тронулся! Но пока всё с довольно серьёзными ограничениями: нельзя создать инструмент с нуля, только модифицировать существующий. Нельзя поменять класс инструмента и, например, его (не)принадлежность к ритм-группе (если опция показывать/не показывать аккордовые символы для инструментов ритм-группы используется, то становится важным, к какому классу относится инструмент). Пока ещё нет полноценной поддержки редакции драм-китов. Но зато уже можно альтовым домрам и балалайкам альт (эти инструменты транспонируют на октаву вниз и находятся в середине своих групп) поставить ключ с восьмёркой для Concert Pitch и в процессе работы наблюдать за ними в малой октаве. Место для нового инструмента в партитуре тоже пока задать нельзя. Всё это будет доводиться до ума на протяжении 5.х периода.
7) Live note editing — теперь ноты можно двигать мышкой. Согласно идеологии Дорико этот способ был недоступен, ибо случайное движение мышью могло повредить партитуру. Теперь этот способ есть, но ради безопасности можно менять либо высоту, либо ритмическое положение выделенного, но никак не вместе. Режим можно полностью отключить в Преференциях.
8) Multiple item creation — теперь можно Playing Techniques, Орнаменты (трели, глиссандо и т. п.) и Регионы создавать сразу на всём выделенном, а не по одной ноте или не по одному нотному стану, как раньше.
9) Ключи и транспонирующие линии с восьмёрками теперь можно прятать отдельно в каждой раскладке (напр. дирижёру спрятать добавочные линейки под восьмёркой, а исполнителю оставить). Жизненно.
10) Важное усовершенствование в структуре ExpressionMaps: теперь каждой артикуляции можно назначить свой дилэй (или, чаще, минус-дилей), для выравнивания атак медленно выплывающих и коротких штрихов. (Кубейс пока отстаёт и в этом.)
Обратная сторона медали — экспрешн-мэпы теперь, в общем и целом, переделывать придётся. Но результат стоит трудов: если уберётся необходимость вручную выравнивать штрихи по скорости атаки (ловкость в этом деле в некоторых «простецких» сообществах приравнивается едва ли не к композиторскому мастерству, что, конечно, нонсенс), то жить станет проще и веселее.
11) Добавлены новые музыкальные шрифты (некоторые с сопутствующими буквенными шрифтами), в том числе и из других нотных редакторов: Finale Ash, Finale Broadway, Finale Jazz, Finale Maestro, Golden Age, Leipzig, Leland, Sebastian. С некоторыми из шрифтов есть проблемы (впрочем, для подавляющего большинства малозначимые), но эти проблемы на стороне шрифтов, а не на стороне Дорико. Проблемы в основном связаны с разным отображением на Маке и Виндовс при использовании внутри текста (буквенного текста, т. е. не в партитуре). Производители шрифтов уведомлены о проблеме.
12) Note input — двойное нажатие для получения нот с точками. Например, если быстро дважды нажать 6, то вводимая или уже записанная нота станет не четвертью, а четвертью с точкой. Гениально!
13) Группировка нот в размере 2/2 теперь возможна, как если бы стоял размер 4/4. Иногда очень не хватало этой вроде бы мелочи.
14) Упрощён ввод любых символов Уникода — вводим 4 знака шестнадцатеричного кода и нажимаем Alt-X.
15) Follow Playhead — новый переключатель на Status Bar’е. Позволяет странице не перелистываться при проигрывании. Эту функцию удобно использовать при двух открытых окнах, а также при копировании «на дальнюю дистанцию».
Также на статус-баре появились переключалки Concert/Transposed и Page/Galley.
16) Возможности Dorico Elements и Dorico SE значительно увеличены (см. справку) и перестали быть похожи на кастрацию.
В 17-00 по Мск ожидается стрим с подробным представлением новой версии.