Dorico – нотный редактор от Steinberg (1 онлайн

  • Автор темы Автор темы dr-music
  • Дата начала Дата начала
после выхода апдейта работать с Key Editor будет намного проще
я правильно понимаю, что до сих пор в Дорико нельзя квантануть ноты, которые буду звучать (а не те, которые идут в партитуру)?
Лично для меня это основной сдерживающий фактор соорудить какой-нить миди-музон сразу в Дорико
 
нельзя квантануть ноты
Да вроде как нельзя (и документации по Д4.3 пока нет, чтоб наверняка проверить). Но я пока не понимаю, ужасно это или нет. Не рождается ли это требование от (ленивого) желания перенести привычный воркфлоу из программы другого класса (типа переноса горячих клавиш из Сиба или Финале, о которых так просили несколько лет назад, а потом привыкли). Всё же это нотный редактор.
Дэниел надеется сделать что-то вроде кубовского Logic Editor в следующей major-версии (не в апдейте, т.е. в Д4.5 или 5.0). Если сделает, то все квантайзы из Куба автоматически появятся, вопрос будет только в горячих клавишах и/или в кнопочках в интерфейсе.
 
Всё же это нотный редактор
Хи, если это нотный редактор, тогда зачем тогда им так возиться с улучшением кейрол-редактора и акцентировать на этом внимание потребителей? А если всерьёз возиться с улучшением кейрол-редактора, тогда где квантайз звучащих нот - одна из базовых функций? Сказали А, тогда уж пусть доделают и Б)

Хотя бы потому, что некоторым удобнее ноты наигрывать по миди, а не печатать. А потом хочется полученное произведение послушать не в кривом, а в хотя бы частично выпрямленном виде, не прибегая к дополнительному софту. Вполне логичные хотелки, разве нет?
 
зачем тогда им так возиться с улучшением кейрол-редактора и акцентировать на этом внимание потребителей? А если всерьёз возиться с улучшением кейрол-редактора, тогда где квантайз звучащих нот - одна из базовых функций? Сказали А, тогда уж пусть доделают и Б)
Как зачем? Для озвучания партитур и управления библиотеками кейрол и нужен. А как ещё прописывать/редактировать велосити и контроллеры? Не, я, конечно же, не против квантайза, но, наверно, есть причины, что пока дорикане говорят только А (интерфейс, управление окнами, синхронизация отображения одних и тех же событий, открытых одновременно и в кей-роле, и в партитуре).
Что, мне кажется, можно было бы сделать в качестве временной затычки, так это сброс на ноль всех оффсетов, сброс разницы между сыгранным и отображаемым в нотах. Чтобы можно было редактировать сыгранное (а не набранное) как бы с чистого листа. А то эти оффсеты так и копируются при копировании нот. Но алгоритмической обработки этих оффсетов, куда все виды квантайза и попадают, пока нет совсем. И мне не кажутся эти алгоритмы столь же простыми, как они реализованы в DAW — в нотном редакторе они таки категорически должны быть неразрушающими именно для уже записанного в партитуре. DAW-то плевать на то, что в СкорЭдиторе показывается — поменялось так поменялось.
Бум ждать 4.5, вариантов-то у нас нет.

А в 4.3 плохо знающие джазовые цифровки получат возможность превращать аккордовые символы в нотки. Мне вот нафиг это не надо, а кто-то обрадуется.
 
  • Like
Реакции: сomposer и V_ad_im
Насколько Дорико сейчас продвинулась в плане совместимости с Cubase? знаю, что одна контора и как бы совместимы, но действительно ли все легко и гладко переносится из Дорико в Куб? и как у Дорико с записью современной нотации, есть ли импорт графики? - все что в ютубе нахожу - как то простенько выглядит, что ли.
Очень заинтересовал этот рабочий процесс:
 
Последнее редактирование:
Друзья! Вышло обновление 4.3 Ждем коментов от наших гуру!
 
Насколько Дорико сейчас продвинулась в плане совместимости с Cubase? знаю, что одна контора и как бы совместимы, но действительно ли все легко и гладко переносится из Дорико в Куб?
Контора как бы одна, но и не одна. Команды как минимум три: две немецких, одна из которых занимается AudioEngine (взаимодействие с OS — причём разными OS, коммутация аудио- и миди-потоков, взаимодействие с подгруженными VSTi и прочее «under the hood», что обычный пользователь не видит), вторая — Кубейсом/Нуендой (интерфейс и пользовательский функционал), третья команда, британская — Дорико.

Куб 12 и Дорико 4.х уже имеют одну и ту же AudioEngine. Плагины обработки, идущие в комплекте с Кубом и Дорико синхронизированы (одной версии), но комплектацию я не сравнивал, наверняка разная. Куб 12 поддерживает SMuFL-шрифты. Всё это, на самом деле, большие шаги к совместимости, даже если это пока не очевидно. Обращаю внимание, что по части поддержки современных шрифтов именно Кубейс подтягивается к Дорико, а не наоборот. Примерно так будет с совместимостью и во всех других областях. Дорико (вообще нотный редактор в идеале, как бы он не назывался) гораздо сложнее организованная вещь, чем любая DAW. Как-никак, тысячу лет нотной записи и всех культурных пластов, стоящих за ней, невозможно положить на одни весы с менее чем полувеком «секвенсора».
И если в управлении VSTi Дорико догоняет Кубейс (и догонит, это не сложно), то во всём остальном Кубейсу предстоит меняться, и сильно меняться.
Возьмём, например, возможность поставить новый тактовый размер в любом месте такта и сохранить эту метрическую структуру при копировании — Дорико может, Кубейс и близко нет. Иррациональные метры (8/5 и т.п.) — в Дорико есть (хотя и без использования скрытых мультиолей не обойдёшься), в Кубе нет. И так примерно во всём.
но действительно ли все легко и гладко переносится из Дорико в Куб?
Из Куба в PlayMode Дорико можно перетаскивать миди-парты вот прямо мышкой. Из Дорико в Куб — стандартно: экспорт MusicXML или экспорт MIDI-файл. Но вот нужно ли переносить... С версии 4.3 в Дорико есть все средства для работы с CC, питч-бендом и темпами. Дьявол в деталях, и наверняка найдутся ещё глюки и неудобства. Но один из бета-тестеров, профессиональный композитор, а не «мальчик с синтезатором» (с), уже довольно давно, с версии 3.5, если не раньше, пишет достаточно сложную музыку для кино прямо в Дорико — в синхроне с видео, с VEPro для библиотек, со всеми автоматизациями — значит, это возможно. Вопросов к создателям Дорико у него очень много возникает, он из тех смельчаков, кто свои текущие проекты в бетах делает, но как-то находятся выходы из неудобных ситуаций.

как у Дорико с записью современной нотации
Композитор Филановский не без соблазнения с моей стороны перешёл на Дорико — счастлив. В его музыке сложная метрическая организация и микрохроматика. А вот картинка из иллюстраций к шрифту November:

222071


Вроде достаточно современно.

Очень заинтересовал этот рабочий процесс:
Внимательно не смотрел, но вижу, что это пока «старый» процесс — две работы в двух программах. А интересно обсуждать «новый», в одной программе, даже если он ещё несовершенен. Посмотрим, что есть в Дорико для этого.

Предположим, что в некоем сочинении у скрипичной группы написано «div. a 7» и нарисованы фигурки для алеаторики в прямоугольнике. Стандартная запись, и в Дорико она достижима без особых проблем. И мы хотим, чтобы нотный редактор это озвучил. Сразу понятно, что не существует пока ни соответствующего VSTi, который исполнил бы сольными (де факто сольными) скрипками эту алеаторику-divisi (задачка скорее для физ.мода, чем для сэмплера), ни алгоритма в самом нотном редакторе, который сумел бы раздать алеаторические команды этому несуществующему VSTi (отдельный вопрос, смог бы композитор доверять такому алгоритму безоговорочно). И таких ситуаций очень и очень много. Поэтому создатели Дорико прямо указывают (не в инструкции, не в ненаписанном «Предисловии к Дорико», а в репликах на форумах), что для озвучания таких мест в партитуре должны быть созданы дополнительные нотные станы (они же «миди-дорожки» в ПлэйМоде), к которым будут подключены соответствующие VSTi, где и будет наиграно композитором алеаторическое. На таких нотных станах уже неважно, как будет выглядеть музыка в нотах. На пульте (F3, как в Кубейсе) запросто можно выключить ненужные для озвучания партитуры дорожки.

Особенность Дорико в том, что партитурная раскладка (лэйаут) в проекте может быть не одна, а много, сколько угодно. Одна раскладка это партитура, которая пойдёт на печать и для изготовления оркестровых партий, в этой раскладке нет дополнительных (для исполнения алеаторики в нашем примере) дорожек/нотных станов. Другая раскладка — с дополнительными дорожками, в которой композитор видит как бы «и Кубейс, и Дорико в одном флаконе», переключаясь между Write Mode и Play Mode. Причём этих вторых раскладок тоже может быть сколько угодно — для дерева отдельно, для струнных, для любых избранных инструментов. В GalleyView ещё и фильтрация временно ненужных инструментов есть. Третья раскладка может включать только дорожки для проигрывания/аудио экспорта.
Вот эта работа с несколькими раскладками, видимо, настолько непривычна для пользователей Финала/Сиба, что не очень часто используется. А зря, инструмент мощнейший. Создать новую удобную раскладку — дело минуты-двух на большом оркестровом составе, переключаться между раскладками — секундное дело.

Такова реальность, и я пока не придумал, как это могло бы быть сделано удобнее. Работа с партитурой и авторское исполнение сочинения так и остаются двумя отдельными работами (скорее всего, навсегда и останутся), но их теперь можно делать в одной программе. Да, дорожек может быть очень много, ни в какой 4k-монитор не влезет, но... кому сейчас легко?

есть ли импорт графики?
Если имеется в виду импорт картинки, которая будет привязана к положению на странице, то есть конечно: Engrave Mode ► Insert Graphics Frame. Если имеется в виду графика, привязанная к ноте или к ритмической позиции, т.е. независимая от форматирования документа, то (вроде как) нет.
 
Последнее редактирование:
Вышло обновление 4.3
По-аглицки, разумеется. Но всё, что есть в 4.3, описано подробно и будет (если ещё не) частью help-справки.

P.S.
Ещё пару дней назад на запрос кем-то из любопытствующих этого файла Дэниел ответил: «I could tell you, but then I'd have to kill you!»
Но сегодня уже можно :)

50% скидки на Дорико, одна неделя.
 

Вложения

Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Dimakon
TXL Timecode Plug-in — плагин, который некоторые пользователи (не я, я ещё не) используют для синхронизации Дорико и Кубейса.

И обзорчики новеньких фишечек.







 
@dr-music, благодарю за столь содержательный ответ! Вы ответили на некоторые мои вопросы, которые я не решился здесь задать, посчитав, что это были бы слишком амбициозные требования к нотному редактору. По сути, с желания более менее убедительно озвучивать партитуры в нотных редакторах и началось увлечение семплами 4 года назад, что после безуспешных попыток повлекло за собой освоение DAW со всеми вытекающими. И вот, получается что в Дорико мы снова приближаемся к естественному композиторскому процессу и попытке еще раз попробовать осуществить то, о чем все мечтали со времен создания первых нотных редакторов.
Не знал о другой раскладке с возможностью создания дополнительных дорожек - это действительно меняет правила игры.
Так же не знал о возможности изменения питч-бенда в самом Дорико (это можно делать на тех дополнительных дорожках, что по сути заменяют работу в DAW?)
Можно ли делать в Дорико питч-бенд на любой интервал, и понимает ли Дорико питч-бенд на четверть тона? если я правильно понял, (либо поправьте меня), то прикрутив к Дорико библиотеку VSL, в которой можно выставить довольно широкий интервал питч-бенда, можно в таком случае реализовать идею управляемого глиссандо, например в тех же дименшн струнных? - если это так, то это очень обнадеживает!
И можно ли в самом Дорико управлять кросфейдом артикуляций в библиотеке VSL (плавным переходом с одной артикуляции на другую)? - для меня эти два фактора ключевые.
Слышал что можно открывать VePro внутри Дорико, и там открывать библиотеки и МирПро - насколько легко осуществима эта настройка?
Если все это реализуемо, действительно отпадает необходимость переноса в Кубэйс.
А вот импорт графики интересует как раз применительно к самой нотной записи, в частности для записи расширенных техник игры, например какая ни будь расширяющаяся черная полоса, стрелки, линии. И возможно ли создавать свои символы в Дорико?
 
Последнее редактирование:
Можно ли делать в Дорико питч-бенд на любой интервал, и понимает ли Дорико питч-бенд на четверть тона?
Питч-бенд такой же, как везде — число из 14-бит. И рисуется так же. Какой диапазон ПБ будет стоять в сэмплере, так сэмплер и отработает.
Просто с версией 4.0 исчезли почти все редакторы (велосити, контроллеров, темпа), и народ занервничал. Редакторы в версии 3.х были убогие, но совсем без них нельзя было, поэтому дорикане слепили в своё время нечто на скорую руку — не от халтуры, а потому что поважнее задачи стояли. К версии 4.3 все редакторы вернулись, и вернулись совсем на другом уровне.
можно в таком случае реализовать идею управляемого глиссандо, например в тех же дименшн струнных?
И можно ли в самом Дорико управлять кроссфейдом артикуляций в библиотеке VSL (плавным переходом с одной артикуляции на другую)?
Я сапожник без сапог, чуть больше десяти лет по различным семейным обстоятельствам у меня не было возможности заниматься своей музыкой. Я сам не пробовал подгружать VSLовские библы через VEPro и что-то сочинять, но как вынужденный теоретик могу сказать, что не вижу никаких причин, почему было бы невозможно осуществить Ваши желания. Кроссфейд артикуляций это всего лишь CC (25-й, если память не изменяет). Рисуйте его мышкой или крутите колесом и записывайте в реальном времени. Самое безобидное пожелание к Дорико 4.3!
А вот импорт графики интересует как раз применительно к самой нотной записи, в частности для записи расширенных техник игры, например какая ни будь расширяющаяся черная полоса, стрелки, линии.
Есть специальный инструмент — «Линии» (горизонтальные и вертикальные). Линии могут привязываться к ритмической позиции, к нотной головке или к тактовой черте, причём конец и начало линии могут иметь разный тип привязки. Есть редактор линий — конец, середина (сама линия), начало, текст, расположение текста... Три десятка самых ходовых горизонтальных и дюжина вертикальных линий доступны «из коробки», остальные легко «сочиняются». По ссылке есть видосик, но старый.
И возможно ли создавать свои символы в Дорико?
Думаю, что нет, или эти возможности крайне ограниченны. Однако для создания символов используют обычно редактор шрифтов, а как элемент шрифта в Дорико можно подгрузить что угодно.

Однако перейдите по ссылке на шрифт November (ссылка в предыдущем посте). На этой странице можно бесплатно скачать pdf-файл «November 2 Presentation». Ноябрьский шрифт достаточно дорогой, и это означает, что в нём заполнены почти все SMuFL-ячейки (в отличие от более дешёвых шрифтов, где присутствуют только самые ходовые символы). Пролистайте скачанный файл — там всего лишь под двести страниц с описанием символов! :) Я почти уверен, что многие Ваши вопросы отпадут. Родной для Дорико шрифт Бравура, насколько я знаю, не менее полон. (Собственно, заявлялось, что это самый полный из существующих шрифтов и образец для создания всех остальных SMuFL-шрифтов).
это можно делать на тех дополнительных дорожках, что по сути заменяют работу в DAW?
Я надеюсь, что не ввёл Вас в заблуждение. Дополнительные дорожки от основных не отличаются ничем. Записанная в Дорико музыка видна как нотный стан в режимах Write и Engrave и как трек (как DAW-трек, если угодно) в режиме Play. Рисовать питч-бенды и контроллеры можно к любой дорожке/нотному стану. Просто одни дорожки/нотные станы включены в партитурную раскладку, другие в раскладку для импорта аудио, а ещё могут быть раскладки, где для удобства работы есть и те, и те (в любой комбинации) — для удобства работы композитора.
Например, при «навороченном» нотном тексте и очевидной невозможности его алгоритмического превращения в аудио-поток мы создаём четыре строки тромбона для партитуры и четыре строки тромбона для озвучания, всего восемь тромбонов. И создаём необходимое количество партитурных раскладок (автоматически создаваемые раскладки партий для тех нотных станов, что предназначены для вывода аудио, надо просто удалить). Если нотный текст не вызывает проблем с озвучанием, то, естественно, создавать дорожки-дубликаты нет никакого смысла.
И вот, получается что в Дорико мы снова приближаемся к естественному композиторскому процессу и попытке еще раз попробовать осуществить то, о чем все мечтали со времен создания первых нотных редакторов.
Да!
Вы ответили на некоторые мои вопросы, которые я не решился здесь задать
А вот зря не решались. Что-то узнали бы раньше. Другие читатели тоже что-то узнали бы. И у меня не было бы ощущения, что пишу в пустоту (для себя).
 
Последнее редактирование:
@dr-music, Благодарю! Шрифты действительно впечатляют разнообразием)
Насколько хорошо в Дорико реализована функция живой игры, т.е. не ввод нот с миди-клавиатуры а именно распознавания живой игры? (например, по сравнению с гиперскрайбом в Finale) И нет ли там чего-то подобного лоджиковскому распознаванию темпа?, так как не всегда хочется вкладываться в метроном - сковывает мышление во время импровизации, так сказать.
Просто для большего реализма звучания иногда хотелось бы создавать музыку таким способом а не доверять исполнение нотному редактору с его эффектами "пулемета" и прочими артефактами "нотно-редакторного" исполнения. (тут никакие нотперформеры не помогут). Тем более, что при живой игре есть возможность использовать контроллер дыхания например с духовыми, либо контроль смычка у струнных физ.мод. Да и хочется сразу видеть отображение того что ты делаешь в партитуре, что довольно не удобно в лоджике и кубе, а вот на Дорико все надежды. (к слову - лоджик до сих пор не понимает быстрых пассажей и зачастую лепит их в аккорд, но его функция распознавания темпа - очень серьезный прорыв для тех, кто занимается записью импровизаций либо импровизируя накидывает идеи).
И можно ли в Дорико привязать кейсвитч. т.е. любую артикуляцию в используемой библиотеке к любому введенному в нотную запись символу (либо настроить это в картах экспрессии)? Или Дорико будет реагировать только на определенные обозначения артикуляций, как в StaffPad например?
 
функция живой игры
Расшифровывает игру Дорико неплохо, но без метронома — нет. В Дорико нет (пока?) переключения дорожки в режимы, аналогичные кубейсовским «нотка» (обычный миди-режим) и «часики» (когда миди-события привязаны ко времени, а не к доле такта, и можно менять темп и двигать тактовые черты, не разрушая сыгранное). Чтобы не ждать, когда это появится в Дорико, я наигрываю новое в Кубе без темпов, в режиме «часики», там же расставляю такты (автоматике не доверяю, если это не рок-баллада какая-нибудь), и потом просто переношу клип в Дорико. Причём сыгранное в Кубе можно не квантовать идеально — Дорико распознает и так, сохранит агогику. Поскольку Дорико помнит, как оно было сыграно («навсегда» помнит — особенности исполнения пока даже нельзя удалять), то в любой момент позже можно сделать реквантайз с новыми опциями.
Впрочем, игра в режиме «часики» нужна только для первоначальных набросков. При дальнейшей работе над сочинением всё равно ведь придётся играть под метроном, под уже существующее в партитуре.

Попутно: Кубейс и Дорико, одновременно запущенные, нисколько не мешают друг другу. Разве что более древний Кубейс я всегда запускаю первым, а то он может и не увидеть миди-портов. Этой надёжности могут мешать нестабильные или с плохо реализованной мультиклиентностью драйвера аудиоинтерфейса (у меня Бэбик FS и Win10Pro).
Мне часто приходится снимать оркестровые диктанты (песни и музыка от зари звукозаписи до 80-х годов), и Кубейс у меня почти всегда привычно запущен в фоне. В Кубейсе я расставляю такты у фонограммы (расставлять такты у собственной импровизации — тот же самый процесс), внешним контроллером управляю воспроизведением и сутками не вижу кубейсовский интерфейс. Кубейс у меня в утилиту превратился, и надо бы разработчиков попросить добавить команду «свернуть в трей»! :)
Если по-серьёзному, то мне ещё предстоит найти способ использовать загруженные инструменты и из Кубейса, и из Дорико. Когда снимаешь диктант, используется-то только рояль. Понятно, что можно дважды загружать инстанции VEPro и скармливать их пополам Кубу и Дорику. Но так как-то громоздко получается.


Вот такой приведу пример, подготовленный только что в Д4.3. Кривой рамочкой обвёл два инструмента: если включены «нотки», то мышкой в нижней части экрана я могу редактировать записанное, а если включена «аудиоформа», как на экране, то я могу редактировать сыгранное, звучащее, не разрушая написанного (написанное и в этом режиме прорисовано «подчёркиванием», но для его редакции надо переключиться на «нотки»).

Смотрите, я набрал один такт и скопировал его. В первом такте видно, как Дорико отрабатывает легато и стаккато (первые две ноты-прямоугольники не укорочены, 3-я нота чуть короче, 4-я нота сильно короче). Глубину этой отработки можно поменять или обнулить в настройках.
А во втором такте я поиздевался над исполнением — короткие ноты удлинил, длинную укоротил, начала нот сдвинул. Как видите, нотная запись не разрушилась, а исполнение, мягко говоря, будет совсем другим.

222154


Тем более, что при живой игре есть возможность использовать контроллер дыхания
Дорико никак не ограничивает использование любых исполнительских контроллеров. Но под метроном...
И можно ли в Дорико привязать кейсвитч. т.е. любую артикуляцию в используемой библиотеке к любому введенному в нотную запись символу (либо настроить это в картах экспрессии)? Или Дорико будет реагировать только на определенные обозначения артикуляций, как в StaffPad например?
В Дорико можно создавать неограниченное количество Playing Techniques (PT, исполнительских приёмов). Любая из них может иметь любое миди-действие, одномоментное (напр. бартоковское пиццикато на одну ноту) или длящееся (sul tasto, пока не переключимся обратно на ord.). Любая из PT может иметь в партитуре как символьное представление, так и текстовое. Любое переключение PT можно скрыть в партитуре, и тогда оно выглядит флажком (Signpost), чтобы не потерялось. Отображение флажков можно отключить в любой момент. Те «киношные» работы, которые я видел на бета-форуме, содержат уйму невидимых в партитуре PT.
настроить это в картах экспрессии
Да, в картах экспрессии. Для популярных библиотек они уже готовы, хотя их частенько приходится поискать, единого склада нет. За основу можно взять Кубейсовские мэпы, но их, говорят, часто приходится дорабатывать. VSL потихоньку добавляет карты экспрессий для Дорико, но... очень потихоньку.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Antonio
@dr-music, это прекрасные новости, просто не верится даже, насколько все это продумано - получается, чт любая артикуляция или написанный символ (РТ) является своего рода контроллером с привязкой к любому кейсвичу библиотеки!
Про режим "часиков" в Кубэйсе на знал даже, я так понял оно не темп угадывает, а позваляет двигать тактовую черту для адекватного нотного вида, т.е. метроном при этом все одно "свой идет" если даже и отключен будет клик, и значит Дорико этот темп и "возьмет" при импорте?
Я недавно приобрел куб, но пока еще не углубился в его изучение, и даже понятия не имею как работать с картами експрессии) хотя уже Divisimate одновременно с VePro в Кубейс гоняю. Одна из целей покупки Дорико (кстати, вчера купил все же) была в том, что бы наигранное в Divisimate из Кубэйса адекватно переносить в Дорико, и внем уже дорабатывать как оркестровку так и композицию. А теперь вот думаю, а не прикрутить ли Divisimate к самому Дорико? Сам Divisimate экономит уйму времени и, признаться, вдохновляет неплохо в производстве идей.
Но один из бета-тестеров, профессиональный композитор, а не «мальчик с синтезатором» (с), уже довольно давно, с версии 3.5, если не раньше, пишет достаточно сложную музыку для кино прямо в Дорико
- а где можно его услышать? и может знаете еще какие примеры "серьезных" академических произведени, написанных и озвученных в самом Дорико?
 
- а где можно его услышать? и может знаете еще какие примеры "серьезных" академических произведени, написанных и озвученных в самом Дорико?
Не могу знать. Наверно, где-то в кино. Ну и я под подпиской...
Серьёзных академических тоже не знаю. Понятное же дело: серьёзные академические обычно для технических нужд озвучивают партитуры (показать дирижёру или заказчику), а в сеть ничего не выкладывают. И я бы не выкладывал...
про режим "часиков" в Кубэйсе
пишется как аудио, не по тактам. Потом можно расставить тактовые черточки, перевести трек в режим «нотки» и подредактировать темпы (убрать ненужные, то бишь незначимые качания темпа, свойственные игре нечипированных сапиенсов). При экспорте миди-файла темпы сохранятся. А миди-клип в Кубейсе по формату тот же миди-файл, хотя при переносе мышкой из Куба в Дорик темпы переноситься не должны, переносится только метрическая организация сыгранного.
а не прикрутить ли Divisimate к самому Дорико?
Не, напрямую прикрутить Дивизимейт к Дорику пока не выйдет. Дорик умеет при вводе нот делить их между несколькими нотными станами (шифт+стрелка вниз/вверх при нахождении в каретке). Наверно, умеет что-то подобное и в режиме записи — я не пробовал. Но установить отдельный миди-вход для каждого из нотных станов Дорик не умеет, а это условие работы Дивизимейта.
кстати, вчера купил все же)
Блинн! Вот не хватило у меня смелости предложить купить у меня. Полгода уже лишняя лицензия за полцены висит и на Авито, и здесь. :((
А мне как раз не помешало бы в те же деньги приобрести что-то из неподсанкционной страны.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: сomposer
Здравствуйте! Я здесь новенький. Может эта тема уже была затронута, но я не смог найти ответа. Как растянуть нотный стан до конца листа? Выглядит очень неудобно, узко и не очень красиво. Как это исправляется?
Нотный стан.jpg
 
Здравствуйте, @Lisyanya, добро пожаловать!

Layout Options (Ctrl-Shift-L) ► выбрать нужные flow(s) справа ► подраздел Note Spacing ► снять галочку (или подобрать процент) напротив «Only justify final system in flow when more than [n]% full».
 
  • Like
Реакции: Alexartist
Здравствуйте, @Lisyanya, добро пожаловать!

Layout Options (Ctrl-Shift-L) ► выбрать нужные flow(s) справа ► подраздел Note Spacing ► снять галочку (или подобрать процент) напротив «Only justify final system in flow when more than [n]% full».
Огромная вам благодарность) Вы очень сильно мне помогли!
 
  • Like
Реакции: dr-music
Добрый день, друзья!
Не подскажете ли? При переносе из куба XML одновременно нескольких партий, в Дорико все разваливается, паузы в партиях исчезают(не все и не всегда)
 
Не подскажете ли?
Без показа «разваливающегося всего» (видео или скрины экрана) подсказать что-либо невозможно. У меня каких-либо особых проблем нет, если не считать проблемой сам Кубейс с его Score Editor. Но я редко ноты из Куба в нотный редактор таскаю. По идее, вот как оно всё в скор-эдиторе Куба видится, примерно так и должно в Дорико отразиться. С поправкой на эти настройки: Preferences ► Music XML Import. Там есть раздел и про импорт пауз.
 
Без показа «разваливающегося всего» (видео или скрины экрана) подсказать что-либо невозможно.

Ну с Кубиковским score все понятно)) Про преференсы конечно знаю, пробовал по-всякому, но все-равно все партии в начало, в кучу сбиваются. Приходится по одной экспортировать-импортировать.
 

Вложения

  • Cubase.JPG
    Cubase.JPG
    64,1 KB · Просмотры: 71
  • Dorico.JPG
    Dorico.JPG
    107,8 KB · Просмотры: 75
@zhorazhorazhora, почти уверен, что это проблема с экспортом у Кубейса, а не импортом у Дорико. Попробуйте открыть MusicXML в любой другой программе (хоть бы тем же Кубейсом в новом файле) для проверки.
Я бы в Кубейсе все треки начал с нуля времени. Если не поможет (не верю в такое, но всё-таки), то впишите по ненужной ноте на первую долю первого такта каждого трека.

Update: В сдвинутых к началу треках вписать в режиме каретки и включённом Insert в самом начале пару целых нот, выключить Insert и удалить только что вписанные ноты. Не панацея, конечно, но в данном вашем примере тут делов-то секунд на тридцать.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: zhorazhorazhora
Я бы в Кубейсе все треки начал с нуля времени. Если не поможет (не верю в такое, но всё-таки), то впишите по ненужной ноте на первую долю первого такта каждого трека.

Update: В сдвинутых к началу треках вписать в режиме каретки и включённом Insert в самом начале пару целых нот, выключить Insert и удалить только что вписанные ноты. Не панацея, конечно, но в данном вашем примере тут делов-то секунд на тридцать.

Разобрался. В Кубейсе score был с оптимизацией, в результате показывались только исполняемые треки. Вот паузы и сползали при экспорте XML.
 
  • Like
Реакции: dr-music
Dorico 4.3.20 — багфиксинг. По слухам, это последний апдейт перед платным 4.5.
Будет ещё упразднение SE версии Halion Sonic, останутся только Halion 7 и Halion Sonic 7.
 
Все ближе и ближе к реализации extended techniques и приемов contemporary music виртуальными инструментами. Это обнадеживает...
Под видео мой комментарий с вопросами - если кто может на них ответить здесь, буду признателен)

 
Под видео мой комментарий с вопросами
На youtube всего два комментария под роликом, в первом композитор из Лондона Callum Hüseyin (если это он) просит показать «вообще всё». На такой вопрос ответа здесь быть не может, а у VSL и в планах не было озадачиться полным выкупом у автора музыки файла проекта для того, чтобы выложить его в общий доступ. VSL нужно обнадёжить любителей расширенных техник и подтолкнуть их к покупкам.
Все ближе и ближе к реализации extended techniques и приемов contemporary music виртуальными инструментами.
Нет, не ближе. И если по графике этого примера у меня нет никаких вопросов, всё делается штатными инструментами, то с озвучкой всё печально. Печально вот в каком смысле: нотки правильные отдельно, звучание отдельно, всё как и прежде. Есть в наличии сэмпл нужный — вставляешь, нет — лапу сосёшь. Например, никакого превращения грамотно записанного мультифоника (хотя бы из десяти-пятнадцати самых ходовых, устойчиво воспроизводимых почти на любом недешманском живом инструменте) при помощи какого-нибудь умного физмода в звук — нет, как и раньше не было. Сейчас так: а) набирается мультифоник (графически грамотный), б) чтобы не звучал аккорд, все нотки мультифоника мутируются, в) на скрытом нотном стане («для воспроизведения») рисуется обычная нота, которая, обращаясь к семплеру, воспроизводит обычный сэмпл мультифоника, если он есть в коллекции сочинителя. Понятно, что при таком подходе управлять передувом, громкостью и стабильностью мультифоника рисованием кривых CC не получится, все сэмплерные ограничения на своих местах. Грамотная запись extended techniques по-прежнему не ведёт к грамотному озвучанию.

Ещё пример туда же. В треке встречается глиссандо голоса на октаву — оно есть, емнип, в соответствующей библиотеке VSL. И клёво звучит, не вопрос. А если нужно глиссандо на нону? Что, нет у VSL такого сэмпла? Ой, йо. И чо делать? Идти в другой софт, пересэмплировать и подбирать кривую питча? Справедливости ради, это не претензия к нотному редактору, и пожелание к синтезаторным софтописателям. Всё же озвучка партитур это не первая задача нотного редактора. Требовать от создателей Дорико (да хоть бы и Сибелиуса), чтобы они ещё и физмод сами написали, умеющий в мультифоники — как-то всё же слишком.

Чтобы было понятнее, о чём я. С флажолетами совсем не так. Если мне нужно получить флажолет ре3 по реальному звучанию, я пишу эту ре3, помечаю её как флажолет, а после могу перебрать в нижней панели все варианты получения (и грамотной соответствующей записи) такого флажолета и остановиться, например, на том, что он нотка ре1 и ромбик на соль1 (ещё и выбрать, натуральный флажолет или искусственный). С мультифониками такой связки графики и звучания нет. Даже не знаю, возможна ли она в принципе. А управление семплами — ничего тут такого особого нет. Хоть «голливуд» озвучивай, хоть «atonal movement», без разницы.

P.S. Микротональное Дорико воспроизводит без проблем, если подгруженный VSTi умеет в микротональное. Но это уже давно есть в Дорико, не новость.
 
Последнее редактирование:
На youtube всего два комментария под роликом, в первом композитор из Лондона Callum Hüseyin (если это он) просит показать «вообще всё». На такой вопрос ответа здесь быть не может, а у VSL и в планах не было озадачиться полным выкупом у автора музыки файла проекта для того, чтобы выложить его в общий доступ. VSL нужно обнадёжить любителей расширенных техник и подтолкнуть их к покупкам.

Нет, не ближе. И если по графике этого примера у меня нет никаких вопросов, всё делается штатными инструментами, то с озвучкой всё печально. Печально вот в каком смысле: нотки правильные отдельно, звучание отдельно, всё как и прежде. Есть в наличии сэмпл нужный — вставляешь, нет — лапу сосёшь. Например, никакого превращения грамотно записанного мультифоника (хотя бы из десяти-пятнадцати самых ходовых, устойчиво воспроизводимых почти на любом недешманском живом инструменте) при помощи какого-нибудь умного физмода в звук — нет, как и раньше не было. Сейчас так: а) набирается мультифоник (графически грамотный), б) чтобы не звучал аккорд, все нотки мультифоника мутируются, в) на скрытом нотном стане («для воспроизведения») рисуется обычная нота, которая, обращаясь к семплеру, воспроизводит обычный сэмпл мультифоника, если он есть в коллекции сочинителя. Понятно, что при таком подходе управлять передувом, громкостью и стабильностью мультифоника рисованием кривых CC не получится, все сэмплерные ограничения на своих местах. Грамотная запись extended techniques по-прежнему не ведёт к грамотному озвучанию.

Ещё пример туда же. В треке встречается глиссандо голоса на октаву — оно есть, емнип, в соответствующей библиотеке VSL. И клёво звучит, не вопрос. А если нужно глиссандо на нону? Что, нет у VSL такого сэмпла? Ой, йо. И чо делать? Идти в другой софт, пересэмплировать и подбирать кривую питча? Справедливости ради, это не претензия к нотному редактору, и пожелание к синтезаторным софтописателям. Всё же озвучка партитур это не первая задача нотного редактора. Требовать от создателей Дорико (да хоть бы и Сибелиуса), чтобы они ещё и физмод сами написали, умеющий в мультифоники — как-то всё же слишком.

Чтобы было понятнее, о чём я. С флажолетами совсем не так. Если мне нужно получить флажолет ре3 по реальному звучанию, я пишу эту ре3, помечаю её как флажолет, а после могу перебрать в нижней панели все варианты получения (и грамотной соответствующей записи) такого флажолета и остановиться, например, на том, что он нотка ре1 и ромбик на соль1 (ещё и выбрать, натуральный флажолет или искусственный). С мультифониками такой связки графики и звучания нет. Даже не знаю, возможна ли она в принципе. А управление семплами — ничего тут такого особого нет. Хоть «голливуд» озвучивай, хоть «atonal movement», без разницы.

P.S. Микротональное Дорико воспроизводит без проблем, если подгруженный VSTi умеет в микротональное. Но это уже давно есть в Дорико, не новость.

Благодарю за ответ! С мультифониками я и не надеялся, эта задача частично реализуется, когда какому ни будь безумцу придет идея записать семплы всех существующих мультифоник и еще и нотировать их (их только для гобоя 391), это не считая "управлять передувом, громкостью и стабильностью мультифоника" - задача почти не решаемая. В остальном с глиссандо и флажолетами так же согласен - семплы остаются пазлами по своей природе, и на сотни тысяч индивидуальных случаев и тонкостей в современных партитурах не будет подходящих семплов, даже если сотни тысяч их еще запишут, потому и говорю, что "все ближе и ближе") Но вот что именно "ближе" - так это удивила реализация микрохроматики - я действительно не знал, что дорико ее может озвучивать, для меня это новость, и весьма хорошая! Здесь переспрошу - получается, что если в библиотеке реализован параметр питч-бенда, то микрохроматика будет исполнима, т.е. дорико пошлет данные кривой питчбенда, (типа на 50 центов, если четверть тона) библиотеке? И воспроизводит ли дорико постепенное понижение/повышение на четверть тона в нужном времени, или просто воспроизводит высоту "со старта"?
И очень интересно, как же там реализовано "ачеллерандо" и "деачеллерандо"(это где ребра нот на увеличение/уменьшение в графич. изображении записи), если один параметр темпа управляет всеми дорожками? или дорико способен создавать фрагментарно кривую темпа на отдельных дорожках партитуры в контексте глобального темпа? примерно этот вопрос я задал под видео, и кстати, странно что мой коммент на ютубе вам не виден...
 
Последнее редактирование:
и кстати, странно что мой коммент на ютубе вам не виден...
Озадачился, однако. С двух компьютеров и с телефона, из-под разных браузеров, под разными VPN (в браузере и системном), залогинившись в свой аккаунт и разлогинившись — везде видно только два коммента. Ваш точно «для всех»? Я понятия не имею, какие опции у ютуба для комментариев, не пользователь.
Здесь переспрошу - получается, что если в библиотеке реализован параметр питч-бенда, то микрохроматика будет исполнима, т.е. дорико пошлет данные кривой питчбенда, (типа на 50 центов, если четверть тона) библиотеке? И воспроизводит ли дорико постепенное понижение/повышение на четверть тона в нужном времени, или просто воспроизводит высоту "со старта"?
У меня ответ косвенный. Я не озвучиваю партитуры, мне не надо. Ну, кроме песенок в соль-миноре на предмет пропущенного фа-диеза — первыми попавшимися звуками, то, что называют proof playback. Хорошо бы, конечно, освоить и эту область, и быть не только теоретиком Дорико, но пока так. Однако, в своё время я подсадил композитора Филановского на Дорико (он был уже почти готов к этому), а у него сплошь и рядом 1/8-тоновая система. Филановский говорил, что всё отлично играется. Но что именно «всё», надо спрашивать у него.
как же там реализовано "ачеллерандо" и "деачеллерандо"(это где ребра нот на увеличение/уменьшение в графич. изображении записи)
Думаю (не проверял), что ритмические аччелерандо и деаччелерандо реализованы только графически, без влияния на плэйбек. Нескольких темпотреков в Дорико точно нет. Но можно вручную в режиме Плей подвинуть исполняемые начала и концы нот, не влияя на их графические начала и концы. В Дорико можно передвинуть исполняемые начало и конец ноты хоть в соседний такт по миди-сетке, или превратить восьмую ноту в бревис или наоборот, оставив нотный текст графически неизменённым.

Вот здесь, кстати, кроется одна из самых больших проблем в совместимости с DAW (любой). Все DAW — просто тупые фиксаторы событий, они не предполагают разницы (культурно, веками обусловленной) между записанным (в нотах) и звучащим. Вот каким должен быть квантайз в Дорико? Квантовать ноты, квантовать исполнение, квантовать и то, и то? Вот что квантайз должен сделать с той нотой, исполняемые начало и конец которой перенесены в другой такт, полностью оторвав её от ритмической позиции в партитуре? Тут одних только основных типов квантайза набежит не один десяток, если учесть, что озвучивать партитуры хотят не только попсовики-самоделкины, но и наборщики ренессансной музыки, и contemporary-композиторы, и киношники. У всех у них очень разные требования к этому зазору между писанным и играемым. А уж каково может быть количество недовольных, не тот квантайз применивших...
 
  • Like
Реакции: сomposer
С двух компьютеров и с телефона, из-под разных браузеров, под разными VPN
я тоже коммента не вижу. При том, что написано "3 комментария", по факту отображаются 2. Не иначе буржуи фильтруют русских
 

Вложения

  • Screenshot 2023-02-28 at 13.42.37.png
    Screenshot 2023-02-28 at 13.42.37.png
    79,1 KB · Просмотры: 73

Сейчас просматривают