Насколько Дорико сейчас продвинулась в плане совместимости с Cubase? знаю, что одна контора и как бы совместимы, но действительно ли все легко и гладко переносится из Дорико в Куб?
Контора как бы одна, но и не одна. Команды как минимум три: две немецких, одна из которых занимается AudioEngine (взаимодействие с OS — причём разными OS, коммутация аудио- и миди-потоков, взаимодействие с подгруженными VSTi и прочее «under the hood», что обычный пользователь не видит), вторая — Кубейсом/Нуендой (интерфейс и пользовательский функционал), третья команда, британская — Дорико.
Куб 12 и Дорико 4.х уже имеют одну и ту же AudioEngine. Плагины обработки, идущие в комплекте с Кубом и Дорико синхронизированы (одной версии), но комплектацию я не сравнивал, наверняка разная. Куб 12 поддерживает SMuFL-шрифты. Всё это, на самом деле, большие шаги к совместимости, даже если это пока не очевидно. Обращаю внимание, что по части поддержки современных шрифтов именно Кубейс подтягивается к Дорико, а не наоборот. Примерно так будет с совместимостью и во всех других областях. Дорико (вообще нотный редактор в идеале, как бы он не назывался) гораздо сложнее организованная вещь, чем любая DAW. Как-никак, тысячу лет нотной записи и всех культурных пластов, стоящих за ней, невозможно положить на одни весы с менее чем полувеком «секвенсора».
И если в управлении VSTi Дорико догоняет Кубейс (и догонит, это не сложно), то во всём остальном Кубейсу предстоит меняться, и сильно меняться.
Возьмём, например, возможность поставить новый тактовый размер в любом месте такта и сохранить эту метрическую структуру при копировании — Дорико может, Кубейс и близко нет. Иррациональные метры (8/5 и т.п.) — в Дорико есть (хотя и без использования скрытых мультиолей не обойдёшься), в Кубе нет. И так примерно во всём.
но действительно ли все легко и гладко переносится из Дорико в Куб?
Из Куба в PlayMode Дорико можно перетаскивать миди-парты вот прямо мышкой. Из Дорико в Куб — стандартно: экспорт MusicXML или экспорт MIDI-файл. Но вот нужно ли переносить... С версии 4.3 в Дорико есть все средства для работы с CC, питч-бендом и темпами. Дьявол в деталях, и наверняка найдутся ещё глюки и неудобства. Но один из бета-тестеров, профессиональный композитор, а не «мальчик с синтезатором» (с), уже довольно давно, с версии 3.5, если не раньше, пишет достаточно сложную музыку для кино прямо в Дорико — в синхроне с видео, с VEPro для библиотек, со всеми автоматизациями — значит, это возможно. Вопросов к создателям Дорико у него очень много возникает, он из тех смельчаков, кто свои текущие проекты в бетах делает, но как-то находятся выходы из неудобных ситуаций.
как у Дорико с записью современной нотации
Композитор Филановский не без соблазнения с моей стороны перешёл на Дорико — счастлив. В его музыке сложная метрическая организация и микрохроматика. А вот картинка из иллюстраций к шрифту
November:
Вроде достаточно современно.
Очень заинтересовал
этот рабочий процесс:
Внимательно не смотрел, но вижу, что это пока «старый» процесс — две работы в двух программах. А интересно обсуждать «новый», в одной программе, даже если он ещё несовершенен. Посмотрим, что есть в Дорико для этого.
Предположим, что в некоем сочинении у скрипичной группы написано «div. a 7» и нарисованы фигурки для алеаторики в прямоугольнике. Стандартная запись, и в Дорико она достижима без особых проблем. И мы хотим, чтобы нотный редактор это озвучил. Сразу понятно, что не существует пока ни соответствующего VSTi, который исполнил бы сольными (де факто сольными) скрипками эту алеаторику-divisi (задачка скорее для физ.мода, чем для сэмплера), ни алгоритма в самом нотном редакторе, который сумел бы раздать алеаторические команды этому несуществующему VSTi (отдельный вопрос, смог бы композитор доверять такому алгоритму безоговорочно). И таких ситуаций очень и очень много. Поэтому создатели Дорико прямо указывают (не в инструкции, не в ненаписанном «Предисловии к Дорико», а в репликах на форумах), что для озвучания таких мест в партитуре должны быть созданы дополнительные нотные станы (они же «миди-дорожки» в ПлэйМоде), к которым будут подключены соответствующие VSTi, где и будет наиграно композитором алеаторическое. На таких нотных станах уже неважно, как будет выглядеть музыка в нотах. На пульте (F3, как в Кубейсе) запросто можно выключить ненужные для озвучания партитуры дорожки.
Особенность Дорико в том, что партитурная раскладка (лэйаут) в проекте может быть не одна, а много, сколько угодно. Одна раскладка это партитура, которая пойдёт на печать и для изготовления оркестровых партий, в этой раскладке нет дополнительных (для исполнения алеаторики в нашем примере) дорожек/нотных станов. Другая раскладка — с дополнительными дорожками, в которой композитор видит как бы «и Кубейс, и Дорико в одном флаконе», переключаясь между Write Mode и Play Mode. Причём этих вторых раскладок тоже может быть сколько угодно — для дерева отдельно, для струнных, для любых избранных инструментов. В GalleyView ещё и фильтрация временно ненужных инструментов есть. Третья раскладка может включать только дорожки для проигрывания/аудио экспорта.
Вот эта работа с несколькими раскладками, видимо, настолько непривычна для пользователей Финала/Сиба, что не очень часто используется. А зря, инструмент мощнейший. Создать новую удобную раскладку — дело минуты-двух на большом оркестровом составе, переключаться между раскладками — секундное дело.
Такова реальность, и я пока не придумал, как это могло бы быть сделано удобнее. Работа с партитурой и авторское исполнение сочинения так и остаются двумя отдельными работами (скорее всего, навсегда и останутся), но их теперь можно делать в одной программе. Да, дорожек может быть очень много, ни в какой 4k-монитор не влезет, но... кому сейчас легко?
Если имеется в виду импорт картинки, которая будет привязана к положению на странице, то есть конечно: Engrave Mode ► Insert Graphics Frame. Если имеется в виду графика, привязанная к ноте или к ритмической позиции, т.е. независимая от форматирования документа, то (вроде как) нет.