Здравствуйте, Miss_Mozzart. Я готового ответа не дам, но попытаюсь направить ход Ваших мыслей в правильном направлении. Э... точнее будет сказать, в нескольких правильных направлениях.
Для чего нужны рояльные клавиатуры. Прежде всего для переносимости, переносимость навыков — это самое главное! Если Вам приходится выступать в концертах и играть на настоящем рояле, а дома только «электрика», или если в Вашу студию приходит настоящий пианист для записи настоящей фортепианной музыки (это когда пианист умеет играть presto и pianissimo одновременно, а не только рок-н-роллить), тогда стоит думать обо всех этих деревянных клавиатурах. И только в этом смысле клавиатура MP11SE должна/может быть лучше клавиатуры VPC1 — более длинная клавиша, более чуткая реализация педали. Во всех же остальных случаях деревянная клавиатура едва ли выигрышна. Забивать барабаны или исполнять партии струнных/духовых, а тем более имитировать чисто синтезаторное «клавишниковое» соло «на дереве» ничуть не легче, чем «на пластике».
Кстати, еще одна вещь, о которой на этом форуме я не упоминал и о которой продавцы не расскажут. Ни в одной механике, кроме, может быть (внимательно не изучал), самых топовых (вроде Yamaha AvantGrand N1 – N3, Kawai Novus NV10), нет имитации движения демпферного механизма. Когда пианист играет на живом рояле или пианино без педали, он каждым нажатием клавиши отодвигает демпфер, на что тратится дополнительное и не такое уж малое усилие. А когда педаль нажата, все демпферы отодвинуты ногой и ход клавиш легче. Практически все цифровые пианино дают ощущение, похожее на… на игру с постоянно нажатой педалью. Так-то вот. Пересядешь с такого на живаго, а через четверть часа игры кисти рук что-то зажиматься начинают...
Еще. В старших моделях цифровых пианино в корпус встроена практически настоящая пианинная дека (эти инструменты неразборные), и производитель, врезая динамики прямо в деку, добивается хорошего, комфортного звучания для пианиста (Kawai CA97/98 и т.п.). Но если сигнал с такого пианино отправить на запись, может выясниться, что встроенные рояльные библиотеки сэмплов не так уж и волшебны. За встроенную деку (да и вообще за «мебель») производитель просит денег изрядно. И если планируется не только музицировать на цифровом пианино, а и использовать его звуки в аранжировках, наверно, не самой глупой мыслю будет прямо в магазине подключить к выходу диктофон и записать свою игру (все регистры, тихо-громко, быстро-медленно, с педалью-полупедалью и вовсе без нее), а дома или в студии послушать, не исчезла ли «магия присутствия». Получать кайф, нажимая новенькие клавиши и «слушая деку» — совсем не то же самое, что послушать себя со стороны.
Дальше всех, кстати, в магическом реализме пошла Yamaha с AvantGrand N3: там в придачу к дорогущей аудиосистеме дополнительно фильтруются из звукового сигнала низкие и сверхнизкие частоты и через электромагнитный, простите, вибратор подаются на корпус, чтобы он дрожал «по-настоящему» на мощных басах. На ценник N3 лучше не смотреть.
Мысль вторая. Человек — невероятно адаптивное существо. Применительно к музыке, он очень быстро подстраивается к не самым лучшим мониторам или к своему несимметричному относительно них положению, подстраивается к неровностям АЧХ/ФЧХ, к условности синтезируемых тембров и штрихов. В том числе подстраивается и к типу клавиатуры. И при более-менее приличной фортепианной библиотеке и мониторинге тип клавиатуры очень быстро перестает замечаться. Ну, не хуже какого-то (привычного!) уровня, и ладно. И тут, конечно, Вам самой нужно пробовать. У меня клавиатура Fatar TP-40 Wood с библиотеками от EastWest, я к ним привык. И дома я неплохо справляюсь с быстрой и тихой игрой, для аранжировок и «помузицировать» — хватает (или почти хватает). Но когда я пересаживаюсь на живаго, мой пианизм куда-то улетучивается: и пиано грубоватое, и руки быстро устают, да и вообще... А не пересаживаюсь, так оно вроде как и ничего, хорошо даже, вроде как и играть не разучился.
Третье — эргономика. Деревянные клавиатуры слишком толстые, их нельзя встроить в стол или как-то по иному расположить перед собой. Т.е. можно, конечно, но тогда придется все время держать высоко руки (даже работая мышкой), и плечевые мышцы со спиной очень быстро дадут знать, что так делать не надо. Так же компьютерный монитор будет стоять несколько выше, а это плохо для зрения — на монитор нужно смотреть немного вниз, чтобы не пережигать сетчатку лишним светом и не перенапрягать глазные мышцы.
Значит, клавиатура (деревянная) стоит сбоку? Тогда две пары мониторов нужны, и переключалка между ними, что крайне редко встречается в природе, ибо неудобно. Твердо убежден, что человеку играющему и импровизирующему (а не клик-клакеру мышкой в пиано-ролле) нужна клавиатура перед ним, а не в стороне.
Дальше идем. Кому как, а для меня встраиваемость в стол — вещь обязательная. А, значит, никакие ручки-кнопки на клавиатуре мне не нужны, сразу над встроенной клавиатурой у меня идут мышь с клавой и дополнительные контроллеры. С этим, однако, проблема: модели, у которых над клавишами ничего нет, почти не встречаются. Просто представьте, что до компьютерной клавы придется тянуться на дополнительные 20–30 см, или что она все время будет задевать ручки/кнопки и в компьютер будут идти непрошенные MIDI-команды. И так если не навсегда, то на годы.
Выбор MIDI-контроллеров (это как бы кнопки и ручки в отдельном от самой клавиатуры корпусе) велик, и на РММ есть темы по ним, а вот выбирать клавиатуру без ручек-кнопок… VPC1 и Doepfer LMK — больше и не назову ничего сходу. Контроллеры электронному аранжировщику необходимы, но все же лучше их выбирать отдельно, под свои нужды, а встроенные в клавиатуру всегда будут класса «так себе».
По поводу рабочих станций, раз уж зашел о них разговор. Ни с кем в споры вступать не буду, но для меня все они уровня кабака. Да, можно наловчиться в них что-то быстро набивать, но по качеству звука они проигрывают хорошим сэмплерным библиотекам и специализированным синтезаторам (как железным, так и VSTi) на голову, технологически отставая на поколение. Быстро — рабочая станция, хорошо — комп. Поэтому ценник на рабочие станции кажется мне одной из самых неадекватных вещей. Хотя… Если посчитать стоимость лицензионных библиотек, компьютера (или компьютеров) под них, DAW, хорошей клавиатуры, контроллеров…
Подводя предварительный итог: а) переносимость исполнительских навыков, б) эргономика рабочего места и в) адаптивность человека — с этих трех точек зрения требования получаются немного разными. Найти баланс между ними и для себя-то не всегда получается, а для другого-незнакомого — как?.. На время поселите у себя в голове этих трех спорщиков и понаблюдайте за ними. Глядишь, ответ сам и придет
Для чего нужны рояльные клавиатуры. Прежде всего для переносимости, переносимость навыков — это самое главное! Если Вам приходится выступать в концертах и играть на настоящем рояле, а дома только «электрика», или если в Вашу студию приходит настоящий пианист для записи настоящей фортепианной музыки (это когда пианист умеет играть presto и pianissimo одновременно, а не только рок-н-роллить), тогда стоит думать обо всех этих деревянных клавиатурах. И только в этом смысле клавиатура MP11SE должна/может быть лучше клавиатуры VPC1 — более длинная клавиша, более чуткая реализация педали. Во всех же остальных случаях деревянная клавиатура едва ли выигрышна. Забивать барабаны или исполнять партии струнных/духовых, а тем более имитировать чисто синтезаторное «клавишниковое» соло «на дереве» ничуть не легче, чем «на пластике».
Кстати, еще одна вещь, о которой на этом форуме я не упоминал и о которой продавцы не расскажут. Ни в одной механике, кроме, может быть (внимательно не изучал), самых топовых (вроде Yamaha AvantGrand N1 – N3, Kawai Novus NV10), нет имитации движения демпферного механизма. Когда пианист играет на живом рояле или пианино без педали, он каждым нажатием клавиши отодвигает демпфер, на что тратится дополнительное и не такое уж малое усилие. А когда педаль нажата, все демпферы отодвинуты ногой и ход клавиш легче. Практически все цифровые пианино дают ощущение, похожее на… на игру с постоянно нажатой педалью. Так-то вот. Пересядешь с такого на живаго, а через четверть часа игры кисти рук что-то зажиматься начинают...
Еще. В старших моделях цифровых пианино в корпус встроена практически настоящая пианинная дека (эти инструменты неразборные), и производитель, врезая динамики прямо в деку, добивается хорошего, комфортного звучания для пианиста (Kawai CA97/98 и т.п.). Но если сигнал с такого пианино отправить на запись, может выясниться, что встроенные рояльные библиотеки сэмплов не так уж и волшебны. За встроенную деку (да и вообще за «мебель») производитель просит денег изрядно. И если планируется не только музицировать на цифровом пианино, а и использовать его звуки в аранжировках, наверно, не самой глупой мыслю будет прямо в магазине подключить к выходу диктофон и записать свою игру (все регистры, тихо-громко, быстро-медленно, с педалью-полупедалью и вовсе без нее), а дома или в студии послушать, не исчезла ли «магия присутствия». Получать кайф, нажимая новенькие клавиши и «слушая деку» — совсем не то же самое, что послушать себя со стороны.
Дальше всех, кстати, в магическом реализме пошла Yamaha с AvantGrand N3: там в придачу к дорогущей аудиосистеме дополнительно фильтруются из звукового сигнала низкие и сверхнизкие частоты и через электромагнитный, простите, вибратор подаются на корпус, чтобы он дрожал «по-настоящему» на мощных басах. На ценник N3 лучше не смотреть.
Мысль вторая. Человек — невероятно адаптивное существо. Применительно к музыке, он очень быстро подстраивается к не самым лучшим мониторам или к своему несимметричному относительно них положению, подстраивается к неровностям АЧХ/ФЧХ, к условности синтезируемых тембров и штрихов. В том числе подстраивается и к типу клавиатуры. И при более-менее приличной фортепианной библиотеке и мониторинге тип клавиатуры очень быстро перестает замечаться. Ну, не хуже какого-то (привычного!) уровня, и ладно. И тут, конечно, Вам самой нужно пробовать. У меня клавиатура Fatar TP-40 Wood с библиотеками от EastWest, я к ним привык. И дома я неплохо справляюсь с быстрой и тихой игрой, для аранжировок и «помузицировать» — хватает (или почти хватает). Но когда я пересаживаюсь на живаго, мой пианизм куда-то улетучивается: и пиано грубоватое, и руки быстро устают, да и вообще... А не пересаживаюсь, так оно вроде как и ничего, хорошо даже, вроде как и играть не разучился.
Третье — эргономика. Деревянные клавиатуры слишком толстые, их нельзя встроить в стол или как-то по иному расположить перед собой. Т.е. можно, конечно, но тогда придется все время держать высоко руки (даже работая мышкой), и плечевые мышцы со спиной очень быстро дадут знать, что так делать не надо. Так же компьютерный монитор будет стоять несколько выше, а это плохо для зрения — на монитор нужно смотреть немного вниз, чтобы не пережигать сетчатку лишним светом и не перенапрягать глазные мышцы.
Значит, клавиатура (деревянная) стоит сбоку? Тогда две пары мониторов нужны, и переключалка между ними, что крайне редко встречается в природе, ибо неудобно. Твердо убежден, что человеку играющему и импровизирующему (а не клик-клакеру мышкой в пиано-ролле) нужна клавиатура перед ним, а не в стороне.
Дальше идем. Кому как, а для меня встраиваемость в стол — вещь обязательная. А, значит, никакие ручки-кнопки на клавиатуре мне не нужны, сразу над встроенной клавиатурой у меня идут мышь с клавой и дополнительные контроллеры. С этим, однако, проблема: модели, у которых над клавишами ничего нет, почти не встречаются. Просто представьте, что до компьютерной клавы придется тянуться на дополнительные 20–30 см, или что она все время будет задевать ручки/кнопки и в компьютер будут идти непрошенные MIDI-команды. И так если не навсегда, то на годы.
Выбор MIDI-контроллеров (это как бы кнопки и ручки в отдельном от самой клавиатуры корпусе) велик, и на РММ есть темы по ним, а вот выбирать клавиатуру без ручек-кнопок… VPC1 и Doepfer LMK — больше и не назову ничего сходу. Контроллеры электронному аранжировщику необходимы, но все же лучше их выбирать отдельно, под свои нужды, а встроенные в клавиатуру всегда будут класса «так себе».
По поводу рабочих станций, раз уж зашел о них разговор. Ни с кем в споры вступать не буду, но для меня все они уровня кабака. Да, можно наловчиться в них что-то быстро набивать, но по качеству звука они проигрывают хорошим сэмплерным библиотекам и специализированным синтезаторам (как железным, так и VSTi) на голову, технологически отставая на поколение. Быстро — рабочая станция, хорошо — комп. Поэтому ценник на рабочие станции кажется мне одной из самых неадекватных вещей. Хотя… Если посчитать стоимость лицензионных библиотек, компьютера (или компьютеров) под них, DAW, хорошей клавиатуры, контроллеров…
Подводя предварительный итог: а) переносимость исполнительских навыков, б) эргономика рабочего места и в) адаптивность человека — с этих трех точек зрения требования получаются немного разными. Найти баланс между ними и для себя-то не всегда получается, а для другого-незнакомого — как?.. На время поселите у себя в голове этих трех спорщиков и понаблюдайте за ними. Глядишь, ответ сам и придет