Давайте восстановим базовые знания. До-мажор.
На рисунке в центре — Тоника, главный магнитный объект в системе. Трезвучие на тонике состоит из устойчивых звуков (собственно, к тонике добавлены 2-й и 4-й обертон от нее же самой — получилось мажорное трезвучие). Попробуем строить трезвучия, сдвигая их на терцию. Двигаемся вправо от тоники. Трезвучие III ступени сохранило два звука от тоники, появился один новый. Этот звук (си, VII-я ступень) вступает в жесткий акустический конфликт с тоникой (большая септима или малая секунда, кому как нравится) и находится совсем-совсем рядом с ней (а, значит, сила примагничивания весьма велика). Вот так возникает само свойство доминантовости — чего-то такого, что явно другой, нетонической природы, что противостоит тонике. Собственно, здесь же возникает и сама идея разрешения — разрешения конфликта двух природ. Всего один ход на полутон — и конфликта нет, все снова устойчиво.
Но если мы посмотрим на трезвучие III ступени целиком, а не только на саму ступень, то в этом масштабе доминантовость выражена еще слабо — один звук из трех иной природы, два — родные. Но — начало положено.
Если мы пойдем еще на терцию выше, получим аккорд V ступени, в нем с тоникой конфликтуют уже два тона аккорда. Доминантовость усилилась. Еще один шаг, трезвучие VII ступени — и уже все три тона трезвучия не принадлежат «тонической природе». Этот аккорд самый доминантовый и есть. Вся эта область из трех трезвучий — доминантовая, а Доминантой обычно называется средний аккорд в группе (хотя он и не самый доминантовый, трезвучие VII ступени определенно доминантовее).
Если мы хотим еще добавить напряжения, то у нас два пути. Первый, добавить еще терцию и получить септаккорд. Он всегда будет конфликтнее трезвучия, потому что содержит диссонирующий интервал в своем составе («Мы — это то, что мы едим», ага). Второй путь — приближать к звукам тонического трезвучия те тоны аккорда, которые еще можно приблизить (то есть те, которые от звуков тонического трезвучия отстоят на тон). Ну да, ради заострения гармонического (магнитного) напряжения. Этот второй путь называется альтерация. Например, в трезвучии VII ступени терцовый тон может и повышаться и понижаться, приближаясь к I-й или III-й ступени, соответственно.
А теперь смотрим влево от Тоники. Все здесь происходит зеркально симметрично, и на сцену выходит третья природа, третья сила — субдоминантовая. Субдоминантой обычно называется средний аккорд в группе (IV ступени), но трезвучие II ступени еще субдоминантовее. Ну и дальше, кому more spicy — септакорды и альтерация, или и то, и то вместе — ничего нового.
Если сравнивать D и S-группу, то вторая «конфликтует» с тоникой слабее по очень простой причине — и в трезвучии VI-й ступени, и IV-й сохраняется сама Тоника, ее основной тон (I ступень). Поконфликтуй тут, когда главный враг-магнит внутри тебя.
-------------
Давайте посмотрим на минор. Минор сделан по образу и подобию мажорову, но получился... не очень он получился. VII ступень в нем низкая, на расстоянии целого тона магнитится к тонике слабо. Собственно, это означает, что доминантовость (= иноприродность тонике) выражена достаточно слабо. Чтобы подправить отсутствие эффектного гармонического примагничивания, решили поднять VII ступень и получили
гармонический минор. Магнитик заработал в полную силу, однако получилась неприятная полуторатоновая дырка в звукоряде, которую подправили вторым костылем — VI-й повышенной ступенью, и получили
мелодический минор.
Теперь ненадолго можно вернуться к мажору. Там было слабым тяготение на расстоянии целого тона VI ► V, и VI-ю ступень понизили, получив
гармонический мажор. Эффект оказался слабее, потому что это тяготение не так важно, как VII ► I. Ну и отполировали образовавшуюся полуторатоновую дырку VII-й пониженной, получив
мелодический мажор.
Песню "Рондо" "Московская осень
Чистый мелодический минор. Начало песни: I – II7(#5) – D7 – T. Чистейший образец полного (включающего в себя по представителю от всех функций) гармонического оборота TSDT.
Простите, господа, я, пока писал, забыл, о чем вы спорите.
==================
Задачка из «Детской музыки» Прокофьева. Пьеса «Дождь и радуга», до-мажор. Почему подписанные у клякс гения функции верны?
Можно на досуге и всю пьесу поанализировать. Начинается она, кстати, скорее всего с DD, и даже DDD где-то рядом мерцает, но об этом пусть теоретики спорят.