Помогите определить тональность

А у Прокофьева разве (здесь) теоретически-грамотная запись? Он писал эту пьесу для первоклашек, и записал ее графически выгодно — как капельки дождя. В помощь преподавателю, ткскзть.

Слева нотация Прокофьева, справа - ваша (без учета добавленного вами удвоения). Что выиграл в удобстве чтения первоклашка? Имхо, ничего: и в первом и во втором случае - с одинаковым усилием читаемый целотоновый кластер из трех нот. Имхо, не было никакого резона Прокофьеву грешить против теоретически-грамотной записи. Вероятнее всего он записал, то что и имел ввиду.

Снимок3.jpg


Если предположить, что это не просто звукописный кластер, изображающий капельки дождя, но и созвучие, имеющее функциональное значение в тональности до-мажор, нотация Прокофьева прекрасно вписывается в предлагаемое вами субдоминантовое значение. Имхо даже логичнее, чем ваша :)
 
Последнее редактирование:
прекрасно вписывается в предлагаемое вами субдоминантовое значение. Имхо даже логичнее, чем ваша
Внизу-то точно не Ges (Vb), а Fis (IV#). Ну какая может быть пятая пониженная в основании субдоминанты! Я мог бы расписать всю свою логику, но много писанины и, в отличии верхних тонов, где могут быть варианты, как правильно записывать нижний тон для меня бесспорно.
Логика моя примерно такая. Если опростить до полной вульгарности гармоническую фразу Прокофьева, то получится оборот DD6 – D2 – T6, он здесь как модель, с очевидным фа-диезом в нижнем голосе. Если теперь усложнять этот оборот постепенно, то можно получить такие промежуточные варианты:
DD6(#5) – D2 – T6
IV# – D2(add9) – T6
IV#9 (или IV#add2) – D2(add2 omit5) – T6.
Примерно так. Уж извините за смесь записи по ступеням лада и джазовой цифровки.

Моя гипотеза в том, что Прокофьев выбрал ту запись, которую выбрал, именно ввиду графического сходства знака бемоля и капельки (дождя). И абсолютно правильно сделал. В конце концов, нет ничего зазорного подстраивать альтерации под удобство исполнителя — даже самый грамотный автор делает энгармонические замены у бэйных труб и кларнетов, когда у тех дубль-диезы в транспорте случаются. Уж больно дорого обходятся теоретические споры с духовиками :)

P.S. Если что, я вообще не заглядывал в ноты этой пьесы последние лет 35, по памяти написал.
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Bernard
вот не уверен, что условному обладателю куртки сильно надо было гармозу на уровне консы учить.
Оно да, может не склеил бы ласты в столь юном возрасте... Читал бы сейчас споры умных дядек и пил носом минеральную воду в позе лотоса
да не о куртке речь, просто отмазка удобная.. нет, чтоб позаниматься - а нельзя. талант испортится. ))
 
(хорошо помню байку о самобытном студенте - композиторе в консе, который, прошарившись знаниями во всяческих теориях, напрочь утратил эту самую бытность. А также помним, что теория музыки лишь систематизирует произошедшие в ней изменения, так же, как и правила русского языка)
Бред
 

Сейчас просматривают