А что касается классической гитары , то с позволения уважаемых участников форума внесу свои пять копеек . Сразу предупреждаю , это мое мнение, оно не истина в последней инстанции и никому не навязываю. Обычный здесь вопрос : "какое я право имею?". Я гитаре , именно классической, отдал 41 год своей жизни (мне сейчас 51). Прошел все ступени образования ( муз. школа-муз училище-Вуз-аспирантура, курс в Muzikhochsshule в Мюнстере, где работал ассистентом у Райнберта Эверса. занятия с Робертом Аусселем в Кельне) , концертировал (кстати был первым гитаристом в СССР, сыгравшим сюиту Морено-Торробы "Ворота Мадрида", Финкель сыграл ее позже), записи на радио и ТВ. Долго преподавал в музыкальном училище, диссертация и статьи , все по гитарной тематике. Естественно, за столько лет происходит переосмысление когда то сделанного (и сыгранного тоже). Я оставлю сейчас в стороне вопросы исполнительства и конструктива гитары, приводящие зачастую к радикальным высказываниям:
Коснусь только репертуара. Уважаемые гитаристы, коллеги, давайте трезво посмотрим на репертуар для гитары. В музыке XIX века для гитары нет ни одного произведения, которое по глубине приблизилось бы к сонатам Бетховна. Есть какие то редкие озарения у Сора, Джулиани, Агуадо. Но , простите, все эти бесконечные прелюдии и каприччио всех этих Диабеллии, Мертца, Коста, Лениани и прочая прочая, это , по сути, салонный репертуар зачастую с превалированием дурного вкуса. Если вы мне назовете произведения крупной формы для гитары этого периода , стоящих на уровне с сонатами и концертами для ф-но Бетховена, буду только благодарен. Вариации на тему Моцарта ор.9 Сора блестящая виртуозная салонная пьеса, не более того.
Бах????? еще лет 20 назад Игорь Рехин в разговоре сказал, что гитаристам надо обьявить мораторий на исполнение сочинений Баха (кстати, при этом разговоре присутствовали те самые "позеры и кривляки"). И в чем то он прав. Во первых, гитара никогда не будет звучать как лютня по динамике, во вторых , зачастую педагоги , когда своим ученикам дают сочинения Баха, плохо представляют весь круг исполнительских проблем динамики, артикуляции, орнаментики.( Кстати, за всю свою жизнь только один раз слышал изумительное исполнение лютневой музыки Баха (забыл, что сам музыкант,слушал и наслаждался), и где бы вы думали? В Саратове, в 2019 году.) В результате имеем то, что имеем. Но Чакона на гитаре звучит бесподобно, даже при не очень умелом исполнении. Тем не менее, хотите играть полифонию на гитаре? Прелюдии и фуги Рехина, Прелюдии и Фуги Джапаридзе, Мударра, Нарваэс, Милан, Санз, Кампион. Более чем достаточно. Таррега - блестящие изумительные миниатюры, но опять же миниатюры, крупной формы нет. Век двадцатый - отдельный разговор. Но..... переиграв концерты ( Вила Лобос, Понсе, Кастельнуово-Тедеско, Фантазия для джентльмена и Аранхуэс Родриго Концерты Иванова Крамского)) с годами пришел к выводу: есть концерт "Аранхуэс" и есть все остальное, так по мастерству, блеску и глубине с "Аранхуэсом" пока не сравнится ничего, Не верите, проведите эксперимент: в один вечер послушайте Понсе "Южный концерт" , Вила-Лобоса или Кастельнуово-Тедеско и "Аранхуэс", сразу станет все на свои места. И проблема репертуара для гитары , она как раз в этом, что оригинальных произведений, подобных "Аранхуэсу" крайне мало и их редко исполняют. Отсюда и отношение к инструменту, так как репертуар вызывает очень много вопросов к художественной составляющей. Пианисты, кстати, когда слышат как играет Ямашито транскрипцию "Картинок с выставки" Мусоргского, в ужас приходят.