Домашняя студия и записи (гитара)

@Dmitry1978, Написал, что -

Я привёл два примера того, как можно популяризировать классическую гитару. А пьеза там или нет её - это не столь важно.
Понимаете, популяризировать гитару не нужно, так как она и так самый популярный инструмент. А вот грамотно учить начать - это давно пора. Культуру исполнения развивать. Слух. Общую грамотность гитаристов. Аспектов много. Нужен более интеллектуальный подход к процессу обучения. Если сравнивать методику гитаристов и скрипачей для музыкальных школ, то можно найти много любопытного... Гитара - для масс! Это и проблема.
 
А что касается классической гитары , то с позволения уважаемых участников форума внесу свои пять копеек . Сразу предупреждаю , это мое мнение, оно не истина в последней инстанции и никому не навязываю. Обычный здесь вопрос : "какое я право имею?". Я гитаре , именно классической, отдал 41 год своей жизни (мне сейчас 51). Прошел все ступени образования ( муз. школа-муз училище-Вуз-аспирантура, курс в Muzikhochsshule в Мюнстере, где работал ассистентом у Райнберта Эверса. занятия с Робертом Аусселем в Кельне) , концертировал (кстати был первым гитаристом в СССР, сыгравшим сюиту Морено-Торробы "Ворота Мадрида", Финкель сыграл ее позже), записи на радио и ТВ. Долго преподавал в музыкальном училище, диссертация и статьи , все по гитарной тематике. Естественно, за столько лет происходит переосмысление когда то сделанного (и сыгранного тоже). Я оставлю сейчас в стороне вопросы исполнительства и конструктива гитары, приводящие зачастую к радикальным высказываниям:

Коснусь только репертуара. Уважаемые гитаристы, коллеги, давайте трезво посмотрим на репертуар для гитары. В музыке XIX века для гитары нет ни одного произведения, которое по глубине приблизилось бы к сонатам Бетховна. Есть какие то редкие озарения у Сора, Джулиани, Агуадо. Но , простите, все эти бесконечные прелюдии и каприччио всех этих Диабеллии, Мертца, Коста, Лениани и прочая прочая, это , по сути, салонный репертуар зачастую с превалированием дурного вкуса. Если вы мне назовете произведения крупной формы для гитары этого периода , стоящих на уровне с сонатами и концертами для ф-но Бетховена, буду только благодарен. Вариации на тему Моцарта ор.9 Сора блестящая виртуозная салонная пьеса, не более того.
Бах????? еще лет 20 назад Игорь Рехин в разговоре сказал, что гитаристам надо обьявить мораторий на исполнение сочинений Баха (кстати, при этом разговоре присутствовали те самые "позеры и кривляки"). И в чем то он прав. Во первых, гитара никогда не будет звучать как лютня по динамике, во вторых , зачастую педагоги , когда своим ученикам дают сочинения Баха, плохо представляют весь круг исполнительских проблем динамики, артикуляции, орнаментики.( Кстати, за всю свою жизнь только один раз слышал изумительное исполнение лютневой музыки Баха (забыл, что сам музыкант,слушал и наслаждался), и где бы вы думали? В Саратове, в 2019 году.) В результате имеем то, что имеем. Но Чакона на гитаре звучит бесподобно, даже при не очень умелом исполнении. Тем не менее, хотите играть полифонию на гитаре? Прелюдии и фуги Рехина, Прелюдии и Фуги Джапаридзе, Мударра, Нарваэс, Милан, Санз, Кампион. Более чем достаточно. Таррега - блестящие изумительные миниатюры, но опять же миниатюры, крупной формы нет. Век двадцатый - отдельный разговор. Но..... переиграв концерты ( Вила Лобос, Понсе, Кастельнуово-Тедеско, Фантазия для джентльмена и Аранхуэс Родриго Концерты Иванова Крамского)) с годами пришел к выводу: есть концерт "Аранхуэс" и есть все остальное, так по мастерству, блеску и глубине с "Аранхуэсом" пока не сравнится ничего, Не верите, проведите эксперимент: в один вечер послушайте Понсе "Южный концерт" , Вила-Лобоса или Кастельнуово-Тедеско и "Аранхуэс", сразу станет все на свои места. И проблема репертуара для гитары , она как раз в этом, что оригинальных произведений, подобных "Аранхуэсу" крайне мало и их редко исполняют. Отсюда и отношение к инструменту, так как репертуар вызывает очень много вопросов к художественной составляющей. Пианисты, кстати, когда слышат как играет Ямашито транскрипцию "Картинок с выставки" Мусоргского, в ужас приходят.
Дело не в репертуаре, а в отношении к нему. Если взглянуть на музыку, Сора, Джулиани, Леньяни, Агуадо и т.д. (да хоть Каркасси учебный репертуар!) с точки зрения исполнения "венских классиков", да грамотно использовать музыкальный язык (чему учат пианистов с детства), то вы увидите как прекрасны эти композиторы. Кладезь для изучения музыкального языка! Именно с детства! Но тут педагог должен быть грамотный. Другой вопрос, что в гитарных нотах практически нет никаких артикуляционных и фразированных указаний. А когда они встречаются, то гитаристы не знают, что с этим делать и попросту их игнорируют. Тут нужна колоссальная "наслушенность"и подготовка. В каждом такте вышеперечисленных композиторов есть конкретные законы музыки, которые пока гитаристам не очевидны. С Бахом то же самое. Гитаристы не умеют читать рукописи или уртексты баховские. Все артикуляционные и фразированные лиги игнорируются либо исполняются не грамотно по незнанию.
 
  • Like
Реакции: pettrovich
Да просто всё.
Внедрить гитару в ЦМШ.(школу Гнесиных и подобные)
Через 11-15 лет получите пять-семь-десять нормально и последовательно образованных музыкантов-гитаристов.
Только я не вижу стимула для родителей.
По ф-но, оркестровым инструментам, вокал, там понятно. А без этого фантома перспективы больших сцен и великих имён, кто ж дитятко будет губить с раннего возраста? .
Имхо, гитара сейчас на самом большом подъёме из мне памятных.
Если же будет достигнут уровень ЗР хотя бы как здесь,

возможен прорыв вверьх и вшырь.

Никогда этого не будет! В ЦМШ её не возьмут. Пока не возьмут! По причине того, что НЕКОГО туда брать. Уровень низкий очень. Предположим, открыли там класс гитары и что?... Кто там будет преподавать и как? Кого воспитает на выходе? Талантов у нас много, но где они и на каком уровне? Ок. Вопрос: РАМ имени Гнесиных. Кого вы можете из серьезных концертирующих гитаристов - выпускников академии назвать за последние... лет 15? Тех, кому 25,30,35. А это ведущий ВУЗ страны!
 
Последнее редактирование:
  • Like
Реакции: Oleg Asvad
Понимаете, популяризировать гитару не нужно, так как она и так самый популярный инструмент.
Я имел в виду акустическую гитару.
Так уж случилось, что «массы» завоевала не она.
И почти каждый, кто берет первый раз в руки гитару, представляет себя с электро гитарой на сцене, от сюда и подход к обучению.
Такое же место как и скрипка в музыке акустическая гитара ни когда не займёт, скорее всего, по очень многим причинам.
Хотя …… - никогда не говори ни когда.
 
Я имел в виду акустическую гитару.
Так уж случилось, что «массы» завоевала не она.
И почти каждый, кто берет первый раз в руки гитару, представляет себя с электро гитарой на сцене, от сюда и подход к обучению.
Такое же место как и скрипка в музыке акустическая гитара ни когда не займёт, скорее всего, по очень многим причинам.
Хотя …… - никогда не говори ни когда.
На "классику" спрос тоже большой. Гитара могла бы занять достойное место (как и скрипка и фортепиано), так как очень перспективный инструмент! При, повторю, грамотном подходе к преподаванию. От отношения зависит всё. Кстати, играя концерты по всей стране (в некоторых городах по 3 концерта подряд), худруки и директора филармоний именно в гитаре и видели перспективу. Был некоторый спад посещаемости концертов классической музыки (в начале 2000-х), но после моих концертов (прошу прощения за некоторую нескромность) возрастал интерес к классической музыки в целом. Это не моё наблюдение. Скажем, играя программу, состоящую из произведений испанских композиторов и отделения Баха, публика с удовольствием поселяла потом и концерты скрипачей, чтобы сравнить то, как они и те же произведения (партиты, сонаты) звучат и на скрипки. Как это ни странно. Гитара может влиять на ситуацию и вызывать интерес у публики, но для этого уровень необходимо поднять. И поднять значительно.
 
  • Like
Реакции: Aleksandr Oleynik
Здесь вопрос не в спросе, а в термине БОЛЬШОЙ.
Стадионы акустическая гитара не соберет, особенно с классической програмой.
А это и не нужно. У классики своя аудитория. Скрипачи пианисты тоже не собирают стадионы. Достаточно 800 - 1500 человек. В некоторых случаях 2000 - 5000. Куда больше. Только пианисты в состоянии собрать, а гитаристы надоели всем.
 
Вон, в ММДМ как-то приезжал гитарист такой по имени Jason Vieaux - обладатель, прошу прощения, премии ГРЕММИ! И?.. Полтора человека в зале (я сам не был, рассказывали), никакого резонанса. Да и, признаться, такого гитариста никто и не слышал из любителей классической музыки. Еще раз: премия ГРЕММИ! Это высшая музыкальная награда. Вот тут и понимание приходит того, какова реальная ценность этих наград и их облателей - гитаристов.
 
Здравствуйте!
Для тех, кто интересуется классической гитарой и особенностями технической стороны, связанной с постановкой правой руки:)
Демонстрирование обеих постановок (современной и классической) за последние 5-6 лет стало очень популярным занятием в среде педагогов по классу гитары, преподающих в средних учебных заведениях и ВУЗах (не только в РФ). При этом они как-то однобоко подходят к процессу... Скорее это похоже на демонстрацию того, что ИМ более выгодно, но не на то, что есть в действительности. Как правило они оперируют качеством звукоизвлечения, при этом, не утруждая себя более детально, внимательно и непредвзято подойти к процессу, изучив вопрос. Либо не могут думать иначе (не знают), так как никогда не учились «классике».
С моей стороны могу дать один простой, но очень действенный совет для тех, кому они это демонстрируют.
Задайте им вопрос: «Почему у Нилова Д.Ю. звучит с классической постановкой, а у вас нет»?
Если ответа не последует, то... welcome, как говорится! Буду объяснять подробно, детально, терпеливо:)
Могу сказать, что подобного результата я достиг не благодаря природным способностям и особенностям, которые связанны со строением рук, пальцев и ногтей (ногти — отдельная тема, но ничего суперсложного тут нет), а благодаря постоянной РАБОТЕ над техникой и звуком (прошу не путать технику игры и технику владения звуком с «беглостью пальчиков»). Работе над свободой и пластикой игрового аппарата, без чего не может быть рельефного, динамичного, тембрально разнообразного владения звуком, которое лишено МОНОТОННОСТИ. И это исключительно вопросы методические (школы) плюс слух. А слух имеет свойство не только развиваться, но и «тупеть».
В этом видео говорится лишь о малой части (но тоже важной!) того, чему я уделяю внимание в работе над техникой звукоизвлечения. Это никак нельзя назвать «упрощенным подходом» к процессу. А упрощенный подход (из-за отсутствия постоянной тренировки ушей) вызывает отупение слуха в том числе.
 
  • Like
Реакции: Music_Hawk и DGray
оч полезно
начинать вообще надо с понимания разницы в звукоизвлечении
но это только в сознательном возрасте ученика наверное
Это всё с детства воспитывается. Культура, свобода в игре, слух. После ДМШ в колледжи идут люди, которые не понимают главных вещей. И там с ними ничего не делают.
 
Последнее редактирование:
И, кстати, было бы оч познавательно, если бы учитель во время показа способа звукоизвлечения махнулся инструментом с ученицей.
В этом видео есть пару моменнтов: с 22:30 и с 31:50.
Но тут разные конструкции гитар и годы.
Светленькая (классика) - 2018, а тёмненькая - 2003 (конструкция Хосе Рамирес III ).
 
  • Like
Реакции: Music_Hawk
Приятно наблюдать за тем, как ученик развивается. Видеть РОСТ! От года к году, от месяца к месяцу. Прежде всего это появление уверенности, работа над техникой, музыкой и ЗВУКОМ. Отношением к звуку! Отношением к КУЛЬТУРЕ звукоизвлечения. Для развития гитары сейчас это принципиально важно, поскольку постоянная работа над полноценным звучанием инструмента (КОЦЕРТНЫМ звучанием!) в наши дни отошла на вторые и третьи роли, а выхолощенность в игре и монотонность стала во главе. Увы, такие реалии, такое время... Но есть шанс исправить!

Не могу не отметить то, что АКАДЕМИЧЕСКОЕ музыкальное училище при Московской консерватории им. П.И. Чайковского играет весьма положительную роль в становлении и развитии их студента, и, конечно, педагог - Дмитриева Наталья Николаевна.

Спасибо Siccas Media за очередную публикацию.

 
Дмитриева Наталья Николаевна.
А то ж!
Она и в мое время обучения там сумела вправить мне уши в голову и немного мозгов вместо соломы. Руки, к сожалению, уже были навсегда.
но Абажаю.
 
А то ж!
Она и в мое время обучения там сумела вправить мне уши в голову и немного мозгов вместо соломы. Руки, к сожалению, уже были навсегда.
но Абажаю.
Ну, Майе уши вправлять не приходилось:) По крайней мере, это было года 3 назад еще. Но мы все постоянно в пути:)
 
@Dmitry1978,
Посмотрел несколько роликов с вашей ученицей, рост заметен, подметил одну деталь, как бы барышне избавится от "шорканья" большого пальца во время взятия нот...
От Вас ничего не скроешь. Это дельное замечание, сам часто обращаю её внимание на этот момент.
Есть скольжение вдоль струны пальца "р" при атаке струны. Я бы сказал, что это некоторая небрежность (игра большим пальцем ударом с чрезмерной амплитудой). Пока нет привычки работать предельно внимательно над техникой в тесной связке со слухом. Не хватает точности движений (не путать с быстротой движений) и контакта со струной. Это в принципе касается техники Майи, но это нарабатывается с годами. Ей пока 16. Такая техника предполагает другую степень трудозатрат (в разы выше требования). Думаю, что мы эту проблему победим со временем.
 
Да, время решает многие проблемы. Барышне важно самой научится слышать звук. А там и понимание придет.
 
Да, время решает многие проблемы. Барышне важно самой научится слышать звук. А там и понимание придет.
Да она вроде как понимает... Иначе бы не играла так. И слышит весьма неплохо в отличии от её сверстников (и не только). А над исполнительским мастерством нужно работать постоянно. Тем более пока она учится на первом курсе училища.
 
Вот такой видеоответ (может быть кому-то будет интересно. Информация в описании, комментарии приветствуются, подписки на канал тоже :)):
 
Занятие, в процессе которого велась подробная (детальная) работа над постановкой правой руки, устранением лишних напряжений игрового аппарата, техникой звукоизвлечения, приёмами игры, техникой левой руки, игрой Разгеадо, Альсапо, от каких фаланг, что и как играть (Тирандо! Тремоло! Арпеджио!) и другими весьма важными нюансами.
 

Сейчас просматривают