А.Шишкин. Прелюдия и фуга до диез минор. Играет Шишкин Иван.
Технические преимущества инструмента позволяют использовать любые тональности, любой тональный план в развитии музыкального материала. Позволяют реализовать полную взаимозаменяемость тональностей – возможность транспонировать произведение в любую другую тональность и иметь возможность его исполнить. Новая классическая гитара в рамках своих фактурных возможностей становится инструментом, приближенным к фортепиано для гитар других конструкций это недоступно.
Становится возможным создание прелюдий и фуг действительно свободно использующих любые тональности. Написанные в таком жанре произведения для гитары соло мало похожи на реальную полифонию, декларирование использования тональной свободы при отсутствии технических возможностей для реализации не дает возможности для другого результата.
Для демонстрации возможностей инструмента достаточно было бы написать две прелюдии и фуги одну в миноре другую в мажоре и исполнить во всех 11 остальных тональностях. Можно было ничего не писать, а взять любые две прелюдии и фуги Рехина, Кошкина, Джапаридзе и сделать с ними то же самое. Для фортепиано это обычная вещь, полная взаимозаменяемость тональностей давно достигнута, для гитары абсолютно не реальная, для любой гитары, это доступно только Новой классической.
«И действительно, тональности, в которых невозможно использовать открытые струны инструмента, ограничивающие использование аккордовой и полифонической техники, представляют значительную сложность при написании прелюдий и фуг для одной гитары. Это сказалось на тональных планах некоторых прелюдий и фуг данного цикла ( например, cis-moll), в которых главная тональность появляется только в начале и конце пьесы.»
Журнал «Гитарист» 1988г.№1. Статья «Полифонический образ гитары» о цикле 24 прелюдии и фуги для гитары композитора Игоря Рехина. Автор И.К. Кузнецов – Профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.
Думаю, что то же можно будет адресовать и к остальным авторам, писавшим для обычной гитары.
Технические возможности инструмента не позволяют, вот и приходится демонстрировать чудеса изворотливости. Вопрос в том являются ли эти чудеса действительно художественным достижением?