Ну, сами напросились
только это будет много-много букв.
Когда-то, много лет назад, мне было 7 лет. И родители решили меня начать приобщать к музыке. Вот Саня тут писал, что с 2,5 лет клавишу давил, а я за собой не помню хоть какого-то ее восприятия до 7 лет. Родители это поняли и повели в консерваторию. А там выступал Андрей Гаврилов и в числе прочего исполнял 2ю Сонату для фортепиано Шопена. Ее частью является знаменитый "Траурный марш". В том возрасте я вообще еще не знал, что смерть существует, ни на каких похоронах не был и ассоциации с ними у меня отсутствовали. Но когда произведение закончилось, я заливался слезами по полной программе.
Потом, года через два, родители повели меня на концерт органной музыки, Гарри Гродберг играл, царствие ему небесное. Играл Баха. Там на меня напал столбняк и потом неделю я жил под впечатлением этого концерта, не замечая почти ничего вокруг. Потом был Бетховен, ну конечно же "Лунная Соната", первое произведение, которое я сыграл на пианино примерно 6-7 пальцами, подобрав на слух, не играя до этого на нем никогда. Я могу долго продолжать о таких открытиях и думаю, что в жизни каждого форумчанина они были.
К чему я все это выше написал. Есть такая фраза, что музыка - это состояние души. Мне кажется, что это очень ограниченное представление. Музыка - это энергия, Саня правильно сказал, причем энергия откуда-то сверху, вы понимаете, о чем я. Композитор ловит ее, пропускает через себя и облекает в форму, которая может быть воспринята другими людьми. Исполнитель доносит ее до других. Все люди, которые тем или иным образом соприкасаются с этим процессом, пропускают эту энергию через себя. Аранжировщики, звукорежиссеры, оркестранты - все-все. И вот дальше начинается самое интересное.
Недаром есть выражение: "музыка трогает струны души". Если оперировать физическими терминами, музыка - вот эта самая энергия свыше, создает вибрации. А дальше эти самые вибрации вызывают резонансы в душах слушателей. И чем больше энергия, тем сильнее вибрации и тем сильнее эти резонансы. Кстати, никто не задумывался, почему в молодости слушают в основном тяжелую музыку, где много ритма, низа, плотного звука, барабанов, а чем человек становится старше, тем больше важен мелодизм, более высокие частоты, большая "широта" что ли, не знаю, как назвать? Можно потом высказать свои догадки
Так вот, музыка - это единственное "невещественное" из искусств. Все остальные опосредованы многими органами чувств. Живопись можно посмотреть и потрогать, поэзия - слово можно увидеть, проговорить, прочитать вслух или послушать, а вот музыка - штука совсем невещественная, потрогать нельзя, посмотреть, понюхать и осязать - не получится, можно только услышать. Почувствовать.
Сравнительно недавно на форуме топик был примерно на эту тему. Я там писал, что три года занимался разными штуками, в том числе исследованием воздействия музыки на людей, в том числе раковых и душевнобольных. Скажем так, не только и не столько музыки, правда, несколько других вещей, но музыка в этой работе была очень важной составляющей. И я могу с абсолютной уверенностью утверждать, что музыка - единственное из искусств, которое может лечить, более того, исцелять в некоторых случаях. Примеры приводить не хочу, поверьте на слово. И если подумать, что может в музыке быть целительного? Ну что? Набор звуков и больше ничего ведь. Ан нет, это мощнейшая штука.
Что касается артистов. Ну говорим же: он пианист (гитарист, скрипач и т.д.) - от Бога. Люди, которые способны передавать эту энергию в зал, десяткам, сотням и тысячам людей одновременно. Вот и все.
Как-то у меня все в куче получилось, пардоньте, иначе не смог, иначе пришлось бы тут трактат писать многостраничный, а этого не хотел.