Тональность и настроение

Ми бемоль мажор - очень приятно звучит музыка в этой тональности
А у нас в этнике 80% аранжей в до миноре,никто из певиц не хочет петь в ми бемоль мажоре,категорически боятся что не потянут:)
 
Тональность имеет огромное влияние на восприятие музыки, поскольку человек суть организм со сложной резонансной системой, которая постоянно изменяется.
 
  • Like
Реакции: drobinkin и Vovanych
Возьмем к примеру несчастную замусоленную 40 симфонию Моцарта, 1-ю часть. Тональность Соль минор, следовательно, согласно классификации из первого поста, это «недовольство, неудобство, тревога за проваленный план, скрежет зубов, негодование и неприязнь, антипатия».
Ну допустим. Но в начале разработки та же самая тема идет в Фа-диез миноре! А это еще хуже: «угрюмая, мрачная тональность. Она тянет с такой же страстью с какой собака рвёт платье. Негодование и недовольство — вот язык на котором она говорит». Дальше вообще идет путешествие по тональностям: E-moll (в списке нет), D-moll (меланхоличная женственность), C-dur (полная чистота. Его символы это невинность, простота, наивность, речь ребёнка), B-dur (радость любви, ясность сознания, большая надежда на лучший мир).
То есть в процессе прослушивания слушатель должен последовательно испытывать все эти состояния? А в репризе опять погрузиться в негодование и неприязнь.
 
Тональность имеет огромное влияние на восприятие музыки, поскольку человек суть организм со сложной резонансной системой, которая постоянно изменяется.
И все-таки, вопрос остается: а что если тональности нет?
 
— Солдат, не имеющий спичек, является… является… Ну?
— Осмелюсь доложить, является без спичек, — подсказал Швейк. (с)
 
  • Like
Реакции: presly
Ну в деда мороза тоже ведь некоторые верят (судьбу, гороскопы и т.п.).
Люди разные, кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то с высоким уровнем IQ, кто-то с не очень. Вера даёт надежду, помогает проживать (трудится на благо более интеллектуальных)...
 
Вообще, тема-то очень интересная... я бы не побоялся сказать, что одна из основных в музыке...
И действительно странно, что она во Флейме, а не в Теории Музыки. Хотя понятно почему: развитие темы не по тому руслу пошло, сразу стали говорить о поисках "заветной" кнопки", метафизике, чакрах, вере и т.д.
Собственно ТС сам виноват, что направил в это русло... так как свалил все в одну кучу.
1) Естественно кач не зависит от БПМ и нет никаких "волшебных" цифирь... зависит он только от взаимодействия исполнителей/инструментов в ритм секции при любом БПМ.
2) "Цветные" тональности - это прежде всего синестизия - когда сигналы от рецепторов одного органа чувств попадают в нервный канал, ведущий в участок мозга, обрабатывающий сигналы от другого органа чувств, и тогда такие люди воспринимают некоторые буквы или формы/контуры или очертания (одним словом зрительные образы) вместе с определенным цветом или звуком или тактильным ощущением или вкусом. Синестезия бывает между любыми двумя (а иногда и тремя-четырьмя) органами чувств.
Кстати, звуко-цветовая синестезия (звук-цвет) - часто становится одной из разновидностей абсолютного слуха. А абсолютники очень хорошо чувствуют в том числе и тональности.
А кто-то из композиторов с абсолютным слухом (сейчас точно не вспомню кто конкретно) испытывал привкус огрурца во рту при звуке "До"!
3) Ну а тональности и их эмоциональная окраска - это, конечно, отдельная тема... ее и надо рассматривать отдельно.

Просто не надо все воспринимать дословно и однозначно. У всех людей разный психотип, разное состояние эмоциональной и чувственной сферы, памяти...
Вот представьте, к примеру, как описать одним словом лист дерева... кто-то скажет (наверно большинство) - зеленый, но ведь кто-то скажет и желтый, и оранжево-красный,и кленовый... и увядший, и засохший, и мокрый, а кто-то пойдет дальше: скажет горький, безмятежный, нетленный и тд. Это все индивидуальная психика, восприятие, эмоциональная сфера, причуды памяти...


И если Шубарт воспринимал, например, До минор как "Объяснения в любви и одновременно жалобы о несчастной любви, тоска, томление, вздохи души, больной любовью", Вы не обязаны воспринимать именно так... но, навряд ли в До миноре Вы услышите бравурный марш???
Марши (большинство удачных) в Ре мажоре - вот Вам и трактовка Ре мажора как триумфального, победного ликования и тп.
Кстати, свои трактовки окраски тональностей давали и Бах, и Маттесон и многие другие композиторы.
 
Последнее редактирование:
Здравия!

Насколько это верно, спорить не буду. Но мне это показалось интересным.

Кристиан Шубарт
«Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst» (1806)
До мажор – полная чистота. Его символы это невинность, простота, наивность, речь ребёнка.

До минор – декларация любви и одновременно горечь её потери. Всё томится и тоскует. Душа больна любовью.

Ре бемоль мажор – зловещая тональность, переходящее в печаль и в восторг. Она не может смеётся, а лишь улыбается. Она не может рыдать, а только изображать рыдающее лицо. Поэтому, эта тональность выражает какие-то необычные характер и чувства.

Ре мажор – триумф, победа и слава! Торжественные симфонии, марши, праздничные песни и ликующие а капеллы пишутся в этой тональности.

Ре минор – меланхоличная женственность.

Ре диез минор – предчувствие глубокого душевного страдания, нависшего отчаяния, сильнейшей депрессии, наиболее мрачного состояния души. Любой страх, каждое нерешительное вздрагивание сердца выдыхают ужас D# минора. Если бы привидения могли говорить то их речь была сродни этой тональности.

Ми бемоль мажор – тональность любви, преданности и сокровенного диалога с Богом.

Ми мажор – шумные крики радости, радостное наслаждение, полный восторг.

Фа мажор – почтительность и покой.

Фа минор – глубокая депрессия, оплакивание умершего, стоны страданий на могиле.

Фа диез мажор – триумф над испытаниями, здесь слышно эхо души которая сильно страдала и наконец преодолела все препятствия.

Фа диез минор – угрюмая, мрачная тональность. Она тянет с такой же страстью с какой собака рвёт платье. Негодование и недовольство — вот язык на котором она говорит.

Соль мажор – всё просто, идеалистично и лирично, спокойная и удовлетворённая страсть, благодарность за настоящую дружбу и верную любовь. В этой тональности можно выразить любые нежные и тёплые чувства.

Соль минор – недовольство, неудобство, тревога за проваленный план, скрежет зубов, негодование и неприязнь, антипатия.

Ля бемоль мажор – Тональность могилы, смерти, гниения, осуждения.

Ля бемоль минор – ворчание, сердце сдавленно в груди; всё даётся с огромным трудом.

Ля мажор – провозглашение чистой любви, радость отношений, надежда увидеть любимого человека вновь, юношеская жизнерадостность и вера в Бога.

Ля минор – благочестивая женственность и нежность.

Си бемоль мажор – радость любви, ясность сознания, большая надежда на лучший мир.

Си бемоль минор – причудливое существо часто одетое в покров ночи. Что-то угрюмое и очень редкое принимает приятное выражение лица. Насмешка над Богом и миром. Недовольство самим собой и всем. Подготовка к самоубийству.

Си мажор – сильно окрашенная тональность, провозглашение диких страстей, композиция самых ослепительных красок. Здесь выражены злость, гнев, зависть, ярость, безысходность и всякая тяжесть на сердце.

Си минор – терпение, спокойное ожидание своей судьбы и повиновение перед Божьим промыслом.

Тональности и их цвета по Скрябину
C – красный
C# – пурпурный
D – жёлтый
Db – пурпурный
E – небесно-голубой
Eb – телесный
F – тёмно-красный
F# – ярко голубой\фиолетовый
G – оранжевый
Gb – ярко голубой\фиолетовый
A – зелёный
Ab – фиолетовый
B – синий
Bb – розовый\стальной



Большенство песен «качают» лучше если их темп делится на четыре без остатка.
Источник

Ещё раз хочу подчеркнуть - я не утверждаю что всё выше сказанное верно. Пробуйте и решайте сами.

Всего доброго,
Виталий.
Благодарю, полезная информация.
 
А мне всегда казалось что именно лады влияют на характер и восприятие музыки, а тональность более вторична. Ошибался? ;)
 
@Stephan Vasylyshyn.
Главное - насколько Б-г благословил пишущего, ну и лад с тональностью добавляют свое конечно
 
а тональность более вторична
Разумеется, если речь идет о РТС.
А Шубарт описывает среднетоновый строй. Все эти красочные описания тональностей имеют вполне конкретный историко-культурный контекст, но на данный момент времени совершенно не актуальны.
 
Ну для тех, кто этого не слышит, оно никогда актуально не было))
 
Неужели никто не слышал о Пифагоровой комме? И о том что современные равномерно темперированные строи - это неидеальный компромис? И поэтому конечно же тональности имеют разный окрас из-за того, что например тоническое мажорное трезвучие в каждой из 12 тональностей имеет разное соотношение между тоникой, терцией и квинтой. Вроде бы небольшое отклонение, но оно есть. Эти отклонения и определяют разное настроение тональностей.
 
разное соотношение между тоникой, терцией и квинтой.
Это как разное соотношение между тёплым и мягким.

Неужели никто не слышал о Пифагоровой комме? И о том что современные равномерно темперированные строи - это неидеальный компромис?
Сейчас я остатки щей из лаптя дохлебаю и пойду в энторнеты поискать про комму :-).
Современные равномерно темперированные строи - это, как раз, - идеальный компромисс. Именно поэтому они и получили такое распространение в музыке.

Эти отклонения и определяют разное настроение тональностей.
Разных настроений тональностей не существует.
 
  • Like
Реакции: Bernard

Сейчас просматривают