Уже несколько месяцев я время то времени слушаю альбомы, которые smack выложил в разделе «Ваша музыка». Отличные работы! Я люблю бразильскую музыку, Джобима и Вилла Лобоса, и будучи в теме, выскажу свое мнение – замечательные альбомы. Чувствуется, что музыка сделана с душой и практически безупречно с профессиональной точки зрения.
Однако есть одно маленькое «но». Я не сразу смог сформулировать, а когда сформулировал, то не сразу решился написать. Меня несколько смущает факт, что бразильскую музыку на полном серьезе и с полной самоотдачей играют... украинцы. Это лишает альбомы такой мелочи, как национальная аутентичность. А без нее слушать эту музыку, повторюсь – отличную музыку – мне не очень интересно. Парадокс?
=============
Оставим в стороне работы смака. Я ведь и сам такой-же, сочиняю музыку в духе британского рока, итальянского барокко и пр...
Мне кажется, что если люди тратят годы жизни на овладение музыкальной культурой других наций, изучая язык, перенимая манеру игры на национальных инструментах, то в этом можно увидеть комплекс провинциальности, когда музыкальная культура своего народа кажется менее интересной, менее глубокой, не стоящей развития, чем музыка другой культуры. За бугром - круче!
Конечно, против этого можно выставить массу убедительных аргументов:
- Что, только грузины могут приготовить хороший шашлык?
- Не обязательно быть японцем, чтобы любить и готовить суши!
- Чайковский в Первом Концерте не на русской балалайке тренькал, а музыка получилась гениальная.
- Многие жанры, например, джаз и блюз, вышли за пределы породившей их культуры и давно стали международным.
- И так далее...
Вот ведь какая штука. Живя в Штатах, я обратил внимание на местную латиноамериканскую музыку, которая – казалось бы! – должна быть полностью раздавлена доминирующей американской. Однако из каждого радиоприемника в магазинчиках, где работают мексиканцы, звучит ИХ музыка. Музыканты не стесняются своих корней, играют и поют на своем языке, используют свои традиционные инструменты и манеру игры. Если переключиться на русскую радиостанцию – то 90% музыки будут напоминать русифицированный англо-американский Top 40. За исключением языка, мало что выдает принадлежность у русской культуре.
Складывается ощущение, что главная цель современной русской музыки – это доказать американцам и прочим европейцам, что ИХ музыку мы можем играть ни чуть не хуже! Иногда нам это даже удается. Но все равно это остается качественным перепевом чужого. Что украинцы, поющие на португальском, что русские, играющие фламенко или поющие по-английски.
Что я предлагаю? Вернуться к балалайкам и гармошкам? Петь про лапти и сени-мои-сени? Утверждать, что русский шансон – это наше все? Петь по-русски под американские лупы и накрученную пилу-бенасси? Еще не знаю.
Советская музыкальная школа, похоже, уже ушла в прошлое, также как и русский фолклер. Сегодняшняя наша музыка – или не русская, как хип хоп, или не моя, как шансон. Похоже, придется начинать с чистого листа.
Дополнение.
Все, что я искренне люблю из нашей музыки последних десятилетий - Высоцкий, Рыбников, Гладков, Петров, Артемьев и многие десятки композиторов, поэтов и музыкантов, которые упомянул lalaigor, сейчас забываются, а удивительные русские музыканты, работающие сегодня, например Архиповский, не востребованы на национальном уровне.
В реанимацию уходящего я не верю. Я думаю о новых стилях русской музыки.
После революции Малевич и Шагал, Кандинский, Филонов и другие - при всех своих нерусских фамилиях - сумели создать стили новой русской живописи, также как поэты тех времен - Маяковский, Пастернак, Цветаева, Гумилев, Ахматова, Хармс, Хлебников, обериуты - сумели создать новые стили русской поэзии.
Я хочу если не создать, так хотя бы услышать новую русскую музыку - не похожую на прежнюю, но нашу и достойную внимания. Не больше, но и не меньше.
Однако есть одно маленькое «но». Я не сразу смог сформулировать, а когда сформулировал, то не сразу решился написать. Меня несколько смущает факт, что бразильскую музыку на полном серьезе и с полной самоотдачей играют... украинцы. Это лишает альбомы такой мелочи, как национальная аутентичность. А без нее слушать эту музыку, повторюсь – отличную музыку – мне не очень интересно. Парадокс?
=============
Оставим в стороне работы смака. Я ведь и сам такой-же, сочиняю музыку в духе британского рока, итальянского барокко и пр...
Мне кажется, что если люди тратят годы жизни на овладение музыкальной культурой других наций, изучая язык, перенимая манеру игры на национальных инструментах, то в этом можно увидеть комплекс провинциальности, когда музыкальная культура своего народа кажется менее интересной, менее глубокой, не стоящей развития, чем музыка другой культуры. За бугром - круче!
Конечно, против этого можно выставить массу убедительных аргументов:
- Что, только грузины могут приготовить хороший шашлык?
- Не обязательно быть японцем, чтобы любить и готовить суши!
- Чайковский в Первом Концерте не на русской балалайке тренькал, а музыка получилась гениальная.
- Многие жанры, например, джаз и блюз, вышли за пределы породившей их культуры и давно стали международным.
- И так далее...
Вот ведь какая штука. Живя в Штатах, я обратил внимание на местную латиноамериканскую музыку, которая – казалось бы! – должна быть полностью раздавлена доминирующей американской. Однако из каждого радиоприемника в магазинчиках, где работают мексиканцы, звучит ИХ музыка. Музыканты не стесняются своих корней, играют и поют на своем языке, используют свои традиционные инструменты и манеру игры. Если переключиться на русскую радиостанцию – то 90% музыки будут напоминать русифицированный англо-американский Top 40. За исключением языка, мало что выдает принадлежность у русской культуре.
Складывается ощущение, что главная цель современной русской музыки – это доказать американцам и прочим европейцам, что ИХ музыку мы можем играть ни чуть не хуже! Иногда нам это даже удается. Но все равно это остается качественным перепевом чужого. Что украинцы, поющие на португальском, что русские, играющие фламенко или поющие по-английски.
Что я предлагаю? Вернуться к балалайкам и гармошкам? Петь про лапти и сени-мои-сени? Утверждать, что русский шансон – это наше все? Петь по-русски под американские лупы и накрученную пилу-бенасси? Еще не знаю.
Советская музыкальная школа, похоже, уже ушла в прошлое, также как и русский фолклер. Сегодняшняя наша музыка – или не русская, как хип хоп, или не моя, как шансон. Похоже, придется начинать с чистого листа.
Дополнение.
Все, что я искренне люблю из нашей музыки последних десятилетий - Высоцкий, Рыбников, Гладков, Петров, Артемьев и многие десятки композиторов, поэтов и музыкантов, которые упомянул lalaigor, сейчас забываются, а удивительные русские музыканты, работающие сегодня, например Архиповский, не востребованы на национальном уровне.
В реанимацию уходящего я не верю. Я думаю о новых стилях русской музыки.
После революции Малевич и Шагал, Кандинский, Филонов и другие - при всех своих нерусских фамилиях - сумели создать стили новой русской живописи, также как поэты тех времен - Маяковский, Пастернак, Цветаева, Гумилев, Ахматова, Хармс, Хлебников, обериуты - сумели создать новые стили русской поэзии.
Я хочу если не создать, так хотя бы услышать новую русскую музыку - не похожую на прежнюю, но нашу и достойную внимания. Не больше, но и не меньше.