Причем тут поднятия частот ? Речь в теме идет про компрессоры.
Ну, многие именитые звукоинженеры часто используют определённые модели компрессоров как раз не столько для компрессии, сколько для дополнительной окраски. Позволю привести фрагмент из статьи "Классические компрессоры" (Майк Сеньор, журнал "Sound on Sound" сентябрь 2009). В статье рассматриваются, в основном, аппаратные устройства, но поскольку сейчас имеется много плагинов, довольно достоверно эмулирующих классическое оборудование, то не составит особого труда найти что-то подобное и в виртуальной среде.
Классические вокальные компрессоры
Давайте начнём с самого существенного элемента музыкального производства – с вокалов. Не спорю, по поводу их обработки существует масса зачастую противоречивых мнений, но, как мне кажется, некоторые модели компрессоров упоминаются намного чаще других.
Там, где требуется прозрачный контроль над уровнем, продукция компании Dbx – популярный выбор. Особенно часто встречаются компрессоры 160-й серии. Среди их приверженцев такие звукоинженеры, как Стив Черчьярд (Steve Churchyard), Умберто Гатика (Humberto Gatica), Эдди Крэмер (Eddie Kramer), Эд Черни (Ed Cherny) и Майк Клинк (Mike Clink). Благодаря модулю подавления Blackmer (на базе VCA\Voltage Control Amplifier - Усилитель, управляемый напряжением), эти устройства имеют чистый и предсказуемый ответ с очень небольшим количеством искажений. Эд Черни комментирует: «Dbx 160 реально хорош, когда Вам требуется защитить ленту от перегрузок». Те наши читатели, которые используют при записи 24-битовые AD-конверторы (у таких конверторов очень широкий динамический диапазон), будут не настолько заинтересованы в ограничении динамики сигнала, поступающего на вход рекордера, как традиционные аналоговые звукоинженеры. Но такие чистые компрессоры могут быть очень полезны при миксдауне, особенно при обработке инструментов, звук которых очень богат гармониками (например, 12-струнные гитары, рояли и клавесины). Дело в том, что в таких гармонически богатых инструментах будут слышны даже малейшие искажения.
Однако, скорость срабатывания этого компрессора является не менее важным фактором для многих рекорд- и микс-инженеров. Стив Черчьярд: «Обычно Dbx 160 кажется более быстрым, чем 1176 или Fairchild. И если мне понадобится что-то с очень быстрой атакой, то я буду использовать 160-й вместо них». Из-за того, что этот компрессор обладает чуть ли мгновенной реакцией, он запросто может создать искажения, поскольку устройство начинает отслеживать индивидуальные колебания звуковой волны. Особенно это характерно для более поздних моделей, у которых имеется ручная настройка времени атаки и восстановления. Принимая во внимание, что оригинальный Dbx 160 был устройством с жёстким изломом характеристики компрессии (hard-knee), то поздний 165-й сохранил такую же базовую конструкцию, но с возможностью переключения в «мягкий» режим (soft-knee, кнопка «Over Easy»). Это заметно улучшает его возможности по «незаметному» обуздыванию даже экстремальных колебаний уровня. Как говорит Марк Неверс (Mark Nevers): «Вы можете раздавить всё насмерть, но не услышите этого».
Даже несмотря на свою «кристально чистую» репутацию, поздние модели Dbx всё-таки привносят в вокальный сигнал некоторую дополнительную окраску. Это происходит из-за трансформаторов, стоящих на входах и выходах этих устройств. Высококачественные трансформаторы могут внести своеобразные низкоуровневые искажения, сильно зависящие от частоты поступающего сигнала. Эти искажения очень благозвучны, и такой звук часто описывается как «тёплый и полный». Данное свойство часто призывается для того, чтобы сделать вокалы «большими, чем в жизни». Комбинация из VCA-элемента и трансформаторов может быть найдена в таких устройствах, как Focusrite Red 3 и Red 7. И в них тоже присутствует такая же тонкая теплота. Эти компрессоры любят использовать для обработки вокала такие продюсеры, как Стив Пауэр (Steve Power) и Стивен Хэйг (Stephen Hague).
Другое известное устройство - Teletronix LA2A (теперь выпускается под маркой Universal Audio) – также обладает способностью очень сильно компрессировать вокал без слышимых побочных эффектов. Для управления подавлением этот компрессор использует уникальный оптоэлектронный элемент с мягким изломом характеристики (soft-knee) и программно-зависимым временем восстановления. Эта модель широко используется с 50-х годов и вполне может претендовать на звание самого популярного вокального компрессора всех времён и народов. Попробуем сравнить его с поздними разработками от Dbx. Благодаря VCA-элементу и полупроводниковой схемотехнике, компрессоры Dbx более быстры, чисты и управляемы. По сравнению с ним, оптоэлектронный LA2A работает медленнее и имеет более выраженную нелинейность. Тем не менее, эти особенности приводят к очень музыкальным результатам, сохраняя ощущение естественной динамики даже при очень высоких степенях сжатия. Кроме трансформаторов, LA2A содержит ламповые усилительные каскады, что ещё больше «округляет» его тон. Серж Цай (Serge Tsai) комментирует: «Я добавил LA2A для теплоты», что практически повторяет эпитеты «нежный и тёплый» от продюсера Глена Балларда (Glen Ballard).
Однако, многие знаменитые продюсеры научились использовать в своих интересах те искажения, которые возникают при экстремальных настройках этого «Короля Гладкости». Джо Барреси (Joe Barresi): «Иногда LA2A очень хорошо воздействует на вокалы. Если Вы ищите больше грязи, то просто перегрузите компрессор». Джо Чикарелли (Joe Chiccarelli) вспоминает подобную тактику при работе с группой White Stripes: «Джек (White) всегда хотел больше искажения на вокалах… Когда дело дошло до сведения, он захотел ещё больше остроты, и чтобы получить её, я перегружал LA2A… Я получал искажение от последнего лампового каскада. Он создаёт действительно красивое искажение».
Такая же комбинация из оптоэлектронного элемента, трансформаторов и ламповых усилителей может быть найдена в некоторых других аппаратах, тоже носящих звание «Заслуженных вокальных компрессоров». Среди них - Tube Tech CL1B и Avalon VT737SP. Так, если Вам нравится компрессия в стиле LA2A, то эти компрессоры могут предоставить полезные альтернативные оттенки.
Такие аудиофилы от звукозаписи, как Эл Шмит (Al Schmitt), Джон Гэсс (Jon Gass) и Тони Мазерати (Tony Maserati) любят использовать компрессоры Summit TLA100A и DCL200. Эти приборы работают быстрее, чище и более линейно (почти как VCA-компрессоры) и предлагают несколько другое, «бестрансформаторное» звучание. Джо Чикарелли: «Я нашёл, что им можно очень сильно сжать вокалы и не потерять хорошие высокие частоты, пришедшие из микрофона».
Если Вам нравится характер нелинейного оптического элемента LA2A, но артефакты его лампового искажения Вам не требуются, то обратите внимание на более быструю транзисторную версию этого же компрессора - Teletronix LA3A. Этот прибор в списке фаворитов таких величайших микс-инженеров, как Боб Клирмаунтин (Bob Clearmountain) и Том Лорд-Альге (Tom Lord-Alge). Лорд-Альге: «Чтобы ещё сильнее сфокусировать внимание на вокале, я пропущу его через LA3A и применю, возможно, до 20dB компрессии… Если начала слов станут слишком резкими, то я поставлю после него реально быстрый SSL, который разгладит избыточную атаку, добавленную LA3A».
Дополнительная окраска вокала и «enhancement»
Возлюбленный прибор Джеффа Эмерика (Geoff Emerick) – это редкий и умопомрачительно дорогой ламповый стереолимитер Fairchild 670 (у которого имеется практически идентичный монофонический брат 660). И эту влюблённость также разделяют такие светила, как Рой Томас Бэйкер (Roy Thomas Baker), Стив Пауэр и Том Элмхерст (Tom Elmhirst). У Fairchild’а имеется очень быстрая атака (менее миллисекунды), и различные типы кривых компрессии (опять же, с мягким изломом - soft-knee). Его уникальные свойства обусловлены электронной лампой, управляющей степенью сжатия (система «variable-mu»). Благодаря этому, Fairchild 670 обладает необычной кривой компрессии: чем выше уровень входного сигнала, тем больше отношение (Ratio).
Такие особенности означают, что 670-й может очень эффективно управлять уровнями сигналов. Но, вероятно, главная причина того, что многие продюсеры любят использовать этот прибор, заключается в той окраске и гармоническом насыщении (enhancement), который он добавляет к звуковому сигналу: в общей сложности, его конструкция включает 20 электронных ламп и 14 трансформаторов! Джефф Эмерик именно по этой причине всегда пропускал вокалы The Beatles через это устройство: «Даже если не применялось никакого лимитирования, звук его усилителя уже добавлял некоторый презенс». Стив Черчьярд и Том Элмхерст также говорят об использовании 670-го «больше для звука, чем для компрессии».
Чрезвычайная редкость этого прибора, объединённая с его способностью делать ноты «длинными, пышными и красивыми» (по словам Джека Джозефа Пьюи), породила массу подражателей. Это не только современные скрупулёзно точные копии (Anthony DeMaria ADL670 и Analogue Tube AT101) или вариации (EAR 660, Fairman TMC, Manley Vari-mu, Pendulum Audio ES8), но и цифровые эмуляции в виде плагинов для тех или иных платформ. Таким образом, в наши дни не очень сложно найти что-либо, родственное звуку от Fairchild. Если Вам нравится подобное звучание, то можете поискать эмуляции других раритетных «vari-mu»-компрессоров, таких, как Altec 436, Collins 26U1 или 356E1, Federal AM864U, Gates Sta-Level или Level Devil, RCA BA6A, Universal Audio 175 или 176. Конечно, они звучат не так, как Fairchild 670, но звук каждого из этих устройств уникален по-своему. И все они часто и с почтением упоминаются многими микс-инженерами. Например, Майкл Брауэр (Michael Brauer) использовал Gates Sta-Level, Federal AM864U и EAR 660 при сведении недавнего хита «Violet Hill» от группы Coldplay.