Моя основная профессия - Usability, сиречь удобство пользования, программным обеспеченим и электронным оборудованием. Занимаюсь этим уже десять лет, имею в портфеле парочку престижных наград, несколько статей и десятки изданных проектов.
Лично для меня, удобство всегда стоит впереди функциональности, а если речь идёт о музыкальном оборудовании, то и впереди качества звука.
Но сколько не общался на эту тему с матёрыми музыкоделами, столько раз слышал аргумент что это фигня и дело привычки. Да, это правда, привыкнуть можно к чему угодно, каким бы плохим и ужасным оно ни было. Однако, это не делает его менее плохим и ужасным.
Хочу рассмотреть в деталях на одном показательном примере удобство такой хвалёной всеми программы как Cubase SX 5. Делать полный обзор - это занятие очень сложное, я обычно этим на хлеб зарабатываю, и беру за такое много денег, поэтому ограничусь одним конкретным случаем.
Итак, описываю последовательность действий:
Для общего развития, настоятельно рекомендую к прочтению книгу Дональда Нормана "Дизайн Привычных Вещей" - она навсегда изменит ваше представление о многих вещах.
Лично для меня, удобство всегда стоит впереди функциональности, а если речь идёт о музыкальном оборудовании, то и впереди качества звука.
Но сколько не общался на эту тему с матёрыми музыкоделами, столько раз слышал аргумент что это фигня и дело привычки. Да, это правда, привыкнуть можно к чему угодно, каким бы плохим и ужасным оно ни было. Однако, это не делает его менее плохим и ужасным.
Хочу рассмотреть в деталях на одном показательном примере удобство такой хвалёной всеми программы как Cubase SX 5. Делать полный обзор - это занятие очень сложное, я обычно этим на хлеб зарабатываю, и беру за такое много денег, поэтому ограничусь одним конкретным случаем.
Итак, описываю последовательность действий:
Мне принесли проект с минусом и тремя вокалами. На каждый голос полагалось не менее 20 тейков, каждый на отдельной дорожке, покуплетно.
Чтобы иметь возможность собрать каждую партию из кусочков, и прослушать её в режиме соло, я создал группы, на которые отправил тейки соответствующих голосов.
Проблема номер один, с которой я столкнулся, это невозможность выбрать все треки и отправить их на группу одним действием. Каждый трек нужно назначать отдельно.
Я это сделал, для трёх групп по ~20 дорожек это составило, ЕМНИП, примерно 120 кликов мышью (не менее!), хотя могло быть и 12.
Далее, я начал работать с этим материалом, и в какой-то момент мне понадобилось удалить одну из аудио-дорожек с откровенным браком. По случайности, вместе с ней я выделил дорожку группы, и удалил их вместе.
И вот здесь наступил момент истины. Оказывается, Cubase, руководствуясь необъяснимой логикой, не поддерживает Undo на удаление дорожек . То есть действие оказалось необратимым. Пришлось заново создавать группу и назначать на неё 20 треков по одному (40+ мауз кликов)
Я уверен, что на этом месте может появится куча знатоков, которые расскажут мне, что я делал что-то не так, и расскажут как избежать подобной ситуации. Даже гипотетическая возможность такой ситуации указывает на плохой дизайн.
То, что произошло со мной, на языке дизайна программного обеспечения, называется User Data Loss (потеря пользовательских данных). В дизайне интерфейсов это пролема самой высокой приоритетности, считающаяся НЕДОПУСТИМОЙ в любой ситуации. Предусматривается даже аварийное выключение компьютера.
Любой результат ввода является пользовательскими данными, и на него в обязательном порядке должна распространяться функция отмены действия (undo). Ныне покойный гуру дизайна интерфейсов Джефф Раскин, дизайнер первых макинтошей, в своей книге The Humane Inteface настаивал на том, что даже на такое действие как selection (выделение, скажем теста), должна распространяться функция undo, потому что нет никакой логики в том, что на одно действие она распространяется, а на другое - нет. Здесь он руководствовался фундаментальным правилом Consistency - единообразия поведения.
Разработчики Cubase пошли дальше, они решили, что они имеют право самостоятельно решать, на какие ещё действия можно распространять или не распространять функцию undo, поправ таким образом ещё одно важное правило - уважение User Experience - то есть предыдущего опыта человека.
Если говорить на примере, то ни один производитель автомобилей не имеет права менять местами педали газа и тормоза, не зависимо от того, какие аргументы они имеют в пользу такого решения. Причина проста - люди уже привыкли к определённому расположению педалей, у них выработались поведенческие рефлексы, изменить которые ГОРАЗДО сложнее чем сформировать заново.
Люди привыкли к тому, что во всех программах на любое деструктивное действие в обязательном порядке распространяется функция undo. Решение разработчиков Cubase вполне сопоставимо с решением поменять местами педали автомобиля, но в менее катастрофическим масштабе.
Отсутствие возможности назначить все выделенные треки на группу - просто подчёркивает катастрофичность этого решения, хотя само по себе является гораздо менее криминальный проблемой, но тем не менее тоже проблемой, и не маленькой.
Cubase кишит более мелкими проблемами подобного рода, проблема же описанная мной указывает на общую серьёзную некомпетентность разработчиков в области удобства и дизайна (не графического, не путайте). На любом проекте из тех, на которых я работал, наличие подобной проблемы (User Data Loss) называлось Ship Killer, то есть оплошность, не допускающая релиз проекта.
Что интересно, что чем серьёзнее программа, чем больше в ней подобных проблем. Дизайн Pro Tools также крайне далёк от совершенства. Считается, что если человек зарабатывает себе на хлеб с помощью программы, то готов инвестировать в крайне сложный (и при этом легко обходимый хорошим дизайном) процесс обучения.
Цена подобной инвестиции во временном выражении может быть огромна.
Чтобы иметь возможность собрать каждую партию из кусочков, и прослушать её в режиме соло, я создал группы, на которые отправил тейки соответствующих голосов.
Проблема номер один, с которой я столкнулся, это невозможность выбрать все треки и отправить их на группу одним действием. Каждый трек нужно назначать отдельно.
Я это сделал, для трёх групп по ~20 дорожек это составило, ЕМНИП, примерно 120 кликов мышью (не менее!), хотя могло быть и 12.
Далее, я начал работать с этим материалом, и в какой-то момент мне понадобилось удалить одну из аудио-дорожек с откровенным браком. По случайности, вместе с ней я выделил дорожку группы, и удалил их вместе.
И вот здесь наступил момент истины. Оказывается, Cubase, руководствуясь необъяснимой логикой, не поддерживает Undo на удаление дорожек . То есть действие оказалось необратимым. Пришлось заново создавать группу и назначать на неё 20 треков по одному (40+ мауз кликов)
Я уверен, что на этом месте может появится куча знатоков, которые расскажут мне, что я делал что-то не так, и расскажут как избежать подобной ситуации. Даже гипотетическая возможность такой ситуации указывает на плохой дизайн.
То, что произошло со мной, на языке дизайна программного обеспечения, называется User Data Loss (потеря пользовательских данных). В дизайне интерфейсов это пролема самой высокой приоритетности, считающаяся НЕДОПУСТИМОЙ в любой ситуации. Предусматривается даже аварийное выключение компьютера.
Любой результат ввода является пользовательскими данными, и на него в обязательном порядке должна распространяться функция отмены действия (undo). Ныне покойный гуру дизайна интерфейсов Джефф Раскин, дизайнер первых макинтошей, в своей книге The Humane Inteface настаивал на том, что даже на такое действие как selection (выделение, скажем теста), должна распространяться функция undo, потому что нет никакой логики в том, что на одно действие она распространяется, а на другое - нет. Здесь он руководствовался фундаментальным правилом Consistency - единообразия поведения.
Разработчики Cubase пошли дальше, они решили, что они имеют право самостоятельно решать, на какие ещё действия можно распространять или не распространять функцию undo, поправ таким образом ещё одно важное правило - уважение User Experience - то есть предыдущего опыта человека.
Если говорить на примере, то ни один производитель автомобилей не имеет права менять местами педали газа и тормоза, не зависимо от того, какие аргументы они имеют в пользу такого решения. Причина проста - люди уже привыкли к определённому расположению педалей, у них выработались поведенческие рефлексы, изменить которые ГОРАЗДО сложнее чем сформировать заново.
Люди привыкли к тому, что во всех программах на любое деструктивное действие в обязательном порядке распространяется функция undo. Решение разработчиков Cubase вполне сопоставимо с решением поменять местами педали автомобиля, но в менее катастрофическим масштабе.
Отсутствие возможности назначить все выделенные треки на группу - просто подчёркивает катастрофичность этого решения, хотя само по себе является гораздо менее криминальный проблемой, но тем не менее тоже проблемой, и не маленькой.
Cubase кишит более мелкими проблемами подобного рода, проблема же описанная мной указывает на общую серьёзную некомпетентность разработчиков в области удобства и дизайна (не графического, не путайте). На любом проекте из тех, на которых я работал, наличие подобной проблемы (User Data Loss) называлось Ship Killer, то есть оплошность, не допускающая релиз проекта.
Что интересно, что чем серьёзнее программа, чем больше в ней подобных проблем. Дизайн Pro Tools также крайне далёк от совершенства. Считается, что если человек зарабатывает себе на хлеб с помощью программы, то готов инвестировать в крайне сложный (и при этом легко обходимый хорошим дизайном) процесс обучения.
Цена подобной инвестиции во временном выражении может быть огромна.
Для общего развития, настоятельно рекомендую к прочтению книгу Дональда Нормана "Дизайн Привычных Вещей" - она навсегда изменит ваше представление о многих вещах.
Последнее редактирование модератором: