Вкратце напомню что имею (можно не читать) - комната в которой нет резонансов по низам, нет гудящих мод, отклик мгновенный по любым частотам, замер ачх на о300 показывал ниже 200Гц фактически ровную линию в пределах 1дБ отклонения RT60 чтото ниже плинтуса по всему спектру - показывал на рмм пару лет назад. Два грузовика ваты и ппгз типа С сделали своё дело 4 года назад. Тогда же были куплены KH O300. Звук EMU 1616m. Наушники сенхайзеры хд 600 (эпизодично, но очень заслуженно). Работаю в студии очень и очень много, живу в ней. Из года в год впитываю звучание о300 как эталонное в этих условиях. Также напомню что 4 года работал звукарежем в академическом драматическом театре Охлопкова. Потом работал в музыкальном театре Загурского. После этого ушёл в прокатную компанию (весьма уважаемую в области). В полном масштабе совмещаю лайв со всех аспектов и студийную работу (в приоритете - рок, метал). 100% своего времени отдаю нашей любимой профессии. На работе и дома. Хотя люди говорят что надо идти лечиться.)) Не являюсь паяльщиком усилителей, не делаю колонки, сабы, не занимаюсь расчётами оных. Но кое-какую матчасть знаю по роду деятельности.
Иногда делаю сравнительные тесты разных АС и наушников. Часть не считаю нужной постить на рмм, но иногда - просто обязан это сделать!
Года два назад тестировал в этих же условиях Кляйны о300 и Питоны МИДИ (ну и квэстэды 2108, которые оказались крутыми, но чуть расстроили меня). Должен об этом упомянуть. МИДИ меня очень порадовали. Очень очень прям! Развёрнутый текст если что можно отыскать на рмм в соответствующих топиках.
И вот случилось почти невероятное - мой знакомый из иркуцка заказал себе N-Monitors N200C. Меня это очень заинтересовало! Почти через месяц колонки пришли. Мы сразу забрали их и увезли ко мне на плотные испытания. После двух дней горячих тестов я решил что вполне имею все необходимые данные (опыт позволяет не ссылаться на неуверенные - "ещё пол годика потестировать надо на рабочем материале"). Даже не вижу большой надобности делать замер ачх оных... И так всё ясно предельно.
Усилитель был примерно такой - цена 2500 долларов, демпинг фактор овер 300, мэйд ин джёрмани, ТДХ меньше 0,05, мощности заоблачные. Остальное не важно. Провода клотц.
По ходу знакомства и тестов было прослушано миллион тонн музыки различнейших жанров и эпох. И как бонус - мой любимый Прайм тест СД1. Ну и для особых изысков - генератор синуса никто не отменял.
Сравнения были с горячими переключениями АБ между N200 и о300 посредством маршрутизации в ЕМУ (мгновенные переключения). Обе системы - Закрытый ящик ЗЯ. Энки стояли на о300. Всё это было в ближнем поле. База примерно полтора метра. Учитывались разности высот мониторов и направленностей - для Энок честно привставал на уровень их акустической оси, для О300 - просто сидел, они и так вровень со мной как надо. Короче прыгал то вних то вверз постоянно. Так прошла первая половина тестов. Потом я убрал о300 на второй день, совсем и поставил в главное положение Энки. Ибо сравнения АБ не всегда хороши между прочим...
Так вот о тестах -
(как и в случае с Володиным, меня никто не проплачивал, я сам по себе, я за правду и честность)
Энки оказались весьма крутые. Цена с доставкой около 40тр. Тоесть - копейки. И при надлежащем усилители они сотворили чудеса. Почти.
На самом деле я очень рад за производителей и за их результат. Очень, просто охрененный результат! Но, с одной оговоркой, которую поведаю чуть позже.
Главное - Энки довольно ровные. Свип тесты (быстрые и медленные) не смогли выявить никаких явных огрехов. Ни горбов ни провалов. Тыкание синусом по всему спектру прошло ровно и гладко, вполне предсказуемо. Как на сенхайзерах 600х к примеру. Для колонок получить такой результат с такой лёгкостью - мега зачёт. Из справедливости должен признать, даже о300 не так гладко проходят такие тесты синусом... У о300 подтарчивает 2700 примерно, назойливо, и чуть "смягчена" область 1000 (ну и около вокруг областей). Энки выдали более ровную верхнюю середину (назойливость на 2700 была чуть меньше чем у о300, но всёже была, ибо громкий звук и физику ушных каналов на этих частотах никто не отменял). Возможно это даже более эффект восприятия громкого звука на этой частоте у меня, но всёже Энки тут более удобоваримы. На 1000кГц и около - Энки более уверенны в себе чем о300. Тыкая куски спектров из прайм тест сд1 в области середины вкруг 1000 - Энки отыграли всё равномернее и ровнее. Мне показалось даже что кляйнам тут есть чему поучиться. Чуть. Но всёже я тут выбрал Энки по середине. Тоесть 1000 уверена в себе достаточно без излишеств, далее вверх 2700 энки чуть удобоваримее на громком звуке и ещё далее вверх обе пары мониторов идут вровень друг с другом, идентично фактически. Ничто не звенит там по верхам, ничто не свистит, ничто не вываливается из спектра, ничто не перекашевается, всё ровномерно и гладко. Тут зачёт у обоих мониторов равноправный. Надеюсь вы понимаете как это важно. Рассмотреный кусок спектра с 700 до 20000Гц - это говорит о многом. Энки по факту идеальны тут. Тягаются на равных с о300 а то и фору дают им. Пишу это крайне осознанно. Считаю это большим достижением авторов Энок. Из всех предыдущих тестов и сравнений о300 с другими мониторами все мониторы так или иначе сливали кляйнам. То тут провалы, то там звенят, то тут криво чтото, то динамики не подобраны, звучат по разному в стереопаре. Из справедливости вспомню что крутые в целом Питоны Миди имели какие-то особенности с торчащими кажется 7кГц и 11кГц (могу ошибаться с точными частотами, давно было, но они указаны в их обзоре). В Питонах мне это мешало. Они крутые, но эти пункты я никак не мог объяснить и принять. В Энках нет никаких частот по этому спектру, которые вдруг начинают колоть и резать тебя. Из чего делаю вывод что неравномерности ачх тут у них крайне незначительные и не имеют никаких резких изъянов и изрезанностей. Тоесть - как на микроуровне так и на макро. Нет колючек тонких резонансных, и нет в целом разногласий по давлению среди регистров сч, свч, вч. Все области между собой давят в ухо полностью равномерно. Прайм тест сд1 и синусы сто раз мне это подтвердили. Даже кляйны не так идеально это обеспечивают. Наверное примерно в этой части тескста вы окончательно уже подумаете что меня с потрахами купили авторы Энок. Но уверяю вас - нет. Я за справедливость. И за курс доллара. Всё всегда оцениваю только по реальным результатам. В данном случае - авторы это заслуживают полностью. Так же как и Володин. Пиар, но абсолютно заслуженный.
Даже рассмотри что ниже по спектру. Ниже середины тоесть. Нижняя середина... Тут при прямом сравнении казалось слегка что о300 чуть теплее в этой области... Казалось... Точнее это один их тех моментов когда звук нельзя померить и охарактеризовать просто децибелами и герцами... Иногда описать свойства звучания невозможно. Это надо просто услышать. Образно казалось что 300-700 потеплее у о300... Но никто там не торчит у о300 и никто не провален у Энок в этой области. Просто почему-то чуть разные фактуры звука здесь получались. Наверное это всётаки разные расположения колонок в пространстве, интерференция всётаки влияет даже в мёртвой комнате. Позиция головы не всегда идеально соблюдалась видимо на повышенных Энках (вставал к ним). Но потом когда убрал о300 и поставил Энки это ощущение исчезло. Нет сравнения влоб и правильная позиция - и вопрос отпал, достаточно тепло, область не провалена однозначно, соотносится по давлениям с сч - равномерно полностью. Есть нюанс в АЧХ у Энок - 600Гц в любом положении чуть выпирают на пару- тройку дБ. Это первое что я заметил из всего остального ровного спектра. Горбик есть там явно... 600 ключевая частота примерно, ширина горба примерно 3-4 полутона. Высота наверное под 3дБ. Ради этого хотел померить ачх, но микрофон начать шуршать, сломался. Мне пообещали дать многомиллионный измерительный, но если найдут - он гдето потерялся, ахахаха.)) Дадут - померю. Или может авторы дадут свою АЧХ. хз. Вобщем, это первый заметный нюанс в ачх Энок. 600 чуток. Совершенно не смертельно. Просто то что я накалупал под лупой в голимых тестах. В музыкальном материале уловить это практически невозможно. Я даже зная об этом в музыке до сих пор это не впаливаю. Ибо 3дБ - это и есть допуск мониторности какбы.)) Не критично. Кляйны в этой области ровны как линейка. Но не забываем нынешнюю цену о300... 350тр примерно. Чушь. На фоне этой цены можно сказать что у энок всё ровно на 600.)) Шутка.
Ниже по области я заметил слегка более толстое звучание малых барабанов во многих записях. По тестам понял что район ~210Гц тоже чуток поднят... На пару дБ. Как и 600 - это не косяк и не критично. Лёгкая особенность акустики, всё в пределах допустимого и мониторного. Тоесть это единственные две области по моим тестам которые выдавали чуть большее давление, чем хотелось бы... Тоесть всё остальное - реально ровное давление везде. Иными словами - идеальное давление везде. Я рассмотрел уже почти весь спектр... Это очень много и всего два незначительных нюанса.... А не забывайте и про плюсы типа более уверенной серединки и ровной верхней серединки на 2700.... Это ведь важнее чем то что у Энок снизу есть 600 и ~210 в характере. Опять же - ЧУТЬ! Поэтому ввиду ровного и чёткого верха, с учётом нереально крутых атак по всему этому диапазону - Энки лидируют. Эх... о300 на меня щас обидятся наверное... Но вынужден признать. Это и есть большая и основная часть рабочей области мониторов (рассмотренный спектр от ~200 до 200000Гц). Итог - о300 5 с минусом конкретным, Энки - 5. Сам не ожидал, но это мои наблюдения и мои выводы. Я пока освещаю более ачх.... потом будут ещё ложки дёгтя по другим параметрам. Немного.
По низу - Энки от 75Гц до ~200 абсолютно спокойно и уверенно ровняются с о300. Тоесть - идеально фактически. Мой пытливый слух полностью удовлетворён ровностью и массивностью этого диапазона. Полностью. Мониторы стоят у стены (кто скажет что это говно - будет не прав по многим физическим причинам. это меньшее зло, и имеющее много плюсов кстати, об этом рассказывается в инструкциях к дженелекам, как вариант) и поэтому имеют поддержку по низу на пару дБ. Мне это только вкайф, для ЗЯ это не помешает никак совершенно. Так вот, я человек работающий и в прокате, в разных условиях и разных сетапах - и не по наслышке знаю что такое крутой дискотечный бас в полном масштабе (с достаточно качественными параметрами атаки и затухания). Часто работаю на примерно 30кВт звука. Избалован полностью. Так вот, для работы в мониторном плане - и о300 и Энки 200C выдают от 75Гц до ~200Гц - полностью правильный мощный бас. Тот самый который быстрый и резкий как понос. Фундаментальности в них хватает на этой области предостаточно. Мы понимаем что мэйны инволл выдадут "больше" и массивнее... А это так надо? Это так правильно? Я со своим опытом утверждаю что ЗЯ у стены в виде о300 и Эн200Ц - справляются предостаточно. Да. И не оговорился ни разу. Если вы хотите баса больше чем то о чём я тут говорю (и слышу у себя) - значит вам надо сабвуферы и мегамэйны. И то не факт что это будет правильно и даст результат. Сто раз видел работы деланые на мэйнах в которых куча косяков по низу. И было очевидно что данный оператор мэйнов не может понять грани много-мало. Масштаб звука не подвластен ему. Я слышал из мэйнов Квэстэды 3208... Могу сказать что с ними мгноверннно теряешься в своих внутренних устоях... Сбивает с толку сильно без сноровки и привычки. Чего кстати не происходит на средних и малых колонках. Их понимаешь почти сходу. Соотношения внутри их регистров. По итогу области 75-200 скажу что это полный зачёт. Ничего лишнего не губит как фазики, не мажет, транзиенты пыхает мгновенно. Обе пары подопытных. На этой части тестов уже можно сказать что энки нереально крутые мониторы. В голове постоянно держим стоимость оных и курс рубля.))
Далее самый низ. 75Гц и ниже. Тут не всё однозначно... Тоесть у энок не однозначно. О300 как шпарили вниз мощным давлением там и продолжают это делать. 70-65-60-55-50 - сохраняется полнейшая фундаментальность баса на кляйнах. Всё чётко и осознанно - именно глубокий равномерный уверенный собранный быстрый бас. Предостаточный по давлению. ЗЯ у стены. Не забываем. Это играет им на руку. Совсем не мешает и не пакостит никак. Эталон баса, простите за пафос. А вот у Энок происходит вот что - ниже 75Гц - давление начинает падать... С каждыми 5Гц всё ниже и ниже давления всё меньше и меньше... Трудно сказать сколько дБ на октаву происходит завал с 75Гц.... Но весьма заметно.... весьма... Образно можно сказать что низкого баса очень мало у энок. Очень мало... Это же ЗЯ скажете вы... и будете как бы правы. У о300 электронно в схематехнике бас задран по легенде. Ну ок, задран. При том что все качественные параметры выдаваемого ими баса сохраняются - атака, фаза, фактура, ГВЗ. Всё на месте - уверенный бас с искажениями плюс минус 0,5дБ (как в паспорте так и у меня дома, я мерил и показывал графики АЧХ на рмм тут). Бас не выглядит на о300 надутым, не выглядит пустотелым. с 45Гц до 100Гц к примеру - мясо полностью чёткое и уверенное. Я когда отработаю смену на 30кВт на стадионе рок концерт, прихожу домой, вваливаю о300 и не обламываюсь по басу! И даже наоборот - он ровный, меня это прёт сильнее даже дома. А Эн200Ц - c 75Гц вниз начинают сильно дохнуть... К 50Гц уже совсем тоска наступает... есть отголоски и ниже конечно - 45, 40, но это уже становится неважно, они не имеют под собой веса совершенно и не имеют давления хоть скольконибудь значимого. И неважно что авторы давят на ьыстроту баса и рекордно низкое ГВЗ... это не важно, так-как класс баса и особенно низкого баса - отсутствует... эх............. Так вот, я решил сравнять шансы - на ЕМУ есть ДСП эквалайзеры, вполне кстати хорошие, без претензий к качеству. Я вставил в мастер секцию еку с нижней полкой. Настроил её на 65гц и начал поднимать её, чтобы сравнять бас с о300. Поднимал долго.... Довёл до 9дБ. Примерно с этим значением компенсации бас на Энках появился очень даже. Но надо сказать вот что - не знаю в чём магия, но - как бы давление восполнилось по басу, а вот наполнения фактурного не произошло... Нет такой массивности и уверенности на 50Гц и чуть выше и чуть ниже. Нету массы энергии в звуке. Давит какбы также по громкости, но чуть более пустотело... Клона о300 получить не удалось. Хотя весьма близко.)) Наверное сказывается размер динамика 8,25 у кляйнов при 8 у Энок и главное - объём литража. Чуть не хватило видимо для физических соотношений. И наверное третий пункт - сами НЧ драйверы. Допускаю мысль что в кляйнах они более породистые и способны давать наполнение на басах в полной мере даже на 50 и 45 Гц без проблем. В условиях ближней зоны и без задач прозвучать как мэйны, понимаете надеюсь. Но по мониторной части - с лихвой. Вобщем, Энки тут слили на басах. Формально так. Но на деле - не совсем так... Я понимаю что это как бы пошло и что какбы религия не позволяет использовать ЕКу в мастере звуковухи, но почему бы и нет? Это делает кстати наш Бог - Филипп Ньюэлл, он писал об этом в своих книгах - корректировка мастерсекции. Если это нормальный ДСП чип с нормальными фильтрами. Я поднял на 9дБ полкой одним фильтром некрутым ровным на 60-65Гц и получил полноформатный звук! Я уже так привык к о300 и их полноформатному звуку от верха до субниза, что иначе не могу уже. Без корректировки Энки тяжело вообще сравнивать стало. Мне трудно когда нет низа в звуке. Включаю фильтр - и оп, АС становятся на пару тысяч долларов дороже... Причём - никуда не пропадает при этом быстрота баса, фаза звука не разваливается, атаки не мылятся, не появляется ваты. Ни капельки. Может расчёты и замеры под микроскопом и покажут что чтото чуток уплыло, но на звуковых ушных тестах - ничего не стало хуже ниразу! Я ввалил усилитель с включенным фильтром компенсирющим низ! Всё идеально! Это настоящий полнодиапазонный звук. Не пукалка на сч как НС10, а реально "мерило звука". Ну не хватает чуток взрослости на субнизе как у о300, но в целом - идеал. Именно так! Я гоняю сейчас Энки в таком режиме на тоннах музыки и очень громко! Никаких нареканий. Качает как надо. Без гула и пердежа. Без претензий к ним вобщем по этому поводу. Не вижу причин почему бы так их и не использовать в таком режиме. Никакие ямахи и крк и прочий бутор рядом не валялись даже. Да ещё за свои деньги!
На этом по АЧХ можно закрыть тему. Итого тут говорю - фактуры звуков и тембров в Энках передаются также как и в о300. Вся музыка из моих референсов осталась как и была. Обычно на других акустиках всегда они выворачиваются на изнанку и приходится адаптироваться. Здесь - всё ок. Но началу играла роль разная позиция мониторов и интерференция в верхнем положении другая. Когда поставил Энки на главное место вместо о300 - всё стало как и было на о300. Может быть конечно не на 1000% но в очень и очень большей степени. Я удивлён прям.
На счёт стерео - подбор всех динамиков в Энках - норм, стерео образ почти по центру на свиптестах. Моно в колонках выглядит как МОНО. Это главное. По всему спектру. Это краш тест для стереопары - МОНО. Как и в о300, всё ок. По музыкальности и ширине - всё как и привык в целом. Норма. Реверы вглубь и дальние планы - всё есть, всё ок.
Микродетали по атакам и транзиентам - превосходно! Очень превосходно! С мощным усилком с большим демпинг-фактором - всё идеально. Выше ничего желать уже я не могу, куда больше-то???? Но напомню - изза более уверенной серединки на Энках мне показалось что музыка стала звучать чуть "свежее"... "Новьё". Я не против этого. Только за.
По гармоникам - ниже 1500Гц в колонках есть гармоники на свиптесте... На большой громкости немного заметно на тесте. Изчезает примерно к 500Гц. Наверное это именно природа динамиков. Не уверен, но вроде похоже на это. В музыке такой слабый уровень гармоник никак не скажется. Мелочи по сути. Хотя на о300 гармоник нет. Далее - на 400 и на 200 в корпусе на синусе слышны пара призвуков... Резонансы чьи-то. Я разобрал одну АС - там крайне мало наполнителя-поглотителя. Он очень лёгкий типа синтипон. Совершенно не плотный. Это и сказалось. Авторы, возьмите на заметку. В кляйнях забито под завязку чтото злое... типа "вата-сено-войлок" - с сумешедней плотностью. Это даёт полное отсутствие призвуков внутри корпуса.
По громкости - даже с компенсированным низом они валят минимум в пол раза громче о300! Тоесть - предостаточно громко. Дотянет до среднего поля.
Ну и о птичках - доллар. Долбаный рубль, если быть точнее. Доллар на месте стоит, рубль падает относительно всего. Нефть падает. Поэтому наценка всех брендов криворуких и косожопых - неизбежно. Что мы можем купить за 60-80тр сейчас из этих паршивых брендовых поделок китайских? Я много чего тестировал, и затрудняюсь ответить на это... Сколько стоят сейчас кляйны о300 в россии? 330-350тр. Конечно мне без разницы, ибо это мой инструмент зарабатывания денег, они окупили себя уже раз 10 наверное за 4 года. Но не у всех такое возможно в таком масштабе. И тогда цена начинает играть почти первостепенную роль. И начинается - а вот эти колоночки за 40тр играют лучше вот тех за 30тр ровно на 10тр! А вот те за 65 - вообще атас, они лучше первых на 25тр! Чушь это всё. Нет такой разницы там нигде и не замерить её в пару десятков тысяч рублей. Они просто все тупо разные. Всё среднеширпотребное в цене за 50 - гомно по факту. Какбы привыкнуть можно, какбы даже работы получатся будут. Но это заведомо почти гомно, а не рабочий инструмент. Издевательство над собой. Снимаю шапку перед Володиным и авторами Энок - Их продукт рвёт шаблон и систему. Я включил один фильтр на Энках и получил звук как почти о300 за 330-350тр. Я сам в шоке. А если вспомнить что мне понравилась середина более внятная, то и вообще нет им цены почти. Конечно усилитель поднимет цену.... Тоесть система не будет стоит 38тр, нужен усилок. Но даже дешовый усилок уже даст возможность комфортно работать! И будет это всё на несколько порядков круче попсы брендовой. Искренне желаю авторам удачи в начинаниях и продолжениях, удачи в продвижении продукта! Он достоин полностью, без оговорок! За эти деньги - идеал!
Очень хочу послушать теперь ваши трех-полоски! Если они окажутся лучше ваших 200х, то задумаюсь о продаже о300. Но только после плотных тестов.
ПС -
мне показалось толщина стенок чуть маловата. есть вибрации от панча на большой громкости. это означает что корпус излучает звук. это плохо. к примеру теже кляйны - очень толстые стены и вибраций нет фактически никаких. как монолит.